birmaga.ru
добавить свой файл

1
«Остановим фосфор»


Название направления

«Стиль жизни и окружающая среда»

учреждение

МОУ СОШ №33

руководители

Учитель биологии - Шершнева Зоя Юрьевна

учитель химии — Гаганова Ирина Геннадиевна

Название проекта

«Остановим фосфор»

Общее количество учащихся, принимающих участие в проекте


5-ые классы — 120 учеников

8-ые классы — 98 учеников

9-ые классы — 88 учеников

10-ые классы — 51 учеников

11-ые классы — 48 учеников

Всего — 405 учеников


Оглавление

I. Предпроектные мероприятия

1. Причины выбора данного направления____________________3

2. Анализ ситуации_______________________________________4

3. Цель и задачи__________________________________________5
II. Работа по выбранному направлению

4. Инициативные группы, целевая аудитория________________6

5. Реализация намеченных мероприятий_____________________6
III. Анализ результатов____________________________________9

IV. Перспективный план дальнейшей работы________________9

V. Приложение___________________________________________10


1. Причины выбора данного направления

«Цивилизация начинается с … проточной воды»


Стефан Цвейг
С 2000года учителя и ученики нашей школы участвовали в международной программе «Наблюдение за побережьем», проводимой фондом WWF и Калининградской организацией «Экозащита». В школе накопился определенный опыт изучения водных объектов. С 2004года мы участвовали в проекте «ТБО».

Нынешняя программа Всемирного Фонда Дикой Природы «Остановим фосфор» позволяет ребятам использовать накопленные знания, так как органично сочетает оба эти направления.

Основной целью экологической работы нашей школы является убеждение каждого ученика в том, что Человек — еще один неповторимый вид, а не царь и властелин природы. Исходя из этого, дети прекрасно понимают задачу сохранения биоразнообразия планеты и нашего родного Балтийского моря.

Мы понимаем, что вода — колыбель жизни, что чистая вода — непременное условие сохранения всех живых существ.

Мы любим Балтийское море и осознаем, что чистым оно может быть только в том случае, если мы не будем загрязнять его промышленными и бытовыми стоками.

День ото дня возрастает количество аллергических и наследственных заболеваний, онкозаболевавания «молодеют» с каждым годом. А ведь все эти недуги напрямую зависят от состояния окружающей среды. Ухудшение экологической обстановки результат нашей низкой экологической культуры.

«Думай глобально, действуй локально!», - этому учит программа «Остановим фосфор». Анализируя ситуацию, учащиеся должны понять, не все зависит от государства и городской власти, много можем сделать мы сами.

Проблема эвтрофикации водоемов связана с моющими средствами, значит, правильно выбирая в магазине СМС, мы внесем свой вклад в общее дело сохранения чистой воды.

Для воспитания экологической культуры подрастающего поколения в МОУ СОШ №33 и была разработана программа «Остановим фосфор». Мы осознаем, что именно в руках сегодняшних школьников будущее Балтики, да и планеты в целом.

2. Анализ ситуации

Наша школа находится в Ленинградском районе города Калининграда, на западе от школы расположено Верхнее озеро, а на юге — ручей, протекающий вдоль Литовского Вала. Естественно, именно эти объекты привлекли внимание наших учащихся. Нас беспокоит длительная реконструкция озера, уменьшение его площади, уничтожение прибрежных экосистем. Литовский Вал раньше радовал нас замечательным парком. Этот парк был излюбленным местом отдыха жителей микрорайона. Здесь мамы и бабушки гуляли с детьми, молодые люди назначали свидания своим возлюбленным, проводились различные культурно-массовые мероприятия. В хорошую погоду преподаватели близлежащих школ и РГУ им. И. Канта проводили в парке уроки физкультуры, по утрам совершали оздоровительные пробежки спортсмены-любители. Сейчас идет интенсивная вырубка парка и застройка территории около ручья. Все это не может не отразиться на качестве воздуха в микрорайоне, состоянии этих водных объектов.

Работа по изучению водоемов микрорайона не должна сводиться только к критике существующего положения. Важно показать ребятам, что и от их усилий что-то зависит.

Классные часы, конкурсы презентаций, тематические песни, сочинения, рисунки, лабораторные исследования, социологический анализ — все это позволяет каждому ребенку найти дело по интересам.


3. Цель и задачи проекта.
Цель – привлечь внимание общественности к острейшей экологической проблеме – проблеме чистой воды, совместный поиск путей её решения, стимулирование природоохранной деятельности детей, воспитание экологической культуры подрастающего поколения.

Задачи:


  1. Организовать и провести природоохранную акцию «чистые берега».

  2. Создать экологический паспорт Верхнего озера и ручья.

  3. Сравнить пробы воды с другими водоемами.

  4. Организовать и провести школьный конкурс творческих работ «Идеальный город»

  5. Конкурс рисунков на асфальте «Мы - за чистую Балтику!»

  6. Принять участие в акции «Живой ручей».


  7. Провести исследовательскую работу «Эвтрофикация Балтийского моря: причины и последствия».

