birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 18 19 20 21

Выполни задание № 2 из карточки напарника (и одновременно дай ему выполнить своё задание № 2).

  • Сверьте (сравните), одинаково ли вы выполнили ваши задания № 2. В случае необходимости воспользуйтесь орфографическим словарем.

  • Выполни задание № 3 карточки.

  • Проверьте вместе с товарищем, как выполнили задание № 3.

  • Если осталось время, выполняй дополнительные задания.

    Виды диктантов на уроках бурятского языка

    Диктант – наиболее распространенный вид упражнений по орфографии и пунктуации, формирующий орфографическую и пунктуационную зоркость, активизирующий словарь учащихся. С помощью диктантов определяется уровень владения учащимися практическими умениями и навыками.

    Классификация диктантов

    Основания, по которым классифицируются Виды диктантов

    диктанты

    1. По цели проведения а) Обучающий;


    б) Контрольно- обучающий;

    в) Контрольный;
    2. По структуре текстов а) Словарный;

    - диктант по вариантам

    трудностей одной

    орфограммы;

    - диктант на сопоставление

    нескольких орфографических

    правил;

    - диктант на основе тематичес-

    кой группы слов, на основе

    лексико- грамматической

    группы слов;

    б) По связному тексту;
    3. По характеру записи диктуемого а) Без изменения диктуемого;

    б) С изменением диктуемого:

    - выборочный;

    - распределительный;

    - восстановительный;

    в) С графическим

    изображением диктуемого:

    - в виде схемы;

    - в виде условных

    изображений;

    г) Цифровой;
    4. По времени объяснения диктуемого а) Предупредительный;

    б) Комментируемый во время

    письма;

    в) Объяснительный;
    5. По осложненности дополнительным заданием а) Творческий;

    б) С грамматическим заданием;

    6. По степени изменения текста а) Творческий;

    б) Свободный;

    в) С продолжением;


    7. По восприятию текста а) Зрительный;

    б) Слуховой;

    в) По памяти (по выученному

    наизусть тексту);

    Словарный диктант

    Этот вид диктантов проводится с целью формирования умений и навыков правописания.

    Продуктивными являются словарные диктанты, составленные с учётом вариантов трудностей одной орфограммы или составленные на основе сопоставления нескольких орфограмм. Установленные вариантов орфограммы – это лингвометодический анализ слов, проводимый с целью выделения типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при изучении орфографических правила.

    Примеры словарных диктантов

    1. Диктант, учитывающий варианты орфограммы;

    2. Диктант, составленный на основе тематической группы слов;

    3. Диктант, составленный на основе лексико-грамматической группы слов.




    Выборочный диктант

    Учащемуся необходимо выбрать из текста, воспринимаемого на слух или зрительно, изучаемое языковое явление. С помощью условных обозначений и сокращений ученик обязательно пояснит свой выбор.

    Задание.

    а) Выберите из текста словосочетания с типом связи «управление» и обоснуйте свой выбор.

    б) Выпишите слова с проверяемыми согласными в конце слова. Объясните написание слов.

    Распределительный диктант

    Сопоставляя отдельные слова, словосочетания или предложения, учащийся распределяет их по заранее условленным группам на основе общих признаков

    Задание. Распределите словосочетания на три группы в соответствии с определением написания безударных гласных:

    • В корне;

    • В приставке;

    • В окончаниях;

    Графически обоснуйте выбор написания.

    Восстановленный диктант

    После прослушивания текста диктанта и его подробного анализа учащиеся воспроизводят по памяти текст на основе опорных слов, словосочетания, оборотов, грамматических основ. Текст читается три раза.

    Пример восстановленного диктанта

    Задание. Восстановите текст диктанта, используя словосочетания с данными прилагательными.

    Запись на доске: слова.

    Графический диктант

    После прослушивания текста диктанта учащиеся графически обозначают структуру заданных слов, словосочетания или предложений.

    Задание. Прослушайте предложение. Составьте и запишите схемы сложных предложений.

    Цифровой диктант

    После прослушивания текста диктанта учащиеся записывают номер заданных языковых явлений.

    Задание. Определите на слух и запишите номера предложений с обособленными приложениями.

    Предупредительный диктант

    Предполагается устное объяснение орфограмм и пунктограмм до записи текста.

    Комментированный диктант

    Предполагает построение доказательств на основе орфографического или пунктуационного материала. Объяснение при комментированном диктанте тоже опережает написание, но только на слог или морфему, на пунктуационно-смысловой отрезок.

    Объяснительный диктант

    Предполагает объяснение орфограмм и пунктограмм с помощью условных обозначений и сокращений после написания текста диктанта.

    Диктант по памяти

    Предполагает предварительную подготовку и запоминание текста.

    Например:

    Задание. Прочитайте отрывок из басни Г. Чимитова « ». Запишите его по памяти, расставляя знаки препинания. Выпишите слова, грамматически не связанные с членами предложения. Выпишите сказуемые из двух последних предложений, определите их вид.

    Творческий диктант

    Предполагает изменения в исходном тексте, обусловленные заданиями. Творческий диктант проводится без предварительного разбора задания.

    Например:

    Задание. Преобразуйте простые и сложные предложения в осложнённые обособленными оборотами конструкции.

    Диктант с продолжением

    Предполагает самостоятельную работу учащихся в направлении, указанном учителем. Этот вид диктанта проверяет не только правописание, но и речевые навыки учащихся: определять основную мысль высказывания, разворачивать сюжет высказывания, умение вводить в текст микротекст другого типа, умение делать вывод, давать оценку событий и героев.

    Например:

    Задание. Используя данный текст как начало своего повествования, напишите, какие памятники отдельными лицами и славным страницам истории вы знаете.

    Свободный диктант

    Является средством подготовки к написанию изложения. Этот вид диктанта дает возможность проверить умение учащихся правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста. Свободный диктант учит хорошему языку и дает его образец. Учитель диктует текст по частям (абзацами), а ученики свободно воспроизводят прослушанное.

    Например:

    Задание. Прослушайте текст. Воспроизводите прослушанные части текста.

    Упражнения типа списывания

    Неосложнённое списывание

    Учащиеся в процессе списывания текста воспринимают звуковой образ слова, словосочетания, проговаривая их про себя и фиксируя в памяти зрительный образ слова и предложения, пунктуационно правильно оформленного в тексте. С помощью условных обозначений и подчёркиваний ученики объясняют признаки пунктограммы.

    Например:

    Задание. Прочитайте предложения. Определите, сколько частей в предложениях и где между ними границы. Перепишите, графически обозначая основы предложений (текст).

    Упражнения уместно проводить и в форме выборочного списывания. Учащимся предлагается выписать из текста определенные слова или предложения заданной структуры и в соответствии со схемой орфографического или пунктуационного разбора объяснить написание и расстановку знаков препинания.

    Например:

    Задание. Выпишите из данных примеров вводные предложения. Замените их, если это возможно, синонимическими вводными словами (текст).

    Осложнённое списывание

    Учащиеся вставляют пропущенные буквы или расставляют знаки препинания. При этом письменно указывают на опознавательные признаки орфограмм или пунктограмм.



  • << предыдущая страница