birmaga.ru
добавить свой файл

1



Концепция пользовательского интерфейса

«UserExp.ru»





Версия документа

0.3 рабочая

Дата последних изменений

29.01.2009
























История изменений


0.1 (29.01.2009)

Первый вариант

0.2 (29.01.2009)

Исправленный Андреем и Таней вариант

0.3 (30.01.2009)

Внесены добавления по результатам встречи с Д. Сатиным (дополнительные персоны)

1.0 (30.01.2009)

Финальная версия персонажей

1.1 (04.02.2009)

Добавлены сценарии


Содержание

Назначение документа

Концепция пользовательского интерфейса определяет общее видение Продукта и

фиксирует требования к взаимодействию пользователя с Продуктом.

Основные цели создания документа:


  • Определить требования к взаимодействию пользователя с Продуктом;

  • Достичь понимания и согласия сторон относительно этих требований.

Документ является основой для Технического задания и подробной Спецификации

на проектирование пользовательского интерфейса.

Аудитория документа




  • Проектировщики взаимодействия;

  • Графические дизайнеры;

  • Разработчики;

  • Контент-менеджеры.

Общее видение Продукта


Продукт представляет собой портал, соединяющий три основные части: сайт ежегодной конференции User Experience, сообщество UXRussia, периодический журнал UXMagazine.

Бизнес-логика и требования


Основной целью сайта является вовлечение пользователя в сообщество, чтобы он ходил на конференции, читал сайт, тратил деньги на юзабилити. Для этого необходимо:

  • Удержание пользователя на сайте;

  • Обновляемая главная страница: ротация контента на главной странице;

  • Наличие материала для всех групп пользователей;

  • Перекрестные ссылки между контентом различных разделов и страниц.

Приоритетные эргономические требования к Продукту




  • Субъективная удовлетворенность;

  • Скорость работы пользователя;

  • Скорость обучения;

  • Сохранение навыков работы с сайтом.

Описание групп пользователей. Группа пользователей «Интересующийся»



Социально-демографические данные и контекст использования:

  • Живет в крупных городах России. Не состоит в браке. Образование высшее или незаконченное высшее.

  • Доход средний или выше среднего.
  • Работа связана с созданием сайтов: руководитель проектов, дизайнер, программист и т.д. Понимает, что сейчас при создании сайта необходимо учитывать вопросы юзабилити.


  • Читает профессиональные блоги, посещает сайты людей, хорошо известных в области юзабилити, дизайна.

  • Прочитал книги по юзабилити: Круга, Купера, Раскина и д.р.

  • Интересны материалы по юзабилити и проектированию (книги, статьи, ссылки).

  • Интересуют практические вопросы. Нуждается в советах профессионалов.

  • Состоит в сообществах, связанных с юзабилити.

  • Регулярно читает Хабрахабр.


Сообщество

От сообщества ожидает общения со специалистами, получения практической информации, которую он сможет применить в своей работе. В сообществе также консультируется по возникающим вопросам. Читает сообщения через почту или RSS. Нравится раздел с книгами, поскольку есть возможность выбрать книгу по интересующей тематике.


Конференция

Посещал конференции, на которых тема юзабилити освещалась несколькими докладами. Был на тренинге Д. Сатина. Готов посетить тематическую конференцию по юзабилити. Для него скорее важны темы, нежели имена докладчиков. Участие в конференциях оплачивает сам.


Журнал

Есть необходимость в информации от профессионалов, поэтому с интересом читает статьи. На основании полученной информации может написать сообщение в сообществе или Хабрахабре.

Группа пользователей «Интересующийся» (основная группа)


Артем, 24 года, java-программист


Java-программист небольшой компании, которая занимается разработкой сайтов. Интересуется дизайном.

После прочтения статьи на Хабрахабре про юзабилити понял, что этого как раз и не хватает его работам.
Ключевые потребности

  • Использует Продукт для общения со специалистами, получения материала (направляющих ссылок и идей) для дальнейшего профессионального развития;


  • Продукт чаще всего использует для чтения сообщений сообщества, просмотра дополнительных материалов по интересующей теме;

  • Использует именно этот Продукт, поскольку есть возможность получения практической информации, ответов на свои вопросы; удобно следить за событиями и мероприятиями в области юзабилити;

  • Ожидает интересных дискуссий, полезной информации и материалов.


