birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 10 11 12 13 14

МОДУЛЬ 5


  1. Укажите предложение с оборотом «дательный самостоятельный»

1) Господинъ домоу рече рабоу своемоу

2) Глагола къ немоу блаженыи

3) Еште же емоу далече с@mоу оузьрh и отьць его

4) Вълезшю же емоу въ корабль оулеже вhтръ

  1. Какую синтаксическую функцию выполняли в предложении краткие прилагательные?

1) Сказуемого

2) Определения

3) Сказуемого и определения

4) Обстоятельства

  1. Какую синтаксическую функцию выполняли в предложении полные прилагательные?

1) Сказуемого

2) Определения

3) Сказуемого и определения

4) Обстоятельства

  1. В каком предложении употреблен супин?

1) И посъла и на села сво" пастъ свинии

2) Бысть гладъ крhпъкъ на странh тои и тъ нач#тъ лишати с#

3) Тъ нед@гы наши при>тъ и болhзни понесе

4) И нач#тъ оумывати нозh оученикомъ

  1. Указать предложение с составным именным сказуемым

1) Изиде сh# и сh>тъ сhмене своего

2) Ово паде при п@ти и попьрано бысть

3) Овьц# гласъ его слыш#тъ

4) Хошт@ прикосн@ти с# р@цh тво~и

  1. Указать предложение с составным именным сказуемым

1) И потьк@ с# храминh тои и паде

2) И иисоусъ видh народъ многъ

3) Тъ тать есть и разбоиникъ

4) Они нач#ша негодовати

  1. Среди данных предложений укажите односоставное определенно-личное

1) И овьц# гласъ его слыш#тъ

2) Призови раба и даждь емоу мъзд@

3) И онъ прhдъ ними ходитъ

4) Не влива\тъ вина новы въ мhхы ветъхы

  1. Среди данных предложений укажите сложноподчиненное с придаточным причины

1) И възьрhвъш# видhш# "ко отъваленъ бh камень


2) Онъ же рече емоу "ко братъ твои прииде

3) Одh"ние его бhло "ко снhгъ

4) Сh же зракъ его "ко мълънии


  1. Среди данных предложений укажите сложноподчиненное с придаточным времени

1) Не вhмь чьто глаголеши

2) Чловекъ единъ бh богатъ иже насади виноградъ

3) Егда званъ б@деши на бракъ не с#ди на прhдниимь мhстh

4) Рече бо "ко божии сынъ есмь

  1. В какой группе старославянские слова являются в современном русском языке стилистически окрашенными (книжными)?

1) Алчный, дьявол, багряный

2) Благовонный, низвергать, обуять

3) Власть, наитие, достоверный

4) Время, воздух, маститый

  1. Слова-антонимы употреблены в предложении

1) Иже насади виноградъ и оплотомь и огради

2) Въставъ ид@ къ отьцоу моемоу и рек@ емоу

3) Оуклони с# отъ зъла и твори добро

4) H съниде дъждь и при@ рhкы

  1. В какой группе слов старославянские слова являются в современном русском языке стилистически нейтральными?

1) Власть, мощь, откровение

2) Младенец, благовонный, возраст

3) Враг, время, владеть

4) Низвергнуть, жребий, наитие

  1. В какой группе слов фразеологизмы являются старославянскими по происхождению?

1) Точить балясы, бить баклуши, тьма кромешная

2) Избиение младенцев, знамение века, не судите, да не судимы будете

3) Труса праздновать, нищие духом, камни возопиют

4) Очертя голову, собаку съесть, изгнать торговцев из храма

  1. В каких группах слов синонимы являются словообразовательными дублетами?

1) Храмъ – домъ

2) Пастырь – пастоухъ

3) Истина – правьда

4) Кънижьникъ – кънигъчии
  1. В каких группах слов синонимы являются словообразовательными синонимами?


