birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3
Маркетинговые исследования


Курсовая работа

Цель выполнения работы и порядок выбора темы (проблемы исследования)




 

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по специальности "Маркетинг" должны выполнить курсовую работу по дисциплине «Маркетинговые исследования», которая является ответственным этапом учебного процесса. Согласно  общему «Положению о курсовой работе (проекте) студентов и слушателей  ГОУ ПО ВВАГС» целью выполнения курсовой работы является формирование у студентов навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности, грамотного оформления полученных результатов, умения представить результаты своей работы в виде научного доклада и защитить их в последующей дискуссии



Основная задача работы состоит в том, чтобы способствовать более глубокому освоению курса, конкретизировать и закрепить теоретические знания, развить практические навыки маркетинговой деятельности, содействовать формированию маркетингового, аналитического мышления, необходимого будущим специалистам для работы в условиях рынка.

 

Курсовая работа предполагает углубленное и творческое изучение студентами данной дисциплины, самостоятельность в подходе к управленческим проблемам, способность производить их глубокий анализ, обобщать и делать выводы.



 

Важнейшие требования к курсовой работе заключаются в следующем:

- тема работы раскрывается на основе изучения первоисточников, дополнительной литературы и не ограничивается материалом основного учебника;

- в курсовой работе содержатся элементы научного творчества, теоретические положения тесно увязываются с практической деятельностью;

- при выполнении работы оформляется научный аппарат – сноски, ссылки, список использованной литературы;

- текст работы излагается в соответствии с планом, при этом важна самостоятельность изложения материала.

- курсовая работа рассматривается как своеобразная форма изучения всего курса, в ней отражается степень овладения студентами не только выбранной ими темы, но и дисциплины "Маркетинговые исследования" в целом.

 

Рекомендуемые темы курсовых работ (исследуемых проблем) соответствуют объему и содержанию программы дисциплины "Маркетинговые исследования". Согласно  общему «Положению о курсовой работе (проекте) студентов и слушателей  ГОУ ПО ВВАГС» студент может выбрать для подготовки курсовой работы любую из предложенных кафедрой тем или предложить собственную тему в соответствии со своими интересами. Курсовая работа может быть продолжением ранее начатого исследования, развитием результатов, полученных студентом в течение предшествующих лет обучения. В ходе предварительного обсуждения выбранной темы с научным руководителем и в процессе выполнения работы (проекта) ее тема может быть изменена по согласованию между научным руководителем и студентом.


 

Допускается выполнение несколькими студентами курсовых работ по одной теме, если объекты изучения (товары, рынки, конкретные предприятия и т.д.) будут различными, а также в том случае, если объем исследований достаточно велик и требует участия нескольких студентов.

 

Примерная тематика курсовых работ (проблем исследования), утвержденная заведующим кафедрой, приведена в разделе 7 данных Методических рекомендаций.



 

Определив для себя тему, студент может выбрать конкретные предприятия, на примере которых она будет выполнена, и получить направление (ходатайство) кафедры Управления  и маркетинга. Тема курсовой работы может быть изменена только по согласованию с научным руководителем.

 

Выбор и утверждение темы работы осуществляются заранее. Студент может сам предложить тему (исследуемую проблему), не вошедшую в перечень, рекомендованный преподавателем. При условии достаточной актуальности и соответствия реальным потребностям конкретного предприятия предложение студента может быть принято и тема работы за ним закреплена.



 

Допускается выполнение несколькими студентами работ по одной теме, если объекты изучения (товары, рынки, конкретные предприятия и т.д.) будут различными.




Порядок выполнения курсовой работы



 

2.1. Выполнение работы начинается с самостоятельной разработки ее плана.

Рекомендуется заранее обсудить план работы с преподавателем и согласовать все вносимые изменения. Если студент выполняет работу на тему, не предусмотренную перечнем, то разработанный им план должен быть утвержден преподавателем.

 

2.2. После составления плана работы необходимо изучить научно-методическую литературу, раскрывающую теоретическое содержание темы. В данных Методических рекомендациях приводится список литературы, предлагаемой для выполнения курсовых работ. Необходимо также использовать  список литературы, содержащийся в программе по курсу «Маркетинговые исследования» и каталог библиотеки, где систематизированы все литературные источники. Особенно внимательно должен быть просмотрен и изучен материал в журналах "Маркетинг", "Маркетинг в России и за рубежом", "Практический маркетинг", "Реклама", "Рекламный мир" и других периодических изданиях.


 

2.3. Изучив и проанализировав теоретический материал, студент приступает к выполнению прикладного маркетингового исследования, позволяющего получить информацию, необходимую для практического решения поставленных в работе целей. Для проведения маркетингового исследования поставленной проблемы во второй главе работы разрабатывается отдельныйплан, который состоит из следующих разделов:

 

I. Разработка концепции исследования.



1.1. Постановка проблемы.

