birmaga.ru
добавить свой файл

  1 ... 81 82 83 84

направо, можно подняться на лифте в редакцию "Весов". Помнится, это пятый

этаж (...)" (Садовской Б. А. "Весы" (воспоминания сотрудника). - ЦГАЛИ, ф.

464, оп. 1, ед. хр. 3, л. 6).

56 Василий Ардалионович Курников, конторщик "Весов".

57 Имеется в виду магазин Александра Иосифовича Дациаро на Кузнецком

мосту (дом Джамгаровых), торговавший картинами, гравюрами, фотографиями,

писчебумажным товаром.

58 Отец С. А. Полякова Александр Яковлевич Поляков был состоятельным

купцом, имел собственные дачи и фабрику в Звенигородском уезде Московской

губернии под фирмой "Товарищество Знаменской мануфактуры". Биографические

сведения о С. А. Полякове см. в обзоре: Гречишкин С. С. Архив С. А.

Полякова. - В кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978

год. Л., 1980, с. 3 - 22. Полякову посвящен мемуарный очерк В. Г. Лидина

(см.: Лидин Вл. Собр. соч. в 3-х томах, т. 3. М., 1974, с. 462 - 466). 12

писем Белого к Полякову (1904 - 1910) опубликованы Джоном Е. Мальмстадом

(Stanford Slavic Studies, 1987, vol. 1, p. 71 - 94).

59 В 1904 г. два номера "Весов" были демонстративно украшены японской

графикой. Репродукции сопровождались редакционным примечанием: "Мы хотим

напомнить читателям о той Японии, которую все мы любим и ценим, о стране

художников, а не солдат <...>" (1904, Љ 10, с. 39).

60 Под псевдонимом С. Ещбоев Поляков опубликовал в "Весах" в 1904 г.

две рецензии и реферат одной из статей Реми де Гурмона; в дальнейшем Поляков

участвовал в журнале лишь как переводчик.

61 Оформление "Весов" в 1906 - 1909 гг. принадлежало главным образом Н.

П. Феофилактову.

62 Статья о Кристиане Моргенштерне была написана для "Весов" не Артуром

Лютером, а Александром Элиасбергом. См.: Элиасберг А. Современные немецкие


поэты. II. Христиан Моргенштерн. - Весы, 1907, Љ 9, с. 80 - 84.

63 Белый, видимо, подразумевает М. Малакасиса. Рецензия М. Ф.

Ликиардопуло на книгу Малакасиса "Часы" (М. МсЛа%а0Г1. Идее;. По1г1цата.

A*T1vai, 1903) была опубликована в "Весах" в 1904 г. (Љ 2, с. 64 - 65;

подпись: М. Л - о).

64 М. Ф. Ликиардопуло - секретарь "Весов" с 1906 г.; играл в издании

журнала особенно активную роль в 1907 - 1909 гг. См. о нем: Азадовский К.

М., Максимов Д. Е. Брюсов и "Весы", с. 282 - 283.

65 В Германию и другие страны Европы Ликиардопуло ездил в конце 1915 г.

как корреспондент газет "Утро России" и "Речь". Его очерки о воюющих

государствах, печатавшиеся в январе - феврале 1916 г., вызвали острый

читательский интерес; Ликиардопуло писал 6 января 1916 г. И. В. Гессену:

"Тираж "У(тра) Р(оссии)" почти утраивается в дни появления фельетонов..."

(ЦГАЛИ, ф. 1666, он. 1, ед. хр. 507).

66 Гелиознаки - световые сигналы, передаваемые на далекое расстояние.

67 Начало этой дружбы относится к середине 1890-х годов, когда Поляков

и Балтрушайтис были студентами физико-математического факультета Московского

университета.

68 Первым изданием "Скорпиона" (1900) была драма Ибсена "Когда мы,

мертвые, проснемся", переведенная Балтрушайтисом совместно с Поляковым. В

числе многочисленных переводов, выполненных Балтрушайтисом, - "Пер Гюнт" Г.

Ибсена, "Детская сказка" А. Стриндберга, его драмы "Отец", "Пепелище",

"Пасха" и др. произведения. Балтрушайтису принадлежит также ряд рецензий и

аннотаций о литературе Скандинавских стран в "Весах", подписанных

криптонимами Ю. Б. и М. П.

69 Зигурд (Сигурд) - герой в скандинавской мифологии и эпосе, воспетый

в "Старшей Эдде", "Младшей Эдде", "Саге о Вельсунгах" и других памятниках.


70 Нордкап - мыс на острове Магерё в Норвегии; наиболее известный из

крайних северных мысов Европы.

71 16 сентября 1920 г. Балтрушайтис был назначен руководителем

специальной миссии Литвы, а 21 июня 1922 г. - чрезвычайным послом и

полномочным министром Литвы в Советской России. См.: Дауётите В. Юргис

Балтрушайтис. Вильнюс, 1983, с. 67-68.

72 Параллели с триумвиратом - союзом трех влиятельных политических

деятелей и полководцев; 1-й триумвират возник в 60 (или 59) г. до н. э. как

соглашение между Юлием Цезарем, Гнеем Помпеем и Марком Лицинием Крассом. Тит

Лабиен начинал политическую деятельность как военачальник и легат Цезаря.

73 Следствием этого права Ликиардопуло на "авторизацию" явилось

появление в "Весах" перевода неизданной "Флорентийской трагедии" О. Уайльда,

выполненного с рукописи (в соавторстве с А. А. Курсинским; 1907, Љ 1), а

также других произведений Уайльда (или отрывков из них), не публиковавшихся

ранее на языке оригинала.

74 Неточность; настоящее имя Жана Мореаса - Яннис Па-падиамандопулос.

75 С. В. Лурье и А. А. Кизеветтер входили в редакцию "Русской мысли".

Переговоры с Лурье о своем предполагаемом вхождении в редакцию журнала

Брюсов вел в 1909 г.

76 Духи. Ср. в поэме Белого "Первое свидание": "Меня оне-жили

уайт-розы" (Стихотворения и поэмы, с. 412).

77 В мае 1917 г. Ликиардопуло выехал из России в Стокгольм как

корреспондент русских газет; в 1918 г. поступил на греческую дипломатическую

службу, заведовал отделами печати и пропаганды при греческих миссиях в

Стокгольме (1918 - 1919) и в Лондоне (1919 - 1920). В 1920 г. вышел в

отставку, выступал в "Morning Post" и других английских газетах по русским и

балканским вопросам. 8 декабря 1923 г. Ликиардопуло писал Брюсову: "...я


окончательно обангличанился, в этом году принимаю английское подданство.

Работаю в английской консервативной газете, служу в английском

правительственном учреждении, устроился очень хорошо и собираюсь конец своих

дней коротать в Англии" (ГБЛ, ф. 386, карт. 92, ед. хр. 23). Умер

Ликиардопуло в Лондоне в 1925 г.

78 Б. А. Садовской был студентом историко-филологического факультета

Московского университета с 1902 до конца 1904 г., восстановился в числе

студентов в августе 1906 г.; курса не окончил. См.: ЦГИАМ, ф. 418, оп. 316,

дело 876.