1) Клад#зь – стоуденьць

2) Рыбарь – рыбакъ

3) Видhти – зьрhти

4) Коупьно – въкоупh

  1. В каком предложении слово «вьсь» употреблено в значении «деревня»

1) Вьси бо пророки

2) Прохождааше иисоусъ грады и вьси

3) Во вьси дьни бhхъ въ васъ

4) Вьсь длъгъ оставихъ тебh

  1. Выбрать строку с фразеологизмами неславянского происхождения

1) Златой телец, злачное место

2) Притча во языцех, бразды правления

3) Волосы дыбом встали, медвежий угол

4) Геена огненная. Кесарю кесарево, а богу богово.

3.2.3. Перечень вопросов к экзамену
по старославянскому языку


  1. Старославянский язык. Его место среди других славянских языков. Значение старославянского языка для истории русского литературного языка.

  2. Старославянское письмо. Кириллица и глаголица. Числовое значение букв. Надстрочные знаки.

  3. Система гласных звуков старославянского языка второй половины 9 века. Редуцированные гласные ъ и ь.

  4. Система согласных звуков старославянского языка второй половины 9 века.

  5. Палатализация заднеязычных согласных. Изменение согласных перед гласными переднего ряда.

  6. Изменение согласных в сочетании с последующим йотом. Упрощение групп согласных. Диссимиляция.

  7. Количественные, качественные и качественно – количественные чередования гласных звуков. Чередования, вызванные преобразованием дифтонгов и дифтонгических сочетаний.

  8. Имя существительное. Категория рода, числа, падежа. Типы склонения существительных.

  9. 1, 3 и 5 типы склонения существительных.

  10. 2 и 4 типы склонения существительных. Отличие существительных 2 склонения муж. рода мягкой разновидности от существительных муж. рода 4 склонения.
  11. Местоимение. Склонение личных местоимений 1 и 2 лица и возвратного местоимения.


  12. Местоимение. Склонение указательных местоимений (твердая и мягкая разновидность).

  13. Имя прилагательное. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Именные (нечленные) прилагательные. Значение, морфологические признаки, синтаксическая функция в предложении. Склонение именных прилагательных.

  14. Полные (местоименные) формы прилагательных. Их образование и склонение.

  15. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.

  16. Глагол. Спрягаемые и неспрягаемые глагольные формы. Глагольные основы. Тематические и нетематические глаголы. Спряжение тематических и нетематических глаголов в наст, времени.

  17. Форма будущего времени: будущее простое, будущее сложное 1-е и будущее сложное 2-е. Их образование, спряжение.

  18. Формы прошедшего времени. Аорист, его значение. Аорист простой и сигматический.

  19. Формы прошедшего времени. Имперфект, его значение, образование и спряжение.

  20. Сложные формы прошедшего времени: перфект и плюсквамперфект. Их значение, образование и спряжение.

  21. Повелительное, условное наклонение. Значение. Образование.

  22. Инфинитив и супин. Значение. Образование.

  23. Причастие. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Их образование. Склонение.

  24. Страдательные причастия настоящего времени. Их образование. Склонение.

4. Методические рекомендации

4.1. Методические рекомендации для студентов

Дисциплина «Старославянский язык» занимает важное место в филологической подготовке учителя-словесника.

Старославянский язык, являясь первым письменно-литературным языком славян, сыграл огромную роль в развитии русского литературного языка как сложного взаимодействия живого русского языка и церковнославянских элементов, генетически связанных со старославянским языком.


В дисциплине «Старославянский язык» по сложившейся традиции изучается история фонологической системы и история морфологического строя древнего языка как книжного источника всех славянских языков. Именно эта дисциплина, выполняя роль историко-лингвистического введения в научное изучение русского и других славянских языков, является основой для дальнейшей работы студентов над курсом «История русского языка».

Студентам необходимо заучивать парадигмы склонения существительных, именных форм прилагательных, спряжения глаголов (чтобы это заучивание было осмысленным, желательно связывать вопросы морфологии с фонетическими явлениями). Знание фонетических и грамматических особенностей поможет при анализе текстов старославянского языка.

Образец выполнения заданий контрольной работы №1

1. Объясните чередования звуков в словах:

1) скочити скакати [о] ////// [а]

В этих словах отмечается чередование в корне [о] // [а]. Чередование количественное [*ŏ, *ă] // [*ō, * ā], возникло в период формирования праславянского единства как итог разной судьбы долгих и кратких гласных индоевропейского языка.

