birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4

Тема 1

Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Тема 2

Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Тема 3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Тема 4

Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа:

«Ткани организма»

Тема 5


Координация и регуляция (2 часа)

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Тема 6

Нервная система – (5 часов)

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Лабораторная работа:

«Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

«Выяснение объема внимания, эффективности запоминания»
Тема 7

Анализаторы (4 часа)


Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органов слуха. Осязание, вкус, обоняние. Гигиена органов чувств.
Тема 8

Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДС и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая. Значение физических упражнений в правильном формировании ОДС..

Лабораторная работа:

«Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

«Определение функций костей, мышц, суставов»
Тема 9

Внутренняя среда организма (5 часов)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. свертывание крови. группы крови. лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. донорство.

Лабораторная работа:

«Строение крови»

Тема 10

Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.

Лабораторная работа:

«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»

«Первая помощь при кровотечениях и заболеваниях органов кровообращения»

Тема 11

Дыхание (4 часа)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторная работа:

«Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения
Тема 12

Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этпы процессов пищеварения.

Лабораторная работа:

«Воздействие желудочного сока на белки»
Тема 13

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 14

Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 15

Покровы тела (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Лабораторная работа:

«Приемы наложения повязок на условно поврежденных местах»
Тема 16

Размножение и развитие (4 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи
Тема 17

Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.



Повторение изученного материала –(3 часа)







Тема урока

Дата

Задание на дом

НРК

Использование ЦОРов

Оборудование

Методы и приемы

Тип урока

Форма урока

Человек как биологический вид – 2 часа

1

Место человека в системе органического мира

3.09

с. 2-4




Объяснение:

- Презентация

Таблицы, рисунки учебника, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок-лекция

2

Особенности человека

8.09

с. 4- 9 презентации учащихся «Антропогенез» (работа в группах)


Эл/у «Открытая биология»


Таблицы, рисунки учебника, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок-лекция

Происхождение человека – 2 часа

3

Происхождение человека, этапы его становления

10

09

с. 10-16, данные Интернет о расах




Объяснение:

Эл/у «Открытая биология»

- таблица справочника «Этапы антропогенеза» R.2.7

Защита проектных работ учащихся в форме - Презентаций

Таблицы, рисунки учебника, муляжи ископаемых предков человека, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок-лекция

4

Расы человека, их происхождение и единство

15.

09

с. 16 – 19;

биографии ученых – данные Интернет и БЭ




Объяснение:

Эл/у «Открытая биология»

- Расы человека

Данные Интернет

Таблицы, рисунки учебника, интерактивная доска


Рассказ, беседа,

Комбинированный




История развития знаний о человеке – 1 час

5

История развития знаний о строении и функциях организма человека

17.

09

с. 20 – 27, 6 кл. – строение клетки,

мини сочинение «Я хочу быть последователем…»




Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Науки, изучающие организм человека»

- Презентация «История развития науки анатомия»

Учебник, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок- путешествие вглубь веков

Общий обзор организма человека – 4 часа

6

Клеточное строение организма

22.

09

с. 28 – 31,

6 кл. - с. 32-37




Объяснение:

- Презентация «Клеточное строение организма»

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Химический состав клеток»

Таблицы , интерактивная доска


Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок-лекция

7

Ткани

24.

09

с. 32 – 37, рис. ткани




Опрос:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Химический состав клеток»
Объяснение:

- Презентация «Ткани животных»

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Строение нейрона», «Типы мышечной ткани»


Таблицы, интерактивная доска

Рассказ, игра-цепочка, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Комбинированный

урок-лекция

8


Урок – практикум «Ткани организма»

29.

09










Таблицы, лабораторное оборудование, муляжи внутренних органов

Беседа, работа с книгой и микроскопом, поощрение

Урок обобщения и систематизации знаний

Урок-практикум

9

Органы. Системы органов. Организм


1.10

с. 32 – 41

6 кл. – 45-53, 116-117




Объяснение:

- Презентация «Органы. Система органов. Организм»

Таблицы, интерактивная доска

Рассказ, беседа, работа в парах

Комбинированный




Координация и регуляция – 2 часа

10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

6.10

с. 44 - 46

+

Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Анимация «Гипоталамо-гипофизарная система»;

- Презентация «Железы внутренней секреции»
Закрепление:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные рисунки

«Железы внутренней секреции»

- Интерактивные схемы «Типы желез»

Рисунки учебника, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок-лекция

11

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения

8.10

с. 47 – 49

6 кл.- 110-115





Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Рисунки «Нарушение функции гипофиза», «Нарушение функции щитовидной железы»

Таблицы, интерактивная доска

Рассказ, беседа,

Комбинированный




Нервная система – 5 часов

12

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

13.

10

с. 50 - 55




Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

Интерактивные рисунки «Вегетативная нервная система»

- Интерактивные схемы «Организация нервной ткани»
Закрепление:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Типы нейронов», «Строение нервной системы»

Таблицы, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

урок-лекция

13

Спинной мозг.

Л/Р «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

15.

10

с. 58 - 59


Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Анимации «Коленный рефлекс», «Рефлекторная дуга»
Закрепление:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные рисунки «Строение спинного мозга»

- Интерактивные схемы

«Примеры безусловных рефлексов»

Таблицы, лабораторное оборудование, интерактивная доска

Рассказ, беседа,

Комбинированный




14

Строение и функции головного мозга

20.

10

с. 60 - 65




Опрос:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Примеры безусловных рефлексов», «Функции спинного мозга»
Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные схемы «Многоуровневая организация работы головного мозга»

Таблицы, муляж головного мозга, интерактивная доска

Рассказ, беседа,

Комбинированный




15

Полушария большого мозга

22.

10

с. 66 - 67




Опрос:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- тренажеры

Объяснение:


Эл/у «Биология. Человек», 1С

- таблица «Черепно-мозговые нервы»

- Презентация «Отделы головного мозга»


Таблицы, муляж головного мозга, интерактивная доска

Рассказ, беседа,

Комбинированный




16

Полушария большого мозга

Л/Р «Выяснение объема внимания, эффективности запоминания»

ОБЖ. Здоровый образ жизни


27.

10

с. 68 – 69; данные Интернет об офтальмологе Федорове




Объяснение:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

Интерактивные рисунки «Большие полушария»

Интерактивная доска

Наблюдение, лабораторные опыты, упражнение

Урок комплексного применения ЗУН

Урок-семинар

Анализаторы – 4 часа

17

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор

29.

10

1 четв

с. 72 – 79

Строение коры больших полушарий

+

Опрос:

- сообщения учащихся – данные Интернет

Объяснение:

- Презентация «Анализаторы»


Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Анимация «Специфичность рецепторов»

- Интерактивные рисунки «Внешнее строение глаза», «Внутреннее строение глаза»
Закрепление:

Эл/у «Биология. Человек», 1С

- Интерактивные рисунки «Ассоциативные зоны анализаторов», «Аккомодация хрусталика», «Дефекты зрения», «Строение зрительного анализатора»


Таблицы, интерактивная доска

Рассказ, использование иллюстраций, проблемное изложение материала

Урок усвоения новых знаний

Урок-лекция



следующая страница >>