birmaga.ru
добавить свой файл

1
Лекция 10


Стилистика русского языка:

приемы и средства выразительной и образной речи в 5-11 классах

Существенным аспектом образования учащихся-инофонов является знакомство со средствами художественной выразительности. Важными составляющими ЕГЭ по русскому языку и литературе, включающими в себя умение понимать текст, обрабатывать информацию, создавать свой оригинальный текст, являются задания на определение роли языковых средств. Но для нас более важным является, конечно, не просто подготовить детей к успешной сдаче ЕГЭ, но подготовить к успешной адаптации в обществе, успешной социализации, т.е. сформировать речевую компетентность в полном объеме.

Система работы над языковыми средствами выразительности позволит не только научить воспринимать образы, созданные другими, но и использовать языковые средства при создании своих текстов. При кажущейся бесполезности заданий типа «определите стиль, тип речи, роль метафоры, часто упускаемые учителями ввиду нехватки времени, их эффективность проявляется уже в конце года при выполнении творческих заданий: речь детей становится выразительной, эмоционально наполненной, происходит погружение в культуру.

Для чего нужно изучать средства выразительности?

1. знание их способствует более точному и глубокому анализу и, соответственно, пониманию таких стилевых разновидностей речи, как художественная (прежде всего поэтическая), публицистическая, научно-популярная, а также разговорная. Единственный стиль, в котором инструментарий выразительной и фигуральной речи не используется, - это официально-деловой; для адекватного восприятия текстов всех иных стилей знание указанных средств и приемов просто необходимо.

К сожалению, школьная программа не ставит в качестве одной из задач курса стилистики формирование и развитие навыков и умений, связанных с построением и, что не менее важно, распознанием образной и фигуральной речи, определении роли в контексте; в результате обедняется речевое мышление учащихся. Причина указанного недостатка в том, что общепринятой классификации стилистических приемов (фигур) и средств (тропов) до сих пор отсутствует.


Сегодня учитель должен понять, что готовиться к ЕГЭ нужно не в 11 классе, а с 5-го, и не по тестам (натаскивание), а системно – по учебникам и пособиям.

В 5-ом классе система работы над языковыми средствами должна строиться так, чтобы дети видели образцы ответов, схему их построения, заготовку. Именно в этом возрасте дети очень восприимчивы, чутки к слову, начинают сочинять, пробуют писать стихи. В 5-ом классе курс литературы предполагает знакомство с понятиями эпитет, сравнение, метафора, гипербола. Необходимо продумать алгоритм работы с этими терминами. Возможно также пропедевтическое знакомство с понятиями, которые будут изучаться в последующих классах (метонимия, синекдоха).

Предлагаю классификацию, систематизирующую ряд частных классификаций. Особое внимание будет уделено спорным вопросам стилистики (трудные случаи анализа таких фигур, как антитеза и оксюморон; звуковой повтор и парономазия).

Как известно, многие стилистические приемы основаны на различного рода отступлениях от нормы, что делает актуальным непростой вопрос о разграничении стилистики и ортологии (культуры речи) и, соответственно, стилистических приемов и речевых ошибок. Целесообразные отклонения от нормы – предмет стилистики, нецелесообразные – предмет ортологии. Так, целесообразное повторение слова является одной из фигур повтора, нецелесообразное – тавтологией; стилистически оправданное нарушение логических связей лежит в основе такой фигуры, как оксюморон (убогая роскошь, живой труп), неоправданное представляет собой грубейшую речевую ошибку. На стилистически оправданном нарушении принципа правдоподобия основаны, в частности, гипербола и литота, неоправданное нарушение этого принципа именуется в ортологии фактической, в поэтике – авторской глухотой.

Именно, по линии (прием-ошибка) и должно проходить разграничение стилистики и ортологии. При этом, ортология должна изучать именно ошибки, стилистика – приемы, отмечая, однако, случаи, где прием противопоставлен ошибке по принципу целесообразности/нецелесообразности. Как показывает практика, учащиеся не всегда видят эту грань.


