birmaga.ru
добавить свой файл

1
М. Ш. Толобаев


Социоприродные детерминанты экологической ценности

В человеческой истории природа становится необходимым условием общественного, а значит и духовно-ценностного развития, лишь в историческом процессе история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга. Экологическая ценность, выражая нравственный аспект многогранного, противоречивого отношения людей к природной целостности имеет конкретно-исторический характер. При её развёртывании в социальном пространстве и историческом времени появляются и расширяются новые горизонты, ценностные парадигмы эконравственного взаимодействия субъекта (человечество в целом) и объекта (процессы, связанные с природной целостностью), которые показывают диалектичность коэволюционного развития социоприроды.

Стратегическим направлением циклически необратимого, поступательного развития человеческой цивилизации соответствует имманентная логика экологических ценностей, которая, имея определенные истоки в природных, социокультурных, социально-экономических феноменах, в различных типах традиционных ценностей, обладает экогуманистической направленностью, заботой об интересах не только нынешнего, будущих поколений людей, но и окружающей природной среды. В связи с этим концептуальный анализ основных детерминант экологической ценности, т. е. философское осмысление богатого спектра истоков, предпосылок возникновения, становления, формирования и развития экоценностной культуры представляет собой одну из актуальных задач современной науки и социально-экологической практики.

В эпистемологии, в процессе смены типов научной рациональности, обнаруживаются пути и формы определения детерминант экологической ценности в новом геосоциальном пространстве. Необходимо обратить внимание на то, что в адекватном воспроизведении социоприродной

Толобаев М. Ш. – старший преподаватель КГУСТА

целостности, системы экологической культуры, в их непрерывном развёртывании в социальном пространстве и времени выделяют следующие основные типы детерминации экологической ценности: природные, социально-экономические, социально-культурные, социально-психологические, этноцивилизационная детерминанта экологической ценности. Перечисленные детерминанты относительно разные, но тесно связанные между собой онтологически, обуславливают процессы формирования и развития экологической ценности, что требует системного научного осмысления и этимологической интерпретации в контексте социоприроды1.


Природные детерминанты формирования экологической ценности

История взаимоотношения социума и природной среды ярко показывает, что именно в ходе развития человеческой цивилизации природное бытие становится необходимым условием социально-экономического, культурного и духовно-нравственного развития. Экологическая ценность, являясь духовным феноменом, характеризует нравственное отношение человека к природе и проявляется обычно в виде мировоззренческих, гуманистических и этических оценок социоприродных явлений в системе «общество-природа». Нравственное богатство социума определяется естественно-природными факторами. В этом смысле, кыргызы длительное время формировались как номадический этнос, что не могло не сказаться на его психологии, менталитете, образе жизни и на отношении к природной среде. Природно-климатические и географические условия формируют не только культуру народа, но и влияют на становление его экологических ценностей. Исходя из мировосприятия кочевников, природа имела такие же права на жизнь, как и человек. При этом кочевники, в отличие от нас, не искали конфликта с ней, не старались поработить её. «Природный мир представлялся кочевнику «домом» и «духовной обителью», из которого он выходит с целью – постичь смысл мироздания в его безмерности, бесконечности, вечности и определить своё место в нём»2.

Исходя из рассмотренного следует, что экологическая ценность, её имманентная логика должна основываться на осознании и признании того, что природа есть естественная субстанциональная основа человеческого бытия; между людьми и природной средой объективно существуют гармоничные связи, неразрывное единство, многосторонние отношения, наполненные гуманизмом, естественностью; отсюда причинение ей вреда более безнравственно и равносильно уничтожению в себе человеческого. Природа в традиционном мировоззрении кыргызов выражается понятием «табият», которое трактуется как «жизненная сила», «потенция жизни», «изобилие», «благодать». Её суть также красочно определяется богатством словесных наименований – «Мать природа», «Святая земля», «сила, богатство природы», «природные блага», «красота природы», «мудрость природы», «лоно природы», «природная чистота» и др.


Социально-экономические детерминанты экологической ценности

Диалектика современной человеческой цивилизации показывает, что социальный мир стал экономически богаче, но беднее в экологическом отношении, именно это стало причиной развития экологического кризиса. Данная проблемная обстановка явилась объективной предпосылкой генезиса и динамики экологической ценности. «Во взаимодействиях с природой человечество безоглядно разрушает биосферу – основу своего существования. В этом плане человечество будет вынуждено радикально пересмотреть свои отношения к производству необходимых для жизни благ с экологических позиций»3.

