birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 9 10


РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ
УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

имени И. А. ИЛЬИНА


ДУХОВНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ XXI ВЕКА

(проект концептуальных

и базисных положений)

Екатеринбург–Москва

2007


По благословению Его Высокопреосвященства,

Высокопреосвященнейшего ВИКЕНТИЯ, Архиепископа

Екатеринбургского и Верхотурского

СОДЕРЖАНИЕ


Введение. Обоснование приоритетности образования в общественном развитии и приоритетных направлений в развитии самого образования

Часть 1. Русская идея как стратегия развития образования и формирования духовности личности

Часть 2. Анализ и оценка исходной ситуации в образовательной и профессиональной школе

Часть 3. Духовная основа и ценностный фонд российского образования и воспитания

Часть 4. Истины веры и разум науки в образовательно-воспитательном процессе

Часть 5. Образование как система и органическое единство процесса воспитания и обучения.

Часть 6. Семья и досуг учащихся как сфера особого попечения школы, церкви и государства

Часть 7. Образование и воспитание в контексте православия, науки, культуры, традиции

Часть 8. Педагогизация воспитания и обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Субъектные характеристики и требования к педагогу и учащемуся

Часть 9. Из опыта воспитательной работы Уральского института бизнеса имени И. А. Ильина
Список литературы



4
9
16
29
39
49

70

77

100

114
121



ВВЕДЕНИЕ

ОБОСНОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ПРИОРИТЕТНЫХ

НАПРАВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ САМОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Школа была и остается важнейшим общественным, социокультурным и государственным институтом образования и воспитания человека – общенародного и, по слову Феофана Затворника «самым святым из всех святых дел» … на земле.

По своей сути именно так, задолго до нашего смутного времени, был обоснован и сформулирован приоритет образования и его сердцевины – воспитания личности. Чисто ведомственный, отраслевой подход к образованию, к статусу и положению образовательной и профессиональной школы, тем более в мучительных условиях трансформации всей общественной системы на рыночных принципах не срабатывает.

Процесс образования и воспитания должен быть увязан с социокультурной полисферой в целом, со всеми аспектами жизни общества – с позицией воздействия образования на становление инновационной и эффективной экономики, с духовно-нравственным миропорядком развития всех отраслей хозяйства, здравоохранения и культуры, сбережения народа и территории страны, экологии, обороны и национальной безопасности, важнейшими направлениями оптимального воспроизводства и достойными условиями социального жизнеобеспечения людей. Образование является определяющей сферой культуротворения как идеального человека, так и общества в целом. Образование как органичная и целостная система выступает основным движителем и механизмом развития всех других сфер и элементов общества и поэтому оно на деле должно стать из ведомства (отрасли) сферой целостной общественной практики.

Общепризнанной является значительно возросшая роль образования во всем современном мире, его ведущий и определяющий вклад в экономику, производство. Справедливо говорится об «экономике знаний» как важнейшем ресурсе производства, техники и, особенно «высоких» и «тонких» технологий.


Действительно, решающим фактором в целостной системе общественного воспроизводства, особенно в его постиндустриальном развитии, становится сам человек, его социокультурный личностный потенциал. Причем, главное в социальном потенциале человеческого ресурса уже не мускульные и физические усилия, не индустрия «заводских труб», а производство интеллектуальной и наукоемкой продукции, наращивание и воплощение в хозяйстве духовно-нравственных усилий. Они по своей созидательной сути в сравнении с другими ресурсами (сырье, энергия, материально-вещественные факторы) безграничны в использовании и только возрастают по мере их проявления через культурно-образовательный, интеллектуально-научный и созидательно-инновационный потенциал личностного развития. Можно сказать и так: силовые факторы экономики (труд, капитал, земля, технологии, информация) все более уступают сегодня уму, а завтра – совести (хотя дефицит совести – это самый дорогостоящий и самый блокирующий фактор общественного развития в целом). Мы должны формировать экономику «знаний, интеллекта, науки и культуры», «золотых» рук и «чистой совести» с гимном и хвалой честному созидательному труду (И. А. Ильин).

