birmaga.ru
добавить свой файл

1


Управление образования администрации муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области

Конкурс на лучший мастер-класс среди учителей русского языка и литературы общеобразовательных учебных заведений Белгородской области в рамках Года русского языка


МАСТЕР-КЛАСС
Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка

Ушакова Нина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»

Старый Оскол – 2007

Презентация педагогического опыта
Тема моего инновационного опыта «Формирование речевой культуры обучающихся старших классов на основе компетентностного подхода к преподаванию русского языка».

Цель – сформированность высокой речевой культуры, позитивной коммуникативности, способности к речевому самосовершенствованию каждого выпускника общеобразовательной школы.

Для достижения данной цели определены задачи, представленные на экране:


  • повышение собственной профессиональной компетентности;

  • создание условий для полноценного и грамотного использования школьниками богатых ресурсов родного языка;

  • развитие у обучающихся умения контролировать и корректировать собственную речь;

  • информационно-методическое обеспечение процесса повышения речевой культуры старшеклассников.


Отправной точкой исследования является аналитическая деятельность по выявлению уровня сформированности речевой культуры:

провожу контрольную диагностическую работу по орфоэпии, тестирование по теме «Языковые нормы», даю ученикам задание подготовить публичное выступление по самостоятельно выбранной теме.


Первичная диагностика показала недостаточный уровень владения языковыми нормами: обучающиеся допускают орфоэпические ошибки; нарушили лексические, морфологические и синтаксические нормы.

Анализ устных выступлений выявил отдельные ошибки в выборе речевой тактики, а также в выборе языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
«Замер» реального уровня речевой культуры школьников позволил определить основные направления работы, которые тоже представлены в презентации:


  • усвоение языковых норм;

  • обогащение словарного запаса обучающихся;

  • изучение выразительных возможностей слова;

  • формирование коммуникативных умений и навыков;

  • формирование культуры общения.



Ведущая идея моей деятельности – «оздоровление» речи обучающихся, определение путей и способов её обогащения и совершенствования. Сущностная характеристика ее представлена на экране.

Основные идеи презентуемой технологии:

  • углубление знаний о языке и совершенствование на этой основе речевой культуры обучающихся;

  • вооружение школьников ясным представлением об основных критериях хорошей речи;

  • усиленное внимание к этическому аспекту культуры речи;

  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании, в творческом самовыражении.



Целенаправленная работа, которая велась в течение двух лет, позволила достичь определенных положительных результатов в развитии речевой культуры старшеклассников.

Повторное тестирование показало, что вырос уровень владения орфоэпическими нормами на 6,1%, лексическими - на 19%, морфологическими - на 8,2%, синтаксическими - на 6,8%.


Повысилась творческая активность обучающихся. Они выступили организаторами многочисленных школьных мероприятий, трое из них стали победителями и призерами городских конкурсов. 83,3% выпускников класса сдали ЕГЭ на «4» и «5».

Представление системы учебных занятий и имитационная игра
В календарно-тематическом планировании есть темы, которые прямо связаны с изучением вопросов культуры речи. Но удельный вес этих уроков таков, что он не позволяет решить всех проблем повышения речевой культуры обучающихся.

На каждом уроке отвожу время на работу по культуре речи. Использую информационные «пятиминутки» с теоретическими выкладками, упражнения самого различного характера, орфоэпическое скандирование, обращение к словарю, творческие миниатюры, этюды, редакторскую правку, тематические тесты. Эти виды деятельности наиболее эффективны в условиях профильной школы. Они охватывают нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи и позволяют формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции обучающихся.

Алгоритм формирования речевой культуры в моей практике включает:

- системную пропедевтику возможных орфоэпических ошибок,

- постоянную работу по обогащению речи,

- составление текста в соответствии с коммуникативным замыслом.
Итак, I - Системная пропедевтика возможных орфоэпических ошибок
Виды деятельности, которые использую в процессе работы над правильным произношением слов для предупреждения возможных ошибок, достаточно разнообразны:


  • орфоэпическое хоровое скандирование;

  • включение «трудного» слова в предложение;

  • ролевая игра «Диктор»;

  • орфоэпический диктант (детям демонстрируется рисунок, они записывают соответствующее слово и ставят в нём ударение);
  • игра «Проверь себя» (на одной стороне карточки слово без ударения, на другой – с правильным ударением);


  • ведение «личного» словаря трудностей.


Проведем орфоэпическую разминку.

Задание: поставьте ударение в предложенных словах.

духовник

рудник

коклюш

мастерски



завидно

втридорога

облегчить

принудить

заиндеветь


К. Бальмонт

С. Ожегов

Н. Рыленков

Рембрандт


Проверьте свою орфоэпическую грамотность, поставьте себе отметку и включите «проблемные» слова в личный словарь трудностей.
II часть алгоритма - Работа по обогащению речи
Учимся выбирать такие языковые средства, которые являются наиболее уместными, точными, выразительными и позволяют с максимальной полнотой и эффективностью выполнять поставленные задачи общения.

Задание 1:

Я прочитаю вам стихотворение В. Солоухина.

Какие выразительные средства языка сделали это стихотворение теплым и проникновенным?

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Выбор языковых средств – процесс творческий.

Можно ли самим (а главное – нужно ли?) «сочинять» средства выразительности?
Задание 2.

Попробуйте придумать сравнения.

Твои глаза … (как васильки на лугу) …;

Подберите эпитеты (художественные определения) к слову «взгляд».


Взгляд тёплый … (Русская пословица гласит: «Яркое слово смущает сердце»).
III составляющая алгоритма – Составление текста в соответствии с коммуникативным замыслом
Ещё один аспект культуры речи – этический. Мы должны учить выражать доброе отношение к людям, учить ребят оценивать своё речевое поведение.



Задание 1:

Сравните два фрагмента поздравления.

Что вам хочется сказать по поводу этих образцов эпистолярного жанра?
«Дорогая бабушка, поздравляю тебя с праздником, желаю всего хорошего».

«Катеринушка, друг мой сердечнинькой, здравствуй!». Вот так начинаются многие письма Петра I жене Екатерине Алексеевне.

Задание 2. Составьте текст поздравления близким вам людям.

- Легко ли вам было его писать?

- Довольны ли вы тем, какими получились ваши поздравления?
Уважаемые коллеги!

При выполнении предыдущей работы мы руководствовались алгоритмом формирования речевой культуры:

осуществляли пропедевтику возможных орфоэпических ошибок, работали над обогащением речи и составили текст в соответствии с коммуникативным замыслом.
А теперь переходим к Моделированию
Задание: пользуясь представленным алгоритмом, предлагаю сконструировать собственную модель фрагмента учебного занятия в режиме презентуемой технологии.

Тема «Разговор по телефону с первой учительницей».
Необходимо продумать содержание работы педагога по заданной теме с использованием продемонстрированных в имитационной игре приемов и результаты записать в таблицу.
Какие модели вы сконструировали?
Рефлексия


  1. Как вы восприняли предложенные Вам приемы формирования речевой культуры обучающихся?