79 "Силуэты русских писателей" (вып. 1. М., 1906) Ю. Айхен-вальда

Садовской рецензировал в "Весах" в 1906 г. (Љ 10, с. 61 - 63), "Рассказы"

(т. V. СПб., 1909) Бунина (а не лирику) - в 1909 г. (Љ 5, с. 86).

80 Имеется в виду стихотворение Вяч. Иванова "Veneris fi-gurae"
("Триста тридцать три соблазна, триста тридцать три обряда..."),

опубликованное в "Весах" (1907, Љ 1, с. 16); под заглавием "Узлы змеи" вошло

в книгу Иванова "Cor ardens" (ч. 1. М., 1911, с. 94).

81 Имеется в виду изменение литературной тактики "Весов" во второй

половине 1906 - первой половине 1907 г.: установка на полемику с

"мистическим анархизмом" и другими тенденциями, направленными к ревизии

"классического" символизма. См.: Лавров А. В., Максимов Д. Е. "Весы". - В

кн.: Русская литература и журналистика начала XX века. 1905 - 1917.

Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984, с. 108-129.

82 Эллис стал ближайшим сотрудником "Весов" и активным пропагандистом

брюсовской литературно-тактической линии с весны 1907 г. См.: Лавров А. В.

Брюсов и Эллис - В кн.: Брюсовские чтения 1973 года. Ереван, 1976, с. 217 -

236.

83 Белый затрагивает ситуацию, сложившуюся в редакции "Весов" на рубеже


1908 - 1909 гг. Она в подробностях изложена в работе К. М. Азадовского и Д.

Е. Максимова "Брюсов и "Весы" (с. 300-307).

84 См. отзывы Брюсова о поэтических книгах Бальмонта второй половины

1900-х годов, объединенные в его книге "Далекие и близкие" (Брюсов В. Собр.

соч. в 7-ми томах, т. 6, с. 265 - 282).

85 Имеются в виду "весовские" статьи 3. Н. Гиппиус (под ее обычным

псевдонимом Антон Крайний) "Иван Александрович - неудачник" (1906, Љ 8), "О

"Шиповнике" (1907, Љ 5), "Братская могила" (1907, Љ 7), "Анекдот об

испанском короле" (1907, Љ 8), "Репа" (1908, Љ 2), в которых резко и

насмешливо критиковались "мистический анархизм" и "рыночный" модернизм.

86 См. выше, примеч. 54. Псевдонимы Б. А. Садовского в "Весах" - Б. С,

Ptyx, И. Голов. Брюсов печатался в "Весах" более чем под 20-ю псевдонимами:

Аврелий, В. Бакулин, К. Ве-ригин, Гармодий, Доброжелатель, Пентаур, Д.

Сбирко, И. Смирнов, Товарищ Герман, Турист, А., Б., В., В. Б., В. П., К. К.

К., Л. Р., М. П., P., Ch., Enrico R., L.

87 Подразумеваются прежде всего отношения Белого с Л. Д. Блок.

88 Эти намеки проясняются записью Белого, характеризующей время его

возвращения из-за границы в конце февраля - начале марта 1907 г.: "Первое

известие, сражающее меня окончательно: Л. Д. (Блок) в связи с Г. И.

Ч(улковым); в Петербурге господствует страшная профанация символизма. Нота

мести за попранную любовь и за профанацию символизма - углубляется"

(Материал к биографии, л. 54 об.).

89 "Дом песни" - организованный в Москве в 1908 г. центр

концертно-лекционной пропаганды новых идей в музыке. О деятельности этого

объединения дает представление газета "Дом песни", выходившая в Москве в

1910 - 1911 гг. два раза в месяц.

90 Из трех пьес классика санскритской драматургии Бхава-бхути (VIII -


IX вв.) две разрабатывают сюжет героического эпоса "Рамаяна" -

"Махавирачарита" ("Жизнь великого героя") и "Уттарарамачарита" ("Последующая

жизнь Рамы").

91 Начало этого знакомства Белый относит к осени 1902 г.:

"...начавшееся сближение с домом Рачинских, где я заражаюсь культом

Олениной-д'Альгейм; я знакомлюсь у Рачинских с певицей и высказываю свои

воззрения мужу певицы, барону д'Альгейму" (Материал к биографии, л. 31 об.).

Встречи с д'Альгеймами участились в 1905 г.

92 См.: А 1 h e i m Pierre d'. La passion de maitre Francois Villon.

Paris, 1892; 2 ed. - 1900. В 1892 г. под редакцией д'Альгей-ма вышло в свет

издание сочинений Вийона.

93 В постановке "Гамлета" на сцене Московского Художественного театра

(премьера - 23 декабря 1911 г.) Гордон Крэг (режиссер и автор декораций)

использовал условное оформление - комбинации кубов и ширм, в разных картинах

в различных сочетаниях. См.: Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг. М., 1983, с.

222-304.

94 В первоначальном варианте текста далее следовало: "не шпионы ль

они... С. И. Щукина?

А что-то жило в нем от Христофора Колумба, в Америке бывшего, но не

умеющего ту Америку, как сладкий торт, перед нами поставить на стол; иль,

пожалуй еще, от Паоло Учелли, решавшего целую жизнь перспективный вопрос;

наконец разрешившего, нарисовавшего в найденных правилах что-то; друзья

подходили; и - видели линии, а не предмет, нарисованный ими.

Паоло Учелли рехнулся!" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 31, л. 230).

Слова о Паоло Учелло восходят у Белого, по всей вероятности, к статье М.

Волошина "Устремления новой французской живописи" (Золотое руно, 1908, Љ 7 -

9), в свою очередь заимствовавшего рассказ о флорентийском художнике у М.

Швоба (см.: Волошин М. Лики творчества. Л., 1988, с. 240 - 242, 658).


95 Статья Метнера (Вольфинга) "Лист" была впервые опубликована в

"Трудах и днях" (1912, Љ 1), вошла в его книгу "Модернизм и музыка. Статьи

критические и полемические" (М., 1912).

96 В первоначальном варианте текста далее следовало: "но были и не

усумнявшиеся: тот же Щукин, Морозова, Шпет, Гольденвейзер, издатель-богач,

импресарио и дирижер Кусевиц-кий - за Метнеров; братья Досекины,

Стенбок-Фермор и почтеннейший бактериолог, покойный Л. А. Тарасевич, -

1Орой: за д'Альгейма!

Мы слушали точно романс" - и т. д. (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 31, л.

230).

97 В первоначальном варианте текста далее следовало:

".....................Близ Храма Спасителя была гостиница: кажется,

что - "Княжий двор"; останавливались, наезжая, д'Альгеймы в нем; Ванда

Ландовская, клавесинистка, - носатая, сутуловатая, гибкая ящерка, - с мужем

своим, бледноусым и вертким, жила здесь; к ним в номер стучался д'Альгейм,

чтобы с маленьким, спесиво-бойким супругом рапиры скрещать в элегантных

приемах парижской язвительности и варшавской утонченности и потом нам с

подморгами, с тиками уже дряблеющей кожи, шутить: продающимся дьяволу -

лавры и деньги.