1.2. Определение (конкретизация) целей исследования.

1.3. Формирование рабочих гипотез исследования.

1.4. Определение системы используемых показателей.

II. Отбор источников информации.

2.1. Определение источников вторичной информации (внутренней и внешней).

2.2. Определение источников первичной информации.

III. Сбор первичной информации.

3.1. Определение единицы выборки, объема выборки, процедуры выборки.

3.2. Определение методов сбора первичной информации (наблюдение, эксперимент, опрос).

3.3. Разработка рабочего инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков наблюдений).

3.4. Определение периода, сроков, стоимости, ответственных за сбор информации.

IV. Методы обработки и анализа полученной информации.

V. Программируемые результаты исследования.

 

Перед началом выполнения исследования его план должен быть проверен и утвержден преподавателем на консультации. Требования к содержанию плана раскрыты в разделе 3 данных Методических рекомендаций.


 

2.4. Собрав информацию и обработав ее с использованием различных методов, студент представляет отчет о проведенном исследовании, где приводятся данные обработки вторичной и первичной маркетинговой информации, подтверждаются или опровергаются выдвинутые в плане гипотезы и таким образом реализуются цели исследования.

 

2.5. Итогом работы являются выводы и практические рекомендации по решению поставленной проблемы, которые позволяют разработать четкий план маркетинговых мероприятий. Реализация данного плана должна дать возможность предприятию получить конкретный результат (внедрить новый товар на рынок, сформировать конкурентное преимущество фирмы, повысить престиж товарной марки, эффективность рекламных объявлений и т.д.).




Требования к содержанию разделов плана маркетингового исследования




 

I раздел. Разработка концепции исследования

Этот раздел должен содержать подробное описание содержания предмета исследования, общую постановку задачи в пределах исследовательского замысла и определение конкретных целей исследования.

 

Рабочие гипотезы должны представлять собой вероятностное суждение относительно сущности и путей решения поставленной проблемы и целей исследования. Их формулировка должна отвечать следующим требованиям:

- достоверность (гипотеза должна вытекать из проблемы, из ее сущности);

- предсказуемость (не только объяснять, но и служить основой для решения проблемы);

- проверяемость (возможность проверить гипотезу на эмпирическом материале);

- возможность формализации (способность выразить главные предположения с помощью экономико-математических построений).

При разработке концепции исследования следует сформулировать несколько гипотез исследования, которые должны служить основой определения системы показателей (например, показатели, характеризующие структуру ассортимента, издержки по различным каналам сбыта, оценочные и стоимостные показатели емкости рынка и т.д.).

 

II раздел. Отбор источников информации

Источники вторичной информации должны быть разнообразными, их перечень показывает, как студент представляет возможное решение поставленной проблемы методом "кабинетного исследования". Отбор данной информации предполагает изучение материалов отчетов различных фирм, работающих в определенном сегменте рынка, отраслевых и правительственных изданий, монографий, периодических публикаций, данных статистических органов, изданий рекламного характера, различных форм внутренней отчетности предприятий. Вторичная информация является отправной точкой для разработки плана сбора первичной информации, предполагающего сбор информации впервые для решения поставленной проблемы исследования. К собранной в ходе исследований информации предъявляются следующие требования:

1) актуальность (реальное отражение в каждый момент времени состояния маркетинговой среды);

2) достоверность (точное воспроизведение объективного состояния маркетинговой среды);

3) целенаправленность (точное соответствие информации поставленной проблеме);

4) полнота отображения (объективный учет всех факторов, оказывающих влияние на решение поставленной проблемы);

5) согласованность и информационное единство (разработка такой системы показателей, при которой исключается возможность противоречия в выводах и несогласованность первичных и производных данных).

 


III раздел. План сбора первичной информации

В плане сбора первичной информации должны быть определены следующие элементы:

 


Методы сбора

информации



Наблюдение

Эксперимент

Опрос

Орудия исследования (рабочий инструментарий)

Анкета

Бланк интервью

Карточка

наблюдения



План составления

выборки


Единица выборки

Объем выборки

Процедура выборки

Способы связи с аудиторией

Личный контакт

Телефон

Почта

 

Особое внимание следует уделить определению единицы, объема и процедуры выборки и разработке рабочего инструментария исследования и, в частности, составлению анкеты.

 

Анкета должна соответствовать следующим требованиям:


1) правильная структура анкеты (наличие введения, где указывается цель опроса и сведения об опрашивающей организации, ее адрес; наличие перечня вопросов, характеризующих предмет опроса и раскрывающих проблему исследования; наличие заключительной части, где определяются сведения о респондентах);

2) правильная последовательность постановки вопросов анкеты (наличие вступительных вопросов, последовательность вопросов по уровню их сложности);

3) соответствие вопросов анкеты поставленным целям исследования и выдвинутым гипотезам;

4) учет особенностей восприятия опрашиваемым (респондентом) текста анкеты;

5) учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории;

6) правильная и четкая постановка вопросов анкеты;

7) подчеркивание гарантии анонимности анкетирования;

8) использование в анкете различных типов вопросов;

9) возможность компьютерной обработки данных анкетирования.