Основные задачи

  • Получить новую информацию из сообщества юзабилистов;

  • Быть в курсе новых событий по определенной теме (получать уведомления об обновлениях в определенной ветке сообщений, отметить ветку с интересной дискуссией, чтобы потом можно было легко найти ее);

  • Узнать мнение специалистов на определенную тему;

  • Узнать новости о предстоящей конференции (просмотреть темы докладов);

  • Принять участие в конференции.

Характеристики группы

Возраст

22-35 лет


Доход

Средний


Место проживания

Крупные города России


Опыт работы с компьютером

Большой


Опыт в Интернет

Большой


Знание Продукта

Высокое


Знание области

Поверхностное


Взаимодействует с Продуктом

Ежедневно, после получения уведомления о новом сообщении заходит на сайт


Контекст взаимодействия


Чаще в офисе

Приоритетные эргономические требования


Субъективная удовлетворенность;

сохранение навыков;

скорость работы пользователя;

скорость обучения






Описание групп пользователей. Группа пользователей «Специалист»

Социально-демографические данные и контекст использования:


  • Живет в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах. Образование высшее или незаконченное высшее.

  • Доход выше среднего.

  • Работает проектировщиком интерфейсов, юзабилити-специалистом, руководителем проектов.

  • Ведет свой блог, где нередко освещает профессиональные темы.

  • Время от времени публикует свои статьи, например, на Хабрахабре.

  • Состоит в сообществах по юзабилити, читает FreshGui.

  • Хорошо знает английский язык. Читает статьи зарубежных авторов.

  • Высказывает свое мнение на форумах, в блогах и сообществах.

  • В своей работе старается применять новые знания, полученные из статей, из общения с коллегами.

Сообщество

От сообщества ожидает общения с коллегами, обсуждения интересных задач и вопросов. С особым интересом относится к сообщениям людей, которых считает профессионалами, хотел бы большей их вовлеченности в обсуждения.

Знаком с основными методиками, и их обсуждение в сообществе также интересно, так как открываются интересные детали, уточнения, которые потом можно использовать на практике. Не теоретизирует и не читает нотаций, а делится своим практическим опытом. Для него ценны ссылки на материалы по темам сообщества. Сообщения читает через почту или RSS.

Конференция

Часто принимает участие в конференциях в качестве слушателя. Конференции для него интересны также как и возможность пообщаться с другими профессионалами, с которыми знаком виртуально. Готов выступить со своим докладом. Участие в конференции чаще всего оплачивает компания.


Журнал

С интересом читает статьи зарубежных авторов. Интересную информацию переводит.

Группа пользователей «Специалист» (основная группа)


Егор, 26 лет

Закончил экономический вуз, но понял, что «это не его». Начал изучать зарубежную литературу по юзабилити, посещать различные семинары.

Сейчас работает проектировщиком интерфейсов в достаточно крупной фирме.

Собирал свою коллекцию ссылок на материалы по юзабилити, но после знакомства с Продуктом обнаружил достаточно большую библиотеку материалов. Теперь уже дополняет ее, отсылая администраторам сайта интересные ссылки.



Ключевые потребности

  • Использует Продукт, поскольку нравится возможность обсуждения профессиональных вопросов с заинтересованными и компетентными людьми, возможность конструктивно поспорить;

  • Чаще всего высказывает мнение на определенную тему;

  • Использует именно этот Продукт, поскольку нравится уровень собеседников, поднимаемые темы, библиотека материалов.

  • Ожидает обсуждение интересных задач и вопросов.


Основные задачи

  • Быть в курсе новых событий по определенной теме (получать уведомления об обновлениях в определенной ветке сообщений, отметить ветку с интересной дискуссией, чтобы потом можно было легко найти ее);
  • Оставить свое мнение по определенной теме;


  • Просмотреть каталог ссылок на паттерны;

  • Принять участие в конференции в качестве докладчика.