2) плести – плотъ [
е ] // [о], то есть * ě // *ŏ* ặ

В этих словах отмечается чередование в корне [е] // [о]. Объясняется индоевропейским качественным чередованием кратких звуков [*ě] // [*ŏ, *ă]

3) сыноу – сынове [оу] // [ов]

*ои

Данное чередование вызвано преобразованием дифтонга в период действия закона открытого слога в праславянском языке. Чередование развилось в аффиксальной морфеме. Чередуются звуки [у] // [ов]. Оба чередующихся элемента восходят к дифтонгу *ои , который в слове сыноу оказался на конце слова, поэтому монофтонгизировался в звук [oу], а в слове сынове оказался перед гласным звуком, поэтому распался на два звука: слогообразующий звук [о] остался в пределах данного слога, а *и изменился в [в] и отошел к последующему слогу. Все слоги открытые.


4) звонъ – зв@къ [он] || [@]

*on

Данное чередование вызвано преобразованием дифтонгического сочетания *оп в период действия закона открытого слога (праславянский язык). Чередование развилось в корневой морфеме, чередуются звуки [
он] и [@]. Оба чередующихся элемента восходят к дифтонгическому сочетанию *оп, которое в слове зв@къ оказалось перед согласным звуком [к], поэтому монофтонгизировалось в [@], а в слове звонъ, оно оказалось перед гласным звуком, поэтому гласный звук остался в этом слоге, а согласный отошел к последующему слогу, в результате чего все слоги стали открытыми.

5) бhргъ – берег [рh] /// [ере]

Чередование [рh] /// [ере] возникло в результате преобразования дифтонгического сочетания *ег в период действия закона открытого слога. Первоначальный корень *berg-. В слове брhгь – старославянское неполногласие [рh], а в слове берегъ древнерусское сочетание – ере-.

2. Определите происхождение мягких согласных в данных словах


Анализируемое слово

согласный

причина

изменения

результат
изменения

время

изменения

вторичный

исконный

дроужьба

[ж']


[г]

Ь

1 палат.

Ранний
период праслав. языка

врази

[3']

[г]

И (из ди­фтонга)

2 палат.

Поздний
период прасл. языка

старьць

[ц']

[к]

После Ь

3 палат.

Поздний
период прасл. языка

вождь

[ж'д']

[д]

j

J – палат.

После VI в., ю/сл. группа языков (ст/сл. форма)


Методические рекомендации к выполнению
контрольной работы № 2


Схема морфологического разбора имени существительного

Имя существительное:

  1. начальная форма (И. п. ед.ч.)

  2. древняя основа

  3. твердая или мягкая разновидности (для 1 и 2 скл.)

  4. род

  5. число

  6. падеж

Пример разбора имени существительного

И прикосн@ с# главh ~>


Главh – имя сущ., нач. форма – глава, 1 скл. *ā , твердая разновидность, ж. рода, ед.ч., Д.п.

Методические рекомендации к выполнению
контрольной работы № 3

Схема морфологического разбора глагола

Глагол


  1. начальная форма;

  2. тематический/нетематический;

  3. спряжение (для тематических глаголов);

  4. наклонение; в изъявительном наклонении – время;

  5. лицо, число.

Образец выполнения задания:

Ñе колико ëhт't рàáотà\ теáh и заповhди tbòâot> не прhст@пихú и мьнh не далú еси дàже козьл#те.

рàáотà\ – глагол, нач. форма работати, тематический, 1 спр., изъявит наклонение., наст.время, 1 лицо, ед.число.

прhст@пихú – глагол, нач. форма пр'hст@пити, тематический, 2 спр., изъявит.наклонение, сигматический аорист, 1 лицо, ед.число.

далú еси – глагол, нач.форма дати , нетематический, изъя­вит.наклонение, перфект, 2 лицо, ед.число.

Методические рекомендации по анализу текста

Образец выполнения задания

Вс"къ иже слышитъ ми словеса и творитъ " оуподобл\ его м@жеви м@дроу иже сътвори храмъ свои на камене и съниде дъждь и прид@ рекы и възвhаш# ветри и потек@ с# храминh тои и не паде с# основана бо бh на камене.

