birmaga.ru
добавить свой файл

1
Гимназия №5 г. Коломна


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ

БЛИЦ-ТУРНИР


7 КЛАСС

Учитель: Миронова Е.М. (ВКК)

15 февраля 2007 год
Цели:


  • Воспитание интереса к новому предмету через игровую
    деятельность.

  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу,
    любознательности и интереса к окружающему, умения выступать
    перед аудиторией.

  • Развитие мышления, наблюдательности, взаимопомощи,
    сообразительности, чувства товарищества.

Задачи:

  • Продолжить формирование интереса к математике.

  • Обобщить и систематизировать полученные знания через
    положительные эмоции и соревнование, которое повышает
    самоконтроль учащихся, приучает их к соблюдению установленных
    правил, а главное хорошо активизирует деятельность


I тур. Разминка.

ПИФАГОР

1




НЬЮТОН

4




ЕВКЛИД

2



ДЕКАРТ

5


ВИЕТ


3







ЭРАТОСФЕН

6

1. Указать древнегреческого учёного математика, который составил
таблицу простых чисел и этот способ назван его именем?

( Эратосфен.)

( Для ответа на каждое задание даётся 15 секунд. Звёзды давать по схеме.)

Историческая справка.

Эратосфен Киренский ( около 276 -194 гг. до н. э.), древнегреческий математик и астроном. Для отыскания простых чисел придумал способ, который называется «решетом Эратосфена». Он записывал все числа от 1 до какого-то числа, а потом вычёркивал единицу, которая не является ни простым, ни составным числом; затем вычёркивал через одно все идущие после 2 числа, кратные двум. Первым оставшимся числом после 2 было 3. Далее вычёркивались через два все числа, идущие после 3 и кратные трём и т. д. В конце концов оставались невычеркнутыми только простые числа. Так как греки делали записи на покрытых воском табличках или на натянутом папирусе, а числа не вычёркивали, а выкалывали иглой, то таблица в конце вычислений напоминала решето.

2. Указать выдающегося математика Древней Греции,
основоположника геометрии? (Евклид.)

Историческая справка.

Евклид ( конец IV - III в. до н. э.) - древнегреческий математик, автор труда «Начала» в 13 книгах, в котором изложены основы геометрии, теории чисел, метод определения площадей и объёмов, включающий элементы теории пределов. В своей книге «Начала», бывшей на протяжении двух тысяч лет основным учебником математики, доказал, что за каждым простым числом есть ещё большее простое число - теорема о бесконечности множества простых чисел.


3. Указать французского математика 17 века, имя которого носит одна из систем координат? ( Декарт.)

Историческая справка.

Рене Декарт ( 1596 - 1650 гг.) - французский философ и математик, заложил основы аналитической геометрии, раздела математики, изучающего геометрические объекты методами алгебры; дал понятие переменной величины и функции, ввёл многие алгебраические обозначения. Прямоугольная система координат названа в честь математика - прямоугольной декартовой системой координат, т.к. он впервые описал применение координат в математике в своей книге «Геометрия» в 1673 г.

4. Этот математик и его ученики изобрели музыкальную шкалу, с
помощью которой до сих пор настраивают арфы и органы?

(Пифагор.)

Историческая справка.

Великий древнегреческий ученый Пифагор ( VI в. до н.э.) основал так называемый Пифагорийский союз (или кротонское братство). В сферу интересов членов союза входили научные исследования, религиозно-философские искания, политическая деятельность. Пифагорийцы называли собственные исследования «математа», что означает «науки», и делили их на четыре части: арифметику, геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Главной считалась арифметика - наука о числах. Именно она лежала в основе и геометрии, и астрономии, и гармонии.

«Миром правят числа »( Пифагор ) Пифагорийцы считали, что Земля имеет форму шара и находится в центре Вселенной. Солнце же, Луна и пять планет ( Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) движутся вокруг Земли. Расстояния от них до нашей планеты таковы, что они составляют как бы семиструнную арфу, и при их движении возникает прекрасная музыка - музыка сфер. Строй арфы должен подчиняться законам арифметики. В частности, как обнаружили пифагорийцы, такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта, соответствуют звучанию пары одинаково натянутых струн, длины которых находятся в отношении 1:2, 2:3, 3:4.