Характеристики группы

Возраст

24-35 лет


Доход

Выше среднего


Место проживания

Москва, Санкт-Петербург, крупные города России


Опыт работы с компьютером

Большой


Опыт в Интернет

Большой


Знание Продукта

Высокое


Знание области

Основательное


Взаимодействует с Продуктом

Ежедневно, в перерывы просматривает уведомления о сообщениях, которые приходили на почту или заходит на сайт и просматривает новые сообщения там


Контекст взаимодействия


Чаще в офисе

Приоритетные эргономические требования


Субъективная удовлетворенность;

скорость работы пользователя;

скорость обучения



Описание групп пользователей. Группа пользователей «Профи»

Социально-демографические данные и контекст использования:


  • Живет в Москве, Санкт-Петербурге, Минске. Образование высшее.

  • Доход высокий. Может обеспечивать семью.

  • Работает руководителем компании, отдела, ведущим проектировщиком, аналитиком, консультантом, юзабилити-специалистом, руководителем проектов и т.д.

  • Ведет свой профессиональный блог, проводит тренинги.

  • Хорошо знает английский язык. Читает статьи зарубежных авторов.

  • Пишет и публикует статьи.

  • Занимается научной деятельность.


Сообщество

В сообществе пишет реже, чем «Специалист». «Продает» себя, ищет контакты, точки соприкосновения. Может использовать сообщество для обкатки идей.



Конференция

Часто принимает участие в конференциях в качестве докладчика, модерирует Круглые столы.


Журнал

С интересом читает статьи зарубежных авторов. Работает над своей статьей, которую также хотел бы опубликовать.

Группа пользователей «Профи» (вспомогательная группа)


Андрей, 28 лет

Работает руководителем отдела проектирования в российско-американской компании.

Время от времени проводит тренинги по проектированию интерфейсов. Пишет свои статьи, которые потом публикует на различных online ресурсах.

Имеет свою точку зрения на многие вопросы, сложно переубедить.


Ключевые потребности

  • Продукт использует, поскольку есть возможность общения со специалистами и профессионалами;
  • Чаще всего открывает интересную тему для обсуждения;


  • Пользуется именно этим Продуктом, так как есть возможность услышать компетентное мнение по статье, поделиться своим мнением;


Основные задачи

  • Просмотреть новые темы сообщества;

  • Поделиться своим мнением по определенной теме;

  • Обкатать материал статьи;

  • Принять участие в конференции в качестве докладчика;

  • Продвижение себя и укрепление своего авторитета.

Характеристики группы

Возраст

26-45 лет


Доход

Высокий


Место проживания

Москва, Санкт-Петербург, Минск


Опыт работы с компьютером


Большой

Опыт в Интернет

Большой


Знание Продукта

Среднее


Знание области

Высокое


Взаимодействует с Продуктом


Время от времени, просматривает дайджесты, если понравилась какая-то тема обсуждения, идет на сайт

Контекст взаимодействия


Офис, дом

Приоритетные эргономические требования


Субъективная удовлетворенность;

сохранение навыков

скорость работы пользователя;

скорость обучения






Дополнительные персонажи


Пресса

HR

Спонсор

Юлия,24 года, журналист



Татьяна, 26 лет, менеджер по персоналу



Вячеслав, 35 лет, владелец фирмы



Работает в журнале, ориентированном на людей, интересующихся IT, новыми технологиями. Посещает конференции, после чего пишет репортажи на сайте журнала, просматривает различные пресс-релизы, чтобы не пропустить чего-то важного.



Использует сообщество для того, что не пропустить/присмотреть хорошего специалиста, разместить приглашение на работу в свою компанию.


Для него важно подтверждение его вложений: резонанс в прессе и блогах.




Сценарии взаимодействия


  1. Артем недавно прочитал книжку о персонах и теперь хочет получить дополнительную информацию на эту тему (посмотреть, есть ли какая-нибудь информация на эту тему на сайте (вебинары, статьи журнала, дискуссии).
  2. У Артема возник вопрос, какие средства прототипирования лучше всего использовать, и он хочет услышать советы специалистов (задает этот вопрос в сообществе).


