birmaga.ru
добавить свой файл

1
Демонстрационная версия рабочей программы

"БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ"



  1. Выписка из учебного плана:

Форма обучения - очная

Курс III

Семестр 6

Лекции - 32 ч.

Лабораторно-практические занятия - 16 ч.

СРС – 37 ч.

Экзамен - 6 сем.

Форма обучения - Заочная

Курс IV

Семестр 7

Лекции - 10 ч.

Лабораторно-практические занятия - 6 ч.

СРС – 69 ч.

Экзамен - 7 сем.
2.Составитель: доцент Е.Г. Шадрина

3. ТРЕБОВАНИЯ ГОССТАНДАРТА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ”

При изучении курса “Биология индивидуального развития” студент должен:

1. знать современные достижения в области биологии;

2. знать основные закономерности биологии размножения животных и растений;

3. знать основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональные и биохимические изменения в ходе развития у представителей основных таксонов;

4. понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференцировки, причины аномалий развития;

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО БИОЛОГИИ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ОД 05 Биология размножения и развития:

условия воспроизведения организмов, онтогенез и филогенез, жизненные циклы, этапы и процессы индивидуального развития, причины аномалий, биологический возраст; методы получения и исследования эмбриологического материала.
I. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

Предмет "Биология размножения и развития" читается на III курсе на очной форме обучения и на IV курсе на заочной и проходит по циклу специальных и общепрофессиональных дисциплин.

Курс входит в Госстандарт как составная часть общебиологических дисциплин и проходит отдельным пунктом "Биология размножения и развития". Курс дает представление о закономерностях полового созревания, размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития и регенерации организмов, а также о причинах возникновения аномалий развития, современных методах эмбриологического исследования и их практическом значении.


1. Предметные цели: в результате прохождения курса обучаемый должен:

1.1.

иметь представление

1.1.1. об основных процессах, лежащих в основе формирования половых клеток

1.1.2. о гормональном и генетическом контроле развития, полового созревания и регуляции полового цикла животных и человека

1.1.3. о причинах отклонений от нормального развития

1.1.4. об основных направлениях и методах эмбриологических исследований

1.2.

знать

1.2.1. историю становления и развития науки об индивидуальном развитии организмов

1.2.2. основные достижения и практическую ценность современных эмбриологических исследований

1.2.3. основные этапы эмбрионального развития зародышей разных групп животных

1.2.4. механизмы, лежащие в основе клеточной дифференцировки и регуляции развития

1.2.5. основные этапы постэмбрионального развития, закономерности ростовых и регенерационных процессов

1.3.

уметь

1.3.1. работать с зародышами лабораторных животных, определять их возраст

2. Общеинтеллектуальные цели:

2.1.


помочь студентам приобрести фундаментальные знания о закономерностях онтогенеза животных в связи с их историческим развитием;

2.2.

показать роль биологии индивидуального развития в познании окружающей природы.


Контрольные вопросы к экзамену

1. История развития идей биологии развития. Преформизм в XVII-XVIII вв. и неопреформизм. Эпигенез и неоэпигенез. Значение работ К.Бэра, К.Вольфа для развития эмбриологии. Опыты основателей экспериментальной эмбриологии - В.Ру, К.Дриша, К.Шпемана и др. Вклад И.И.Мечникова, А.О.Ковалевского в развитие эволюционной эмбриологии.

2. Основные направления и методы современной биологии развития.

3. Особенности строения, отличающие половые клетки от соматических. Морфофизиологические различия мужских и женских половых клеток.

4. Морфология и физиология яйцеклетки. Классификация яйцеклеток по количеству и распределению желтка в цитоплазме. Значение желтка для дальнейшего эмбрионального развития. Оболочки яйцеклеток, их классификация. Происхождение оболочек яйца и их значение.

5. Физиологические свойства и строение сперматозоидов. Продолжительность жизни сперматозоидов у разных животных. Какое практическое значение имеет свойство сперматозоидов сохранять длительное время жизнеспособность при подавлении их активности?