Какое ж сравнение: Ванда Ландовская и... и... Марй!

Но "Дом песни" позднее осел" - и т. д. (там же, л. 231 - 232).

98 Тлемсен - город в алжирском департаменте Оран, в 46 км от

Средиземного моря.

99 Буа-ле-Руа находится под Парижем, вблизи Фонтенбло. Белый жил там в

доме д'Альгейма в июне 1912 г.

100 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Проповедуя

собственный свой артистический орден художников-деятелей и

ремесленников-жизнетворцев, - был всюду: чужой.

Вдруг, сраженный мелькающим планом, не вашим, но в вас опрокинутым,

мячиком он эластичным и мягким взлетал, расплеснувши бахромчатый пледик,


просыпав на пол "капоралъ"; и, вцепляясь в пиджачную пуговицу, через

комнату, где заливалась Мари, всплеснув крыльями, - "смерть победила", -

тащил, чтобы носом вас ткнуть в Ламартина, которого чудно читал.

Почему Ламартин?

Затащив в предприятие, чуждое вам, то, которое он, утонченнейший ритор,

в сверкающей ярости бросит вам в руки, которого вы недостойны, которое в

громах Синая ему божество низвело, - это самое он вам - дарит!

Вам мелькает: "Попался!"

Себя защищать, значит - ссориться, значит: Грааль опрокинуть в помойку"

(ЦГАЛИ, ф, 53, оп. 1, ед. хр. 31, л. 233).

101 Переводы Белого из Альфонса де Ламартина не выявлены.

102 С. И. Танеев, автор оперы "Орестея" (1887 - 1894), написал работу

"Подвижной контрапункт строгого письма" (1889 - 1906; изд. - Лейпциг, 1909),

имеющую мировое значение в области музыкальной теории.

103 "Лорелея" - романс Ф. Листа на слова Г. Гейне (1-я ред.- 1841, 2-я-

1855).

104 Мерлин - восходящий к кельтскому фольклору образ чародея и

прорицателя, широко известный в западноевропейской средневековой литературе:

"Пророчества Мерлина" ("Prophetiae Merlini", ок. 1135) и "Жизнь Мерлина"

("Vita Merlini", ок. 1150) Гальфрида Монмутского.

105 Двухчастная лекция Белого в "Доме песни" ("I. Песня и

современность. II. Жизнь песни") состоялась 6 ноября 1908 г.

106 Ошибка; см. выше, примеч. 103.

107 Замысел цикла лекций в "Доме песни" относится к февралю 1909 г.

См.: Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 417 - 418.

108 Наталья Алексеевна и Анна Алексеевна Тургеневы.

109 В первоначальном варианте текста далее следовало: "из

Гнездниковского, слушая щелки бича нам на головы из-за рето-рик, -

затиснувши зубы, молчит, покрывался красными пятнами; и вдруг, схватяся за


кресло, под ухо ко мне шеей дернется: журкать; средь близких умел бесподобно

развить свой галоп афоризмов, подкидывая в небеса ясный диск, переметными

блесками не уступавший д'Альгейму; на людях - молчит; но, дорвавшись до уха,

трясется; и точит кинжал свой: под скатертью" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр.

31, л. 241).

110 Д'Альгейм написал книгу о М. П. Мусоргском (Moussorg-sky. Paris,

1896) и перевел на французский язык либретто оперы "Борис Годунов".

111 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Бывало: в

молчании тягостном под ослепительной речью д'Альгейма - тайфуны

противоречивого чувства; пытается Эн-гель свое что-то вставить, - совсем не

о том; но он - сбит, смят, растоптан; Рачинская, В. И. Оленина, В.

Рукавишникова и княгиня Кудашева, как воробьи в пыли, - в трепете" (там же,

л. 242).

112 Фигура одной из четырех сивилл на боковых частях потолочного свода

Сикстинской капеллы в Ватикане (роспись Мике-ланджело, 1508 - 1512).

113 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Щукин, славу

создавший Матиссу, Матисса шампанским поил; даже раз полотно он подмазал

Матиссово. П. И. д'Альгейм говорил жестом "Щукину": ваши мешки с миллионом

приму, но с условием, чтоб, отдавая мешок, вы мне стукнули в пол головою.

Он ждал, что Цирцея, Марй" - и т. д. (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 31,

л. 244).

114 Цирцея (Кирка; г р е ч. миф.) - волшебница, обитающая на острове Эя

в роскошном дворце; прибывших на остров спутников Одиссея, опоив колдовским

напитком, превращает в свиней ("Одиссея", песнь десятая).

115 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Скотина"?

- "Не благотворитель я, хоть... преклоняюсь!" Д'Альгейм, - пролетарий,

восставший за свой риск и страх, - себя видел ошибочно "рыцарем": жил не в


20-ом столетии он, а - в 12-ом; в чем коренилася ненависть "Щукиных": под

маскарадным "баронством" в д'Альгейме сверкала революционная молния; и тем

сильнее, чем менее" - и т. д. (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 31, л. 244).

116 Речь идет об окончании романа "Петербург" и обучении А. А.

Тургеневой у бельгийского гравера Данса.

117 В первоначальном варианте текста далее следовало:

" - "Этот "род" тысячу скручивает в сигарету: раскуривает в нос нам,

нищим; и "он" же художнику жалеет гроши на концерт и табак; приезжает

Вейнгартнер; он нужен же для вдохновения; вы, сапристй, же художник! Вы тем,

что уже написали, их облагодетельствовали... Двести в месяц! Двоим? А уплата

за классы гравюры?.. Дане, он - не богач: из народа... Не может он

благотворить! А?.. В рассрочку?" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 31, л.

246-247).

118 В первоначальном варианте текста далее следовало: " - "О, ради

меня, - натяните им нос!"

- "Надо тех, кто сидит на мешках, оскорблять, им показывая: деньги -

пыль; они думают, что бедняки приседают на корточки под золотою монетою, как

и они?.. Представляете", - с жестом испанским, с поклоном в пространство, с

отводом руки и с прыжками какого-то страстного мага:

- "Пускай они платят тысчонкою долг вам за ужин, которым утрете им

нос!" (там ж е, л. 247).

119 В первоначальном варианте текста далее следовало: "не прощали; и -

мстили; весьма обижало не то, что он - мот; обижало, что он - забастовщик:

из принципа мот! Мотовские, игривые жесты его - из лишений, бессонниц,

безумий, когда, повисающий, как на кресте, над разъятою бездной, он это

висенье в игру превращал:

- "Жубн", - взвизгивал в самых жестоких минутах нужды" - и т. д. (там

же).

120 В первоначальном варианте текста далее следовало: "с радостной


скорбью, глаза - два сафира - свои разрывая на мужа, вставала над черствою

коркою хлеба" - и т. д. (там же).

121 Цитата из романса М. И. Глинки "Как сладко с тобою мне быть...".

См.: "На рубеже двух столетий", гл. 2, примеч. 13.