«Если экономическая стабильность и безопасность достигаются за счёт наращивания богатства…, то экологическая стабильность требует поддержания на определённом уровне всех экологических параметров»4. Объективная необходимость разумной сбалансированности развития человечества и сохранения природной среды требуют выделения императива экологической и социально-экономической устойчивости. Императив экологической устойчивости означает жизнь в рамках экологических возможностей, т. е. требование уменьшить, оптимизировать потребление природных комплексов. Императив социально-экономической устойчивости – обеспечение оптимально-ценностного баланса между экономическими, социальными и экологическими аспектами развития общества, гармонизация жизнедеятельности человека и социоприродных отношений.

Экологическая и социально-экономическая устойчивость вкупе как одна из доминант возникновения, формирования и развития экологической ценности имеет для Кыргызстана особую актуальность в виду ряда причин:

1. Социально-экономические трудности, переживаемые нашим государством, обществом, отодвигают экологические проблемы на второй план. Рассмотрение экологических проблем вне взаимосвязи с социально-экономическими факторами усугубляет не только экологическую обстановку, но и негативно отражается в экологическом сознании, закрепляя в нём преимущественно приоритет экономических ценностей. Сложилась парадоксальная ситуация, когда на личностном уровне человек знает о необходимости охраны окружающей среды, но на уровне производственного коллектива или частного предпринимательства интересы хозяйствования чаще всего возвышаются над интересами сохранения и защиты природы.


2. Реализация программы социально-экономических реформ в Кыргызстане, направленная на ликвидацию государственного монополизма, ориентированная на формирование гармоничной региональной структуры экономики, повлекла соответствующие изменения в системе управления и социальной структуре общества, расширив, таким образом, зону самодетерминированного поведения. В таких условиях многое зависит от того, насколько решения, принимаемые политиками, предпринимателями всех уровней соответствуют требованиям экологической устойчивости и безопасности, что, в свою очередь, обусловлено ценностями и идеалами, которыми руководствуется субъект деятельности в выборе цели и средств её осуществления.

3. Глобализация и гуманизация социокультурных отношений сопряжены с реализацией всеобщего права на здоровую окружающую среду, что зависит не только от законодательно-нормативной базы, развитой инфраструктуры, но и от экологизации экономики.

4. Для разрешения экологической проблемы мы должны исходить из противопоставления и сравнения двух тенденций развития современного общества, условно названых «потребительской» и «экологической». То есть главной задачей должно стать создание общества разумных потребностей.

Названные парадигмы выступают естественно - историческими факторами экологически устойчивого развития.

Социально-культурные детерминанты экологической ценности

Становление экологической ценности как духовного явления в его обыденной форме проявляется в традиционной культуре этноса или народа, в многовековом опыте отношений людей с природой. Другими словами, экологическая ценность формировалась и развивалась под влиянием различных факторов (религиозных, этнокультурных, духовно-нравственных, предфилософских, мировоззренческих, этико-эстетических и др.), которые в совокупности стали её детерминантами5.

Следует подчеркнуть, что система религиозных ценностей является одним из истоков возникновения и функционирования экологической ценности. Принято считать, что религиозная картина мира не переводится в научную, хотя включает в себя ряд её элементов. Однако религиозная картина мира может рассматриваться как древнейшая и развивающаяся форма объединения ценностей людей. Ценностные положения отдельных религиозных учений могут без противоречия включаться индивидом в его научную картину мира. Научная и религиозная картины мира не обязательно конкурируют на уровне обыденных ценностей, а зачастую мирно уживаются. Экологическая этика, экологические ценности получают импульсы от религиозной веры.


К социально-культурным детерминантам экологической ценности также относятся эмпирические знания о природных явлениях, о единстве человека и природной среды, особенно донаучные экологические представления, которые в контексте традиционного способа хозяйствования, характера жизнедеятельности, менталитета и образа жизни этноса, народа развивались и обогащались новым содержанием в социальном пространстве и времени.

В формировании и развитии экологической ценности и поведения особую роль сыграло донаучное экологическое представление восточных народов и самих кыргызов. Донаучное экологическое представление кыргызов включало в себя систему восприятий, эмпирических идей, знаний, сравнений, обобщений и убеждений о природных объектах, явлениях, о взаимодействии, взаимообусловленности бытия природы и человека (астрономические, математические, физические, ботанические и географические), стало основанием становления экологической ценности. Одним из важнейших детерминант функционирования и развития экологической ценности выступает мировоззренческое содержание устного народного и художественного творчества.