6. Периоды спермато- и оогенеза. Характеристика периодов развития половых клеток. Различия в протекании спермато- и оогенеза. Сущность и биологическое значение мейоза.

7. Строение семенника млекопитающего.

8. Типы вителлогенеза.

9. Оогенез у млекопитающих. Строение яичника млекопитающего, образование фолликула и его развитие. Овуляция и развитие желтого тела.

10. Половой цикл и его зависимость от условий существования. Гормональная регуляция полового цикла. Циклические изменения в яичнике и их связь с периодическими изменениями в стенке матки.


11. Теория Вейсмана о зародышевом пути. Происхождение половых клеток у позвоночных.

12. Биологическое значение процесса оплодотворения. Осеменение внешнее и внутреннее. Дистантные и контактные взаимодействия гамет. Функции гиногамонов и андрогамонов.

13. Контактные взаимодействия гамет.

14. Механизм протекания и значение акросомной реакции. Механизм протекания и значение кортикальной реакции. Быстрый и медленный блок полиспермии.

15. Две стадии оплодотворения - активация и сингамия. Последовательные стадии процесса оплодотворения на примере аскариды. На какой фазе мейоза происходит оплодотворение яйцеклетки у разных животных.

16. Физиологическая моно- и полиспермия.

17. Ооплазматическая сегрегация на примере амфибий. Значение ооплазматической сегрегации. Взаимосвязь ооплазматической сегрегации и дробления. Опыты с серым серпом, доказывающие его организующую роль на ранних этапах дробления.

18. Естественный партеногенез и его распространение в животном мире. Облигатный и факультативный партеногенез. Значение личиночного партеногенеза. Гиногенез и андрогенез.

19. Искусственный партеногенез, его теоретическое и практическое значение.

20. Искусственное осеменение, его значение в сельском хозяйстве. Значение искусственного осеменения и искусственного оплодотворения в медицине как способов борьбы с бесплодием.

21. Общая характеристика процесса дробления и его биологическое значение. Типы дробления. Зависимость характера дробления от количества и распределения желтка в цитоплазме яйцеклетки. Правила Гертвига-Сакса.

22. Зависимость характера дробления от свойств цитоплазмы. Радиальное, спиральное, билатерально-симметричное, чередующееся и анархическое дробление. Примеры.

23. Общая характеристика процесса бластуляции. Типы бластул, их зависимость от типа дробления. Примеры.

24. Значение условий среды для дробления. Особенности клеточного цикла в период дробления и бластуляции. Смена функции материнского генома зародышевым.


25. Опыты по изоляции, разделению и слиянию бластомеров. Опыты по пересадке и инактивации ядер.

26. Условность разделения яиц на "мозаичные" и "регуляционные". Объяснение появления однояйцевых близнецов у человека и полиэмбрионии у животных.

27. Характеристика процесса гаструляции. Способы гаструляции.

28. Способы закладки мезодермы у первично- и вторичноротых животных.

29. Значение бластопора и его дальнейшая судьба у первично- и вторичноротых животных. Понятие о первичной и вторичной полости тела. Размещение материала органов к концу гаструляции.

30. Основные положения теории зародышевых листков.

31. Теория гастреи Геккеля. Теория паренхимеллы И.И.Мечникова.

32. Карты презумптивных зачатков органов, способы их составления.

33. Нейруляция. Основные черты закладки комплекса осевых структур у зародышей хордовых. Хорда, сомиты, нервная трубка.

34. Понятие о первичной эмбриональной индукции. Экспериментальный подход к изучению индукции и компетенции. Экспериментальные данные.

35. Раннее развитие ланцетника: тип яйцеклетки, способ дробления, тип бластулы.

36. Раннее развитие амфибий: тип яйцеклетки, способ дробления, тип бластулы. Карта презумптивных зачатков органов амфибий.

37. Раннее развитие рыб: тип яйцеклетки, способ дробления, тип бластулы. Расположение материала будущих зачатков на бластуле рыб.

38. Раннее развитие птиц. Тип дробления и бластула птиц. Производные эпибласта и гипобласта. Особенности гаструляции у птиц. Понятие о зародышевом и внезародышевом материале.