Целый ряд стилистических приемов и средств языка может быть упорядочен в свете античной теории качеств речи. Список коммуникативно значимых качеств речи: достоинств, к которым нужно стремиться, и недостатков, которых следует избегать, сформировался еще в римской традиции – в трудах Феофраста, Аристотеля, Деметрия, Цицерона и других греческих и римских ученых 5-1 вв до н.э. Такими качествами (или «требованиями к речи») и ныне признаются правильность, полнота, благозвучие, разнообразие, однозначность, логичность (связность), ясность, краткость, изобразительность.

Изобразительность. К числу изобразительных средств относятся стилистические средства, которые воспроизводят, имитируют, описывают явления окружающей действительности. Это прежде всего эпитеты. Именно с них целесообразно начинать знакомство учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка.

Эпитеты – определение, подчиненное задаче описания объекта.

Гряды синеющих холмов

И груды белых облаков

На фоне мраморного неба.

Проведем стилистический эксперимент: Если из этой стихотворной надписи на одной из акварелей М. Волошина убрать все цветовые эпитеты и звуковую анафору (гряды-груды), стихотворение превратится в простую надпись (название акварели: Холмы и облака на фоне неба), то есть перестанет быть художественным текстом.

Активность использования эпитетов варьируется от эпохи к эпохе, от автора к автору. В качестве приема обильного использования художественных определений приведем фрагмент одного из стихотворений

Редеет облаков летучая гряда;

Звезда печальная, вечерняя звезда,

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины …

Приведем пример нарочитого нагнетания эпитетов в одном из стихотворений К.Бальмонта.

Ангелы опальные,

Светлые, печальные,

Блески погребальные

Тающих свечей, -

Грустные, безбольные,


Звоны колокольные,

Отзвуки невольные,

Отсветы лучей.

Теория эпитета

Классификации эпитетов не существует. Но эпитеты можно подразделить по следующими параметрам:


  • Эпитеты с прямым значением (желтый луч, зеленый лес).

  • Эпитеты с переносным значением: метафорические (золотой луч) и метонимические (зеленый шум – м. эпитеты образуются в результате использования стилистического приема - смещение – шум зеленого леса).

  • Цветовые эпитеты (лазурное небо, янтарный мед)

  • Оценочные эпитеты (золотой век, серебряный век).

  • Простые (дремучий лес) и сложные (пшенично-желтые усы) эпитеты.

Системную работу с эпитетом можно организовать и в курсе русского языка на базе тех упражнений, которые есть в учебнике (Русский язык: для 5 класса/Т.А.Ладыженская).

Например, упражнение 6 идеально подходит для введения понятия эпитет.

Читаем текст Паустовского. Ищем ключевое слово – язык.

О чем первое предложение? (описание признаков языка) Каковы признаки языка? Язык – богатый (имеет золото, бриллианты или?), меткий (стреляет хорошо или?), могучий (богач-силач или?), волшебный (колдует, над ним колдуют?)

Видим, что слова-определения используются не в своем прямом значении, а именно или. Что скрывается за этим или? Образ языка как живого существа, которое много может, - язык богат лексически, разнообразен в оттенках значений, может заставить людей сопереживать и радоваться, может преобразить мир до неузнаваемости. Кто владеет языком, тот волшебник. Итак, перед нами целая картина – образ богатыря-волшебника-языка, созданный только определениями. Такие определения называются эпитетами.

Рассмотрим только те упражнения, которые позволяют ввести новое для пятиклассников понятие. Постоянное обращение детей к недавно узнанному не только закрепит в памяти понятие, но и выработает убеждение, что без осмысления, например, эпитета нельзя понять, что именно хотел сообщить автор.


Вот упр. 7. Каштанка подошла к двери. Дверь тихонько отворилась. Из нее вышел незнакомый человек. Он внимательно оглядел собаку. О чем говорят эпитеты? Эпитеты внимательно, тихонько говорят о том, что человек осторожен, побаивается.

Упр. 9. В предложении 3 Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора эпитет дивная отражает образ осени – ясной, солнечной, тихой и теплой, а осень первоначальная – красоту слога, уход в мифологию.