  8. Провести анкетирование и статистическую обработку данных по потреблению СМС.

  9. Протестировать СМС на содержание фосфатов.

  10. Подготовить тематические музыкальные номера.

4. Инициативные группы, целевая аудитория

Инициативные группы.

Учителя:

Гаганова Ирина Геннадиевна, учитель химии

Герасимова Тамара Петровна, учитель биологии

Ковалева Галина Станиславовна, учитель русского языка и литературы

Гущина Татьяна Сергеевна, учитель музыки

Волкова Марина Юрьевна, учитель музыки

Дейнега Наталья Александровна, учитель музыки

Замятина Ольга Владимировна, учитель информатики

Комарова Мария Игоревна, лаборант химии, студентка РГУ им. И. Канта

Ученики:

Афанасьева Анна — 10 «Б»

Булгакова Мария — 9 «А»

Бобков Егор — 10 «Б»

Горячева ксения — 10 «Б»

Кваша Надежда — 10 «А»

Кожухова Юлия — 11 «Б»

Колесникова Марина — 11 «Б»

Третьякова Настя — 11 «Б»

Целевая аудитория:

1. Ученики школы и родители — 147 семей

2. Учителя школы - 27

3. Покупатели магазинов микрорайона школы - 27
5. Реализация намеченных мероприятий




мероприятие

Время проведения

Место проведения

К-во участников

результативность

1

Стартовое занятие по программе «Остановим фосфор»


Ноябрь

2009 года

Школа №33, собрание МО и ученического актива

16

Разработан план мероприятий по направлению, сформулированы цели и задачи проекта созданы рабочие группы

2

Организация работы по сбору материаллов по данному направлению


Ноябрь

2009 года

Классные активы

(в параллелях 5,8,9,10,11-х классов)

405

Собран информационный материал, проведена исследовательская работа «Антропогенные загрязнения Балтийского моря»


3

Беседы в классах о роли фосфатов в процессе эвтрофикации водоемов

Ноябрь-декабрь

2009 года

Классные коллективы

(в параллелях 5,8,9,10,11-х классов)

405

Понимание проблемы

4

Анкетирование семей учащихся

(анкета №1)

Ноябрь-декабрь

2009 года

Микрорайон школы №33

147 семей

Собраны сведения об уровне информированности

членов семей учащихся по проблеме фосфатов

5

Анкетирование семей учащихся

(анкета №2)

Декабрь

2009 года

Микрорайон школы №33

128 семей

Собраны сведения о потреблении СМС

членами семей учащихся


6

Конкурс презентаций учащихся о роли фосфатов в процессе эвтрофикации водоемов и состоянии Балтийского моря.

Январь

2010 года

Учащиеся 11-х классов

7

участие в школьной конференции,

пропаганда экологической информации

7

Статистическая обработка анкет

Январь

2010 года

Ученики 10 -х кл.

4

Определен уровень экологической грамотности, выявлены предпочтения при покупке СМС.

8

Химический анализ СМС на содержание фосфатов

Февраль

2010 года

Ученики 10-11 -х классов.

13

Выявлены СМС, содержащие наименьшее количество фосфатов

9

Конкурс моделей Идеального города

Февраль

2010 года

Ученики 5 и 8 кл.

10

4 лучшие работы рекомендованы для демонстрации на конференции

10

Классные часы «Проблемы Балтики — наши проблемы»

Март

2010 года

Классные коллективы

(в параллелях 5,8,9,10,11-х классов)

405

Учащиеся выразили желание принять участие в акции

«Остановим фосфор»


11

Исследовательская работа

« Экологический паспорт ручья»

Март

2010 года

10 - «Б» кл.,

Экоцентр,

ручей на Литовском Валу

2

Исследовано качество воды в ручье

12

Подбор и репетиция музыкальных номеров о воде


Март

2010 года

Ученики 1 «Д»,

5 «В», 5 «Г»,

8 «А» классов

30

Создание эмоционального настроя

13

Социологический опрос учителей школы

Март

2010 года

школа

27

учите-

лей

Привлечение внимания к проблеме фосфатов

14

Социологический опрос покупателей в магазинах микрорайона и акция «Остановим фосфор»

Март

2010 года

Магазины на улице Куйбышева

27

покупателей

Формирование грамотной потребительской позиции при покупке СМС

15

Итоговая школьная конференция

«Остановим фосфор».

22 марта

2010 года

Актовый зал школы

405

Пропаганда экологической культуры

16


Презентация на педсовете.

22 апреля 2010 года.

Актовый зал школы.

70

Пропаганда экологической культуры.



6. Анализ результатов
Наша школа, подобно другим школам Калининградской области, впервые участвовала в проекте «Остановим фосфор». В 2009 – 2010 уч. году была проведена большая работа по данному направлению. Проект позволил от глобальных проблем гидросферы, непонятных и далеких от ребенка, органично перейти к локальным, близким и понятным каждой семье.

