birmaga.ru
добавить свой файл

1
Лекция 20. Таинство Святого Духа – Миропомазание

План лекции:

1. Верующие должны получить благодать Святого Духа.

2. Действие благодати Святого Духа в человеке.

3. Дары Святого Духа.

4. Две крайности: возвеличивание и умаление плотского.

5. Что дает миропомазание?

6. Плоды Святого Духа.

7. Каким образом подавался Дух Святой?

8. Дары Святого Духа Коринфской Церкви.

9. История происхождения миропомазания.

10. Откуда взялся обычай помазываться миром?

11. Сложности связанные с миропомазанием.

12. Состав мира.

13. Упоминание елея в Священном Писании.
1. Верующие должны получить благодать Святого Духа.

В Новом Завете сказано, что верующие должны получить Святого Духа «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 1:7-39).
2. Действие благодати Святого Духа в человеке.

В православной Церкви Святой Дух подается двумя видами, через миропомазание и через возложения рук епископа. Дух Божий дает жизнь человеку, Дух Святой соприсущ человеку с момента творения. Он не нечто постороннее приходящее из вне, Он тот, кто был в человеке. После грехопадения человеческая структура изменилась, и Дух Святой стал посторонней силой для человека.

В Священном Писании есть два вида текстов, одни говорят о том, что человек несет на себе отпечаток Святого Духа, другие подчеркивают, что этот образ искаженный, испорченный. Этот образ истлен был страстями, но он возобновляется Богом.

«И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам» (Суд. 11:29); «И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал» (Суд. 14:6). Здесь мы видим, что действие Духа Святого внешне, оно дает человеку силу, как Самсону, или как Гедеону дает способность организовать, собрать во едино разрозненную армию. Или дает способность к правлению народом, как Дух Святой от Моисея, и т.д. Это все внешние действия Дух Святой со вне приходит к человеку, а не из нутрии. Все дары Святого Духа описанные в Писании действуют со вне, но не изнутри, они не могут преобразить человека изнутри.


«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что [Бог] говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему» (Исх. 31:29-30). Лицо сияет – это не точный русский перевод, в еврейском подлиннике – «кожа лица Его стала светится», свет шел снаружи, а не из нутрии, и именно кожу, а не глубины духа.

Миропомазание связано с крещенье, т.к. после крещенья человек принимает Духа, но Дух Святой может приходить и до и после крещенья в смысле исповедания веры.

Действий Святого Духа несколько:

1) Возрождение в крещенье.

2) Христиане участвуют в миропомазании.
3. Дары Святого Духа.

1) Причастники Святого Духа. «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго» (Евр. 6:4).

2) Дух Святой запечатывает нас. «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефс. 4:30).

3) Становимся Храмом живущего в нас Духа. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6:19).

4) Обогащаемся надеждой через Духа Святого. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

5) Святой Дух – залог нашего спасения. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21-22). Эти слова являются основанием нашей формулы миропомазания.

6) Личная Пятидесятница.

7) Тайна будущего века. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:9-16). Существует закон плоти, и закон Духа, они противоположны друг другу. Закон плоти – это плотская жизнь. Если что-то главное ставится вне Бога, то это плотская жизнь. Если люди следуют закону мира сего, то они становятся говорящими животными.

4. Две крайности: возвеличивание и умаление плотского.

Мы должны уйти от двух крайностей: возвеличивания плотского и в тоже время ругания всего телесного. Было такое движение катаров альбигойцев, они же богомиры и павликиане, манихеи, вальденсы они же теософы. Они утверждали, что материальный мир есть творение злого начала, вещество, материя – это зло. Это конечно ложное учение. Все материальное, и в том числе наслаждения созданы Богом. «Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог»(Евр. 13:4). Золотая середина: не поднимать плоти над Духом, помнить, что место тело быть рабой души, но заботится о рабе.

Знак альбигойцев – красная пятиконечная звезда, обращенная вершиной верх – знак антихриста. Кремль у нас до сих пор кем захвачен…?

Бесовские учения об умалении брака в конце времен.

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (Тим. 4:1-4). Учение Парфирия Иванова и др.
5. Что дает миропомазание?

1) Святой Дух поселяется в сердце человека. Миропомазание дает главную жизненную силу человеку. «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9). Дух Божий живет в человеке – это и есть главная жизненная сила человека. В миропомазании Дух Святой поселяется в глубинах сердца человека.

2) Дух вводит нас Христа, а Христос – Бога – Отца. Это путь вхождения в нас св. Троицы. «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:10).


3) Дар миропомазания связан с будущим Воскресеньем. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). Есть два Воскресенья: в осуждение (в вечную гибель) и в оправдание (в вечную жизнь).

4) Усыновление. «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14); «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:16-17). Святой Дух является гарантом того, что мы наследники Божии.
6. Плоды Святого Духа.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23). Эти плоды вырастают из дара Духа Святого, которого мы получаем в миропомазании. Поэтому и христиане называются письмом Христа: «вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3).
7. Каким образом подавался Дух Святой?

«Которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8:15-17).

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение... и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать (Деян. 19:1-3,6).

8. Дары Святого Духа Коринфской Церкви.

Этим дарам посвящена вся 12 глава 1-го послания Коринфянам: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8-11). Самый главный дар Святого Духа – любовь (1 Кор. 13:1-13).