122 Роланд - герой старофранцузского эпоса "Песнь о Роланде" (XII в.),

борющийся с маврами-мусульманами.

123 А. Матисс был в Москве в 1911 г. по приглашению С. И, Щукина; по

приезде (23 октября) он остановился в доме Щукина в Знаменском переулке, где

прожил около двух недель. См.: Г р и ц Т., Харджиев Н. Матисс в Москве. - В

кн.: Матисс. Сборник статей о творчестве. М., 1958, с. 96 - 119; Русаков Ю.

А. Матисс в России осенью 1911 года. - В кн.: Труды Гос. Эрмитажа, XIV. Л.,

1973, с. 167-184.

124 77. - А. М. Поццо. Н. А. Тургенева стала его женой.

125 В первоначальном варианте текста далее следовало: "удалилась

торжественно; мыши, мы, - робко явилися в "Дом"; но никто - ни намека; П. И.

лишь утроил любезности; в этом лукавом утрое, в потире рук, - тайная

радость: накрыл!" (ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 31, л. 252).

126 В первоначальном варианте текста далее следовало: "с "петит": без

венца, без обрядов; так "петит" декретировала; тот отъезд с точки зрения

нравов мещан - сумасбродство; таков же отъезд Н *** с П ***; когда

"бежали", - шипели матроны московские; и были партии:

- "Бедные девочки, отданные на растерз декадентам", - шипели одни"

(там же).

127 В первоначальном варианте текста далее следовало: "Д'Альгейм,

посвященный заранее в планы "побега", был выше обрядов; "побег" занимал:

романтично!

Он проклял совсем не за то нас: за то, что, когда Ася в Брюссель

уехала, я отказался читать в "Доме песни" курс лекций (читал Лютер, он, Г.

Рачинский, Мюрат); полетели крикливые письма: я - "враг", так что "бегство"


со мною - предательство "Дома": но А *** - не внимала.

Проклятие Н *** - тоже за расхожденье во взглядах: оно совершилось с

разлетом синявых портьер, из которых рукав пиджака желто-серого с пальцем

грозящим явил перещелки манжетки; и голос невидимого проклинателя из-за

портьеры взвиз-жал с призадохами:

- "Аллэ ву з'ан! 1" ["Вон!" (Примеч. А. Белого.)] (там же).

128 Этот конфликт Белый относит к октябрю 1909 г.: "Ссора с

д'Альгеймами на почве (...) моего отказа от чтения курса в "Доме песни"

(Ракурс к дневнику, л. 50).

129 Заключительные строки 2-й части "Фауста" Гете: "Das Ewigweibliche

// Zieht uns hinan".

130 Ср. воспоминания Белого о июне 1912 г.: "Буа-ле-Руа. Длительные

беседы с д'Альгеймами; встречи с Питтом (...) роюсь в библиотеке

д'Альгеймов" (Ракурс к дневнику, л. 57).

131 Белый вернулся в Москву в августе 1916 г.

132 Конец 1904 г.

133 См.: гл. 3, примеч. 286.

134 Подразумевается прежде всего полемика между Белым и Ивановым по

поводу статьи Белого "Химеры" (1905, Љ 6), развернувшаяся в "Весах": Иванов

выступил с откликом "О "Химерах" Андрея Белого" (1905, Љ 7, с. 51 - 52),

Белый опубликовал ответное "Разъяснение В. Иванову" (1905, Љ 8, с. 45).

135 Во второй половине 1904 г. приглашения приехать в Петербург

исходили в основном от Мережковского. 10 сентября 1904 г. он писал Белому:

"А Вы не соберетесь ли в Петербург. Соберитесь-ка, родной! Вы не можете себе

представить, как это нам нужно. Если не у кого остановиться, то у нас, да

нет, во всяком случае у нас!"; в письме от 6 октября он также звал Белого в

Петербург: "Это нужно для всех нас, - необходимо. Будете жить у нас.

Подумайте, какая будет радость!" (ГВЛ, ф. 25, карт 19, ед. хр. 9).

136 Контаминация сокращенных цитат из статьи, впервые опубликованной в


"Весах" под заглавием "На перевале. Место анархических теорий в перевале

сознания и индивидуализм искусства" (1906, Љ 8).

137 Контаминация цитат из той же статьи.

138 Неточная и сокращенная цитата из той же статьи.

139 Неточная цитата из той же статьи.

140 См. выше, примеч. 8.

141 Белый вспоминает об октябре 1904 г.: "...каждый день работаю над

"Критикой" по Штанге" (Ракурс к дневнику, л. 24 об.). Речь идет о работе

Карла Штанге "Ход мыслей в

"Критике чистого разума" в переводе Б. А. Фохта и А. И. Берд-никова

(М., 1906).

142 Имеются в виду книги Генриха Риккерта "Введение в

трансцендентальную философию. Предмет познания" (Пер. со 2-го немецкого

издания Густава Шпета. Киев, 1904) и "Границы естественнонаучного

образования понятий. Логическое введение в исторические науки" (Пер. с

немецкого А. Водена. СПб., 1903). Об октябре 1904 г. Белый пишет: "... в

конце месяца натыкаюсь на книгу Риккерта "О предмете познания". И с этого

момента скрупулезно, по страничкам, штудирую эту книгу (и ноябрь, и

декабрь); так, постепенно неокантианские проблемы начинают въедаться в меня"

(Ракурс к дневнику, л. 24 об.).

143 См. выше, примеч. 14.

144 В рецензии на книгу Эллиса "Иммортели" (вып. I. ТУТ. Бодлэр. М.,

1904) Брюсов утверждает, что "г. Эллис только пересказывает вялыми стихами

содержание французских стихов, нигде не возвышаясь над посредственностью,

часто падая ниже - до полного обессиливания и безобразного искажения

оригинала" (Аврелий. Новый перевод Бодлера. - Весы, 1904, Љ 4, с. 42).

Опираясь на текстуальные сопоставления, Брюсов указывает, что Эллис в ряде

случаев брал за основу не только французский оригинал, но и русские переводы

П. Ф. Якубовича (П. Я.) из Бодлера.

145 О реакции Эллиса на выход рецензии Брюсова Белому сообщал А. С.

Челищев в письме от 18 мая 1904 г.: "Лев Львович собирался устроить Брюсову

скандал, потом собирался писать громовую статью, а потом... решил предать

забвению toute l'histoire (всю историю - ф р.) (...) А плагиат несомненный,

я взялся сличать перевод П. Я. и Кобылинского с подлинником (...) по-моему,

переводы П. Я. гораздо выше переводов Кобылинского. Видно, что работа его

совершенно не прочувствована, не продумана, а произведена совершенно

легкомысленно, и небрежно и недобросовестно" (ГБЛ, ф. 25, карт. 25, ед. хр.

6).

146 Видимо, имеется в виду издание: Меринг Ф. История германской

социал-демократии. Перевод со 2-го немецкого издания М. Е. Ландау, т. 1 - 4.

СПб., 1906-1907.

147 Исследование Вернера Зомбарта "Современный капитализм" в двух

томах. В начале века было издано в двух русских переводах - под редакцией В.

