birmaga.ru
добавить свой файл

1
УМК по предмету «Окружающий мир» «школа России» Плешаков А.А.


1 класс

Тема : Кто такие звери?

Цели и задачи урока:

Образовательная: расширить знания учащихся о животных, учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни; познакомить детей с правилами поведения в зоопарке.

Развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность, мыслительную деятельность через приёмы анализа, синтеза и классификации (зверей).

Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе.

Личностные УУД: осваивать роль ученика, формировать интерес к учению; самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); объяснять и оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; осваивать основы экологической культуры: принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Познавательные УУД: учиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию, представленную в изобразительной и схематической форме; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свою речь в устной речи; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; высказывать и обосновывать свою точку зрения; доносить свою позицию до других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации).


Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию); коллективное решение проблемных вопросов; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; отвечать на итоговые вопросы и адекватно оценивать свои достижения.

Оборудование: компьютер, проектор, картинки с животными (бабочка, жук, богомол, щука, акула, сом, дятел, сова, петух, жираф, мышь, кошка), лупа, кусочки шерсти зверей.

1.Мотивация учения.

Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке окружающего мира и надеюсь, что каждый из вас будет внимателен, окажет поддержку и помощь друг другу.

- Ребята, подарите свои улыбки друг другу. Окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться радостью.

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, учителя начальных классов, которые работают в Курской области. Давайте порадуем наших гостей хорошей работой.

Скажите, что пригодится нам для успешной работы на уроке? (наши знания, внимание, умение слушать учителя и товарищей).

2. Актуализация знаний.

(Звучит фрагмент аудио записи произведения Поля Мориа «В мире животных»). (Слайд 1).

– Ребята, я предлагаю вам послушать музыкальное произведение.

Знаете ли вы как называется это музыкально произведение?

(варианты ответов).

– Эта композиция называется «В мире животных», а написал её французский композитор Поль Мориа.

- Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в удивительный мир, мир живых существ.

Но сначала, давайте вспомним, с какими группами животных мы уже познакомились.

У вас на столах лежат конверты. Возьмите красный конверт. (Работа в парах)

Достаньте из конверта карточки, посмотрите на них. Кто изображен на картинках? (Животные)

Учитель: Вам нужно сгруппировать животных в известные вам 3 группы:

-насекомые,

- рыбы,

- птицы.


Двое детей работают у доски.

Учитель: Какие 3 группы у вас получились?

Ученик: Насекомые: бабочка, жук, богомол

Учитель: Что вы знаете о насекомых.

Ученик: Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

Ученик: Рыбы: щука, акула, сом

Учитель: Кто такие рыбы?

Ученик: Рыбы – это животные, тело которых покрыто чешуёй.

Ученик: Птицы: дятел, петух,сова

Учитель: Что вы скажите о птицах?

Ученик: Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.

-Рассмотрите картинки, которые остались. Назовите, кого вы видите. (Жираф, мышь, кошка)

-Хотите узнать, к какой группе животных мы их отнесём?

3. Постановка учебной задачи

- Но сначала, давайте заглянем в гости к Муравьишке Вопросику. А он оказывается не один. У него в гостях Мудрая Черепаха. Давайте послушаем, о чём говорят Муравьишка Вопросик и Черепаха. ( Демонстрация слайдов презентации № 2 )


Диалог героев записан и прослушивается аудио запись.
— Сколько групп животных назвала Черепаха? (4)

– О каких животных мы уже узнали? (насекомые, рыбы, птицы).

– Кто остался? Сегодня на уроке мы расскажем Муравью о том, кто такие звери. На этот вопрос мы сегодня должны найти ответ.

Итак, сегодня на уроке мы должны узнать…? Научиться отличать от…

А какую цель мы поставим перед собой? (Демонстрация слайдов презентации № 3)

Ученики: Рассказать Муравьишке Вопросику о том, кто такие звери и как их отличить от других групп животных.


4. «Открытие» детьми нового знания.

– Ребята, Мудрая Черепаха предлагает вам прочитать вопрос и рассмотреть животных. (Демонстрация слайдов презентации № 4)

Чтобы ответить: кто из этих животных зверь, надо установить - кто точно не зверь.

Итак, кто такой орел?

Д. Орел – птица.

У. К какой группе относится жук?


Д. Жук – насекомое.

У. Остались крокодил и мышь. Вариантов 2: или звери оба, или кто-то один из них.

- И чтобы ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.

- Начнем наше исследование со знакомства строения тела зверей.