До сих пор в Церкви сохранились все дары Святого Духа, которые были даны в день Пятидесятницы, но с разной интенсивностью.
9. История происхождения миропомазания.

Древнейшее святое Предание, говорит, что помазание восходит к святым апостолам, которые помазывали пресвитеров, по образцу Ветхого Завета. «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, [равно как] и то, что всякая ложь не от истины» (1 Ин. 2:20-21). Миропомазание дает человеку распознавать то, что он уже знает. Истина дается в помазании.

«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22). Отрицание что Иисус есть Христос – это отрицание того, что Он есть помазанник Божий. Антихристы сейчас – это иудеи, свидетели Иеговы, оккультисты, и др. Антихристами являются те, кто отвергают человечество Христово, кто утверждает, что Христос по плоти не еврей (не Мошиах, Мессия), и т.д. «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1 Ин. 2:23)». Это прямой стих про мусульман, которые отвергают Христа как Сына Божия.

«Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» (1 Ин. 2:24). Догмат сам по себе, обладает спасающей силой, т.к. передается от Христа.


«Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (Ин. 2:27). Помазание получено от Бога, оно учит нас всему. Церковь должна отказаться обучаться вероучению от внешних источников. Она может брать формулировки, теоремы, и т.д., но само содержание учения во всей полноте содержится в Церкви изначально. Церковь не учится в вере не от кого, потому что в Ней пребывает Дух.
10. Откуда взялся обычай помазываться миром?

Миро взято по обычаю Ветхозаветной Церкви: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится; помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» (Исх. 30:22-30; «А из сыновей священнических [некоторые] составляли миро из веществ благовонных» (1 Пар. 9:30).

«Кто эта, восходящая от пустыни как бы столбы дыма, окуриваемая миррою и фимиамом, всякими порошками мироварника?» (Пес. 3:6). Это образ Церкви. Образ же Христа описан так: «От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя» (Пес. 1:2). Разлитое миро, потому что до воплощение миро было закупорено, а после стало разлито, т.е. действенно, и благоухающие Его наполнило вселенную: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?» (2 Кор. 2:14-16).

11. Сложности связанные с миропомазанием.

В древней Церкви существовало две традиции связанные с миропомазанием. До IV в. (до Лаодикийского собора, 47 канонического правила), миропомазание обязательно совершалось, но часто совершалось до крещенья. Помазание миром всегда сопровождало крещенье, но было или до, или после.

7-е правило II Вселенского Собора, говорит о помазании:

1) Лба.

2) Глаз.

3) Ноздрей.

4) Рта.

5) Ушей.

Более поздняя Церковная традиция добавила к этому:

6) Грудь.

7) Руки.

8) Ноги.

Главное – это органы чувств, у христианина создаются новые органы чувств.

Почему до крещенья и почему после? В Писании есть два эпизода, когда Дух сошел до крещенья: «Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Пречистая Мария получила Духа Святого до своего крещенья. И в Писании описан еще один случай: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян. 10:44). Здесь мы видим как после того, как язычники научились основам веры, сначала сходит Святой Дух, а потом они уже крестятся. В следующий главе апостол Петр говорит: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале» (Деян. 11:15). Петр отождествляет схождение Святого Духа бывшее здесь со схождением в день Пятидесятницы.

Почему здесь Дух Святой сходит прежде крещенья? Это было первое крещенье язычников. Эта практика была внедрена в некоторых Церквях Востока, как например, в Антиохийской Церкви, когда миропомазывали после Символа Веры, но до крещенья. И последний из святых Отцов, кто говорит о такой практике был Иоанн Златоуст.
12. Состав мира.

Миро идет от апостолов. Каждый год добавляют мира с предыдущего года. Сейчас при мироварении используют 33 ингредиента. Основа это оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8:11). Масленичный лист – конец гнева Божия.

13. Упоминание елея в Священном Писании.

Елей упоминается во многих местах Священного Писания: «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3); «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8).
Вопросы к лекции:

1. Каким образом в Церкви подается Святой Дух?

В православной Церкви Святой Дух подается двумя видами, через миропомазание и через возложения рук епископа.
2. Какие бывают дары Святого Духа?

Причастники Святого Духа (Евр. 6:4).

Дух Святой запечатывает нас (Ефс. 4:30).

Становимся Храмом живущего в нас Духа (1 Кор. 6:19).

Обогащаемся надеждой через Духа Святого (Рим. 15:13).

Святой Дух – залог нашего спасения (2 Кор. 1:21-22).

Личная Пятидесятница.

Тайна будущего века (Рим. 8:9-16).
3. Что дает миропомазание?

Святой Дух поселяется в сердце человека (Рим. 8:9).

Дух вводит нас Христа, а Христос – Бога-Отца (Рим. 8:10).

Дар миропомазания связан с будущим Воскресеньем (Рим. 8:11).

Усыновление (Рим. 8:14).
4. Каковы плоды Святого Духа?

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).
5. Откуда взялся обычай помазываться миром?

Миро взято по обычаю Ветхозаветной Церкви (Исх. 30:22-30); (1 Пар. 9:30).
6. Какой состав мира?

Миро идет от апостолов. Каждый год добавляют мира с предыдущего года. Сейчас при мироварении используют 33 ингредиента. Основа это оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан.

7. Упоминание ли елей в Священном Писании?


Да. Елей упоминается во многих местах Священного Писания: «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3); «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8).