birmaga.ru
добавить свой файл

1

Петров Андрей Валерьевич к.п.н., доцент кафедры педагогики ИНПО НовГУ

. 78-129


Министерство общего и профессионального образования РФ

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

Институт непрерывного педагогического образования



К а ф е д р а п е д а г о г и к и

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для студентов очного отделения к выполнению

заданий по курсу

специальная ПЕДАГОГИКА
РАЗРАБОТАЛ:

________________А.В.Петров

к.пед.н., доцент каф. педагогики

«____»_______________2002 г.


Принята на заседании

кафедры педагогики

Зав. кафедрой педагогики

_____________М.Н.Певзнер

«____»_____________2002 г.
2002
Методические рекомендации

для студентов очного отделения к курсу

«Специальная педагогика»

Лекционные занятия (14 часов): обобщение теоретического материала.
Практические занятия (12 часов): обсуждение теоретического материала, конспектирование, упражнения и ситуативные задания в группе.
Самостоятельная работа (22 часа):

1. Изучение педагогической литературы, конспектирование, подготовка к занятиям.

2. Самоопределение по направлениям исследовательской деятельности.

3. Разработка модели коррекционно-педагогической деятельности воспитателя (учителя).


Зачет (70 баллов):

а) текущий отчет по темам занятий (от 1 до 10 баллов);

б) вопросы теоретического зачета (от 11 до 20 баллов);

в) результаты проведения самостоятельной исследовательской работы (от 21 до 30 баллов).



  1. Содержание теоретических занятий (14 часов)


(форма отчета – конспект темы занятия)
1.1. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Теория специальной педагогики.

Вопросы для обсуждения: Объект и предмет коррекционной педагогики. Научные основы специальной педагогики и ее связь с другими отраслями знаний. Задачи коррекционной педагогики. Сущность коррекционно-педагогической деятельности (принципы, законы). Основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

Контрольный вопрос: Категориальный аппарат коррекционной педагогики.

Литература: [3, 4, 11, 17, 21]
1.2. ЛЕКЦИЯ (2 часа): История становления специальной педагогики как науки.

Вопросы для обсуждения: Основные аспекты исследования специальной педагогики. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе. Становление российской дефектологической науки.

Контрольный вопрос: Авторы и идеи коррекционной педагогики.

Литература: [1, 4, 6, 10, 12, 17, 18]
1.3. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Понятие нормы и отклонения в коррекционной педагогике.

Вопросы для обсуждения: Понятие «норма» как междисциплинарная проблема. Норма и отклонение в психическом, физическом, интеллектуальном и моторном развитии человека. Факторы риска в детском возрасте. Критерии явления «норма-аномалия».

Контрольный вопрос: Первичный и вторичный дефект.

Литература: [4, 17, 19]
1.4. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Современная система специальных образовательных услуг.

Вопросы для обсуждения: Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования.

Контрольный вопрос: В каких случаях ребенок с отклонениями в развитии не может посещать образовательное учреждение. Какие организационные формы образования могут быть предусмотрены для такой категории детей.


Литература: [2, 4, 7, 8, 16, 17, 21]
1.4. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Значение мануальных контактов в коррекционной педагогике.

Вопросы для обсуждения: Использование кинестетических ощущений руки ребенка в сурдопедагогике. Использование мануальных контактов в тифлопедагогике. Использование мануальных контактов в олигофренопедагогике.

Контрольный вопрос: Показатели развития мануального аспекта деятельности ребенка.

Литература: [2, 10, 12, 13, 14, 15]
1.5. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Феномен леворукости в коррекционной педагогике.

Вопросы для обсуждения: Леворукость как социокультурная проблема. Психофизиологические особенности межполушарной организации мозга Леворукость как возрастная проблема. Леворукость как педагогическая проблема.

Контрольный вопрос: Показатели леворукости.

Литература: [2, 10, 12, 13, 14, 15]
1.6. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Основы дидактики специальной педагогики.

Вопросы для обсуждения: Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса.