Постоянное обращение к лингвистической терминологии делает процесс ее усвоения простым и естественным, а нахождение тропов в тексте подталкивает детей к мысли о том, что они просто необходимы для создания текста, для общения.

На завершающем этапе изучения средств выразительности – распознавание тропов и фигур. Можно это сделать и раньше. Предлагаю это сделать в рамках урока по работе с антитезой и градацией.

Повторение или объяснение нового материала.

Самыми распространенными и необходимыми средствами выразительности являются тропы – от греческого поворот – обороты речи, употребление слов и выражений в переносном значении, которые не утратили свежести образа. Дело в том, что со временем когда-то свежее сравнение может стать обычным определением. К тропам относится метафора, метонимия, синекдоха, ирония, намек, парадокс и др.

Фигуры речи – обороты речи, синтаксические конструкции, усиливающие выразительность высказывания. Большое внимание фигурам речи уделял Квинтилиан, известный ритор 1 в.н.э. В своем фундаментальном сочинении «Двенадцать книг риторических наставлений» он различал фигуры речи и словесные фигуры.

И Цицерон, и Квинтилиан пытались дать четкое разграничение тропов и фигур. Так Цицерон определил тропы как слова, фигуры как словосочетания.

Работа с фигурами речи.

Насчитывается несколько десятков фигур, без них немыслима публичная речь. Ораторы древности не обходились без этого средства выразительности. Фигуры речи создавались тысячелетиями. Среди них можно выделить:


- фигуры противопоставления: антитеза, градация, оксюморон.

- фигуры повтора: собственно повтор, период, анафора, эпифора и др.

-фигуры диалогизации публичной речи: риторический вопрос, риторическое ответствование и др.

Обратимся к антитезе, великолепной фигуре контраста. Вспомните, что называется антитезой. Антитеза – фигура, построенная на основе резкого противопоставления явлений, понятий, событий, качеств. В основе антитезы пара антонимов, которые образуют выразительную синтаксическую конструкцию, передающую противоречивость предмета речи.

Техника речи. Выразительное произнесение отрывка из речи Цицерона против Катилины. Работа над интонацией.

Практическое задание. Найдите антитезу в речи против Катилины. Понаблюдайте за функциями данной фигуры. (любопытный факт: антитеза была любимой фигурой Цицерона).
Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных – горячишься, в страстных вопросах – холоден; если когда надо молчать – ты кричишь, когда следует говорить – молчишь; если ты здесь – хочешь уйти, если тебя нет – мечтаешь возвратится; среди мира требуешь войны, в походе – мечтаешь о мире.
Беседа


  1. В чем, на ваш взгляд, привлекательность антитезы?

  2. Утомляет ли читателя или слушателя антитеза?

  3. В каких стилях антитеза наиболее употребима?

  4. Подумайте, как антитеза отражает вечные противоречия жизни, чаще всего выражаемые с помощью антонимов: свет-тьма, радость-горе и др.


Вспомните афоризмы, крылатые выражения, созданные с помощью антитезы (справочный материал: отойди от зла и сотвори добро (библия), Не вливают молодое вино в старые грехи (библия), Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой Евгений Онегин).
Продолжите фразу, учитывая, что предложение создано с помощью антитезы:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.


Мало говоря, больше услышишь.

Бога мы сердим нашими грехами, а людей достоинствами.
Еще одна фигура речи градация. Данная фигура заключается в выстраивании в одной фразе слов так, что каждое последующее в ряду сильнее, выразительнее предыдущего характеризует предмет речи, отражает смысл высказывания.

Не жалею, не зову, не плачу – восходящая интонация с паузами между словами.

Не верь, не бойся, не проси – нисходящая интонация.

Пришел, увидел, победил – восходящая интонация.

На уроке учащиеся (в том числе и учащиеся-инофоны) подбирают картинки, отражающие образы средств выразительности. Это позволяет актуализировать в сознании инофонов образы средств выразительности как части русской культуры.