В результате анкетирования семей наших учеников были получены сведения о том, что большинство потребителей моющих средств не владеют нужным объемом информации. Поэтому необходимо проведение разъяснительной работы по данной проблеме и ее пропагандирование.

Старшеклассники проанализировали информацию, представленную на этикетках моющих средств. Лучшими покупками станут Vanish, Lenor и Dreft, т.к. они содержат меньше всего фосфатов. Лучшими стиральными порошками относительно содержания фосфатов станут Persil и Tide. Лучшим средством для мытья посуды признан Faerie из-за относительно низкого содержания фосфатов, но из-за стоимости выгоднее покупать E. Низкое содержание фосфатов имеет чистящий порошок Silan, но в связи с рекламной компанией Comet пользуется большим спросом.

Выполнив это исследование, ребята убедились, что покупатели приобретают товары, которым сопутствуют сильные рекламные кампании, мало обращая внимание на содержание в них фосфатов. Но выбор у покупателей есть, который они не используют из-за низкой экологической культуры. Поэтому нужно проводить мероприятия по её повышению.

На уроках химии были проанализированы популярные марки стиральных порошков. Ребята пришли к выводу, что наиболее экологически безопасными, так как имеют наименьшее содержание фосфатов, являются стиральные порошки производства Германии Burti и Америки Amway. К сожалению, эти порошки не всегда можно найти на полках магазинов, они продаются через распространителей.


В ходе работы по проекту был проведен социологический опрос трех групп населения: учителей МОУ СОШ №33, не участвующих в проекте; родителей учащихся начальной школы; покупателей в магазинах микрорайона — всего по 27 человек в каждой группе. Анализ опроса показал, что чаще дозируют моющие средства в соответствии с жесткостью воды родители младших школьников — 52%. Предпочитают качество и экологическую безопасность, не обращая внимание, на цену тоже родители младших школьников — 78%. Употребляют бутылированную воду чаще — 74% в этой же группе. По нашему мнению, именно молодые родители показали столь высокий результат, так как они обладают большей информированностью, их предпочтения меньше зависят от привычек, а, кроме того, у них больше проявляется материальная стабильность. Исследование состояния ручья, протекающего вдоль Литовского Вала, позволило нам приступить к составлению его экологического паспорта. Результаты анализа воды, к сожалению, были неутешительны. Выяснилось, что вода в исследуемом ручье не соответствовала нормам. Отрицательными были показания содержания фосфатов,

нитратов, аммония и железа. Но были и утешительные результаты: цветность и PH воды.

Таким образом, учащиеся убедились в том, что состояние окружающей среды зависит от того, что содержат городские сточные воды. Они узнали об эвтрофикации водоемов и способах борьбы с этим явлением.

Многие учителя и учащиеся школы приняли активное участие в работе по проекту. Различные формы деятельности (анкетирование, акции, социологические опросы, конкурсы, исследовательские работы) - позволили каждому ученику найти работу по силам, узнать что-то важное и интересное для себя.

Результатом проведенной работы является привлечение внимания детей, их родителей и членов семей к проблеме чистой воды. Учащиеся с удовольствием делились с покупателями магазина своими знаниями, способствовали формированию потребительской культуры.

Не все запланированные мероприятия удались нам в этом году. Большая работа требует и больших усилий.


Подобно тому, как река рождается из маленьких ручейков, так и решение такой сложной проблемы, как проблема чистой воды, начинается с каждого из нас, с нашей активной жизненной позиции.

Мы хотим жить на чистой планете, поэтому работа в проекте «Остановим фосфор» будет продолжаться.


        1. Перспективный план дальнейшей работы.


В следующем учебном году мы планируем :

  1. Провести повторно некоторые лабораторно-практические работы: организовать и провести природоохранную акцию «чистые берега»; создать экологический паспорт Верхнего озера и ручья; сравнить пробы воды с другими водоемами. Такая работа позволит организовать мониторинг состояния водоемов микрорайона школы.

  2. Провести анкетирование и статистическую обработку данных по потреблению СМС. Это позволит оценить результативность работы, проведенной в этом году.

  3. Протестировать СМС на содержание фосфатов. Это необходимо, так как в магазинах появятся новые моющие средства.

  4. Для воздействия на чувства детей подготовить и провести тематические музыкальные номера, конкурс рисунков на асфальте «Мы - за чистую Балтику!», конкурс творческих работ «Идеальный город».

  5. Продолжить исследовательскую работу «Эвтрофикация Балтийского моря: причины и последствия».


Анкетирование семей учащихся.


Конкурс презентаций учащихся о роли фосфатов в процессе эвтрофикации водоемов и состоянии Балтийского моря.







Статистическая обработка анкет.







Химический анализ СМС на содержание фостфатов.







Конкурс моделей Идеального города.



Исследовательская работа «Экологический паспорт ручья».






Отбор и репетиция музыкальных номеров о воде.








Социологический опрос учителей школы.







Социологический опрос покупателей в магазинах микрорайона и акция «Остановим фосфор».

















Итоговая конференция «Остановим фосфор».