  1. В словах, подчеркнутых одной чертой, определите происхождение вторичных согласных.

  2. Найдите слова с неполногласными сочетаниями, восстановите их праславянский корень.

  3. В словах, подчеркнутых пунктиром, определите позиции редуцированных гласных.

  4. Слова, подчеркнутые двумя чертами, разберите как часть речи.

Перевод: Всякий, кто слышит слова мои и следует им, уподобится человеку мудрому, который построил дом свои на камне. И пошел дождь, и потекли реки, и взвыли ветры, и устремилось все к дому тому, и не упал (не разрушился) он, так как основан был на камне.


  1. происхождение вторичных согласных

    Анализируемое
    слово


    согласный

    причина
    изменения


    рез-т

    время

    вторичный

    исконный

    слышитъ

    [ш']

    [х]

    и

    1 палат.

    Ранний период, праслав. язык

    оуподобл\

    [бл']

    [б]

    j

    j-палат.

    Ранний период, праслав. язык

    м@жеви

    [ж']

    [г]

    j

    j-палат.

    Ранний период, праслав.

    язык

  2. Слово с неполногласным сочетанием храмъ – *chormъ.


  3. Вс"къ (конец слова), съниде (перед слогом с гласным полного образования).

4) Разбор слов:

Вс"къ – местоимение, стоит в начальной форме, определительное, м.р., ед.ч., И.п.

Словеса – имя существительное, нач. форма слово, 5 скл., *es, ср.р., мн.ч., В.п.

м@дроу -имя прилагательное, нач. форма . м@дръ, качественное, именное (краткое), м.р., ед.ч., Д.п.

сътвори – глагол, неопр. форма сътворитн, тематический, 2спр., изъяв, накл., сигматический аорист, 3 лицо, ед.ч.

бh – глагол, начальная, форма быти, нетематич., изъяв, наклон., имперфект, 3 лицо, ед.ч.

4.2. Методические рекомендации для преподавателей

Данная дисциплина несколько отличается от других лингвистических дисциплин как по структуре, так и по содержанию:

  • изложение фонетики старославянского языка (при объяснении условности этого раздела) связано с дидактическим принципом доступности обучения: знакомство студентов с фонетикой старославянского языка идет вслед за освоением раздела «Фонетика. Фонология» в курсе «Теория языка. Введение в языкознание», изучением латинского языка;

  • введен новый раздел «Графика. История алфавита», необходимый для подготовки учителя-словесника;

  • в связи с ограниченностью времени, отведенного на лекции, – материалы по древним языкам сгруппированы согласно двум основным тенденциям, действовавшим в истории славянских языков: тенденции к восходящей звучности и тенденции к внутрислоговому сингармонизму.

Вопросы лексики и словообразования из-за ограниченного количества учебных часов предлагаются в целом для самостоятельного изучения, хотя некоторые материалы предлагаются на лециях, на практических занятиях – систематически и целенаправлено (при чтении текстов).

Очень важно заострить внимание студентов на разграничении понятий «старославянский язык», «церковнославянсий язык», «древнерусский (общевосточнославянский) язык».


Необходимо наполнить реальным содержанием ряд терминов и понятий: «диакритические знаки», «лигатура», «носовые гласные», «внутрислоговой сингармонизм», «монофтонгизация дифтонгов» и др.

Важно акцентировать внимание студентов на сущности двух законов – открытого слога и внутрислогового сингармонизма как ведущих тенденций, обусловивших коренную перестройку фонетической системы древних славянских языков и вскрывающих побудительные причины большей части фонетических явлений (разрушение дифтонгов и дифтонгических сочетаний, возникновение носовых гласных, палатализации заднеязычных, «йотовая» палатализация согласных и др.); при этом методически целесообразной представляется группировка фонетических явлений и грамматических явлений языка вокруг этих двух законов и в сопоставлении с данными русского языка (прием обучения с опережением);

Следует рекомендовать студентам заучивать парадигмы склонения существительных, именных форм прилагательных, спряжения глаголов настоящего (простого будущего) времени, (чтобы это заучивание было осмысленным, желательно связывать вопросы морфологии с фонетическими явлениями древних языков: так, соответствие флексий твердой и мягкой разновидностей склонения на *-ā становится очевидным и закономерным с точки зрения дифтонгического происхождения этих флексий).