39.Образование и значение амниона, хориона, желточного мешка и аллантоиса.

40. Особенности дробления и бластуляции у млекопитающих. Образование трофобласта и имплантация зародышевого пузырька в слизистый слой матки. Гаструляция и закладка осевых органов.

41. Образование и закладка внезародышевых органов у млекопитающих. Типы плацент. Анатомическая и гистологическая классификация.


42. Сходство и различия в образовании осевых органов при голобластическом и меробластическом типах развития. Черты сходства и различия в развитии ланцетника, амфибий, птиц и млекопитающих.

43. Развитие внешней формы зародыша.

44. Общая характеристика понятий детерминация, цитодифференцировка, морфогенез.

45. Клеточная дифференцировка и синтез специфических белков, дифференцировка клеточных мембран. Роль взаимодействия ядра и цитоплазмы в дифференцировке зародышевых клеток. Опыты по пересадкам ядер.

46. Межклеточные взаимодействия, морфогенетические факторы клеточной дифференцировки.

47. Органогенез. Развитие производных эктодермы, энтодермы и мезодермы. Примеры индукционных взаимодействий на стадии органогенезов.

48. Производные эктодермы. Развитие нервной системы и органов чувств.

49. Развитие кожных покровов и их производных.

50. Формирование пищеварительной системы при голобластическом и меробластическом типе развития.

51. Формирование и дифференцировка дыхательной системы.

52. Развитие производных сегментированной и несегментированной мезодермы.

53. Развитие кровеносной системы. Закладка и усложнение строения сердца. Кровообращение плода и новорожденного. Формирование кровяных телец.

54. Развитие осевого скелета. Образование хряща. Эндохондральное и интрамембранное окостенение.

55. Развитие мускулатуры.

56. Развитие выделительной системы.

57. Развитие половой системы и ее связь с выделительной.

58. Развитие парных конечностей.

59. Развитие лицевого отдела.

60. Прямое и непрямое постэмбриональное развитие. Разные типы личинок у беспозвоночных.

61. Биологическое значение метаморфоза, его распространение в природе.

62. Метаморфоз амфибий, его гормональный контроль. Неотения.

63. Метаморфоз насекомых, его нейрогуморальная регуляция.


64. Метаморфоз асцидий.

65. Периодические формообразовательные процессы: смена и перекраска покровов. Нейрогуморальная регуляция и влияние условий среды.

66. Эволюция бесполого и полового размножения. Бесполое размножение животных: губки, кишечнополостные, черви, асцидии.

67. Регенерация и соматический эмбриогенез. Происхождение клеток при регенерации. Регенерация и эволюция.

68. Репаративная и физиологическая регенерация. Компенсаторная гипертрофия.

69. Развитие вторичных половых признаков. Интерсексуальность, гермафродитизм, гинандроморфизм.

70. Типы роста животных. Факторы роста и гормональный контроль роста.

ЛИТЕРАТУРА
Основная


  1. Белоусов Л.В. Введение в общую эмбриологию. - М.: изд-во Московского ун-та, 1980. 211 с.

  2. Газарян Г.К., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных. - М.: Высш. школа, 1983. 287 с.

  3. Токин Б.П. Общая эмбриология. - М.: Высш. школа, 1987. - 480 с.

Дополнительная


  1. Бодемер Ч. Современная эмбриология. - М.: Мир, 1971. 446 с.

  2. Гилберт С. Биология развития. - М.: Мир, 1993. Т. 1-3.

  3. Заварзин А.А. Краткое руководство по эмбриологии человека и позвоночных животных. - Л.: Госиздат, 1935.

  4. Зуссман М. Биология развития. - М.: Мир, 1977. - 302 с.

  5. Иберт Дж. Взаимодействующие системы в развитии. М.: Мир, 1968. 194 с.

  6. Карлсон Б. Основы эмбриологии по Пэттену. М.: Мир, 1983. Т. 1, 2.

  7. Кольцов Н.К. Организация клетки. - М.-Л.: Гос. изд-во биологической и медицинской литературы, 1936. - 652 с.