Контрольный вопрос: Основное отличие урока в специальной школе от урока в массовой школе.

Литература: [7, 16, 17, 21]
1.7. ЛЕКЦИЯ (2 часа): Проблемы школьной неуспеваемости в теории и практике специального обучения.

Вопросы для обсуждения: Психолого-педагогический подход в решении проблемы. Категория детей с задержкой психического развития. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников с трудностями обучения.

Контрольный вопрос: Показатели школьной неуспеваемости.

Литература: [7, 16, 17, 21]

2. Содержание практических занятий (12 часов)
2.1. Практическое занятие (3 часа): Современная система медико-педагогического сопровождения и ранней комплексной помощи.

Задание: просмотр и анализ видеоматериала.

Контрольные вопросы:


  1. способы эрготерапевтической диагностики ребенка с отклонениями в развитии;

  2. специфика терапии гипо- и гиперактивных детей;

  3. определить взаимосвязь деятельности эрготерапевта и педагога;

  4. в чем может заключаться терапевтическое влияние педагога.

Форма отчета: конспект темы занятия, анализ результатов работы на занятии.

Литература: [2, 5, 6, 9, 13, 14, 15, 20]
2.2. Практическое занятие (3 часа): Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями. Игротерапия как метод коррекционно-педагогического воздействия.

Задание: участие в играх и их анализ.

  • Предметные манипуляции ребенка.

  • Игры-манипуляции.

  • Игры-упражнения.

  • Ролевые игры.

  • Игровые средства.

Контрольные вопросы:

  1. содержание обучающей и воспитывающей игротеки «Ловкие ручки».

Форма отчета: конспект темы занятия, анализ результатов работы на занятии.

Литература: [10, 13, 14, 15]
2.3. Практическое занятие (3 часа): Школьная система специального образования.

Задание: просмотр и анализ видеоматериала.

  • Обучение детей с нарушениями зрения.

  • Обучение детей с задержкой психического развития.

  • Обучение детей в традиционной школе.

Контрольные вопросы:
  1. Основные отличия коррекционно-педагогической деятельности.


Форма отчета: конспект темы занятия, анализ результатов работы на занятии.

Литература: [17]
2.4. Практическое занятие (1 час): Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.

Задание:

Разработать критерии оценки профпригодности специального педагога.



Форма отчета: конспект темы занятия, анализ результатов работы на занятии.

Литература: [17]
2.5. Практическое занятие (2 часа): Консультация по теме самостоятельной работы студентов.

Задание: определить тему самостоятельной экспериментальной работы.

  • Актуальность исследования.

  • Объект исследования.

  • Предмет исследования.

  • Цель и задачи.

  • Гипотеза.

  • Методы исследования.

Форма отчета: тема, представленная на обсуждение в группе.

3. самостоятельная работа
Вариант 1:

Тема: Программа игротерапевтического сопровождения детей с отклонениями в различных сферах (см. План):

  1. мелкая моторика;

  2. зрение;

  3. слух;

  4. саморегуляция поведения;

  5. и др..


Программа игротерапевтического сопровождения детей

с отклонениями в различных сферах

(план)


  1. Цель программы (игротеки). Название игротеки.

  2. Коррекционно-педагогическая направленность игротеки, ее задачи и функции. Виды дефектов, подлежащих коррекции.

  3. Классификация игр. Правила игр.

  4. Требования к игротерапевту.

  5. Средства, игровая атрибутика.
  6. Перспективы дальнейшего использования игротеки.


  7. Приложения.

Литература: [3, 5, 6]
Вариант 2:

Тема: Монографическая характеристика ребенка с отклонениями в различных сферах.

Задание: Разработка монографической характеристики по плану (см. План).
Монографическая характеристика школьника

(план)


  1. Введение. Краткое описание условий наблюдения.