Базарова и И. Степанова (М., изд. С. Скирмунта, [1904 - 1905]) и под

редакцией С. Н. Эверлинга и М. А. Курчинского (М., изд. Д. С. Горшкова,

1903 - 1905). Чтение Зомбарта Белый относит к осени 1904 г.

148 Книга Рудольфа Штаммлера "Хозяйство и право с точки зрения

материалистического понимания истории. Социально-философское исследование"

(СПб., 1898; то же - СПб., 1899).

149 Цитаты (первая - в сокращении) из статьи "Песнь жизни" (1908).

150 Сокращенная цитата из статьи "Театр и современная драма" (1907).

151 Отсылка к статье "Песнь жизни".

152 Измененная цитата из статьи "Песнь жизни".

153 Пересказ текста и сокращенные цитаты из статьи "Феникс" (1906).

154 Приезд Белого в Петербург 9 января 1905 г., в день "кровавого

воскресенья", и последующее пребывание там подробно описаны в воспоминаниях

о Блоке (Эпопея, II, с. 159 - 232; Александр Блок в воспоминаниях


современников, т. 1, с. 291-308).

155 Муж Александры Андреевны полковник Ф. Ф. Кублиц-кий-Пиоттух 9

января командовал отрядом, охранявшим Самп-сониевский мост.

156 "Полярная звезда" - еженедельный общественно-политический и

культурно-философский журнал, выходивший в Петербурге под редакцией П. Б.

Струве в 1905 - 1906 гг. (с 15 декабря по 19 марта; Љ 1 - 14).

157 Имеется в виду московская общественно-литературная газета

"Столичное утро", выходившая в Москве с 30 мая по 19 октября 1907 г.;

приостановлена в административном порядке.

158 Эта статья написана в 1908 г.; см.: Арабески, с. 358 - 362.

159 Анна Павловна Философова жила в Басковом переулке (дом 21).

160 После расстрела демонстрации Г. Гапон скрывался на квартире

Горького, где написал воззвание к народу; после этого, остриженный,

загримированный и переодетый, появился на собрании интеллигенции в

Вольно-экономическом обществе. В очерке "Савва Морозов" (впервые

опубликованном в 1946 г.) Горький пишет, что после грима "поп вышел похожим

на парикмахера или приказчика модного магазина": "В этом виде я и отвез его

в Вольно-экономическое общество, где заявил с хор, что Гапон - жив, вот он!

И показал его публике" (Горький М. Полн. собр. соч. Художественные

произведения в 25-ти томах, т. 16. М" 1973, с. 524).

161 Возможно, 3. А. Венгерова.

162 "Черная книжка. Дневник 1919 г." и "Серый блокнот" 3. Н. Гиппиус

были напечатаны в "Русской мысли" (София) в 1921 г. (Љ 1-2, с. 139-190; Љ

3-4, с. 49-99). См. также: Гиппиус 3. Петербургские дневники (1914 - 1919).

New York, 1982 (предисловие и примечания Н. Н. Берберовой).

163 Возможно, П. С. Соловьева.

164 См. письмо 3. Н. Гиппиус к Белому от 1 сентября 1918 г.

(Литературное наследство, т. 92. Александр Блок. Новые материалы и


исследования, кн. 3, с. 480 - 481).

165 Подразумеваются, видимо, следующие детали литературного портрета

Белого в очерке Гиппиус "Мой лунный друг (о Блоке)": "...бесконечно

льющиеся, водопадные речи Бори, с жестами, с лицом вечно меняющимся, - почти

до гримас; он то улыбается, то презабавно и премило хмурит брови и скашивает

глаза" (Гиппиус 3. Н. Живые лица, вып. 1. Прага, 1925, с. 21).

166 Это обозначение подразумевает особый характер отношений,

установившихся у Белого в январе 1905 г. с Мережковскими: "Они приняли меня

на свои тайные моления; их малая община имела свои молитвы, общие; было 2

чина; 1-ых: чин ежедневной вечерней молитвы; и 2-х: чин служб: этот чин

свершался приблизительно раз в 2 недели, по "четвергам"; во время этого чина

совершалась трапеза за столом, на котором были поставлены плоды и вино;

горели светильники; на Мережковском и Фи-лософове были одеты широкие,

пурпурные ленты, напоминающие епитрахили. В числе участников "четвергов" в

это время были: Мережковский, Гиппиус, Философов, Карташев, я, Татьяна

Николаевна Гиппиус, Наталья Николаевна Гиппиус; вот и все: Мережковские одно

время надеялись ввести в чин свой Бердяева и Волжского; но те скоро отошли

от них" (Материал к биографии, л. 51 об.).

167 Подразумевается заключительное четверостишие стихотворения Блока "Я

живу в отдаленном скиту..." (январь 1905 г.):

Но живу я в далеком скиту

И не знаю для счастья границ.

Тишиной провожаю мечту.

И мечта воздвигает Царицу.

(Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 2, с. 11.) 20 февраля 1905 г.

3. Н. Гиппиус писала Белому: "...Блок принес Тате стихи (...) Там все

"цариц-у-у" - и мне не весьма нравится" (Литературное наследство, т. 92.

Александр Блок. Новые материалы и исследования, кн. 3, с. 221).


168 Имеются в виду эпизод в операционной палатке (ампутация ноги у

раненого Анатоля Курагина) в "Войне и мире" (т. 3, 4. 2, гл. XXXVII) и

предфинальные эпизоды в "Смерти Ивана Ильича" (гл. XII).

169 Роман Мережковского "Петр и Алексей" ("Антихрист"), последняя часть

трилогии "Христос и Антихрист", печатался в 1904 г. в "Новом Пути" (с Љ 1) и

был закончен публикацией в 1905 г. в журнале "Вопросы жизни", в апреле 1905

г. вышло в свет отдельное издание романа. См. статью Белого "Мережковский.

Трилогия" (1906) (Арабески, с. 415 - 429).

170 Мережковского, гуляющего в Летнем саду, Белый описал в "силуэте",

ему посвященном; очерк впервые опубликован 18 октября 1907 г. в "Утре

России" (см.: Арабески, с. 409 - 415).

171 В "Мире искусства", издававшемся с 1899 по 1904 г., Философов вел

литературно-критический отдел, был, наряду с Дягилевым и А. Бенуа, одним из

лидеров журнала.

172 Видимо, либо "Краткий историко-критический очерк систематической

обработки русской церковной истории" А. В. Карташева (СПб., [1903]), либо

его же "Русская церковь в 1905 г." (СПб., 1906).

173 Ср. запись Белого о 7-м февраля 1917 г.: "Оппонирую С. М. Соловьеву

на лекции в Петр(оградском) рел(игиозно)-фил(ософском) о(бщест)ве. Нападение

Карташева и Мережковского" (Белый Андрей. Жизнь без Аси. - ГБЛ, ф. 25, карт.

31, ед. хр. 1).

174 Во втором и третьем коалиционных правительствах А. Ф. Керенского

(24 июля - 25 октября 1917 г.) Карташев занимал пост обер-прокурора Синода,

министра исповеданий.