  3. Артему на почту приходят новые сообщения сообщества. Ему понравились мысли одного из пользователей, и он хочет его поблагодарить (пишет ему личное сообщение с благодарностью, смотрит статьи и темы автора).

  4. В работе выдался перерыв, и Егор решает посмотреть, появились ли какие-нибудь новые темы обсуждений в Сообществе

    1. Просматривает последние темы/сообщения на сайте Сообщества;

    2. Просматривает, появились ли новые сообщения в его «избранной» теме;

    3. Заходит на почту, читает новые сообщения Сообщества.

  5. Егору интересна обсуждаемая тема, и он хочет отслеживать ее (добавляет в «Избранное»).

  6. Пользователь хочет получить возможность использовать дополнительные настройки сообщений (присоединяется к сообществу).

  7. Андрей хочет находиться в курсе сообщений только на интересующие его темы (указывает свои интересы).

  8. Пользователь просматривает информацию о предстоящей конференции (программа, докладчики, темы), регистрируется.

  9. После конференции пользователь хочет скачать презентации докладчиков, смотрит другие материалы по темам докладов (вебинары, статьи, доклады прошлых конференций).

  10. Артем хочет посетить семинар по юзабилити (смотрит календарь событий).



  1. Присоединиться к сообществу

Заходит – смотрит материалы на главной странице – смотрит библиотеку паттернов – переходит к ветке сообщений на эту тему – читает – прерывается – заходит на сайт – смотрит список новых тем - переходит к чтению определенной темы – решает ответить – присоединяется – пишет сообщение – отмечает ветку как «Избранное».

  1. Зарегистрироваться на конференцию

Заходит (переходит по баннеру) – просматривает список докладчиков – программу – прерывается – заходит на сайт – смотрит новости – смотрит программу – смотрит стоимость участия, скидки – регистрируется – смотрит схему проезда - прерывается – заходит на сайт – скачивает презентации – смотрит материалы на темы доклада – далее сценарий 1.


  1. Создание новой темы

Заходит – смотрит новые темы сообщества на главной странице – идет на свою страницу – просматривает, есть ли новые сообщения в его «избранных» темах, личные сообщения – создает новую тему – отмечает ее тематику.

  1. Просмотр информации

Переходит на страницу вебинара – смотрит вебинар – видит еще материал на тему вебинара – читает статью из журнала – смотрит, нет ли еще у этого автора статей – переходит к ветке сообщений, созданной этим автором.
Целевые действия:

  1. Зарегистрироваться на конференцию.

  2. Подключиться к сообществу.

Зарегистрироваться на конференцию

Путь 0. «Зомбирование» пользователей (Для участников сообщества).

Для «зомбирования» используется ряд способов раннего вовлечения (за полгода) людей к работе над конференцией с тем, чтобы они ощущали свою причастность и эмоциональное участие в судьбе конференции.



  1. Участник сообщества приглашается к участию в подготовке конференции:

    1. Советует, кого пригласить в качестве докладчика/кого бы он хотел послушать.

    2. Участвует в конкурсе на лучший контент для доклада — а потом приходит в качестве докладчика.

    3. Собирает цитаты на тему User Experience (а мы их потом развесим по стенкам на конференции, а того, кто прислал больше и лучше всех, дарим подарок). (Все ходят, фоткают цитаты, потом вывешивают в блогах.)

    4. Присылает лучшие решения какой-либо проблемы, текстовые или фотографии, в любой области — не обязательно Интернет, вплоть до дизайна космического корабля. Можно не свои. Их мы тоже повесим на стенку и, может, устроим конкурс на лучшее решение или добавим в бумажный календарь юзабилити.
    5. Может быть, участвует в создании «газеты конференции» (бумажное издание, в которое можно прислать свою статью на тему сообщества, раздается бесплатно во время конференции, потом выкладывается также в онлайн-виде). Контент в ней создают только пользователи (или по большей части). Опубликоваться в ней очень модно и престижно.


    6. Может быть, стремится получить звание «почетного помощника организаторов» (некие значки/специальные бейджики, которые можно нацепить на участников во время конференции).

  1. Участник вовлекается в процесс подготовки, сопереживает организаторам.