- Отгадайте загадки. (Демонстрация слайдов презентации № 5)


Он ходит голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он ….жираф.
Откройте учебники на с.38. Рассмотрите тело жирафа.
Учитель: Из каких частей состоит тело жирафа? (один ученик называет)

А вот еще загадки (Демонстрация слайдов презентации № 6):



Посреди двора стоит копна:

Спереди - вилы, сзади – метла (корова)
Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

Но с водой не знается (кот)
Учитель: Найдите эти же части тела у кошки и коровы. (Показ у доски)
— Ничего нового, необычного мы не увидели. У нас самих есть все то же самое, кроме хвоста. Чем же звери отличаются от других животных? Вспомните, чем покрыто тело у рыб? А у птиц? А чем покрыто тело зверей? (Шерстью)
Тело покрыто шерстью. Шерсть – мех или волосы. Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть.
Практическая работа ( в парах)

(на столе у детей конверты с пучками шерсти)

– Возьмите зелёный конверт и достаньте то, что там лежит. Как вы думаете, что это?

– Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая шерсть на ощупь. (Мягкая, жёсткая, пушистая) – Какого она цвета? Рассмотрите с помощью лупы, из чего состоит пучок. (Из волосков) Много ли волосков в пучке? (очень много)

Такими волосками и покрыто тело зверей.

Количество шерсти у них может быть различным. (Демонстрация слайдов презентации № 7) У медведя, например, ее много, а у слона — мало. Это зависит от того, в каком месте живет зверь, и какой образ жизни он ведет. А у дикобразов и ежей особые волосы. Они называются иглами.

Физминутка с животными. (звучит фрагмент Dj Gruv – В мире животных (remix)) (Демонстрация слайдов презентации № 8)

Звери – млекопитающие.

– Посмотрите, кого вы видите на следующем слайде? Демонстрируется слайд №9

– Что они делают? (Кормят своих детёнышей)

Только у зверей самки вырабатывают молоко и кормят детёнышей. Поэтому зверей называют млекопитающими. Млеко – молоко.

Это второй признак, который отличает зверей от других животных.

Мы с вами теперь знаем основные отличительный признаки зверей. Какие? (Наличие шерсти и кормление детенышей молоком).


5. Реализация построенного проекта.

Вернемся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока. (Демонстрация слайдов презентации № 10)

– Крокодил и мышь — кто из них зверь?

– (ответы детей)

– Подведем итог наших рассуждений. Хоть мышка и маленькая, но она — зверь. А крокодил — нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детенышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши.

Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», в котором в трюме корабля из яиц вылупляются крокодильчики. (Демонстрация слайдов презентации № 11)

Детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц.

Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил — не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.


Игра «Найди зверя». Откройте рабочие тетради с.28(Демонстрация слайдов презентации № 12)

Учитель: Муравьишка Вопросик пошел гулять в лес, чтобы познакомиться со зверями. А звери решили сыграть с ним в прятки.

Рассмотрите рисунок внизу и помогите Муравьишке отыскать зверей.

- Итак, какие звери спрятались? Кто спрятался в верхнем левом углу рисунка? (Белка.) Найдите самое крупное из спрятавшихся животных. Кто это? (Лось.)

- А кто еще? (медведь, заяц)

Раскрасьте одного из зверей.



Разнообразие животных.

— Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения.

Учитель. Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными.

- Сейчас вы посмотрите маленький фильм про крота, кита и летучую мышь.

-Они тоже являются зверями. Но имеют не совсем обычное строение тела. Подумайте, с чем это связано? (показ фильма) (Демонстрация слайдов презентации № 13)

Такое строение тела зависит от их образа жизни.

Ребята, Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки:


Кроссворд (Демонстрация слайдов презентации № 14)

1.Надели коняшки морские тельняшки. (Зебра)


2. На овчарку он похож.

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)


3. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень)


4. Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)


5. Он высокий и пятнистый,

С длинной-длинной шеей,

И питается он листьями –

Листьями деревьев.(Жираф)


Какое слово открылось в выделенных клетках? (Звери)

Так кто же такие звери, как их отличить от других животных?



6. Первичное закрепление во внешней речи.

Составление кластера(Демонстрация слайдов презентации № 15)

ЗВЕРИ


ЖИВОТНЫЕ



тело покрыто кормят детёнышей

шерстью молоком


млекопитающие
— Видите, как много нового и интересного мы вместе с Муравьишкой Вопросиком узнали о зверях.
Старая мудрая черепаха напоминает нам о том, что пришло время позаботиться о нашем здоровье. Настало время гимнастики для глаз.

  1. Закройте глаза и представьте себе такую картину: ярко светит солнце, лесная поляна, но художник забыл нарисовать на ней цветы. И теперь вы, используя нос как авторучку, должны нарисовать пять цветов. Открыть глаза.

  2. Ладони сомкнуты в «замочек». Круговые движения руками. Смотрите на ладони, голову не поворачивать.
  3. Быстро потрите ладони в течение 5-10 секунд, пока они не станут тёплыми. Положите тёплые ладони на закрытые глаза. Расслабьте брови. Представьте себе, как усталость и напряжение исчезают. Дышите регулярно и свободно. 1 2 3 4 – вдох,1 2 3 4 – выдох.

Благодарю вас за усердие. Хочется узнать, есть ли среди вас любознательные девчонки и мальчишки?