В таком ракурсе во весь рост встает проблема социально-философского, антропопедагогического постижения и решения сложнейших вопросов образования и воспитания, становления и самоопределения человека в качестве подлинного субъекта на всем «поле» хозяйственно-экономического и социокультурного пространства его жизнедеятельности как духовно-нравственного существа. Будущее России рождается за школьной партой и на студенческой скамье, в детских дошкольных учреждениях и, прежде всего, в семье как опорной и ключевой клеточке всего общественного организма. Сегодня в зоне повышенной опасности и постоянного риска оказалась не просто какая-то часть подрастающего поколения, но детство, подростки, юноши и девушки, молодежь в целом. Ссылаясь на известное произведение замечательного русского писателя В. Г. Короленко «В дурном обществе», часть которого под названием «Дети подземелья» обязательно включалась в программу по литературе до недавнего времени, можно сказать, что сегодня предстоит вывод детей (и не только детей) из «духовного подземелья», сложнейшая задача переустройства самого общества на человеческих, духовно-нравственных основаниях.


Воспитание и образование, в отличие от других сфер общественной жизни, целиком и полностью погружены в духовное, пронизаны духовным началом и в концентрированном виде выражают уровень духовности. Именно в формировании духовности зиждется сердцевина воспитательной работы с учащимися и студентами. Иначе, по слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь учащемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству»1. Поэтому главное внимание и основные усилия школьных учителей, профессорско-преподавательского состава вуза должны быть нацелены на преодоление дефицита духовности. Можно сказать и точнее – ига бездуховности. Самое пристальное внимание должно уделяться обновлению, обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствию духовному наследию и великим традициям, доставшимся нам не по нашей заслуге от наших предков. Весь учебно-образовательный, научно-исследовательский и воспитательный процесс в школе и вузе должен быть выдержан на этом уровне, достойном традиций нашего народа.

Приходится возвращаться к более глубокому и изначальному смыслу общепринятых и близких, на первый взгляд, понятий: образование, обучение, воспитание. К сожалению, имеет место практика их прямого отождествления или неоправданного отрыва друг от друга.

Обучение (любому предмету, делу, специальности, профессии) не есть еще само образование, хотя и составляет его определенную и специфическую часть. Можно сказать и так: обучают чему-то посредством выверенных дидактических принципов и методов, а образовывают человека в соответствии с принятым идеалом – эталоном, образцом, первообразом, образуют в целом человека, во всей полноте его сущности и многомерности существования. В таком плане можно говорить о созидании человека образованием и культурой.


Образование – от слова «образ». Если этот образ воплощен в том, что известно человечеству как объективно и абсолютно совершенное и прекрасное – в Личности Богочеловека – Спасителя Иисуса Христа, только тогда это настоящее образование, приближающее человека к истине и правде, добру и красоте. Все это можно осуществить только на основе духовно-нравственного совершенствования личности, работы над своим душевным укладом, накопления и передачи духовного опыта молодому поколению. В связи с этим для восстановления и полноценного функционирования социального института воспитания необходимо возрождать традиции наставничества, духовного окормления детства, отрочества, юношества.

Вся система образования в России должна быть направлена на формирование условий для созидания осмысленной, предметной, ответственной жизни на духовно-нравственной основе. «Все, что воспитывает духовный характер человека, – все хорошо для России, все должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: все, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно было принято всеми остальными народами»2.

Условия эти могут сформироваться только на основе развития способности педагога и учащегося к «духовному созерцающему интуитивному творчеству», что невозможно без веры в Бога как Творца всего сущего – мира видимого и невидимого, без усвоения полноты евангельской истины, без Православия. Ибо «созерцающее творчество – это сотворчество человека с Богом, и оно не может быть без молитвенного к Нему обращения. Господь по любви своей каждому дал способность и возможность созерцающе творить вместе с Ним. И эта способность тем выше, чем сильнее у человека христианская любовь к Богу, ближним и Отечеству, чем более он очищен от грехов, чем более пребывает в молитвенном общении со своим Господом»3.

В каждом учебном заведении наиглавнейшая сегодня задача педагогов – создавать вокруг себя среду духовного единения, любви, взаимопомощи, заботы о ближнем, служения делу Божьему – вот та питательная, живительная сила, которая сокрушит всепоглощающий эгоизм, потребительство, нигилизм и модернизм, царящий в сердцах и умах нашего молодого поколения.


