birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 42 43


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические разработки педагогов дополнительного образования

Москва 2007
Методические разработки педагогов дополнительного образования. Составители Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. – Москва, 2007


В предлагаемом пособии представлены методические разработки педагогов дополнительного образования детей, победителей и лауреатов 2-го Московского конкурса «Научно-методический потенциал дополнительного образования детей».

Пособие адресовано специалистам системы дополнительного образования детей.

СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателям

С.Н.Литвинова. Организация досуга детей и подростков
Б.Е.Гуревич. Организация досуговой деятельности в детском творческом коллективе
Н.М.Мефедова. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
Н.А.Алексеева, Л.А.Гаранина. Советы педагогу, начинающему работать в учреждении дополнительного образования детей
Н.Ю.Анашина
, Ю.Н.Белехов. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР «ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ»
Д.В.Моргун. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ЭКСПЕДИЦИЙ
А.В.Колосков. Знакомство школьников с природой и хозяйственным использованием луга на летней экологической практике
В.А.Буров, Е.Б.Захарова. Методические приёмы развития выносливости танцоров – спортсменов в период подготовки к соревнованиям
И.А.Тимченко. Педагогический мониторинг в объединении историко-бытового танца «Nostalgie» ДЮЦ «Войковский»
З.А.Суромкина, Я.Д.Агишев. Методическое пособие по изучению Правил дорожного движения младшими школьниками
С.В.Опаричева. Программа педагогического мониторинга детского объединения «Трансформация бумажного листа – оригами»

Н.Т.Попова. КАК СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКАМИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Ю.М. Лившиц, А. Греф. Социально-психологическая реабилитация детей с онкологическими заболеваниями в Центре детского творчества «На Вадковском»
А. Греф, Е. Слонимская. Мастерская у кровати
В.А.Шепелев, М.В.Королева. Методическое пособие по программе «Горный туризм»
Л.В.Резанов. Образовательные этнографические экспедиции школьников

Обращение к читателям
Уважаемые коллеги!

В соответствии с плановыми мероприятиями по развитию дополнительного образования детей в городе Москве один раз в два года Департаментом образования города Москвы и Московским институтом открытого образования (МИОО) проводится городской конкурс «Научно-методический потенциал дополнительного образования детей».

Конкурс направлен на выявление и пропаганду научно-методических разработок, обеспечивающих эффективность и качество этой сферы образования.

Задачи конкурса:


  • актуализация проблемы развития дополнительного образования детей;

  • инициирование и поддержка процесса разработки научно-методических материалов для сферы дополнительного образования детей;

  • развитие творческого потенциала дополнительного образования детей;

  • создание базы данных о научно-методическом потенциале системы дополнительного образования детей в Москве;

Для координаторов конкурса – это возможность для изучения и распространения актуальных и перспективных методик и технологий, для выявления творческих методических идей по обновлению содержания дополнительного образования детей.

Для участников конкурса - это возможность не только представить педагогическому сообществу города Москвы свои практические достижения, но и определить уровень своего методического мастерства, наметить перспективы дальнейшего развития. Уже проведены два таких конкурса (2003 г. и 2005 г.), и они показали готовность столичных педагогов к творческой, исследовательской и инновационной деятельности.


В конкурсе могут принимать участие специалисты образовательных учреждений разных типов, реализующих программы дополнительного образования детей; специалисты научно-исследовательских институтов, методических центров и лабораторий, ведомств и организаций, взаимодействующих со сферой дополнительного образования детей.

Номинации конкурса определяются по видам разработок:


  • концепция,

  • инновационный проект,

  • учебник и учебное пособие,

  • методическая разработка,

  • технология.

Содержание и структура представленной разработки должны соответствовать задачам конкурса, заявленному жанру.

Руководство конкурсом осуществляется Оргкомитетом, который создается Департаментом образования города Москвы и в состав которого входят ведущие специалисты системы дополнительного образования города.

Оргкомитет:

  • определяет программу конкурса;

  • создает рабочую комиссию для подготовки и проведения конкурса;

  • утверждает состав конкурсной комиссии;

  • привлекает спонсоров, организует рекламную деятельность, обеспечивает соблюдение прав участников конкурса;

  • определяет победителей Конкурса, осуществляет награждение победителей.

Оценка конкурсных работ осуществляется Конкурсной, в состав которой входят специалисты, имеющие опыт экспертизы и оценки творческих работ.

Конкурсная комиссия утверждает порядок и критериальную базу экспертизы. Решения конкурсной комиссии фиксируются в соответствующих протоколах, подписываются председателем и передаются в оргкомитет.

