birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4




<Письмо> Рособрнадзора от 23.12.2011 N 05-4806
<О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности>


Документ предоставлен КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Дата сохранения: 01.09.2012




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПИСЬМО

от 23 декабря 2011 г. N 05-4806
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет для использования в практической работе методические рекомендации по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
Н.Г.ЯРОШЕНКО
Приложение

к письму Рособрнадзора

от 23 декабря 2011 г. N 05-4806
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЛИЦЕНЗИАТОМ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях унификации применения нормативных правовых актов, определяющих организацию и осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности (далее - лицензионный контроль), и могут быть использованы лицензирующим органом в ходе плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом посредством проведения плановых и внеплановых проверок в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании");


Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности" (далее - Положение о лицензировании);

иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирование представляет собой деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования образовательной деятельности.

К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ.

Пунктом 22 статьи 33.1 Закона "Об образовании" установлено, что по истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии является основанием для включения плановой проверки лицензиата в план проведения проверок на соответствующий календарный год.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения образовательной деятельности лицензиатов.


В соответствии с Положением о лицензировании документарные проверки проводятся по месту нахождения лицензирующего органа путем изучения документов и сведений, имеющихся в лицензирующем органе и (или) представленных лицензиатами и другими лицами, а также путем анализа информации, размещенной на официальных сайтах образовательных учреждений в сети Интернет в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 32 Закона "Об образовании".

Лицензирующий орган в связи с осуществлением лицензирования и лицензионного контроля взаимодействует в электронной форме с другими государственными органами, участвующими в предоставлении государственных услуг, с соискателями лицензий и лицензиатами в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Сроки и последовательность административных процедур и административных действий лицензирующих органов при осуществлении лицензионного контроля устанавливаются административными регламентами исполнения государственной функции.
II. Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты

и представители экспертных организаций
Согласно Положению о лицензировании (пункты 37 - 46) в ходе проверки проводятся мероприятия по лицензионному контролю с целью анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность лицензиата, средств обеспечения образовательного процесса, а также анализа использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса.

К должностным лицам, которые могут быть уполномочены на проведение проверки распорядительным актом лицензирующего органа, относятся руководитель лицензирующего органа, заместители руководителя лицензирующего органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений лицензирующего органа, иные государственные гражданские служащие лицензирующего органа, должностными регламентами которых предусмотрено проведение проверки по вопросам лицензионного контроля.


Лица, уполномоченные на проведение проверки, должны быть также уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП), включая статью 19.20 КоАП.

К проведению мероприятий по лицензионному контролю привлекаются эксперты и экспертные организации, аккредитованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании распорядительного акта лицензирующего органа и в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами. Примерная форма гражданско-правового договора может быть разработана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Решение о привлечении экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по лицензионному контролю принимается лицензирующим органом на основании результатов их отбора из числа экспертов и экспертных организаций, аккредитованных на соответствующий вид деятельности. Отбор экспертов и экспертных организаций для привлечения их к проведению мероприятий по лицензионному контролю осуществляется в соответствии с критериями отбора, установленными лицензирующим органом.

Требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к проведению мероприятий по лицензионному контролю, утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертом, эксперту выплачивается вознаграждение и возмещаются расходы по проезду до места нахождения лицензиата, в отношении которого проводится мероприятие по лицензионному контролю, и обратно до места жительства эксперта, а также расходы по найму жилого помещения за период проживания вне постоянного места жительства в связи с проведением мероприятия по лицензионному контролю.

В соответствии с условиями гражданско-правового договора, заключенного с экспертной организацией, экспертной организации возмещаются расходы на проведение ее представителями мероприятий по лицензионному контролю.


Лица, уполномоченные на проведение проверки, с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю запрашивают документы и материалы по вопросам, подлежащим проверке, а также устные и письменные объяснения уполномоченных должностных лиц и иных работников организации по вопросам, подлежащим проверке.

