birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению Урока гражданина в образовательных учреждениях

Урок гражданина наряду с Уроком России, традиционно проводимым в образовательных учреждениях Архангельской области 1 сентября, является одним из элементов системы патриотического и гражданско-правового воспитания обучающихся.

Урок гражданина – воспитательное мероприятие с обучающимися и воспитанниками (классный час, внеклассное занятие), направленное на формирование основ российской гражданской идентичности, значимых качеств личности, таких как патриотизм, социальная активность, ответственность перед семьей, обществом, Отечеством, уважение закона и правопорядка, других людей.

Проведение Урока гражданина в образовательных учреждениях может быть приурочено к государственным праздникам:

4 ноября – День народного единства

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

12 июня – День России

При выборе формы проведения данного урока рекомендуем использовать активные и интерактивные формы, которые являются определяющими в современном учебно-воспитательном процессе и позволяют достигнуть более эффективного результата.

Для подготовки и проведения Урока гражданина могут привлекаться юристы, работники правоохранительных органов, депутаты разных уровней, представители исполнительной власти, преподаватели истории и права, психологи, которые окажут методическую и организационную помощь.

Представленные методические материалы по проведению Урока гражданина являются рамочным примером и могут использоваться как в целом, так и отдельными элементами, предоставляя широкое поле для практических действий.

Проведение Урока гражданина с обучающимися 1-4 классов

общеобразовательной школы

Форма урока:

урок – игра - квест «Путешествие по Стране Законии»

Цель урока:

добиться понимания учащимися значимости законов жизни людей и развитие интереса к общественной жизни страны и области.


Задачи урока:

- через игровые формы организации учебного процесса способствовать формированию правосознания учащихся, осознания роли законов (правил) в жизни общества и конкретного человека;

- способствовать формированию гражданских компетенций учащихся;

- через соревновательные формы работы развивать стремление к успеху.

Основные понятия урока:

Закон. Беззаконие. Герб. Герб Архангельской области. Россия. Российская Федерация. Гимн. Гимн Российской Федерации. Гимн Архангельской области. Флаг России. Конституция. Гражданин.

Умения и навыки, формируемые на уроке:

-умение ориентироваться в понятиях, работать в команде

- навыки анализа своих действий в команде
Оборудование урока



Наименование станций

Обеспечение выполнения заданий

1

Создаём законы

Бумага, ручки или карандаши

2

Собираем герб Архангельской области

Элементы герба Архангельской области и дополнительные графические элементы.

3

Проводим экскурсию

Бумага, ручки или карандаши

4

Решаем кроссворд «Азбука Законии»

Печатный или интерактивный вариант кроссворда, маркеры, ручки/карандаши

5

Исполняем гимн

Распечатанные тексты гимна (возможно, гимна РФ и гимна Архангельской области)


6

Оставляем предложения

Слова для составления предложений могут быть распечатаны на листах или на карточках

7

Находим утерянные в тексте слова


Фрагменты текста с отсутствующими

словами, слова для вставки во

фрагменты текста с пропущенными

словами, бумага, ручки или карандаши

8

Складываем мозаику «Карта Архангельской области»

Бумажная мозаика «Карта Архангельской области

9

Играем в «верю — не верю»

Подборка «курьезных законов»


План урока:

1. Мотивация (сюжет игры).

2. Организационная часть (маршрутные листы).

3. Движение по «станциям».

4. Подсчет результатов и подведение итогов игры.

5. Просмотр видеоролика.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Мотивационная часть (легенда игры)

Ребята, мы попали в волшебную страну Законию. Давным-давно здесь

правили Закон, Порядок и Мир. Граждане Законии жили дружно, работали и

отдыхали вместе потому, что всегда договаривались между собой, решали все проблемы по правилам и по порядку, без войн и споров. Волшебные правила, по которым жила страна Закония, были записаны в старинных книгах и назывались законами.

Однажды злодей Беззаконий решил захватить власть в стране Законии.

Он украл и спрятал законы. А чтобы люди не смогли их восстановить, он украл у них и память. Жители Законии стали беспомощными и беззащитными. Беззаконий силой и страхом захватил Законию и установил свои собственные порядки.


В наших силах спасти Законию и вернуть ее народу свободу и волшебные законы — правила счастливой жизни. Давайте исправим то, что натворил Беззаконий. Мы будем проходить испытание за испытанием, мешать козням Беззакония и находить утерянные знания жителей Законии, мы исправим то, что было разрушено в сказочной стране.