Ребята, Муравьишка Вопросик ещё хочет нам что-то сказать(Демонстрация слайдов презентации № 16):

«Знакомясь с разными животными, я приобрел много друзей. Вот было бы здорово, если бы собрать всех животных Земли и поселить их вместе! Но ведь это невозможно: рыбам нужна вода, зверям – лес, кто-то живет в жарких странах, а кто-то – на севере».

- Но как всегда ему на помощь приходит Мудрая Черепаха.

Но есть место, где сразу можно увидеть всех этих зверей и еще многих других. Кто из вас догадался, где может произойти такое чудо?

Правильно, в зоопарке(Демонстрация слайдов презентации № 17).

— Зоопарк— это сокращенное название зоологического парка, где содержат диких животных для показа, изучения, сохранения . Это музей живой природы, в котором мы можем увидеть животных со всей планеты. В зоопарке проводится большая работа по охране природы. Ученые изучают животных в зоопарке. Здесь живут и те животные, которым трудно выжить на воле, так как их осталось очень мало и ученые помогают этим животным. Часто в зоопарк попадают животные, которые малышами остались без родителей по вине браконьеров.

— В нашей стране много зоопарков. Есть маленькие, передвижные — «зоопарки на колесах», которые переезжают из города в город, показывают малышам животных. Есть большие, постоянно находящиеся на одном месте. Один из крупнейших зоопарков мира — Московский. (Демонстрация слайдов презентации № 18) В нем можно увидеть около 1000 видов животных из разных стран. (Демонстрация слайдов презентации № 19-25)

Где любознательные девчонки и мальчишки могут получить информацию о зоопарке? (В учебнике «Страничка для любознательных»)Я советую вам познакомиться с фотографиями и текстом дома.

Я держу в руках DVDдиск c записью материалов крупнейшего в нашей стране зоопарка. Мы посмотрим эти материалы на внеурочном занятии на следующей неделе.

Поднимите руки те из вас, кто бывал в зоопарке. Расскажите, что вы там увидели. Приходя в зоопарк люди должны соблюдать определенные правила. (Демонстрация слайдов презентации № 26) Какие из них вам знакомы?


  • Надо вести себя спокойно.

  • Нельзя дразнить животных.

  • Нельзя перелезать через барьер.

  • Нельзя просовывать руки в клетку.

  • Нельзя кормить животных.

Учитель: Почему нельзя кормить животных?

– (ответы детей)

Мы с вами не знаем: можно ли животному есть те продукты, которые едим мы. Из-за нашей неосторожности зверь или птица могут отравиться и умереть.

Приходя в зоопарк, вы приходите в гости к животным. Вам бы понравилось, если бы ваши гости начали носиться по квартире, кричать, дразнить вас и ваших родителей, размахивать руками перед вашим носом? Вот и животным это не нравится. Они начинают нервничать и злиться.

Если такие назойливые и шумные «гости» еще и залезут в клетку к животному, то они имеют шанс быть исцарапанными и покусанными.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания.


Тестовое задание на листах А4. Обведи правильный ответ. (Демонстрация слайдов презентации № 27)

1.Найди зверя.

Лебедь, белка, бабочка.

2. Найди лишнее.

Песец, олень, окунь.

3. Найди отличительный признак зверя.

Перья, чешуя, шерсть
8. Рефлексия

- Ребята, а сейчас предлагаю вам поделиться своими впечатлениями о нашем уроке. У каждого из вас на партах лежат 3 кленовых листочка.

Вы должны будете выбрать один из листочков и повесить его вот на это дерево, давайте назовём его «Деревом успеха».


Кому на уроке было интересно, кто для себя сделал открытие, повесьте зелёный листочек

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке - красный листочек.



Есть ли желание повесить сразу два листочка?

Вспомните все этапы нашего урока и решите сами для себя как поступить.

9. Итог урока.

- Завершить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением.

Послушайте его и подумайте: о чём очень важном хотел нам сказать автор?


Как много в этом мире красоты,

Которую порой не замечаем.

Всё потому,

Что каждый день встречаем

Её давно знакомые черты.

Мы знаем,

Что красивы облака, река, цветы,

Лицо любимой мамы.

Но есть ещё другая красота,

Которая не кажется красивой.

К примеру, красота крота.

- Крота?


Да, да, или пчелы трудолюбивой,

Или змеи, лягушки и жука,

Или другого «странного народа».

Не зря все бесконечные века

Его ваяла мудрая природа.

Вглядись в её лицо



И ты увидишь, как она права!
О чём очень важном хотел нам сказать автор? (Всё что создала природа- всё красиво. И мы должны это беречь, любить и охранять.)
- Ребята, я тоже хочу повесить свой листочек. Мне очень интересно было с вами на уроке, я довольна нашей работой. Я делаю свой выбор.

Благодарю всех за активную работу, за ваше внимание, поддержку и помощь друг другу. (Демонстрация слайдов презентации № 28)