birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗО ВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

директор ИК

«______» _______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ
Б.3 Профессиональный цикл. Б. 3. 00 Базовая часть
Модуль 2 «Медико-биологические основы дефектологии»
ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 4

Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки Логопедия 050700.62
Квалификация (степень) выпускника бакалавр


  1. Цели изучения дисциплины (иодуля)


Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения - это наука о строении, функционировании органов слуха, речи и зрения в норме и патологии, Курс является базовым для изучения многих специальных логопедических дисциплин. Учитель – логопед должен хорошо представлять себе строение, функции, регуляцию, физиологические взаимосвязи речевого аппарата и сенсорных систем. Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-педагогическую работу.

Цель: формирование систематизированных знаний о строении, функционировании и наиболее часто встречающейся патологии органов слуха, речи и зрения и использование их при выборе адекватных методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.

Задачи:


  1. Изучение строения органов слуха, речи, зрения;

  2. Изучение физиологии органов слуха, речи, зрения;
  3. Изучение возрастных особенностей этих органов у детей разного возраста;


  4. Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи и зрения;

  5. Ознакомление с методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у взрослых и детей;

  6. Ознакомление с методами коррекции и компенсации слуха и зрения для развития речи и психического развития ребенка.



  1. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.

Учебная дисциплина « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» - обязательная дисциплина профессионального блока Б.3. Базовая часть, модуль «медико-биологические основы дефектологии». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса педагогического факультета. Она является основой для последующего изучения дисциплин: основы генетики, основы медицинских знаний, ранняя диагностика и коррекция развития, введение в логопедическую специальность, логопедия, онтогенез речевой деятельности, логопсихология, методика обучения и развития детей слуха, речи, развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Данная дисциплина базируется на данных анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, логопедии, физики, психологии. Она обеспечивает подготовку специалистов для работы с детьми с нарушениями слуха, речи, зрения.

3. Требования к уровню освоения программы.

Студент должен знать:


  • строение органов слуха, речи, зрения;

  • физиологические основы деятельности органов слуха, речи, зрения;

  • возрастные особенности строения и функционирования органов слуха, речи, зрения;

  • этиологию, патогенез, клинику врожденной и приобретенной патологии органов

слуха, речи, зрения;

Студент должен уметь:
  • пользоваться анатомическими муляжами, таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;


  • анализировать различные патологии периферических отделов слуховой, зрительной и речевой систем и причины, приводящие к стойким нарушениям;

  • проводить лечебно-восстановительную и коррекционно-педагогическую работу при патологии органов слуха, речи, зрения;



Студент должен владеть:

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы) для самопознания и саморазвития;

  • простыми методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у детей;

  • методами профилактики, гигиены, коррекции и реабилитации различных расстройств зрительной, слуховой и речевой систем у взрослых и детей.

Студент должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовностью использовать методы физического воспитания самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способностью логически верно выстраивать устную речь (ОК-7);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивации к осуществлению профессиональной деятеьности (ОПК- 1);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью к взаимодействию с детьми с нарушениями речи, родителями, коллегами (ОПК-6);

  • готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8).

Студент должен обладать дополнительными профессиональными специализированными компетенциями:


  • Способностью анализировать возрастные аспекты развития сенсорных органов; значение гигиенических мероприятий для профилактики заболеваний органов зрения, слуха и речи; готовностью к применению знаний об особенностях исследования слуховой и зрительной рецепции в профессиональной деятельности (ПСК-2):

4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетные единицы и виды учебной работы.



Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по

семестрам (в соответсвии с учебным планом) (час)





Всего

1 2 3

Аудиторные занятия

72




72







Лекции

36




36







Практические занятия и семинары

36




36





Семинары

















Лабораторные работы
















Другие виды аудиторных занятий
















Самостоятельная работа

72




72







Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Формы текущего контроля

Тесты, к/р




Тесты, к/р






Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом



Экзамен





Экзамен









5. Содержание учебной дисциплины(модуля).

5.1 Разделы учебной дисциплины (модуля).



п/п


Наименование раздела дисциплины (темы)


Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)



лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Анатомия, физиология и патология органов слуха


12


12





22

2.

Анатомия, физиология и патология органов речи


14


14




26

3.

Анатомия, физиология и патология органов зрения


10


10




24




Всего часов

36

36




72


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).
1. Анатомия, физиология и патология органов слуха.

Общие представления о сенсорных системах (анализаторах). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития.

Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности их речевого развития. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.
2. Анатомия, физиология и патология органов речи.

Речь как особое средство общения людей. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания.

Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр, диапазон. Понятие о регистрах. Возрастные особенности диапазона голоса.


Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов речевого аппарата. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции. Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата. Особенности исследования органов речи у детей.

Патология (аномалии развития, повреждения и заболевания) органов речи у детей, клиническая характеристика и особенности течения болезни, влияние на голосо- и речеобразование.

Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей.
3. Анатомия, физиология и патология органов зрения.

Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей.

Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

5. 3. Практические занятия


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ


1


1

Изучение строения наружного и среднего уха.

Изучение строения внутреннего уха, строения кортиева органа.

Исследование остроты слуха шепотом и разговорной речью, камертонами..

Сравнение воздушной и костной проводимости звука у человека, просмотр видеофильма «Слуховой анализатор».

Изучение патологии органа слуха..

Тестирование, семинар в диалоговом режиме по теме: «Анатомия, физиология и патология органа слуха».


2




2



Изучения строения органов дыхания у человека, механизма дыхательных движений.

Исследование жизненной емкости легких у человека.

Проведение промежуточного контроля знаний.

Изучение строения гортани, расположения и функций мышц гортани.

Изучение строения органов артикуляции.

Изучение строения полости носа, придаточных пазух носа, их возрастных особенностей.

Контрольная работа, семинар в диалоговом режиме, тестирование по теме: «Анатомия, физиология и патология органов речи».


3


3

Исследование остроты зрения по таблице, цветового зрения у человека.

Исследование состояния бинокулярного зрения.

Определение границ бесцветного и цветового полей зрения у человека.

Семинар в диалоговом режиме по теме: «Строение и функционирование зрительной сенсорной системы».

Изучение патологии органа зрения.


Для проведения практических работ имеется практикум: Казионова Л.Ф., Низкодубова С.В., Седокова М.Л. Физиология человека и животных «Высшая нервная деятельность и сенсорные системы».



следующая страница >>