birmaga.ru
добавить свой файл

1


Урок географии в 9-м классе.

Тема: "Наука и образование".

Митина Елена Михайловна,



учитель географии

МОУ СОШ № 20

г. Вяземского Хабаровского края

Цель урока:

  • Сформировать представление о значении науки и образования в хозяйстве страны.

Задачи урока:

Учебные:

  • Сравнить долю России и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции;

  • Определить тенденции и перспективы развития науки и образования в стране;

  • Проанализировать по карте географию наукоградов и академгородков России.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать выводы и предположения на основе полученной информации.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к российским ученым и изобретателям;

  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости к своей Родине и родному краю.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.
Форма урока: комбинированный урок.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.


Используемые учебники и учебные пособия:


  • Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство». В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. 9 класс. Серия «Сферы» – М.: Просвещение, 2009;

  • Атлас «География. Россия: природа, население, хозяйство». В.П. Дронов. 8-9 класс. Серия «Сферы» – М.: Просвещение, 2009;

  • Тетрадь-тренажер «География. Россия: природа, население, хозяйство». Е.С. Ходова, Н.В. Ольховая. 9 класс. Серия «Сферы» – М.: Просвещение, 2010;



Используемая методическая литература:

  • Поурочное тематическое планирование «География. Россия: природа, население, хозяйство». /Под ред. В.П. Дронова. 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Серия «Сферы» – М.: Просвещение, 2010.

Используемое оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, ИД;

  2. Слайды презентаций.

Используемые технологии:

  • компьютерная;

  • традиционная;

  • проблемная;

Используемые ЦОР:

  • Презентация «Школьные годы чудесные» (Приложение 1);

  • Презентация «Достижения науки и техники» (Приложение 2);

  • Презентация «Высшая школа мира» (Приложение 3);

  • Дидактический материал (таблица 1, 2 конспекта урока).

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Распределение времени

(по минутам)



1

Организация класса

1

2

Контроль: выборочная проверка тетрадей-тренажеров с домашним заданием


1

3

Актуализация знаний, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из фильма)

3

4

Изучение нового материала:

  • Роль науки и образования в современном обществе;

  • Развитие науки и образования в стране. Перспективы развития;

  • География науки и образования

28

6

14



8

5

Рефлексия (ответ на проблемный вопрос)

5

6

Этап объявления домашнего задания и оценок за урок

2


Ход урока.

    1. Организация класса.

    2. Контроль: выборочная проверка тетрадей-тренажеров с домашним заданием.

    3. Объяснение темы урока, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из кинофильма).

Используется презентация «Школьные годы чудесные» (Приложение 1).

Учитель демонстрирует первый фрагмент из к/фильма П. Любимова «Школьный вальс 1» (1 минута, слайд № 1).



Вопрос: На какие мысли вас наталкивает просмотренный фрагмент фильма (школьные будни)?

Предполагаемый ответ: Скоро перед нами встанет выбор определения дальнейшей судьбы, выбора учебных заведений, профессии.

Вопрос: Вы уже сориентировались с выбором будущей профессии?

Вопрос: Какие учебные заведения вы знаете?

Вопрос: О чем пойдет речь на уроке?
Учитель открывает слайд № 2 с темой урока «Наука и образование».

Проблемный вопрос: Обязательно ли сегодня иметь хорошее образование?


    1. Изучение нового материала:

  1. Роль науки и образования в современном обществе.

Задание: прочитать п. 1 учебника на стр. 80. Заполнить предлагаемую таблицу по прочитанному тексту (работа в тетради и на ИД, слайд № 3, используется функция «шторка» на ИД).

Таблица 1

Вопросы

Наука

Образование

Что делает?

Добывает знания

Передает знания

Задачи:

Получении и систематизация различных знаний

Передача знаний, обучение и воспитание

Показатель новизны и конкурентноспособности (определение)

Наукоемкость - доля научных разработок в общей стоимости затрат на ее производство

Наукоемкие производства (примеры)

- аэрокосмическая промышленность (20%), радиоэлектроника, приборостроение

Доля России в производстве наукоемкой продукции в мире

0,3%


  1. Развитие науки и образования в стране. Перспективы развития.


Учитель: Начиная с эпохи Возрождения, наука, отодвинув на задний план религию, заняла ведущую позицию в мировоззрении человечества.

Выступление ученика презентацией «Достижения науки и техники» (опережающее задание, Приложение 2).
Задание: Заполнить таблицу, используя текс учебника (п. 2, 3, 5), стр. 80-81, стр. 83; анализ рис. 1.4.33.-1.4.36. (самостоятельная работа, слайд 4, используется функция «шторка» на ИД). По окончании выполнения работы учащиеся выступают с материалом таблицы.