10) использование различных приемов постановки вопросов (вопросы с выборочным ответом, альтернативные, со шкалой значимости, с оценочной шкалой, с использованием семантического дифференциала и т.д.).

 


IV раздел. Методы обработки и анализа полученной информации

Среди форм представления и обработки вторичной и первичной маркетинговой информации выделяют текстовую, табличную, графическую и т.д.

 

В плане исследования необходимо указать, какие методы отработки информации студент может использовать при проведении данного исследования.



 

См. приложение 5 "Классификация методов обработки и анализа информации".

См. приложение 6 "Статистические показатели, используемые при обработке и анализе данных".

 

V раздел. Программируемые результаты исследования

В этом разделе должны быть определены те количественные и качественные результаты, которые предполагает достичь студент в результате проведенного исследования. После обсуждения с преподавателем и утверждения плана исследования студент  приступает непосредственно к проведению исследования. В ходе его реализации разработанный план может корректироваться. По результатам исследования студент должны представить отчет, где содержатся итоги реализации плана маркетингового исследования, данные обработки и анализа собранной информации и основные выводы и предложения по поставленной проблеме.

 

Пример оформления плана маркетингового исследования представлен в приложении 7.





Структура курсовой работы



 

Согласно  общему «Положению о курсовой работе (проекте) студентов и слушателей  ГОУ ПО ВВАГС» работа начинается с титульного листа стандартной формы, за которым следует лист с оглавлением работы и состоит из введения, глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Введение должно кратко характеризовать современное состояние изучаемой проблемы. В нем обосновывается выбор темы, ее новизна, актуальность и практическая значимость, а также формулируются основные цели и задачи курсовой работы. Здесьследует сделать краткий обзор источников, анализ того, в какой степени избранная проблема освещена в научной литературе, какие работы ей посвящаются непосредственно, какие вопросы темы нуждаются в дальнейшей разработке.

 

Первая глава должна содержать описание проблемы, поставленной перед исполнителем и анализ современного состояния исследований и разработок в данной области. Здесь раскрываются теоретические аспекты исследуемой проблемы, обобщаются точки зрения различных авторов, изложенные в научной литературе. В ней студенты демонстрирует глубину и степень понимания выбранной темы курсовой работы.

 

Во второй главе содержатся план прикладного маркетингового  исследования, посвященного поставленной проблеме и его конкретные результаты, представленные в виде отчета, содержащего данные обработки и анализа собранной информации.


Заключение. Здесь содержатся выводы и предложения, представляющие собой заключительный раздел работы, подводятся итоги проведенного исследования и приводятся конкретные предложения по решению поставленной проблемы, позволяющие предприятию получить нужный результат (позиционировать товар на рынке, выбрать наиболее эффективные виды рекламы, повысить качество обслуживания, престиж товарной марки и т.д.). Выводы по теме должны быть краткими, органически вытекающими из содержания работы, затрагивающими те аспекты, которые раскрывались автором.

 

В списке использованных источников и литературы указываются использованные автором работы, научные публикации, а также другие источники, в том числе, электронные. Список литературных источников приводится в конце работы. В список включается вся литература, на которую есть сноски и ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были изучены при написании курсовой работы и  нашли отражение в формулировке узловых вопросов и структуры работы.


 

Приложения. Вспомогательный материал, который загромождает основной текст и занимает более 2-х страниц, выделяют в приложение. Это могут быть таблицы цифровых данных, иллюстрации вспомогательного характера, фотографии и т.д.

 

Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных глав и оформляются как продолжение работы. В правом верхнем углу страницы указывают слово "Приложение". Приложения должны иметь тематические заголовки и номера, соответствующие ссылкам на них в основном тексте.





Рекомендации по оформлению курсовых работ




 

Согласно  общему «Положению о курсовой работе (проекте) студентов и слушателей  ГОУ ПО ВВАГС» объем курсовой работы составляет – 20-25 страниц, не считая приложений. Курсовая работа (проект), как правило, должна быть отпечатана. В порядке исключения рассматриваются работы, представленные в рукописной форме. По согласованию с заведующим кафедрой возможно представление курсовой работы (проекта) в электронной форме.

 

На титульном листе должны содержаться (Приложение 1):



сведения о вузе (его полное название, факультет и кафедра, на которой выполняется работа);



тема работы;




сведения о студенте (ФИО, группа);




сведения о научном руководителе (ФИО, ученая степень, ученое звание, должность);






место и год выполнения работы.