За каждое правильно решенное задание ваша команда получит ключевое

слово. В конце вашего похода из полученных ключевых слов команде нужно

будет составить текст важнейшего закона для жителей страны. Этот закон поможет прогнать Беззакония и его помощников. Тогда в Законии восстановится Закон, Порядок и Мир.

II. Организационная часть урока (маршрутные листы)

Учитель объясняет правила игры, выдает маршрутные листы командам. Учитель готовит для каждой команды индивидуальный маршрутный лист с последовательностью прохождения станций (приложение 3).

Варианты проведения игры:

Вариант I

В одном классе, 40–45 минут.

А. Учителю предлагается выбрать 5–6 станций, которые он посчитает наиболее интересными и посильными для учащихся.

Б. Школьники объединяются в 3–6 команд по 4–7 учащихся (зависит от численности класса и личных симпатий учащихся).

Учитель может использовать наблюдения, полученные в ходе проведения урока (объединение групп, поведение и общение учащихся), в работе классного руководителя.

Вариант II

В параллели, 80–90 минут.

Движение команд организуется по маршрутным листам станций (Приложение 3).

А. Для проведения игры в параллели освобождается этаж или часть помещений школы, в которых оформляются соответствующие станции. Учитель формирует порядок прохождения станций (маршрутный лист) в соответствии с количеством команд и выбранных заданий; со временем, отведенным на выполнение заданий; с уровнем способностей команд учащихся и другими факторами, влияющими на проведение игры.


Б. Учащиеся, объединенные в команды, двигаются по станциям согласно маршрутному листу, решают задания, получают отметки о прохождении и, если задание выполнено правильно, ключевое слово.

В. На станциях учителя или старшеклассники-ассистенты проводят инструктаж, следят за выполнением задания, оценивают результат, делают отметки в маршрутном листе, сообщают или не сообщают ключевое слово.

III. Движение по станциям.

На выполнение каждого задания отводится не более 5 минут. За правильно выполненное задание команда учащихся получает ключевое слово.

1. Создаем законы

В стране Законии беда: злой колдун Беззаконий украл законы, по которым жили дети и подростки. У детей забрали память, и теперь они не знают, чем и когда заниматься, куда и зачем ходить и что там делать.

Взрослые не могут им помочь, потому что сами попали в такую же ситуацию. Но если взрослые, хотя и с трудом, но каждый сам по себе, справляются с отсутствием законов и каждый день проживают как будто заново, то дети находятся в полной растерянности.

Задание: придумайте для детей, жителей страны Законии, распорядок дня (приведите пример своего распорядка дня); объясните также, почему детям Законии нужно соблюдать эти правила и что будет, если они их нарушат.

Оценка: наличие составленного командами распорядка дня, выполненного творчески (придумали собственные правила) или по шаблону (обобщили и предложили правила распорядка школы, своего режима дня, семейные правила и т. п.); наличие нескольких логичных и обоснованных доводов о необходимости соблюдения распорядка дня, а также последствий его несоблюдения.

2. Собираем герб

Злой колдун Беззаконий, видя, как школьники Архангельской области помогают жителям Законии, решил отомстить им и перемешал части герба Архангельской области. Чтобы запутать вас, он подмешал к частям герба Архангельской области элементы, которые к гербу не относятся.


Задание: соберите герб Архангельской области из предложенных шаблонов и графических примитивов.

Дополнительное задание: раскрасьте собранный герб.

Обеспечение: вырезанные из черно-белой бумаги элементы герба Архангельской области и дополнительные элементы (количество дополнительных элементов по уровню сложности регулирует сам учитель). Для итоговой проверки правильности выполнения задания необходимо изображение герба Архангельской области.

Оценка: собранный учащимися герб должен быть максимально похожим на герб Архангельской области. Герб Архангельской области (Приложение 9).

3. Проводим экскурсию

Жители Законии приехали к нам в гости - посмотреть на наш город (район, село). Им нужно показать местные красоты, интересные памятники и

важные здания, где размещены органы местной власти.

Задание: составьте список мест, по которым вы поведете экскурсию, и объясните, почему именно их вы выбрали.

Оценка: при оценивании экскурсионного маршрута по «малой родине» важно, чтобы были названы основные местные достопримечательности (природные, культурные и иные важные объекты) и даны их краткие характеристики.

4. Решаем кроссворд «Азбука Законии»

Жители Законии, чью память украл колдун Беззаконий, хотят вспомнить главные слова утерянных законов и правил.