Таблица 2


Развитие науки в России

(п. 2)


Развитие образования в России (п. 3)

Перспективы развития науки и образования в стране (п. 5)

- низкий экономический эффект – 10% от ВВП;

- низкие з/п низкий приток молодежи

«старение» научных работников сокращение научных кадров;

- «утечка умов»;

- по числу занятых – III место в мире (917 тыс. чел.);

- около 4000 научных организаций…



- техническая оснащенность;

- практическая направленность;

- 18% (25 млн. чел.) обучаются;

- 6 млн. чел. – работники образования;

- уровень грамотности – 99,8%;

- по числу студентов – II место в мире;

- 271 тыс. чел. - среднее проф. образование;

- 191 тыс. чел. – высшее образование;

- 3,7% от ВВП (2005 г.)…

- к 2020 г. 20% ВВП;

- на науку – 2,5-3%;

- на образование – 6-7%;

- создание системы непрерывного образования;

- вузы – центры – крупные федеральные университеты (30-50 тыс. чел.);

- выход на мировой уровень (общеевропейское приложение к диплому)

образование в любой стране…


Вывод: потенциал, затраты (1%

средние мировые показатели.



Вывод: потенциал, затраты реформы в образовании.

Вывод: В науке и образовании происходят коренные изменения в лучшую сторону.


Учитель дополняет: В ноябре 2010 на заседании президиума правительства РФ, В. Путин заявил, что на мероприятия федеральной программы развития образования в РФ в 2011-2015 годах будет выделено 137 миллиардов рублей: в рамках этой программы серьезные средства будут направлены на поддержку одаренных детей, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Кроме этого, в рамках программы будет продолжено обновление материально-технической базы федеральных вузов.


  1. География науки и образования.

Выступление ученика с презентацией «Высшая школа мира» (опережающее задание, Приложение 3).

http://istina.inion.ru/pic/bull.gifЕвропейская часть России

http://istina.inion.ru/pic/bull.gifПодмосковье

http://istina.inion.ru/pic/bull.gifУрал

http://istina.inion.ru/pic/bull.gifСибирь


Учитель вводит учащихся в тему «НАУКОГРАДЫ РОССИИ: вчера, сегодня, завтра», используя ресурсы Интернет (слайд 5).
http://istina.inion.ru/pic/russia.gifhttp://istina.inion.ru/pic/bar_blue.gif

Наукограды России аккумулируют огромный интеллектуальный потенциал. Около 20 таких городов (половина общего их числа) находятся в Московской области. Большинство из них имеют сходную историю, будучи основаны в середине 40х годов на месте небольших городков.



А.П.Павлов, Исполнительный директор Центра ИСТИНА
Кадры наукоградов: состояние и перспективы развития. http://istina.inion.ru/pic/empty.gif

Общим для всех наукоградов является то, что социальная и экономическая активность в таких городах была направлена на поддержание высокого уровня оборонной науки, фундаментальной физики, биологии и т.д.

С 1991 года наука испытала резкое сокращение финансирования, больше , чем любая другая сфера российской экономики. Это существенным образом отразилось на жизни наукоградов. Актуальным проблемам развития наукоградов посвящена статья

А.П.Павлов, Исполнительный директор Центра ИСТИНА Интеллектуальный потенциал России: сохранение и перспективы занятости в наукоградах http://istina.inion.ru/pic/empty.gif

Наукограды (определение) – населенные пункты … (слайд 6)

Функция наукоградов: научные исследования по ведущим направлениям…

Направления:

      1. Авиация;


      2. Ракетостроение и космические исследования;

      3. Энергетика;

      4. Биология и биотехнология;

      5. Электроника и радиотехника;

      6. Автоматизация и приборостроение;

      7. Ядерный комплекс;

      8. Химия и создание новых материалов.

Общим для всех наукоградов является то, что социальная и экономическая активность в таких городах была направлена на поддержание высокого уровня оборонной науки, фундаментальной физики, биологии и т.д.

70 наукоградов – 14 имеют официальный статус, 9 из них в Московской области (рис. 1.4.39 – карта наукоградов и академгородков).



Задание 5, стр. 43 в тетради-тренажере выполнить дома.

    1. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: Обязательно ли сегодня иметь хорошее образование? (слайд 7)

Учитель демонстрирует второй фрагмент из к/фильма «Школьный вальс» (сцена последнего школьного звонка, слайд 7, 1 минута) и подводит ребят к выводу о том, что в современном мире, независимо от образования, нужно оставаться человеком, надежным другом, патриотом своей Родины.



    1. Этап объявления домашнего задания и оценок за урок.

Домашнее задание (слайд 8):

      1. § 22;

      2. Тетрадь/тренажер: стр. 43, зад.5. (к следующему уроку, используя ИД, нанести наукограды на интерактивную карту).

Учитель выставляет оценки за урок с комментарием.

 Ссылки из Интернета:



  • Материалы из Википедии — свободной энциклопедии

  • http://www.molsm.ru/blog/science_education/465.html

  • http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0217/analit05.php
  • http://www.memoid.ru/node/Naukogrady_i_akademgorodki_sovremennoj_Rossii

  • http://istina.inion.ru/r_naukog.htm