175 Цитируются (в сокращении) заключительные строки стихотворения Блока

"Твари весенние (Из альбома "Kindisch" Т. Н. Гиппиус)", написанного 19

февраля 1905 г. (Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 2, с. 13). В альбомах

Т. Н. Гиппиус были изображены всевозможные фантастические "твари".


176 Эпизоды из повести Н. В. Гоголя "Вий" (1835).

177 Евангельские образы, символизирующие два пути человеческого

служения - "небесный" (Мария) и "земной" (Марфа). См.: Евангелие от Луки, X,

38 - 42.

178 Перечисляются романы Мережковского "Смерть богов (Юлиан Отступник)"

(1895), "Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)" (1901), "Антихрист (Петр и

Алексей)" (1905), составившие трилогию "Христос и Антихрист", и роман

"Александр I" (1912).

179 Эмигрировав в январе 1920 г. (нелегальный переход польской границы

в районе Бобруйска), Мережковские обосновались на несколько месяцев в

Варшаве, где развернули политическую деятельность, направленную к

активизации борьбы Польши с Советской Россией: создание газеты "Свобода"

(затем переименована в "За свободу", редакторы - Д. В. Философов и одно

время М. П. Арцыбашев), аудиенция Мережковскому у маршала Ю. Пилсудского,

формирование русских отрядов при польских войсках, поддержка политических

акций Б. В. Савинкова. См.: Гиппиус-Мережковская 3. Дмитрий Мережковский.

Париж, 1951, с. 251 - 292; С т р у в е Г. Русская литература в изгнании.

Paris, 1984, с. 85 - 87.

180 В начале 1920-х годов Философов был заместителем Савинкова,

руководившего Русским политическим комитетом в Варшаве.

181 С 1920 г. Карташев - в Париже, летом 1921 г. был избран

председателем русского Национального комитета. См. его автобиографию:

Вестник Русского студенческого христианского движения, 1960, Љ 58-59, с.

57 - 61.

182 Знакомство Блока с Мережковскими состоялось значительно раньше - 26

марта 1902 г. См.: Минц 3. Г. А. Блок в полемике с Мережковскими, с. 123.

183 В те годы М. В. Пирожков был основным издателем книг Мережковских.

С марта 1903 по июнь 1908 г. в издательстве Пи-рожкова вышло 22 названия их


книг общим тиражом 86 500 экз. (Эльзон М. Д. Издательство М. В. Пирожкова. -

В сб.: Книга. Исследования и материалы, вып. 54. М., 1987, с. 162).

184 Мережковские уехали за границу (в Париж) 25 февраля 1906 г. более

чем на два года.

185 Знакомство Белого с В. В. Розановым относится к январю 1905 г.

186 Первая книга Розанова - "О понимании. Опыт исследования природы,

границ и внутреннего строения науки как цельного знания" (М., 1886).

187 Блок, Л. Д. Блок и Белый были на концерте А. Дункан 21 января 1905

г. в зале Петербургской консерватории. Свои восторженные впечатления от

танца Дункан Белый отразил в статье "Луг зеленый" (Весы, 1905, Љ 8; см.:

Белый Андрей. Луг зеленый. Книга статей. М., 1910, с. 3 - 18).

188 Подразумевается, по всей вероятности, прежде всего эпизод

исключения Розанова из петербургского Религиозно-философского общества 26

января 1914 г. (за печатные выступления в черносотенном духе, связанные с

делом Бейлиса). Об этом см. в воспоминаниях Е. М. Тагер "Блок в 1915 году"

(Александр Блок в воспоминаниях современников, т. 2, с. 102 - 105, 439 -

440).

189 Имеется в виду торжественное заседание Общества любителей

российской словесности 27 апреля 1909 г., посвященное 100-летию со дня

рождения Гоголя. См. сб. "Гоголевские дни в Москве" (М., 1910).

190 Розанов был постоянным сотрудником петербургской газеты "Новое

время" - охранительно-консервативного органа, пользовавшегося в широких

кругах интеллигенции одиозной репутацией.

191 Неточность: учился Розанов в Симбирской и Нижегородской гимназиях,

в Вельской прогимназии (г. Белый Смоленской губернии) он сам был учителем (в

1891 - 1893 гг.). См.: Голлербах Э. В. В. Розанов. Жизнь и творчество. Пг.,

1922, с. 16.

192 Ф. Сологуб жил на 7-й линии Васильевского острова (д. 20), в июле


1907 г. переехал на Петербургскую сторону (Широкая ул., д. 19, кв. 2).

193 В пору начала знакомства с Белым (январь 1905 г.) Сологуб служил

инспектором петербургского Андреевского городского училища.

194 Геркуланум - римский город около современного Неаполя, разрушенный

и засыпанный вулканическим пеплом при извержении Везувия в 79 г.

195 Сестра Сологуба Ольга Кузьминична Тетерникова скончалась в Райволе

28 июня 1907 г. от туберкулеза легких (см.: ИРЛИ, ф. 289, оп. 6, ед. хр. 66,

л. 32). 8 июля 1907 г. Сологуб писал Брюсову в этой связи: "Смерть моей

сестры для меня великая печаль, не хотящая знать утешения. Мы прожили всю

жизнь вместе, дружно, и теперь я чувствую себя так, как будто все мои

соответствия с внешним миром умерли (...)" (ГБЛ, ф. 386, карт. 103, ед. хр.

26).

196 Сологуб женился на Анастасии Николаевне Чеботаревской осенью 1908

г.

197 Поэт Вл. В. Гиппиус (псевдонимы - Вл. Бестужев, Вл. Нелединский),

начинавший литературную деятельность вместе с А. М. Добролюбовым в середине

1890-х годов, в 1900-е годы временно отошел от нее; с 1904 г. стал

преподавателем петербургской частной женской гимназии М. Н. Стоюниной, с

1906 г. - преподавателем в Тенишевском училище. Был дружен с Сологубом с

1890-х годов.

198 Имеется в виду стихотворение "День безумный, день кровавый..." (22

ноября 1905 г.), опубликованное в газете "Пламя" (1905, Љ 1, 1 декабря);

вошло в книгу Сологуба "Соборный благовест" (Пб., 1922, с. 17).

199 Автограф этого стихотворения не выявлен; ныне печатается по тексту,

приводимому здесь Белым. См.: Русская эпиграмма второй половины XVII -

начала XX в. (Библиотека поэта, большая серия). Л., 1975, с. 546, 883.

200 Подробнее о конфликте, возникшем в связи с опубликованием в "Весах"


статьи Белого о творчестве Сологуба "Далай-лама из Сапожка" (1908, Љ 3, с.

63 - 76), см. в публикации объяснительного - по этому поводу - письма Белого

к Сологубу от 30 апреля 1908 г. и в комментариях к нему (Ежегодник

Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1972 год. Л., 1974, с. 132-135).

201 Этот обед у Сологуба Белый относит к февралю 1912 г. (Ракурс к

дневнику, л. 55 об.).

