birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 34 35

Лев Толстой

О ЖИЗНИ




Вступление




ГЛАВА I



Основное противоречие человеческой жизни

ГЛАВА II



Противоречие жизни сознано человечеством с древнейших времён. Просветители человечества открывали людям определения жизни, разрешающие это внутреннее противоречие, но фарисеи и книжники скрывают их от людей.

ГЛАВА III



Заблуждения книжников

ГЛАВА IV



Учение книжников под понятие всей жизни человека подставляет видимые явления его животного существования и из них делает выводы о цели его жизни

ГЛАВА V



Лжеучения фарисеев и книжников не дают ни объяснений смысла настоящей жизни, ни руководства в ней; единственным руководством жизни является инерция жизни, не имеющая разумного объяснения

ГЛАВА VI



Раздвоение сознания в людях нашего мира

ГЛАВА VII



Раздвоение сознания происходит от смешения жизни животного с жизнью человеческой

ГЛАВА VIII


Раздвоения и противоречия нет, оно является только при ложном учении

ГЛАВА IX



Рождение истинной жизни в человеке

ГЛАВА X



Разум есть тот сознаваемый человеком закон, по которому должна совершаться его жизнь

ГЛАВА XI



Ложное направление знания

ГЛАВА XII



Причина ложного знания есть ложная перспектива, в которой представляются предметы

ГЛАВА XIII



Познаваемость предметов увеличивается не вследствие проявления их в пространстве и времени, а вследствие единства закона, которому подчиняемся мы и те предметы, которые мы изучаем

ГЛАВА XIV



Истинная жизнь человеческая не есть то, что происходит в пространстве и времени

ГЛАВА XV



Отречение от блага животной личности есть закон жизни человеческой

ГЛАВА XVI



Животная личность есть орудие жизни

ГЛАВА XVII



Рождение духом

ГЛАВА XVIII



Чего требует разумное сознание

ГЛАВА XIX


Подтверждение требований разумного сознания

ГЛАВА XX



Требование личности кажется несовместным с требованием разумного сознания

ГЛАВА XXI



Требуется не отречение от личности, а подчинение её разумному сознанию

ГЛАВА XXII



Чувство любви есть проявление деятельности личности, подчиненной разумному сознанию

ГЛАВА XXIII



Проявление чувства любви невозможно для людей, не понимающих смысла своей жизни

ГЛАВА XXIV



Истинная любовь есть последствие отречения от блага личности

ГЛАВА XXV



Любовь есть единая и полная деятельность истинной жизни

ГЛАВА XXVI



Старания людей, направленные на невозможное улучшение своего существования, лишают их возможности единой истинной жизни

ГЛАВА XXVII



Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни

ГЛАВА XXVIII


Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни: особенное отношение к миру каждого существа

ГЛАВА XXIX



Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её

ГЛАВА XXX



Жизнь есть отношение к миру. Движение жизни есть установление нового, высшего отношения, и потому смерть есть вступление в новое отношение

ГЛАВА XXXI



Жизнь умерших людей не прекращается в этом мире

ГЛАВА XXXII



Суеверие смерти происходит от того, что человек смешивает свои различные отношения к миру

ГЛАВА XXXIII



Жизнь видимая есть часть бесконечного движения жизни

ГЛАВА XXXIV



Необъяснимость страданий земного существования убедительнее всего доказывает человеку то, что жизнь его не есть жизнь личности, начавшаяся рождением и кончающаяся смертью

ГЛАВА XXXV



Страдания телесные составляют необходимое условие жизни и блага людей

Заключение



Прибавления


Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

"Человек не что иное, как тростник, очень слабый по природе, но этот тростник мыслит. Незачем целой вселенной ополчаться, чтобы его раздавить. Пара, капли воды достаточно, чтобы его умертвить. Но если бы даже вселенная раздавила его, человек был бы еще более благороден, чем то, что его убивает, потому что он знает, что он умирает; а вселенная ничего не знает о том преимуществе, которое она имеет над ним. Итак, все наше достоинство состоит в мысли. В этом отношении мы должны возвышать себя, а не в отношении к пространству и времени, которое мы не сумели бы наполнить. Постараемся же научиться хорошо мыслить: вот принцип нравственности".

Паскаль

"Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того пункта, какой занимаю я во внешнем чувственном мире, и расширяет связь, в которой нахожусь я, в неизмеримую величину в сравнении с мирами миров и с системами систем и сверх того расширяет свое периодическое движение, его начало и продолжение в беспредельные времена. Второе начинается с моего невидимого "я", с моей личности и изображает меня в мире, который имеет истинную бесконечность и постигается только рассудком, и с которым, а через него и со всеми другими видимыми мирами, я познаю себя не только в случайной, как там, но во всеобщей и необходимой связи".

Кант. Критика практического разума

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга".

Ев. Иоан. XII, 34.



следующая страница >>