Победители конкурса определяются по итогам экспертизы и оценки конкурсных работ и награждаются Дипломом Лауреата Московского городского конкурса «Научно-методический потенциал дополнительного образования детей». Представленные ими работы включаются в издательский план МИОО. Информация о победителях конкурса публикуется на сайтах МИОО.


Соблюдение прав участников конкурса обеспечивается в соответствии с российским законодательством об авторских правах. Оргкомитет вправе использовать представленные на конкурс материалы в некоммерческих целях (размещение в Интернете, издание и т.д.), но только с письменного согласия автора.

С работами победителей и лауреатов конкурса можно познакомиться на страницах этого сборника и на сайте Московского института открытого образования.
Составители сборника

С.Н.Литвинова
Организация досуга детей и подростков
(Методическое пособие для педагогов системы дополнительного образования и для родителей)

В методическом пособии освещены современные подходы к организации досуговой деятельности в школах, в центрах дополнительного образования по месту жительства. Показана специфика применения методов досуговой деятельности, направленных на воспитание детей и подростков с учетом возрастных особенностей. Охарактеризованы виды досуга и формы организации досуговой деятельности. В приложении представлены примерные планы проведения досуговых мероприятий детей и подростков в оздоровительных лагерях.

1. Технологии организации досуга детей и подростков

1.1. Содержание досуга

Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели.

По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп (Шмаков С.А.). Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости.


Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей.

Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно-исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно-игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности.

Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, клубы, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям.

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью.

Остановимся на характеристике некоторых групп досуговой деятельности.

Спорт, двигательная деятельность

Спорт, движение является одной из высших культурных ценностей со времен античности. Желание заниматься активной двигательной деятельностью является для ребенка ведущей потребностью. Движение формирует важнейшие качества личности, такие как выносливость, сила, быстрота, ловкость. К спортивным развлечениям необходимо отнести: лыжи, коньки, бег, велосипед, ринго, скейтборд, тротинетт (самокат), ролики. Все они пользуются огромной популярностью у детей, подростков, юношей, да и взрослых людей. Учитывая интерес, можно организовать различные спортивные мероприятия. Такие, например, как день бегуна, кросс, снежная спартакиада, малые олимпийские игры, спорт-бой, спортивный КВН и многие другие. Перечисленные варианты использования спортивных развлечений организуются взрослыми или старшими детьми. Однако, ребята и сами, без помощи взрослых устраивают подобные состязания.


Танцы

Через танцы проходят все поколения. С младших классов необходимо формировать в детях культуру танца и танцевальную этику. Танец вырабатывает хорошую осанку, пластику, легкость и свободу походки, грацию и изящество. Моделей использования танцев в досуговой деятельности множество. Это вечер танцев, конкурс танцоров, конкурс спортивных танцев, танцевальный бал, танцевальный карнавал, студия бальных танцев, русский перепляс, фестивать танцевальных жанров и другие.

Музыка

Это искусство, отражающее действительность в звуках, звуковых художественных образах. Мир звуков неисчерпаем, невозможно представить человека, который не испытывал бы потребности в том, чтобы в его душе звучала музыка. Дети, уже с рождения вслушиваются в звучание музыки, ритмично реагируют на темп, ритм. Музыка занимает одно из ведущих мест в досуге детей. Каждый ребенок, в соответствии с собственными интересами выбирает музыку. Музыку для души, для танцев, для музицирования, для общения. Звучание гитары (авторская песня), рок – музыка, классическая музыка, рэп и другие музыкальные жанры привлекают детей, подростков, юношей. У каждого поколения - своя музыка, свой стиль. И это замечательно, так как музыка сплачивает, объединяет людей. Самое главное, чтобы музыканты различными поведенческими реакциями не способствовали пробуждению у слушателей агрессии.

Использовать возможности музыки можно на различных фестивалях авторской песни, дискотеках, музыкальных викторинах, музыкальных рингах, спевках, концертах художественной самодеятельности, фольклорных праздниках и многих других формах организации досуговой деятельности, в которых содержанием будет являться музыка.

Туризм

Это - организованные путешествия, совершаемые для отдыха и с познавательными целями, а также носящие спортивный характер. Туризм -самая распространенная и любимая детьми форма и содержание детского досуга. Природа дает человеку заряд энергии, раскрепощает, способствует глубоким духовным переживаниям, обогащает впечатления. Туристические походы могут быть пешими, водными, горными, велосипедными. Они могут длиться один и несколько дней. Походы обеспечивают ребят особыми шансами реализоваться, особым полем свободы, учат ребят удивляться жизни, любоваться красотой природы.


следующая страница >>