birmaga.ru
добавить свой файл

1


К БАССЕЙНОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА В ПРИАМУРЬЕ
к.г.н. Чуб М.А.

Доцент кафедры географии,

ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»
В России и в Китае в последние десятилетия на государственном и региональных уровнях принимаются решения и программы социально-экономического развития туристской инфраструктуры и туризма на сопре-дельных территориях в бассейне Амура. Каждая из стран имеет свои взгляды на будущее реки Амур (Хэйлунцзян), но ввиду его пограничного положения обязана считаться с соседом. Приграничные территории России и Китая развиваются, испытывая взаимное влияние. Как показывает новейшая история, внешние факторы играют существенную роль в развитии хозяйства обоих стран и формировании их территориальных структур. Вдоль линии государственной границы формируется «международная трансграничная территория». Международная трансграничная территория - это территория, состоящая из взаимодействующих приграничных территорий, прилегающих к государственной границе двух или более соседних стран и обладающих сочетаниями природных ресурсов и тех или иных видов хозяйственной деятельности, природным основанием которых является либо единая геосистема, либо сочетание двух или более геосистем регионального уровня, взаимодействующих в зоне государственной границы. Международная трансграничная территория - это, как правило, комплексная географическая структура, сочетающая в себе определенные природные ресурсы, объекты инфраструктуры, расселения населения, а также его хозяйственную деятельность в границах крупной геосистемы (Бакланов, Ганзей, 2008, С. 17). По «содержанию» различают природные, природно-ресурсные, природоохранные, экономические, социально-экономические, этнокультурные трансграничные географические структуры. В последние десятилетия в бассейне Амура формируется трансграничная туристско-рекреационная территориальная система. Трансграничные территории обладают такими свойствами, как асимметричность, асинхронность развития, сопряженность. Эти и другие свойства в отношении туристско-рекреационной деятельности в пределах международной трансграничной территории бассейна Амура подлежат научному изучению для определения перспектив развития международного туристско-рекреационного комплекса и решения задач его территориального планирования. Подходы и принципы туристского членения территории этого комплекса, определение его внешних границ и внешних контактов, определение принципов организации, отбор критериев и определение оценки его социально-экономической эффективности возможно выполнить с использованием международного опыта.


Туризм как вид деятельности имеет свои особенности использования природных ресурсов и требования к природным условиям, свои принципы и формы пространственной организации различных видов туристской деятельности, в результате которых возникают отношения с природной средой, возникают пространственные инфраструктурные элементы, формируются территориально-производственные отношения и системы. Именно пространственные (территориальные, территориально-аквальные) аспекты существования и развития туризма находятся в сфере интересов географии туризма.

Проектирование туристско-рекреационных систем в регионах базируется на выделении различных композиционных, функциональных и планировочных элементов. Среди таких элементов представляется целесообразным выделить композиционные типы:


  • Ареалы – регионы сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов;

  • Ядра – функционально-экономические и градостроительные центры районов и зон;

  • Оси – ландшафтно-маршрутные коридоры, связывающие между собой ареалы и ядра в единый территориальный каркас;

  • Локусы – точечные элементы функционально-планировочной структуры, связанные с отдельными памятниками, турбазами, домами отдыха, поселениями и т.д.

Крупная река, по которой проходит туристский маршрут, может рас-сматриваться как «ось» туристско-рекреационной системы. Если, учитывать «локусы» и «ядра» по её берегам, то туристско-рекреационная система приобретает вид ожерелья в «упаковке» «ландшафтно-маршрутного» коридора. С позиций территориальной организации такие системы получили название линейно-узловых. Скрепляющими узлами («скрепами») могут служить системы «двойных городов» (близлежащих населенных пунктов) по противоположным берегам реки. В приграничном взаимодействии именно здесь образуются транспортные переходы. Чем крупнее с позиций экономики и административного статуса взаимодействующие пункты, тем более значимыми получаются устанавливаемые между ними связи. В случае «Жемчужного ожерелья Амура», это, например, существующие скрепы Благовещенск – Хэйхе, Хабаровск – Фуюань, развивающиеся и перспективные Джалинда (Игнашино) – Мохе, Поярково – Сунькэ, Константиновка - Суньу, Пашково - Цзяинь, Амурзет – Лобэй, Нижнеленинское – Тунцзян, и др.