Задание: помогите жителям Законии, решите кроссворд, в котором зашифрованы главные слова утерянных законов и правил.

Оценка: в результате правильного решения кроссворда должно получиться ключевое слово КОНСТИТУЦИЯ.

Решение кроссворда возможно с помощью учителя или старшеклассников.

5. Исполняем гимн

Беззаконий в порыве ненависти стер слова гимна Законии, и ее жители готовы придумать новый гимн. За образец они хотят взять наш гимн (России /Архангельской области / нашего образовательного учреждения).


Задание: давайте все вместе, стоя, исполним для них наш гимн под музыку.

Оценка: учитываются слаженность, выразительность, торжественность, знание слов (насколько это возможно); дополнительные критерии могут быть

введены учителем музыки.

6. Составляем предложения

Злой колдун Беззаконий разрушил все тексты, и слова разлетелись по свету. Слова эти могут сохранять свой смысл только в предложениях, и жителям Законии нужно помочь составить из слов предложения. Вот эти слова: закон, гражданин, общество, свобода, права, власть, расписание, дневник, журнал.

Задание: составьте предложение с каждым из этих слов или с несколькими словами сразу.

Оценка: оценивается смысловая корректность применения слов, порядок их в предложении; чем больше слов в предложении, тем выше оценка.

7. Находим утерянные в тексте слова

Колдун Беззаконий разорвал все тексты законов на кусочки и постарался стереть их ключевые слова. Мы можем восстановить эти тексты, вставив в них подходящие по смыслу слова. Так мы вернем память жителям Законии.

Задание: придумайте или выберите из предложенных слов те, которые подходят по смыслу к фрагментам текста, и вставьте их в текст.

Варианты сложности:

а) слова для вставки предложены вместе с фрагментами текста;

б) слова для вставки ученики подбирают самостоятельно.

Оценка: оценивается правильность подобранных слов.

8. Складываем мозаику

Из-за того, что мы помогаем жителям Законии, Беззаконий решил навредить и нашей Архангельской области и разрезал на части карту нашей «малой родины». Давайте помешаем злодеяниям Беззакония и восстановим карту!

Задание: соберите карту Архангельской области из частей мозаики.

Обеспечение: распечатанная (желательно на ватмане формата А3 или А2) и разрезанная на квадратики мозаика «Карта Архангельской области».


Оценка: оценивается правильность собранной карты Архангельской области.

9. Играем в «верю — не верю»

Беззаконий решил окончательно запутать жителей Законии и подложил им странные законы. Сложность в том, что в некоторых странах существуют необычные и даже смешные для нас законы. Попробуем разобраться, какие из этих законов существуют на самом деле, а какие мог выдумать Беззаконий.

Задание: выберите из предложенных текстов законы, которые вы считаете действительно существующими, и отделите их от законов, которые мог придумать Беззаконий.

Обеспечение: подборка «курьезных законов» (Приложение 8)

Оценка: оценивается количество правильных ответов. Все предложенные

тексты законов являются «верными». Ключевое слово выдается в случае, если команда посчитала «верными» более 50% предложенных законов.

IV. Подсчет результатов и подведение итогов игры

После окончания движения по станциям учитель и/или старшеклассники-ассистенты подсчитывают результаты выполненных заданий и составляют текст утерянного закона, восстанавливающего порядок и процветание в Законии.

— Дорогие ребята, мы прошли все испытания и исправили все злодеяния Беззакония. Давайте же соберем из полученных вами частей текста утерянного закона одно целое, произнесем его вслух и прогоним навсегда беззаконие из страны.

Итоговые тексты утерянного закона:

В зависимости от количества станций, которые будут выбраны для игры (их количество определяет учитель), учащиеся могут собрать следующие итоговые тексты:

- 5 станций: «Конституция — это главный закон государства»;

- 6 станций: «Конституция — это главный закон нашего государства»;

- 7 станций: «Конституция — главный закон страны об основах государственного устройства»;

- 8 станций: «Конституция — главный закон страны, устанавливающий


основы государственного устройства»;

- 9 станций: «Конституция — главный закон страны, устанавливающий

основы государственного устройства России».

И вот в Законии установился Мир, Порядок и Закон. Жители Законии будут всегда благодарны вам и будут беречь те законы, которые вы помогли им составить! И в нашей жизни законы играют важную роль. В сказке законы были волшебными, а в нашей жизни законы реальные и мы живем по ним. Давайте посмотрим, что бывает, если не соблюдать законы, а главное, кто и как создает законы.



следующая страница >>