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций с целью проведения мероприятий по лицензионному контролю имеют право:

а) посещать лицензиата в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении копии распорядительного акта лицензирующего органа о проведении проверки и служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия);

б) осуществлять анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных и индивидуальных правовых актов;

в) проводить осмотр и экспертизу объектов, используемых при осуществлении образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий);

г) проводить рассмотрение и экспертизу учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса;

д) проводить наблюдение за ходом образовательного процесса, в том числе за использованием в образовательном процессе объектов недвижимости, документации, литературы, иных ресурсов и средств;

е) проводить беседы с обучающимися, воспитанниками организации, их родителями (законными представителями) и работниками организации по вопросам, подлежащим проверке. При этом беседы с несовершеннолетними обучающимися или воспитанниками проводятся в присутствии их родителей (законных представителей).

Лица, уполномоченные на проведение проверки, эксперты и представители экспертных организаций при проведении проверки обязаны соблюдать ограничения, установленные статьей 15 Федерального закона N 294-ФЗ.


Пунктом 43 Положения о лицензировании предусмотрено, что к акту проверки по лицензионному контролю прилагается экспертное заключение, подготовленное экспертом (экспертной организацией), принимавшим участие в проверке. При необходимости эксперт может приложить к экспертному заключению копии документов, свидетельствующих о выявленных нарушениях.

Примерная форма экспертного заключения может разрабатываться лицензирующим органом (приложение 1).
III. Подготовка к проведению плановых и внеплановых

проверок соблюдения лицензиатом лицензионных требований

и условий при осуществлении образовательной деятельности
1. Подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок
Подготовка ежегодного плана проведения плановых проверок (далее - план проверок) регламентируется:

- статьей 9 Федерального закона N 294-ФЗ;

- частью 9 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ;

- пунктом 22 статьи 33.1 Закона "Об образовании";

- постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 944);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489).

Перечень объектов лицензионного контроля определяется:

на основании пункта 22 статьи 33.1 Закона "Об образовании", предусматривающего проведение плановой проверки по истечении одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии, - в отношении лицензиатов, которым предоставлена лицензия после 1 января 2011 года;


на основании части 9 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ - в отношении лицензиатов, которым предоставлена или переоформлена лицензия после 1 июля 2011 года;

на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944.

Требования пункта 1 части 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ сохраняют свое действие в отношении лицензиатов, решение о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии по которым было принято до 1 января 2011 года.

При подготовке плана проверок возможен вариант сочетания проверок по лицензионному контролю, федеральному государственному надзору в области образования и федеральному государственному контролю качества образования. Необходимо учитывать, что для проведения проверок по указанным основаниям вопрос определения периодичности решается в соответствии с частью 8 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944, то есть не чаще, чем 1 раз в два (три) года.
2. Внесение изменений в ежегодный план проведения

плановых проверок
Внесение изменений в ежегодный план проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489. Внесение изменений в ежегодный план проверок допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки деятельности лицензиата (далее - объект проверки) в связи с:

ликвидацией или реорганизацией лицензиата;

прекращением лицензиатом деятельности, подлежащей плановой проверке;

наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

С учетом указанных обстоятельств определяются возможные действия органа, осуществляющего лицензионный контроль:

а) если объект проверки находится в стадии ликвидации, то изменение в план проверок не вносится. В данном случае проверка проводится в соответствии с планом проверок;

б) если объект проверки находится в стадии реорганизации в форме:


- присоединения к нему другого юридического лица - то проверка проводится в соответствии с планом проверок;

- выделения из объекта проверки другого юридического лица - то проверка проводится в отношении того объекта проверки, который был включен в план проверок;

- преобразования (в случае изменения типа объекта проверки при сохранении ИНН) - то проверка проводится в соответствии с планом проверок;

в) если объект проверки ликвидирован, то проверка не проводится.

В данном случае в ежегодный план проведения плановых проверок вносится соответствующее изменение. Сведения о внесенных изменениях направляются в 10-дневный срок со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а также размещаются на официальном сайте органа в сети Интернет. Аналогичные действия производятся в случае:

- присоединения объекта проверки к другому юридическому лицу;

- разделения на два (несколько) юридических лиц;

- слияния объекта проверки и другого юридического лица, результатом которого является возникновение нового юридического лица;

- наступления обстоятельств непреодолимой силы (например, погодные условия, не позволяющие обычным способом добраться до места проверки).



следующая страница >>