  2. Экспериментальная часть:

  1. психофизиологический портрет ребенка (формальный возраст, внешние данные, индивидуальные черты и особенности);

  2. характеристика аномалии, дефекта, отклонения;

  3. характеристика системы социальных отношений (индивидуальное отношение ребенка к социуму и отношение окружающих людей к самому ребенку);

  4. характеристика способов и путей преодоления отклонения (затруднения) ребенка (виды педагогического сопровождения, склонности, интересы ребенка);

  5. характеристика новообразований, изменений в развитии и поведении ребенка, возникших в ходе коррекционно-педагогической деятельности.

3.Заключение. Общие выводы и педагогические рекомендации. Дополнения.

4.Приложения.





  1. Требования к оформлению самостоятельной работы: формат А4; титульный лист, разборчивый текст, содержание работы; ссылки на литературу и авторов; библиография.

  2. Критерии оценки самостоятельной работы: научность изложения; убедительность выводов, результатов, доказательств; эффективность использования базы методов; оформление работы.


4. Вопросы теоретического зачета


  1. Понятие специальной педагогики как науки.

  2. Предмет и задачи специальной педагогики.

  3. Категориальный аппарат специальной педагогики.
  4. Взаимосвязь специальной педагогики с другими отраслями знаний.


  5. Сущность коррекционно-педагогической деятельности (принципы, законы).

  6. Основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

  7. История развития коррекционной педагогики в Западной Европе.

  8. Становление российской дефектологической науки.

  9. Авторы и идеи коррекционной педагогики.

  10. Понятие нормы и отклонения в коррекционной педагогике.

  11. Норма и отклонение в психическом, физическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.

  12. Факторы риска в детском возрасте. Критерии явления «норма-аномалия».

  13. Понятие о первичном и вторичном дефекте.

  14. Основы дидактики специальной педагогики.

  15. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

  16. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования.

  17. Игротерапия как направление коррекционно-педагогической деятельности.

  18. Значение мануальных контактов в коррекционной педагогике.

  19. Леворукость как социокультурная проблема. Психофизиологические особенности межполушарной организации мозга. Показатели леворукости

  20. Эрготерапия - область научной и практической деятельности.


5. Литература:

  1. Альтернативные модели воспитания. C.А.Расчетина и др.- Новгород, 1995.

  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Уч. для студентов средн. и высш. уч. заведений. \Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская.– М.: Изд.центр «Академия», 2001.–248с.

  3. Вьюнкова Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения. \\ Педагогика, № 1, 1999. – стр. 50 –55.
  4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. Пед. уч. заведения: Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Изд.центр «Академия», 1999. - 280 с.


  5. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.

  6. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996

  7. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учебн. пособие для студ выссш. уч. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 216 с.

  8. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения. \\ Народное образование. - № 1, 2002, стр. 111 - 122

  1. Леви В. Нестандартный ребенок.

  1. Мария Монтессори: от лечебной педагогики к воспитанию чувств. Учебные материалы / Звяглова М.В., Певзнер М.Н., Петров А.В. - Новгород: НовГУ, 1999. - 83 с.

  2. Методы педагогических исследований (лекции для студентов). - М.,1986.

  3. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М., 1993. - 168 с.

  1. Мария Монтессори: от лечебной педагогики к воспитанию чувств. / Методические рекомендации. Авт.сост. Звяглова М.В., Певзнер М.Н., Петров А.В. - Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. - 83 с.

  2. Петров А.В. Игровая терапия мануального аспекта деятельности ребенка. В сб. Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Выпуск 2 / Сост. Орлов О.С. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - с. 73 - 77.

  1. Петров А.В. Педагогическая организация мануального аспекта игровой деятельности ребенка. – Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 1998.-33с.

  2. Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» - развлекает и обучает. Методическое пособие. – В.Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. - 44 с.

  3. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе (для администрации школ, педагогов, и школьных психологов). Книга 1. – Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. – 118 с.
  4. Специальная педагогика. Учебное пособие для студентов высш.пед. уч. заведений\Под ред. Н.М.Назаровой. – М.:Изд. центр «Академия»,2001. – 400с.


  5. Сорока-Россинский В.Н. Педагогические сочинения.-М.: Пед-ка, 1991.-240с.

  6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

  7. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 136 с.