birmaga.ru
добавить свой файл

1
К интервью Галицына

- Каковы итоги работы рыбохозяйственного комплекса Камчатского края за минувший год? Каких положительных результатов удалось достичь, а что не удалось сделать, почему?
Конечно, необходимо подчеркнуть, что рыбохозяйственный комплекс играет в экономике Камчатского края ведущую роль, от результатов его работы в значительной степени зависит социально-экономическое положение региона.

Анализ данных о деятельности предприятий регионального рыбохозяйственного комплекса за 2009 год свидетельствует о положительных тенденциях развития отрасли по сравнению с 2008 годом.

В 2009 году доля рыбопромышленного комплекса Камчатского края в общем объеме промышленного производства субъекта Федерации, как и ранее, очень велика и составила по оперативным данным около 57 % (2008 год – 52%).

Увеличение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на основные промысловые объекты, выведение ряда объектов из перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливаются общие допустимые уловы (прежде всего, тихоокеанских лососей), отнесение оперативного регулирования промысла анадромных видов рыб к компетенции Комиссии по регулированию добычи, благоприятная промысловая обстановка позволили значительно (на 16%) увеличить объемы вылова в сравнении с 2008 годом.

Оперативная работа Комиссии способствовала достижению исторически рекордно высоких объемов добычи (вылова) тихоокеанских лососей в период проведения путины на территории субъекта: объем освоения только промышленных квот составил 193 тыс. тонн (94% выделенных объемов) или 184% к аналогичному периоду прошлого года.

По итогам 2009 года Камчатский край, как и в 2008 году, занимает первое место по вылову водных биологических ресурсов и выпуску продукции среди всех регионов Дальневосточного федерального округа, его доля в вылове по оперативным данным составила около 34%.

Результаты освоения водных биоресурсов обусловили увеличение объемов выпуска рыбной продукции. Объем производства рыбо- и морепродуктов (без учета рыбных консервов) в 2009 году составил 714 тысяч тонн, что на 7 % превышает уровень 2008 года. На 24% увеличен объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг.


Об улучшении ситуации в отрасли и положительных тенденциях в работе предприятий рыбохозяйственного комплекса свидетельствуют и финансовые результаты их деятельности - по итогам 2009 года крупными и средними предприятиями получена прибыль в размере 3 404 млн. рублей против 40 млн. рублей убытка, полученного в 2008 году; увеличилось количество прибыльных организаций.

Увеличение прибыли предприятий обусловило повышение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации: по итогам 2009 года рыбохозяйственными организациями Камчатского края перечислено 3,0 млрд. рублей, что составляет 106% по отношению к уровню 2008 года.

Среднемесячная заработная плата работников, занятых на предприятиях, основным видом деятельности которых является «рыболовство» выросла с 36 до 43 тысяч рублей.

Положительные результаты работы предприятий рыбохозяйственного комплекса, во многом, обусловлены: долгосрочным закреплением долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и рыбопромысловых участков, предоставившим предприятиям возможность планировать свою работу на длительную перспективу; изменением налогового законодательства в части снижения ставки налога на прибыль, а также предоставления рыбохозяйственным предприятиям, осуществляющим вылов водных биоресурсов, возможности перехода в 2009 году на систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога, значительно снизившим налоговое бремя; оказанием государственной поддержки в виде субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным на строительство и модернизацию, материально-техническое снабжение и снаряжение рыбопромысловых судов, а также на строительство и модернизацию объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции.

Впервые в Камчатском крае утверждена долгосрочная краевая целевая программа, мероприятия которой направлены на создание условий для устойчивого развития регионального рыбохозяйственного комплекса. На реализацию программы из краевого бюджета предусмотрено выделение 79,4 млн. рублей, средства планируется направить на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на строительство и приобретение флота, на модернизацию береговых перерабатывающих производств, проведение научных исследований, мероприятия по развитию кадрового потенциала комплекса.


Однако, несмотря на положительные тенденции, не все вопросы в области развития рыбохозяйственного комплекса решены сегодня. В частности проблемными вопросами так и остаются обеспечение сырьем и высокая налоговая нагрузка на береговые перерабатывающие предприятия, стимулирование увеличения объемов поставок рыбной продукции на внутренний рынок.

Важной задачей, направленной в первую очередь на повышение эффективности работы рыбной отрасли, капитализации и инвестиционной привлекательности рыбопромышленного комплекса является принятие решения по вопросу законодательного закрепления вторичного оборота долей квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, предусматривающего их использование в качестве предмета залога для лизинговых компаний и получения кредита в коммерческих банках, что позволит предприятиям рыбопромышленного комплекса использовать предоставленные им ресурсы более рационально, а также предоставит дополнительную возможность получения источников финансирования с целью модернизации промыслового флота и перерабатывающего оборудования.
- Какова Ваша позиция и аргументы по поводу единого промыслового пространства?
Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ определено, что прибрежное рыболовство допускается осуществлять с предоставлением рыбопромыслового участка во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также без предоставления рыбопромыслового участка в определенных Правительством Российской Федерации районах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Правительство Камчатского края неоднократно обращалось в адрес Федерального агентства по рыболовству с предложением о включении отдельных районов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации Западно-Камчатской, Камчатско-Курильской, Петропавловско-Камандорской и Карагинской промысловых подзон в проект соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.


К сожалению, до настоящего времени предложения Камчатского края не приняты во внимание и прибрежное рыболовство ограничено внутренними морскими водами и территориальным морем Российской Федерации.

Необходимость осуществления прибрежного рыболовства в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе заключается в следующем.