Необходимо показать происхождение двух типов флексий настоящего (будущего простого) времени глагола (т.е. I и II спряжений), традиционно упускаемое из вида и относящееся к праславянской эпохе, уточнив при этом, что понятие глагольного класса в синхронической и диахронической славистике не совпадает.

Следует уделять внимание фонетической транскрипции при изучении фонетической системы старославянского языка и правилам чтения древних текстов.

Очень важно осуществлять постоянную, органическую связь с древнерусским (особенно периода X – XI вв.) и современным русским языком, вести процесс обучения с «опережающей тенденцией» (так, изучая позиции редуцированных, студенты должны «видеть» последствия падения этих звуков, например, в окончаниях местоименных прилагательных).



5. Приложения

КАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Ф Р В Старославянский язык

Для студентов образовательной профессиональной программы

032900 (050301.65) Русский язык и литература

По дневной/заочной форме обучения


п/п

Наименование

Наличие

(кол-во экз.)

Место
хранения


Прим.




Обязательная литература




























Модуль № 1, № 2, № 3, № 4, № 5

























1.

Иванова, Т.А. Старославянский язык: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005. – 240 с.

50

Библиотека























Дополнительная литература




























Модуль № 1, № 2, № 3, № 4, № 5

























1.

Кривчик, В.Ф. Старославянский язык: Учебник для студентов вузов. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. – 303 с.

28

Библиотека




2.

Хабургаев, Г.А. Старославянский язык: Учебник. – М.: Просвещение, 1986. – 288 с.

81

Библиотека




















Методические пособия, рекомендации




























Модуль № 1, № 2, № 3, № 4, № 5

























1.

Изотов, А.И. Старославянский и церковнославянский языки: Грамматика, упражнения, тексты. – М.: ИОСО РАО, 2001.

18

Кабинет
русского языка




2.

Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку: Методическое пособие. – Бийск: РИО БПГУ имени В. М. Шукшина, 2007. – 64 с.

50

Кабинет
русского языка





КАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

__Ф__│__Р__│__В____ __Старославянский язык 128 ч

для студентов образовательной профессиональной программы

050301.65 (032900) – «Русский язык и литература»


дневной формы обучения


п/п

Наименование

Форма доступа

Рекомендуемое использование

Наличие

(кол-во экз.)

Вид

I.

Словари:













1.

Краткий этимологический словарь

Кабинет русского языка

На практических и лабораторных занятиях

5

Печатный

2.

Полный церковно-славянский словарь. Издательский отдел московского патриархата. М., 1993.

1

Печатный

3.

Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-2. М., 1959.

1

Печатный

4.

Старославянский словарь. М., 1994.

1

Печатный

5.

Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1–4. М., 1964-1973. (3-е русское изд. М., 1996).


1

Печатный

6.

Этимологический словарь славянских языков: Праславянский лексический фонд / Под ред. О.Н. Трубачева. М., 1974-2001. (1–28 вып.).

1

Печатный

II.

Тексты:













1.

Библия (Закон Божий. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993)

Кабинет русского языка

На практических и лабораторных занятиях

3

Печатный

2.

Собрание писем «Творения Еофана Затворника)

3

Печатный

3.

Православный молитвослов и псалтирь (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994)

8

Печатный

4.

Новый завет

3

Печатный

III.

Учебно-методические пособия













1

Моисеева, Л.И. Практикум по старославянскому языку: Методическое пособие. – Бийск: РИО БПГУ им.В.М. Шукшина, 2007. – 64 с.


Кабинет русс.яз.,

компьютерный класс № 2

На практических и лабораторных занятиях




Электронный вариант

IV.

Контрольно-измерительные материалы













1.

Тесты для текущего и итогового контроля

Компьютерный класс № 2, № 10.

На практических и лабораторных занятиях




Электронный вариант



<< предыдущая страница   следующая страница >>