202 Е. А. Ляцкий, видимо, тогда же предложил Белому печатать

"Петербург" в журнале "Современник", который он взялся редактировать с

февраля 1912 г., но Белый от этого предложения уклонился (см.: Ежегодник

Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980, с. 219 - 223),

роман был продан в марте 1912 г. ярославскому издателю К. Ф. Некрасову для

печатания его отдельной книгой, однако это издание не состоялось (см.:

Долгополов Л. К. Творческая история и историко-литературное значение романа

А. Белого "Петербург". - В кн.: Белый Андрей. Петербург. Л., 1981, с. 557 -

560, 565 - 568).

203 Эта встреча в Театральном отделе (Тео) Наркомпроса в Петрограде

могла состояться не ранее января - февраля 1919 г. "Скифы" - группа

писателей, участвовавших в двух альманахах "Скифы" (1917).

204 В начале 1920-х годов Сологуб деятельно участвовал лишь в

литературных организациях (см.: Дикман М. И. Поэтическое творчество Федора

Сологуба. - В кн.: Сологуб Ф. Стихотворения (Библиотека поэта, большая

серия). Л., 1975, с. 66-67).

205 Ан. Н. Чеботаревская, страдая психастенией, 23 сентября 1921 г.

бросилась в реку Ждановку с Тучкова моста; тело ее было извлечено и опознано

лишь 2 мая 1922 г.

206 Ал. Н. Чеботаревская бросилась в Москву-реку с Большого Каменного

моста в феврале 1925 г., после похорон М. О. Гер-шензона.

207 40-летие литературной деятельности Сологуба, торжественно


отмеченное в Ленинграде 11 февраля 1924 г. в Государственном академическом

драматическом театре.

208 Сохранился текст приветствия Белого Сологубу в двух вариантах - от

имени "Вольфилы" и от собственного имени, датированный 26 января 1924 г.

(ЦГАЛИ, ф. 53, оп. 1, ед. хр. 133).

209 Имеются в виду встречи с Сологубом в мае - июне 1926 г., когда

Белый гостил у Иванова-Разумника в Детском Селе.

210 Сологуб скончался 5 декабря 1927 г., похоронен на Смоленском

кладбище в Ленинграде. О ходе предсмертной болезни и кончине Сологуба Белого

известил Иванов-Разумник письмом от 7 декабря 1927 г. (ГБЛ, ф. 25, карт. 16,

ед. хр. 66).

211 Библиотека Анны Алексеевны Пестовской (Литейный пр., Д. 24).

212 О своем общении с Белым В. Пяст рассказывает в мемуарах "Встречи"

(М., 1929, с. 22-29, 86-88, 152-155, 186 - 190).

213 Редакция журнала "Вопросы жизни" находилась тогда в Саперном

переулке (д. 10, кв. 6), в конце июля 1905 г. переехала на 7-ю

Рождественскую улицу (д. 7, кв. 7).

214 Г. И. Чулков руководил в "Вопросах жизни" литературно-критическим

отделом.

215 О своем сложном положении между двумя редакционными группами в

"Новом Пути" и "Вопросах жизни" - Мережковскими, с одной стороны, и

"идеалистами" (С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский) - с другой,

Чулков рассказывает в воспоминаниях "Годы странствий" (М., 1930, с. 51 -

64).

216 См. гл. 3, примеч. 196.

217 "Пале-Рояль" - большой меблированный дом на Пушкинской улице (д.

20).

218 Ср. более подробную характеристику Белым этих дебатов (февраль 1905

г.): "Появление в Петербурге Эрна и Свенцицко-го. 1) Обсуждение обращения к

"епископам", написанное Свен-цицким (у Мережковских). 2) Выработка

"радикальной" религиозной платформы у Волжского. 3) Дебаты со Свенцицким и


Эрном у Перцова (участвуют: Мережковский, Гиппиус, Пер-цов, Философов,

Тернавцев, я, Свенцицкий, Эрн, Карташев). 4) Обсуждение плана действий

"Христианского братства борьбы" (я, Свенцицкий, Эрн)" (Ракурс к дневнику, л.

17 об.). Связь окружения Мережковских с представителями "Христианского

братства борьбы", стремившимися к совмещению революционных и христианских

идей и к радикальному обновлению церкви, прослеживается и позднее,

вынашиваются замыслы печатных изданий; ср. фразу из письма А. В. Карташева к

Белому от 29 ноября 1905 г.: "Наш церк(овно)-реформац(ионный) и

ц(ерковно)-революционный еженедельник пока не удается" (ГБЛ, ф. 25, карт.

17, ед. хр. 8).

219 Герой романа В. П. Свенцицкого "Антихрист" развивает идею поездки в

Македонию на борьбу с турками: "Я не знал, как именно все это сделаю, как я

умудрюсь съездить в Македонию и вернуться оттуда героем, ни разу не

подвергнувшись опасности, но я внутренне уже решил, что это как-то возможно,

что я все это сделаю". После широко обставленных проводов герой приезжает в

Софию, откуда пишет на родину о своем уходе к сербской границе с отрядом

инсургентов: "...я отлично знал, что никакой границы переходить не

собираюсь, а преспокойно проживу в гостинице месяц или полтора, а потом

вернусь домой" (Свенцицкий Вал. Антихрист (Записки странного человека).

СПб., 1908, с. 104, 116).

220 Эта связь подтверждается публикацией в "Вопросах жизни" в 1905 г.

статьи Эрна "Христианское отношение к собственности" (Љ 8, с. 246 - 272; Љ

9, с. 361 - 382) и составленной им же "Религиозно-общественной хроники" (Љ

8, с. 273 - 291; подпись: В. Э.).

221 См. гл. 2, примеч. 50.

222 Получив от Белого его книгу "Возврат", Блок отвечал в

недатированном письме (ноябрь - декабрь 1904 г.): "Милый, я прочитал это.


Читал долго, может быть, тысячу лет. Так не было давно. Вот и все. (...)

Скоро будет елка, и Ты подарил мне заранее книжку с картинкой - орел и змея.

Мы с Любой читаем, а на елке повесим золотые орехи и золотой дождь, который

режет пальцы" (Александр Блок и Андрей Белый. Переписка, с. 112 - 113).

223 Цитаты (последняя - в сокращении) из статьи Блока "Безвременье"

(1906). Ср.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах, т. 5, с. 70-71.

224 Цитата из статьи "Вопросы, вопросы и вопросы" (1908). Ср.: там ж е,

с. 337.

225 Цитаты (первая - сокращенная и неточная) из статьи "Безвременье".

Ср.: там же, с. 71.

226 Цитаты из статьи "Стихия и культура" (1908). Ср.: там ж е, с. 350,

357.

227 Цитаты из статьи "Пламень" (1913). Ср.: там же, с. 486.

228 Сокращенные цитаты из статьи "Театр и современная драма" (1907).

229 Цитата из статьи "Феникс" (1906).

230 Сокращенная цитата из статьи "Пророк безличия" (1908).

231 Экстракт из формулировок статьи "Театр и современная драма".

232 Положения статьи "Песнь жизни" (1908).