Таким образом, можно говорить о появлении экологических ценностей в рамках уже сложившихся форм общественных ценностей. Эти ценности являются первоэлементами обыденной экологической ценности. Они имели слабую когнитивную основу, в большинстве своём были дорациональными, не были подкреплены знанием, полученным на основе экспериментального изучения. Экологические ценности, служили определённым образцом отношения к природе в рамках социальной деятельности или были частью мировоззренческого поведения6.

Социально-психологические детерминанты экологической ценности

Экспликация экологической ценности позволяет отметить развитие её содержания, детерминируемого психологическими потребностями социума. Такая трактовка означает выражение отношения людей к окружающей их среде обитания, т.е. присутствия определённых психологических установок – формирования «стихийного эколога». Данная специфика призвана рассматривать проблемы развития отношения «человек-природа» с учётом психологии самобытности народов, их уникальности в осмыслении различных граней эволюционной сущности события социумов и природной целостности.


Происходящие природные изменения имеют яркое отражение в психологии социума и находят своё выражение в выборе альтернативного поведения – поиск новой экологической парадигмы (экологической ценности). Социально-психологическая детерминанта призвана на построение целостной концепции отношений человека к природному миру, позволяющей осуществить необходимый синтез экологических идей и философских убеждений, что человек – это духовное средоточие природного мира, призванный взять на себя дело спасения природного бытия в его целостности, самоценности и уникальности7.

Обращая внимание на динамику природных изменений сегодня, уместно обратиться к концепциям с двухсотлетней историей: «психология народов» (М. Лацарус, Х. Штейнталь, В. Вундт), «психология масс» (Ш. Сигеле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведения» У. Мак-Дугала. Учитывая роль социальной психологии в целом в решении острых экологических проблем, необходимо развивать новый «социальный заказ» – распространение экологической ценности в контексте социоприродного взаимодействия2.

Этноцивилизационная детерминанта экологической ценности

Сегодня осознание экологического кризиса стало возможным благодаря фокусировке научной мысли на динамике природных изменений, которые показывают, что этот кризис имеет философско-идеологический характер и решение его в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующих ценностей, ставящих человека и его интересы в ущерб интересам природы. Эволюционная сущность экологической ценности кыргызов, следовательно, определяется не только логической структурой, но и постоянным изменением, обновлением и обогащением её духовного содержания с учётом диалектики развития кыргызского общества.

Подытоживая рассмотренное, следует признать, что многие традиционные социально-экологические ценности по отношению к системе разумного события социума и природы были несправедливо забыты и неадекватно раскрыты, т. е. не учтено их аксиологическое содержание. Очень справедливо заметила У. Асанова, что«потеря социальной памяти, выраженная в забвении своей родословной, языка, обычаев и традиций своего народа, неизбежно ведёт к оскудению души, следовательно, к жестокости не только по отношению к окружающим людям, но и окружающей природной среде. Человек, не обладающий такой памятью, действует холодно и расчётливо, исходя из морали сиюминутной пользы. Для него неведомы понятия универсальной, космической справедливости»8.


Именно поэтому, духовно-нравственные императивы, которые успешно влияли на становление экологических ценностей кыргызов на протяжении длительной историко-культурной эволюции, необходимо возродить и представить в качестве основы современной экологической культуры и экологического поведения. Модернизация традиционных экологических ценностей в освоении реальной окружающей действительности позволит укрепить огромный интеллектуально-духоформирующий потенциал современного поколения, что является предпосылкой и важным фактором устойчивого развития.

ПРИМЕЧАНИЯ:


1 См.: Жумагулов М. Ж. Онтология экологической этики. – Б.: Илим, 2010. – С. 49.

2 Нысанбаев А. Н. Философия взаимопонимания. – Алматы: Главная редакция «Казах энциклопедиясы», 2001. – С. 184.

3 См.: Кондратьев К. Я., Лосев К. С. Иллюзии и реальность стратегии устойчивого развития// Вестник РАН.– 2002. – Т. 72. – № 7. – С. 594.

4 См.: Волков В. А., Афиногенов Д. А. Экополитические пространства – новые политические изменения //Общественные науки и современность. – 2002. – №3. – С. 59.

5 Жумагулов М.Ж. Экологическое мышление в эпистемологическом измерении // НАН КР. - Б.: Илим, 2005. – С. 23.

6 Таджиева Г. М., Курманбекова А. А. Народное устное творчество: его вчера, сегодня и завтра. – Б.: Илим, 1993. – С. 18.

7 Реймерс Н. Ф. Природопользование. – М., 1990. – С. 289.

28Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. – М., 1999. – С. 154.

89Асанова У. Философия образования. – Б., 2001. – С. 142.