 

В оглавлении указываются названия глав, параграфов и страниц, на которых они расположены (Приложение 2).

 

Параметры страницы:



размер бумаги – формат А4;



поля: левое – 30мм, правое – 20 мм, снизу – 20 мм, сверху – 20 мм.

Страницы курсовой работы (проекта) нумеруются, начиная с титульного листа, но на нем номер страницы не ставится. Оглавление нумеруется С.2; введение – С3. и т.д. Нумерация сквозная для всего текста, исключая приложения. В приложениях нумеруются страницы внутри каждого приложения, начиная с 1. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине нижнего поля страницы.

 

Шрифт и интервал при написании курсовой работы (проекта):





стиль основного текста:

Шрифт                                14, Times New Roman

Межстрочный интервал        полуторный

Отступ красной строки                1,3 см

Отступы до и после абзаца        0

Выравнивание                        по ширине

 

Переносы установлены        




стиль заголовков:

 

Заголовок главы

Шрифт                                16, полужирный Times New Roman

Межстрочный интервал        одинарный

Отступ красной строки                0

Отступы до и после абзаца        12 пунктов

Выравнивание                        по центру

Начинать с новой страницы

 

название пунктов внутри главы (параграфов):

Шрифт                                        14, Times New Roman, полужирный

Межстрочный интервал        одинарный

Отступ красной строки                0

Отступы до и после абзаца        до - 12 пунктов, после – 6

Выравнивание                        по центру

 

Ссылки на источники и литературу, библиографический список и библиографические ссылки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТа (Приложение 3).

Список источников и литературы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу» (Приложение 4).

Имейте в виду, что количество страниц работы должно распределяется равномерно между ее главами и параграфами.

 

Каждая глава работы должна начинаться с нового листа. Каждую страницу работы надо использовать полностью, пропуски допустимы лишь в конце глав. Текст должен быть разделен на абзацы, каждый из которых включает самостоятельную мысль. В тесте следует избегать повторений, отрывочных, сложных и громоздких предложений, логических противоречий. Недопустимо писать с грамматическими ошибками, стилистическими погрешностями. Работу должны отличать: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; краткость формулировок, исключающих неоднозначное толкование; обоснованность выводов и предложений.


 

Главы и параграфы должны иметь порядковые номера. Главы нумеруются в пределах всей работы арабскими цифрами. Введение не нумеруется. После номера ставится точка. Параграфы нумеруются двумя цифрами, разделенными точкой, первая из которых соответствует номеру главы, вторая - номеру параграфа. Заголовки глав и параграфов, соответствующие плану работы, в тексте выделяются. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 12-15 мм.

 

Если в работе содержатся рисунки и таблицы, которые располагаются на отдельных страницах, то эти страницы необходимо включать в общую нумерацию.



 

Все иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи, диаграммы, графики и пр.) именуются рисунками, в тексте они обозначаются словом Рис. и должны иметь названия. В работе следует помещать лишь такие иллюстрации, которые обогащают содержание. Каждая иллюстрация должна пояснять текст, а текст – иллюстрацию.

 

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Таблицы нумеруют в пределах главы арабскими цифрами (за исключением таблиц, приведенных в приложении). В правом верхнем углу таблицы пишут слово "Таблица" с указанием порядкового номера (без знака № и точки на конце), например, Таблица 2.4. Слово "Таблица" и заголовок начинают с прописной буквы. Заголовки строк и граф также должны начинаться с прописной буквы. В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей. Если размерность всех показателей, включенных в таблицу, одинакова, то она указывается в тематическом заголовке. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При этом вверху пишут, например, "Продолжение табл. 3.1". Особое внимание необходимо обратить на текст, в котором анализируется или комментируется таблица. Нужно не пересказывать ее содержание, а обобщить данные таблицы, сформулировать основные выводы.



 

Сокращения слов. Все слова в курсовой работе необходимо писать полностью. Допускаются только общепринятые сокращения, например и т.п. и т.д., вуз, универсам и др. Произвольные сокращения в работе не допускаются.

 


Единицы измерения. В качестве единиц физических величин должны применяться единицы международной системы Си.

 

Следующие за числовым значением единицы пишутся без скобок, между последней цифрой и обозначением единицы следует оставлять интервал, например, торговая площадь 1000 м2.



Все имеющиеся в работе формулы и выражения должны быть объяснены. Если формулы заимствованы из литературы, объяснение может ограничиваться ссылкой на источник и объяснением символов, входящих в нее. Оригинальные формулы объясняются в тексте работы в ходе их обоснования. Значения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой. Формулы должны быть пронумерованы.

 

Все приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые и другие материалы, полученные другими авторами (или приведенные из литературных источников), должны иметь ссылки на источники.



следующая страница >>