Во второй половине ХХ века в теории географии обосновывается и находит все больше сторонников бассейновый принцип и бассейновый подход в рассмотрении вопросов организации геосистем. Интегрирующие свойства речной системы и отражение в её характеристиках климатической, палеогеографической, геоморфологической, геохимической и других географических характеристик территории послужили основой для разработки бассейновой концепции организации геосистемы. В своем труде Леонид Маркусович Корытный излагает 10 основных принципов бассейновой концепции (Корытный, 2001, С.38-39).

Для международного бассейна Амура просто напрашивается вывод о том, что именно в рамках бассейнового подхода в рамках бассейновой концепции наиболее перспективно решать проблемы организации, рационализации, оптимизации, районирования, моделирования, картографирования, контроля природопользования и управления его процессами, в том числе в сфере рекреационного природопользования.

Наибольший опыт организации рекреационного использования пограничной реки имеется на Дунае. В 1972 году расположенные вдоль Дуная европейские страны объединились в форме ассоциации маркетинга туризма - Дунайской Туристической Комиссии. Целью организации было развитие туризма в 70-км (43 миль) полосе территории вдоль обоих берегов Дуная. В 1998 году Дунайская Туристическая Комиссия территориально расширила деятельность, включив Майн-Дунай. Дунайская Туристическая Комиссия была основана в то время, когда никто не мог предвидеть падение "железного занавеса", и, таким образом, справедливо утверждение, что это первая организация туризма в мире, которая преодолела большую политическую и идеологическую пропасть. Сегодня Дунайская Туристическая Комиссия объединяет страны с такой раз-нообразной историей, как Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия (с 1998) и Румынии (членство возобновились в 1999). Сербию и Черногорию вновь приняли в состав Комиссии (вместо Югославии) в феврале 2003 года. Членство Болгарии временно приостановлено. Из 10 придунайских государств только республики Молдова и Украина в настоящее время не являются членами Дунайской Туристической Комиссии. Так как Дунайская Туристическая Комиссия организована официально в качестве ассоциации, то государства-члены представляют свои национальные туристические организации. Работа самой Дунайской Туристической Комиссии финансируется за счет членских взносов. В сезоне 2005 года по реке курсировали 100 круизных судов. Деятельность Дунайской Туристической Комиссии в связи с созданием единого фирменного стиля реализовалась в создании своего логотипа в виде синей волны Дуная, в производстве рекламных изданий и работе со СМИ. Последнее включает в себя издание "Дунай пресс-служба" на немецком, английском, французском и итальянском языках. Экскурсии и графики круизных судов, яхт-гид, и сборнике музыкальных событий, мюзикл «Дунай», также производятся. Дунайская Туристическая Комиссия имеет свой сайт во всемирной сети - www.danube-river.org

Бассейн Амура выступает как объединяющее начало контакта двух цивилизаций в рамках естественного территориального выдела. С российской и китайской сторон бассейн Амура выступал как район нового хозяйственного освоения, рубежный район. Вплоть до 1990-х годов в силу уровня социально-экономического развития роль «старшего брата» играла Россия, затем ситуация постепенно начала изменяться. В настоящее время гарантом стабильности российско – китайских экономических отношений является положение России как сырьевого и энергетического придатка и рынка сбыта для китайской рабочей силы, продукции сельского хозяйства и промышленности КНР. Одним из секторов взаимных интересов Российской Федерации и КНР является туристско-рекреационный сектор. Его становление начинается в конце 1980-х годов связи с открытием приграничного туризма. Граждане России и Китая начали посещать сопредельную сторону. За двадцать лет приграничный туризм под воздействием социально-экономических факторов и государственного регулирования неоднократно подвергался преобразованиям. Ограниченный и регулируемый историко-культурный туризм сменился «шоп-туризмом», да и сам приграничный туризм постепенно уступил часть своих позиций и туристов, отдавших предпочтение столице Китая – Пекину, пляжно-купальному и оздоровительному на морском побережье Китая и другим видам и направлениям. Игорный бизнес в Благовещенске с его 17 официально зарегистрированными казино в начале 2000-х годов, запрет на азартные игры в Китае и менталитет китайцев, влекли в Благовещенск большое количество жителей Поднебесной. Более 90 процентов дальневосточников (в Амурской области 95-97%), уезжающих заграницу по турпутевкам едет в Китай. Среди принятых иностранных туристов также преобладают жители КНР. В Амурской области 99% иностранных туристов – китайцы. Весьма показательно, что в ходе тесных контактов соотечественников из разных регионов обнаруживалось не только сходство, но и весьма большие отличия. Слишком велика разница условий и опыта жизненного пространства у людей говорящих на одном языке. Поэтому региональный характер мировосприятия существует не только в зоне контакта двух цивилизаций, но и имеет свои специфические признаки внутри каждой из них. Китайцы центральных и южных провинций с удивлением обнаруживают некоторые особенности культуры приграничной полосы в этой части КНР.