  1. Указать славянское обозначение числа 100. ( № 4 )


  2. Указать римское обозначение числа 100. ( № 3 )













7. Указать египетское обозначение числа 100. ( № 6 )

№ 1 - греческое

№ 2 - ионийское обозначение числа 100.

№ 5 - вавилонское

( Подсчитывается количество звезд, одна пара выбывает из игры - пара, у которой меньше звезд.)
II тур. Мозгодром.

( Четыре пары участников. Работают парами.)

1. Решить анаграммы и исключить лишнее слово (зачеркнуть его). ( 3 мин )

ВРАКДАТ БОМР

РУЛИГТЕНЬКО ДБОЬР

ТЕООРЗК ИЛНЯИ ЯМАРЯП УКЬРИЛЦ


Ответ:

КВАДРАТ РОМБ

ТРЕУГОЛЬНИК ДРОБЬ

ОТРЕЗОК ЛИНИЯ ПРЯМАЯ ЦИРКУЛЬ

( 4 слова - звезда, 2 слова - ползвезды )

2. Какие примеры зашифрованы (одинаковые буквы обозначают
одинаковые цифры, а разные - разные цифры). ( 3 мин )

АУ + УА = СОС Ответ: 56 + 65 = 121;

47 + 74=121; 38 + 83 = 121. ( за каждый пример - ползвезды )

3. Написать математические термины, единицы измерения,
начинающиеся на буквы, из которых состоит слово «квадрат».
( 2 мин)

( за каждое слово - ползвезды )

4. Составить четверостишие, в котором известно последнее слово
каждой строки. ( 3 мин )

масса

квадрат ( за полное - звезда,


класс за 2 строки - ползвезды )

не рад

( Подсчитаем звезды. Одна пара выбывает - пара, у которой меньше звезд.)

Ill тур. Арифметический,

(Три пары участников.)


  1. Задача. По столбу высотой 10м ползет улитка. Движение
    начинается с земли. Днем она поднимается на 5 м, а ночью
    опускается на 4 м. Через сколько дней улитка достигнет вершины?
    ( 2 мин) Ответ: на 6-ой день. ( За правильный ответ - звезда.)

  2. Составить поезд из вагончиков. ( результат каждого примера
    является началом примера следующего вагона ) ( 2 мин )


















4

•18








97*

3


( -9)2

+
100
19




( За 10 вагонов - звезда, за 5 вагонов - ползвезды.)

3. С помощью трех одинаковых цифр и знаков действий ( знаки могут
быть разные ) выразить число 30. ( 2 мин )

Ответ: 5 • 5 + 5 = 30;
6-6-6 = 30;
33-3 = 30;
З3 + 3 = 30. ( За каждый пример - ползвезды.)

4. Восстановить в примерах недостающие цифры? ( 4 мин )

*1*

3*2

*3*

3*2* *2*5 1*8*30



**

**5 1

2**5

13*0

***

4*77*


Ответ:

х 415 382

+ 830" 3320 1245 158530

325 147

+ 2275 1300 325_ 47775

( За каждый пример - звезда.) ( Подсчитываем очки. Одна пара выбывает.)

IV тур. Заключительный.

( Две пары участников.)

1.

миллион '










МИЛЛИАРД 2










ТРИЛЛИОН 3

СЕКСТИЛЛИОН 4

квинтиллион 5

КВАДРИЛЛИОН 6

Даны названия «чисел-великанов». Поменять таблички так, чтобы числа располагались в порядке возрастания. ( 1 мин ) Ответ: поменять местами таблички 4 и 6.

Миллион = 10 6

Миллиард = 10 9

Триллион = 10 12 Квадриллион = 10 15 Квинтиллион = 10 18 Секстиллион = 10 21

2. На доске изобразить треугольник и окружность, выполняя двумя руками одновременно. ( По одному участнику от пары выходят к доске, время 1 мин ) ( За 2 фигуры - звезда, 1 фигура - ползвезды )

Подсчитаем звезды. Объявить победителей, вручить грамоты, призы.