  2. Участник даже не помышляет о том, что можно не пойти на конференцию.

  3. Участник просматривает различные материалы конференции по мере их появления.

  4. Участник в процессе участия в способах вовлечения «созревает» и регистрируется.

Критерии целесообразности способа вовлечения:

  • Это недорого в реализации.

  • Это будет использоваться в процессе конференции (либо повешено на стенку, либо будет частью программы, либо будет участвовать в конкурсе, связанном с конференцией). Человек должен чувствовать, что его контент важен и полезен.

  • Это создает ощущение причастности к организации конференции.

  • Это создает ощущение, что участвовать в конференции очень престижно.

  • Это не формирует ожидание «дешевизны» конференции: что его пустят бесплатно.

  • Это не формирует ожидание «пустоты» конференции: что она организовывается исключительно силами участников и используя их контент.

Путь 1. Регистрация через ознакомление с контентом. Попал через поисковик или рекламу.

  1. Зайти на сайт через поисковик или баннер.

  2. Просмотреть темы докладов/ту страницу, на которую попал.

  3. Просмотреть информацию о докладчике.

  4. Узнать стоимость конференции и место/дату ее проведения.

  5. Уточнить, сможет ли он по деньгам/дате попасть на конференцию.

  6. Зарегистрироваться.

Путь 2. Знал заранее. Посоветовал друг/Дмитрий Сатин/кто-то в сообществе.
  1. Зайти на сайт, перейдя по ссылке или набрав сайт в адресной строке.


  2. Уточнить стоимость/дату/место.

  3. Зарегистрироваться.

Подключиться к сообществу

Путь 1. По совету знакомого/рассылке. Контекст — относительно лоялен к сайту, смотрит в данный момент только его (сайт такой тематики).

  1. Перейти на сайт по ссылке или набрать адрес руками.

  2. Цепляется взглядом за интересную ему тему.

  3. Просматривает эту информацию (например, вебинар).

  4. Просматривает похожую и связанную информацию.

  5. Подключается к сообществу.

Путь 2. Поисковые системы. Контекст — сравнивает/читает сразу несколько страниц на разных сайтах.

  1. Перейти на сайт из поисковой системы.

  2. Читает информацию.

  3. Пишет комментарий, или задает свой вопрос, или добавляет контент в избранное.

  4. Подключается к сообществу.



  1. Артем посетил семинар по проектированию интерфейсов компании USABILITYLAB. Ведущий семинара обещал прислать материалы, которые стоит почитать и порекомендовал сообщество UXRussia. В письме Артем получил приглашение присоединиться к сообществу, различные материалы по юзабилити, ссылку на библиотеку паттернов, на последний выпуск «Юзабилити-Бюллетеня» (возможно, без приглашения в сообщество, просто ссылка на интересное обсуждение по тематике прошедшего семинара, стандарты и паттерны).

  2. В последнем выпуске «Юзабилити-Бюллетеня» Артему очень понравилась статья по методу персон, которая была сделана в виде обсуждения. Артем прочитал, что это «выжимка» из дискуссии, которая велась на эту тему в сообществе UXRussia. Артем переходит на сайт сообщества, чтобы полностью прочитать ветку с обсуждением и задать возникший вопрос участникам дискуссии.


  1. Артем был на конференции и посетил доклад сотрудника USABILITYLAB, который в конце презентации приглашал всех присоединиться к сообществу. Артем заинтересовался и вводит адрес сайта в браузере/поисковой строке.


  2. Артем достаточно часто читает блог Андрея, которого считает профессионалом в юзабилити. Недавно в его блоге он заметил кнопку «Все на UserExp» («Я на UserExp» и др.) и перешел на сайт UserExp. (Увидел адрес незнакомого ресурса в списке рекомендуемых ссылок Андрея на Моем Круге.)

  3. Артем регулярно читает Хабрахабр, сообщество ru_ucdesign и др. Он увидел пост с приглашением на вебинар. Артема заинтересовала тема семинара, и он переходит по ссылке. После просмотра Артем с интересом читает материалы на тему вебинара (статьи, обсуждение в сообществе).