Важным фактором привлекательности для международного туризма может стать асимметричность социально-экономического развития и культуры международной трансграничной территории. Европейцы, граждане США, посещающие Благовещенск с различными целями, стремятся побывать и в Хэйхэ.

Официальная политика в отношении развития туризма на Амуре и у китайских политиков и у российских имеет весьма большое сходство, к сожалению, её реальное воплощение сильно различается. Учет региональных особенностей природных, социальных, экономических, экологических, геополитических и иных условий и ресурсов с целью определения основных направлений и перспектив развития субъекта Российской Федерации для обеспечения, прежде всего, его социально-экономического роста, призваны научно-проектные разработки территориального планирования. Разработку проекта «Схемы территориального планирования Амурской области» выполнил ФГУП РосНИПИУрбанистики г.Санкт-Петербург. Расчетный срок реализации схемы – 2025 год.

В перечень основных задач территориального планирования области было включено и восстановление, сохранение и использование природного и историко-культурного наследия и развитие рекреационно-туристической инфраструктуры. В перечне предлагаемых рекреационных зон на российском берегу Амура предлагается создать Албазинскую, Толбузинскую, Черняевскую, Ушаковскую и Сагибовскую рекреационные зоны.


Рис. 1. Рекреационно-туристические объекты приграничной

территории российской части Верхнего Амура (Чуб, 1999)

По областной программе развития туризма выполняются проекты «Динозавры Азии» и «Этнографическая деревня» в г. Благовещенск, частично завершены проекты «Казачья усадьба» с элементами казачьего быта в пгт.Поярково и с.Черняево, также находящиеся на берегу Амура. И все это никак не связано с развитием речного транспорта или строительством автодороги вдоль Амура. Хотя аналогичное строительство автодороги и курсирование судов туристкого назначения отмечено в КНР.


На прошедшей в марте этого года пресс-конференции в Пекине, посвященной подготовке 23 Харбинской ярмарке заместитель председателя народного правительства провинции Хэйлунцзян Сунь Яо отметил, что в 2011 году количество посетивших Китай туристов из России составило 2,536 млн. человек, более 1,46 млн человек или 57,7 % из них въехали на территорию Китая через провинцию Хэйлунцзян. При этом 427 тыс. китайских туристов совершили турпоездки в Россию через провинцию Хэйлунцзян и это составило более половины от общего количества китайских туристов, посетивших Россию. Деятельность Управления по туризму провинции Хэйлунцзян активно направлена на развитие туристской инфраструктуры и деятельности на приграничной с Россией территории. В городе Хэган, расположенном на северо-востоке провинции Хэйлунцзян, на стыке гор Малого Хингана и Саньцзянской равнины в 2008 году открылся новый туристский маршрут по р. Хэйлунцзян (Амур) (http://www.tio.kz/news/V-granichawem-s-RF-raione-prov-Hehilunczjan-otkrylsja-novyi-turi.html). Как сообщается, совершая экскурсию по новому маршруту, туристы смогут любоваться красотами реки Хэйлунцзян и ущелья Синлунся в горах Малого Хингана. По сообщениям китайской прессы, Администрация Хэгана приняла решение значительно активизировать в этом году усилия для развития турбизнеса. Её специалисты считают это решение небезосновательным: горы Малый Хинган, пограничная река Хэйлунцзян и местный культурный колорит - все это вызывает большой интерес у туристов. В пределах среднего Амура это самое красивое место, по мнению и российских туристов. В период экспедиций по верхнему Амуру в 2004 и в 2009 годах автор сама могла убедиться в серьезности намерений и динамике развития туристской инфраструктуры и роста численности китайских туристов на Амуре.