Часть 1. РУССКАЯ ИДЕЯ

КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Обосновывая приоритетность образования в общественном развитии и приоритетные направления в самой образовательной системе, следует подчеркнуть теснейшую и неразрывную связь образования с русской, российской, общенациональной идеей. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией развития страны решение большинства общественно значимых проблем становится бесперспективным, тупиковым. Образование является не только составной, но и во многом определяющей, направляющей и предваряющей частью такой стратегии, зоной гражданского согласия, духовного и социального единения народа. В связи с этим сошлемся на важный тезис президента России В. В. Путина в его первом Послании Федеральному Собранию о необходимости согласия по вопросу об общих целях развития страны, и что эти цели не только материальные, а и не менее важные – духовно-нравственные цели. Более того, необходимо обосновать и раскрыть примат духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций, исторической памяти от истоков нашего народа, нашей государственности и до современных реалий.

С удовлетворением можно констатировать, что государство постепенно возвращается в сферу образования. Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г. принято постановление «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Данная доктрина определяет основные цели и задачи государства по развитию образования в основном в светском, сциентистском и технологическом аспектах. В качестве положительного момента следует отметить разработку и внедрение общенационального проекта по развитию образования. Вместе с тем, в этих документах не нашли должного отражения и воплощения вопросы, связанные с пониманием духовности, духовной основы сохранения, восстановления и развития российской школы, действенного соработничества в образовании с Русской Православной Церковью и другими традиционными конфессиями России.


Ф. М. Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. Он задавался судьбоносным и мучительным вопросом: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданский целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 г. на заседании общества любителей русской словесности.

Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека. Кризис, переживаемый нашим народом, беспрецедентный по своей длительности, системности, глубине и остроте своих проявлений, достигающих пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека, непомерности социальной и человеческой платы за так называемое реформирование – в основе своей духовный. И только поверхностный взгляд на его экономические проявления, социальные нестроения, политические и даже идеологические выражения не замечает принципиально духовную природу кризиса.

По Достоевскому, «фантастический и нетерпеливый человек жаждет спасения пока лишь преимущественно от явлений внешних; да так и быть должно: «Правда, дескать, где-то вне его может быть, где-то в других землях, европейских, например, с их твердым историческим строем, с их установившейся общественной и гражданской жизнью». И никогда-то он не поймет, что правда прежде всего внутри его самого…» И Достоевский развернуто дает русское решение вопроса – по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевых моментах ее всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народом, для осуществления (по Соловьеву В. С.) идеи Всеединства и Богочеловечества. Вместе с тем, вдохновляясь православным идеалом святой Руси, Достоевский остро переживал осознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига4.


И. А. Ильин убедительно доказал, что «формы национальной идеологии и национального возрождения должны возникнуть из самых душевно-духовных недр самого народа, из его национально-патриотического горения; они должны быть рождены его собственной проблематикой, его страданиями, его характером, его историческими и культурными заданиями. И только тогда они будут ему по силам; только тогда они будут для него целительны…»5.

России нужна … ответственная идея на десятилетия, на века… В разработке такой идеи российской государственности нельзя ограничиваться только формальным признаками, слепо подражая западным демократиям.

Русская идея, считал И. А. Ильин, «должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глаза». Это идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. И только в таком качестве она будет светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость…6 «Мы должны понимать и помнить, – предупреждает И. А. Ильин, – что всякое давление с Запада, откуда бы они ни исходило, будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не интерес русского народа, а интересы давящей державы и вымогающей организации»7.

Качественная специфика идеологии как феномена общественного сознания заключается в том, что она выражает коренные интересы того или иного общественного субъекта, социальной группы, этноса или народа и общества в целом. Идеология формулирует и артикулирует жизненные потребности и ключевые интересы через теоретически обоснованную систему взглядов, на основе определенного социального идеала и духовных ценностей.

У каждого социального слоя, общественной группы или другой социальной общности имеются свои специфические потребности, интересы, которые выражаются, обрамляются соответствующей идеологией, теорией, служат критерием подхода к оценке тех или иных общественных явлений и процессов, выработке определенных ориентиров и программ деятельности. Но они не существуют в отрыве от потребностей и интересов общностей более высокого порядка и уровня: народа, этноса, социума, общества в целом. Вся наука, искусство и, главное, совесть (если таковая присутствует в идеологии) заключается в том, чтобы верно выявить, сформулировать, согласовать (с позиций цельности), порой диаметрально противоположные интересы различных общественных субъектов и выразить их в общесоциальном, общегосударственном, общенародном, общенациональном интересе его в конкретных и общезначимых проектах, а главное – в практических делах.