По данным науки и с учетом практики осуществления рыболовства в Охотском море промысловые скопления донно-пищевых видов рыб – основных объектов прибрежного рыболовства, наблюдаются на изобатах от 50 до 200 метров на удалении от 30 до 100 морских миль от берега. Например, формирование минтая в промысловые скопления начинается в зимний преднерестовый период, со второй половины января по апрель. Именно на этих скоплениях работает самая продуктивная Охотоморская минтаевая экспедиция.

В то же время, территориальное море на западном побережье Камчатского края в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской промысловых подзонах Охотского моря, как правило, ограничивается 50-метровой изобатой, кроме того, практически вся прибрежная зона Охотского моря в зимний период покрыта льдом.

Также как и в Охотском море, практически до конца весны Карагинский и Олюторский заливы покрыты льдом и прибрежное рыболовство в Карагинской подзоне возможно только с июня по октябрь. В условиях короткой навигации рыбопромысловые суда вынуждены освоить максимально возможный объем выделенных прибрежных квот и это не всегда удаётся. Суровая, штормовая зима 2010 года оказала влияние и на результаты промысла в Петропавловско-Командорской подзоне.

Таким образом, при ограничении прибрежного рыболовства внутренним и территориальным морем Российской Федерации рыбопромысловые суда не имеют достаточных возможностей вести поиск промысловых скоплений рыб и их добычу, недостаток сырья для переработки препятствует максимальной загрузке береговых перерабатывающих мощностей, развитию и строительству новых объектов рыбного хозяйства и в целом снижает инвестиционную привлекательность края.


В дополнение к аргументам отнесения районов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации к районам, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства можно также сказать следующее.

Прибрежная зона Мирового океана выделяется высокой степенью биологической продуктивности. Связано это с тем, что на прогреваемых мелководьях всегда наблюдаются повышенные концентрации кормовых организмов, здесь сосредоточены не только основные места воспроизводства (нереста) многих видов ВБР, но также и места нагула, зимовки, либо проходят основные пути миграций. Не случайно во всех редакциях Правил рыболовства особое внимание уделялось мерам по сохранению прибрежных зон от влияния промысла. Широко практиковались временные, сезонные запреты, ограничения по типам судов и орудий лова, запрещались донные траления на мелководье, траловый промысел крупнотоннажных судов ограничивался изобатами и т.п. Предлагаемое Правительством Камчатского края определение ряда районов ИЭЗ РФ, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства, наряду с ранее приведенными аргументами имеет под собой и природоохранную составляющую – снижение промысловой нагрузки на прибрежную зону, так как часть рыбопромыслового флота при освоении прибрежных квот получит возможность работать вне территориального моря и внутренних морских вод Российской Федерации. Именно с точки зрения сохранения ресурсного потенциала и должна продвигаться теория «единого промыслового пространства» - не вводить в прибрежную зону флот, осваивающий промышленные квоты, а выводить часть флота из прибрежной зоны. Не преследовать цели извлечения сиюминутной прибыли и масштабного наращивания уловов, а обеспечивать приоритет сохранения водных биоресурсов, охраняемых в качестве важнейшей составной части природы, перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности.

Считаю, что это явилось бы действенной мерой по достижению поставленной перед рыбохозяйственным комплексом России задачи – повышению уловов водных биологических ресурсов.


Более того, необходимо отметить, что предлагаемое нами расширение зоны прибрежного рыболовства не требует абсолютно никаких корректировок нормативно-правовых актов и изменений в действующем законодательстве.

Позицию Правительства Камчатского края о расширении зоны осуществления прибрежного рыболовства разделяет также Сахалин и Чукотка, об этом говорилось на последнем заседании Дальневосточного рыбопромыслового Совета.

- В чем Вы видите потенциал развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края?
Перспективы развития рыбохозяйственного комплекса Правительство Камчатского края связывает, конечно, в первую очередь, с дальнейшим развитием прибрежного рыболовства, созданием мощного рыбопромышленного комплекса, полностью обеспечивающего добычу, хранение, переработку и реализацию продукции из водных биоресурсов с высокой добавленной стоимостью, развитием береговой инфраструктуры глубокой переработки рыбы.

Камчатский край является основным субъектом прибрежного рыболовства в Российской Федерации – его доля составляет более 40% от «прибрежных квот» Дальневосточного бассейна и более 30% от всех квот добычи водных биологических ресурсов края. Прибрежное рыболовство сегодня активно развивается в регионе, во многом этому призвано способствовать заключенное в 2009 году Соглашение между дальневосточными субъектами о долгосрочном закреплении долей прибрежных квот в общем объеме допустимых уловов.

Прибрежное рыболовство стимулирует развитие береговой и портовой инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса Камчатского края, способствует развитию социальной сферы региона и создает дополнительные рабочие места.

На сегодняшний день в Камчатском крае построено и действует более 170 рыбоперерабатывающих заводов и цехов, четверть которых работает круглогодично. Суммарная суточная мощность заводов составляет 11 тысяч тонн мороженой продукции, 800 туб консервов. Объем емкостей для хранения мороженой продукции, с учетом холодильных мощностей береговых заводов, составляет около 100 тысяч тонн.


Развитие прибрежного рыболовства и береговой переработки водных биологических ресурсов интересно сегодня и для бизнеса Камчатки, о чем свидетельствуют предлагаемые к реализации инвестиционные проекты по строительству современных высокотехнологичных рыбоперерабатывающих производств и обновлению маломерного промыслового и транспортного флота, предназначенного для осуществления прибрежного рыболовства и доставки уловов на береговые заводы.

По нашему мнению, совместными усилиями мы сможем достичь поставленных целей.