Вообще очень интересен взгляд на Амур (Хэйлунцзян) как туристский район с другого берега. Если Приамурье для россиян-дальневосточников это юг, где цветет лотос, растет амурский виноград, кружатся японские журавли и еще встречаются амурские тигры, то для китайцев это север, которым и завлекают китайских туристов из южных провинций. В китайское село Мохе, расположенное напротив с. Игнашино на широте 53º33" с.ш. является самым северным населенным пунктом в Китае, где рекламный путеводитель предлагает туристам из Поднебесной познакомится с бытом и традиционным природопользованием северного народа – эвенков, покататься на северных оленях и наблюдать «северное полярное сияние».


Основные направления совершенствования территориального планирования туристско-рекреационной деятельности в бассейне Амура можно представить в следующем перечне:

1. Учет международного фактора и потенциала реки Амур в пределах российско-китайского порубежья.

2. Проектирование и организация туристко-рекреационной системы с учетом транспортных возможностей речного бассейна в границах сопредельных государств (г.Зея – Зейская ГЭС на левом притоке Амуре реке Зея (Россия) и г.Харбин на правом притоке реки Сунгари (Китай)).

3. Учет ландшафтной структуры территории обоих берегов Амура.

4. Учет характера берегов с позиций их пригодности для рекреационной деятельности – емкости, устойчивости, безопасности.

5. Развитие спортивно-промысловой рекреации, спортивного водного туризма, экологического туризма в участках верхнего течения Амура и его притоков.

Для этого необходимо решить целый ряд вопросов международного использования реки Амур и природопользования в сопредельных территориях. Приграничная территория российско-китайского порубежья служит той «лакмусовой» полоской, на которой проявляются результаты реальной региональной экономической и социальной политики России и Китая в отношении этой территории.

Туристский комплекс Китая не только быстро перенимает зарубежный опыт развития рекреации, эффективно использует культурные особенности своей страны, но и постоянно предпринимает новые экономические и социальные шаги в совершенствовании турпродуктов. Российская сторона зачастую оказывается в положении догоняющей стороны. Это наглядно видно на местных примерах. В китайском Хэйхэ, а не в Благовещенске был построен горнолыжный спуск и саночная трасса. На китайском берегу Амура гораздо раньше начали создавать этнографических поселения как центры туризма, а на российском берегу только приступали к реализации аналогичных проектов. Перспективы развития двухсторонних отношений требуют взаимопонимания и сотрудничества, как на государственном, так и на региональном уровне. Международные туристские речные маршруты по Амуру могут стать новым этапом в развитии туризма в регионе. Они будут выступать самым интересным проектом, где каждая сторона решая общую задачу, сможет обеспечить защиту и своих собственных интересов.

Литература:

1. Бакланов, П. Я. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования / П. Я. Бакланов, С. С. Ганзей. – Владивосток: Дальнаука, 2008. – 216 с.

2. Корытный, Л.М. Бассейновая концепция в природопользовании / Л.М. Корытный. – Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2001. – 163 с.

3. Чуб, М.А. Рекреационно-туристические ресурсы приграничной территории российской части Верхнего Амура / М.А. Чуб // Из истории российско-китайских отношений. – Благовещенск: Изд-во АмГУ, 1999. – С.141-144.
Приложение


Фото 1. Туристский теплоход КНР у с.Мохэ на верхнем Амуре


Фото 2. В музее с. Албазино


Фото 3. Памятник природы Кумарский утес


Фото 4. На верхнем Амуре.


Фото 5. Китайские рыбаки


Фото 6. «Золотые» берега Амура.

Фото из архива автора.