Поэтому идеологию нельзя сводить к диктату (навязыванию своей воли, своего частного, эгоистического интереса) какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом, к навязыванию частных интересов в ущерб общественному интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания и пресловутом «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны. Ибо устраниться от идеологии, образа, идеала никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. Другое дело – какая это идеология, и в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес.

Отсутствие же ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость.

Что касается идеологической платформы, необходимой для возрождения России, то она, конечно, есть. И что особенно важно – ее не надо специально придумывать и искусственно конструировать. Надо лишь воспользоваться тем гигантским и уникальным опытом, который народ накопил за время своего национального исторического бытия на собственном русском пути. Тысячелетний опыт страны убеждает в необходимости хранить верность духовному наследию, своему предназначению, духовно-нравственному идеалу, запечатленному в Православии и нашей культуре, образовании и воспитании, философии и науке, укорененному в традициях, самом хозяйственном и социальном укладе жизни народа. Все это, по выражению И. А. Ильина, выговаривается одним словом – «русская идея», возраст которой равен возрасту самой России. «Если с дороги сбились, главное – воротиться на дорогу», – писал К. С. Аксаков в статье «Русское воззрение». «Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла». Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси – такова смысловая нить самобытия России в его преемственности и развития.


Не просто Русь, а святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В. С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал – и не консервативный, и не либеральный (и не социалистический – авт.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный»8.

Россия, Родина – выше классов, сословий и партий, выше всякого отдельного лица. В годы исторических испытаний народ России всегда спасался духовным самостоянием: «Кто бы я ни был – я служу России, ни маммоне, ни просто начальству, ни карьере, ни просто работодателю, но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божиим».

Если говорить об эффективной, системной и упреждающей социально-экономической, тем более, образовательной политике, то она может быть выстроена только на духовно-нравственной основе, социальной справедливости, братском соработничестве в деле спасения народа, страны, государства. Думается, что каждому, с незамутненным сиюминутным взглядом и либерально-демократическим чужебесием, внятен живой нерв того, что следует делать – и по направлениям, и поэлементно, и системно; сегодня, здесь и сейчас и в перспективе. Главные опорные звенья этого домостроительства и человекосозидания – семья, дом, работа, образование и наука, здоровье и культура.

И есть выработанные концепции, проекты, программы, а главное – люди, подвижники и энтузиасты, творцы и созидатели. И все они зиждятся на духовном основании. Ведь главное в человеке – это дух, его духовное состояние. Наиболее динамичными гранями духовной зоркости человека выступают вера, совесть и любовь. Именно они множат силу разума и профессионализма в общем деле творчества и созидания. Духовные конструкты русской идеи Ильин называет «огнями жизни», которые животворят, духотворят, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Такова наша духовная конституция, ключевые и содержательные приоритеты которой выверены и четко сформулированы славными сынами России:


– Духовность (православие) – приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни.

– Самобытность и традиция – верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание;

– Патриотизм, державность и государственность;

– Соборность, коллективизм и справедливость;

– Культура и творчество;

– Созидание (а не простое уравнение и перераспределение);

– Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры.

Русская идея – общенациональная идея, потому что она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы, а всесословный, общесоциальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Чтобы все вместе и каждый в отдельности могли найти в России родное лоно, поприще достойного социального служения и свободного развития.

Именно они выступают отправными началами и основополагающими принципами русского пути, стратегией воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, выхода из общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России.

Образование формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу – общероссийской идеи.

Общероссийская школа базируется на мощном этническом базисе русскости (80% в составе населения России составляют русские), русского языка и русской культуры, общности и широте русского мира, насчитывающего более 288 млн. человек по оценке Президента Российской Федерации В. В. Путина на декабрьском (2006 г.) заседании Государственного Совета, российской цивилизации в целом, духовным ядром которой выступает Православие.



следующая страница >>