birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 4 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ КАБИНЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Проводимые в последнее время проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов.

Для устранения недостатков был подготовлен специальный сборник. Он посвящен актуальным вопросам оборудования и оформления учебных кабинетов ОУ.

Предлагаемые материалы имеют целью оказать методическую помощь руководителям учебных заведений и учителям в оснащении учебной базы школы, позволяющей сформировать у учащихся необходимые умения и навыки. Основная задача сборника состоит в том, чтобы показать, каким образом в образовательных учреждениях создаются, оборудуются и оформляются учебные кабинеты.

Кабинет – помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этих занятий оборудованием. Кабинеты ОУ:

1.  Кабинет директора школы.

2.  Кабинет заместителя директора школы по учебной работе.

3.  Кабинет заместителя директора школы по методической работе.

4.  Кабинет заместителя директора школы по воспитывающей деятельности.

5.  Кабинет заместителя директора школы по административно - хозяйственной деятельности.

6.  Кабинет педагога-психолога.

7.  Кабинет логопеда.

8.  Медицинский кабинет.

9.  Кабинет психологической разгрузки.

10.  Методический кабинет.


Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Учебные кабинеты:

1.  Кабинет русского языка.

2.  Кабинет литературы.

3.  Кабинет математики.

4.  Кабинет иностранного языка.

5.  Кабинет истории, обществознания,.

6.  Кабинет географии.

7.  Кабинет физики и астрономии.

8.  Кабинет химии.

9.  Кабинет биологии.

10.  Кабинет технологии.

11.  Кабинет информатики.

12.  Кабинет физической культуры.

13.  Кабинет музыки.

14.  Кабинет черчения и ИЗО.

15.  Кабинет ОБЖ.

16.  Кабинет начальных классов.

Учитель – полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или попечительский совет (родительский комитет). При этом деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие их взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.

Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета - при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям.



I. УЧЕБНЫЕ КАБИНЕТЫ МОУ

1.  Общие требования к учебному кабинету

1.1.  Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

  1. приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);


  2. приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета);

  3. паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;

  4. инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;

  5. правил техники безопасности при работе в кабинете;

  6. правил пользования учебным кабинетом учащимися;

  7. акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;

  8. протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;

  9. плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;

  10. журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;

  11. заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);

  12. аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;

  13. самоанализа работы кабинета учителем; планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

1.2.  Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

1.3.  Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:



  • оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);

  • наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).

2.  Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета

2.1.  Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

2.2.  Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.

2.3.  Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

2.4.  Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

3.  Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета

3.1.  Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

3.2.  Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

3.3.  Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

3.4.  Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т. п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

3.5.  Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.

3.6.  Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различны формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).

3.7.  Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

3.8.  Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

3.9.  Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.

3.10.  Оценка деятельности учебного кабинета учащимися.

4.  Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся

4.1.  Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

4.2.  Разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы (по профилю учебного кабинета).

4.3.  Внедрение методики развивающего обучения.

4.4.  Дифференциация обучения.

4.5.  Гуманитаризация обучения".

5.  Санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам

5.1.  Размещение ученических столов (парт) в кабинете.

В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации столы размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:

·  от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;

·  от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;

·  от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;

·  от классной доски до первых парт (столов) -2 м;

·  от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;

·  между рядами - 0,6 м.

В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров). Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадить школьника за парту большего, чем требуется, номера.


Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.

Размеры парт, ученических столов и стульев

№ мебели

Группа мебели

Группа роста, см

Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)

Высота переднего края сиденья (над полом, в см)

Цветовая гамма

№ стола

группа столов

№ стульев

группа стульев

№ мебели

Группа мебели

1

-

100-115

46,0

-

26,0

-

Оранжевый


-

2

А

115-130

52,0

54,0

30,0

32,0

Фиолетовый

Желтый

3

Б

130-145

58,0

60,

34,0

36,0

Желтый

Красный

4

В

145-160

64,0

66,0

38,0

40,0

Красный

Голубой

5

Г

160-175

70,0


72,0

42,0

44,0

Зеленый

Зеленый

6

Д

От 175

76,0

78,0

46,0

48,0

Голубой

-

Учебные кабинеты для учащихся 5-11-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столов каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.

Распределение мебели по классам


Класс

№ мебели

А

Б

В

Г

Д

5


1

8

11

-

-

6

-

13

6

1

-

7

-

6

12

2

-

8

-

2

11

6

1

9

-

-

10

8

2

10

-

-

5


10

5

11

-

-

4

8

8

Рассаживание учащихся должно проводиться учителями it классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.

Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах и кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.

Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.

При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.

При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной, а больших размеров – дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м) рядах.

Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см, для учащихся 5-11-х классов - 80-90 см.

5.2.  Освещение учебных кабинетов,


Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).

Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему все пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.

В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии – на юг.

Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.

Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.

Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:

·  не закрашивать оконные стекла;

·  не расставлять на подоконниках цветы – их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

·  очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

5.3.  Отделка учебных кабинетов.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:

·  для потолка - 0,7-0,8;

·  для стен - 0,5-0,6;

·  для пола - 0,3-0,5.

·  Следует использовать следующие цвета красок:

·  для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;

·  для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;

·  для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

·  для дверей, оконных рам – белый.

5.4.  Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.

Длительность непрерывного применения на уроках

различных технических средств обучения


Классы

Длительность просмотра (мин.)

Воспроизведение звукозаписи (мин.)

Диафильмов, диапозитивов

кино-, видеофильмов

учебных телепередач

1-2

7-15

15-20

15

до 15

3-4

15-20

15-20

20




5-7

20-25

20-25

20-25

до 20

8-11

-

25-30

25-30





5.5.  Воздушно-тепловой режим.

Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.



следующая страница >>