233 Цитата из статьи "Андреев. Второй том" (1906).

234 4 февраля 1905 г. в 3 часа дня эсер И. П. Каляев совершил

террористический акт на Сенатской площади Кремля - убийство разрывной бомбой

великого князя Сергея Александровича. 5 февраля Белый возвратился в Москву.

235 Цитата из стихотворения Белого "Пир" (1905), входящего в "Пепел"

(Стихотворения и поэмы, с. 228).

236 Цитата из стихотворения Белого "Похороны" (1906), входящего в

"Пепел" (там же, с. 235 - 236).

237 Цитата из стихотворения "Сытые" (10 ноября 1905 г.) (Блок А. Собр.

соч. в 8-ми томах, т. 2, с. 180).

238 Ср. аналогичный эпизод, пересказываемый Брюсовым в письме к отцу от

3 июня 1907 г.: "Недавно один из тех "товарищей", в пользу которых я читал


лекцию, ораторствовал мне, что со введением социального строя появится

новое, совсем новое искусство. Я его спросил: а таблица умножения тоже будет

новая? Он мне ответил, подумав: может быть! - Хороши! будь пролетарием, и ты

не только прав, но и поэт и мудрец, не учась" (опубликовано в статье И. Г.

Ямпольского "Валерий Брюсов и первая русская революция"; см.: Ямпольский И.

Поэты и прозаики. Л., 1986, с. 337).

239 Личное знакомство Белого с М. К. Морозовой относится к весне 1905

г.

240 Ср. запись Белого о мае 1905 г.: "...мы с Е. А. Бальмонт устраиваем

лекцию Мережковского в доме Морозовой" (Материал к биографии, л. 52).

Сообщая в середине мая Блоку о московской лекции Мережковского "о церковной

реформе", Белый добавляет: "Хлопоты все упали главным образом на меня.

Неделю я только и мог, что бегать из места в место" (Александр Блок и Андрей

Белый. Переписка, с. 132).

241 С лекциями на тему "Искусство будущего" Белый выступал также в

Киеве 6 октября 1907 г. в Коммерческом собрании и в Петербурге 15 января

1908 г. в зале Тенишевского училища.

242 Более 90-та писем Морозовой к Белому, по большей части такого же

содержания, сохранилось в его архиве (ГБЛ, ф. 25, карт. 34, ед. хр. 1 - 8).

243 Было издано не один, а два литературно-философских сборника

"Свободная совесть" (М., 1906), в которых опубликованы "Из пережитого (Мысли

и настроения)" В. Н. Бобринской, статьи "Свобода совести" и "Ламеннэ" С. А.

Котляревского, стихотворения Эллиса, а также произведения Белого, С.

Соловьева, Свенцицкого, П. И. Астрова, А. Г. Коваленской, Г. А. Рачинского и

других авторов.

244 Цитата из стихотворения Белого "На рельсах", в первоначальной

редакции опубликованного в "Альманахе к-ва "Гриф" (М., 1905, с. 18 - 19);


вошло в "Пепел". См.: Стихотворения и поэмы, с. 163.

245 Переработанный вариант фрагмента 1-й части стихотворения

"Успокоение" (1905), входящего в "Пепел". См.: Белый Андрей. Пепел. Стихи.

М., 1929, с. 58 - 59. Ср.: Стихотворения и поэмы, с. 273.

246 Заключительные строки стихотворения "Меланхолия" (1904) из "Пепла"

(Стихотворения и поэмы, с. 225).

247 Цитата из стихотворения "Изгнанник" (июнь 1904 г.), входящего в

"Пепел" (там ж е, с. 262).

248 Заключительная строфа стихотворения "Станция" (1908) (там же, с.

171).

249 Драматическая поэма С. Соловьева "Саул и Давид", напечатанная во

2-й книге сборника "Свободная совесть".

250 "Прекрасная мельничиха", песенный цикл Ф. Шуберта (ор. 25, 20

песен, 1823) на стихи Вильгельма Мюллера.

251 Сохранился рисунок Белого, из подписи к которому мы узнаем слова

Брюсова: "Он продавал свои ласти, Борис Николаевич" ("ласти" - ласки; Белый

пародирует манеру произношения Брюсова); рисунок подписан Белым: "Как

злословит великий человек" (см.: Александр Блок и Андрей Белый. Переписка,

между с. 128 - 129). Имеется в виду слух об отношениях Мережковского с Е. И.

Образцовой, отраженный в дневнике Брюсова (ГБЛ, ф. 386, карт. 1, ед. хр.

16), определенно со слов самой Образцовой, и в последующее время на

протяжении ряда лет пытавшейся через Брюсова получить от Мережковского

взятые им в долг 3000 рублей; касаясь этой темы в письме к Брюсову от 4

сентября 1912 г., она отмечала: "Очевидно, они желают мои деньги зажилить

или, того хуже, считают это платой за любовь. В таком случае - дешевая

любовь была. Деньги мной были даны на издание книг обоих супругов" (ГБЛ, ф.

386, карт. 96, ед. хр. 34).

262 Ср. слова Белого в этом письме к Брюсову (19 февраля 1905 г.):


"Ведь вы ругаете периодически всех. Вы и пишете нехорошие вещи про всех (про

меня, например). Лично я относительно себя совершенно ничего не имею: вам

так подходит. Я вас часто про себя называю - "ругателем" - это одна из ваших

черт. (...) Мережковские мне близки и дороги, и я очень близок к ним. Считаю

нужным предупредить вас, Валерий Яковлевич, что впредь я буду считать ваши

слова, подобные сказанным мне сегодня (по моему позволению), обидой себе"

(Литературное наследство, т. 85. Валерий Брюсов, с. 381).

253 См. письмо Брюсова к Белому от 20 февраля 1905 г. (там же, с. 381 -

382).

254 В письме от 21 февраля к Брюсову Белый, разъясняя смысл своего

предыдущего послания ("Все письмо написано не из желания вас обидеть, а из

желания исполнить свой долг относительно людей, с которыми я связан

теснейшими узами дружбы"), заключал: "Если вы человек честный, вы пойдете

навстречу моему желанию прекратить возникшее недоразумение. В противном

случае, конечно, я меняю тон моего отношения к вам" (там ж е, с. 382).

255 См. письмо Брюсова к Белому от 22 февраля 1905 г. (там ж е, с.

383). Брюсов собирался описать в дневнике этот инцидент под заголовком

"История моей дуэли с Белым" (ГБЛ, ф. 386, карт. 1, ед. хр. 16, л. 37), но

этого намерения не осуществил. 1 апреля 1905 г. Белый сообщал Э. К. Метнеру:

"...у меня с Врю-совым должна была быть эмпирическая, а не символическая

дуэль, или, лучше сказать, тут символизм наших отношений хотел "окончательно

воплотиться" (ГБЛ, ф. 167, карт. 1, ед. хр. 44).

256 Июль 1905 г.

257 См. стихотворение Брюсова "Андрею Белому" ("Нас не призвал

посланник Божий..."), впервые опубликованное в его книге "Все напевы" (1909)

(Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 540-541).

258 Неточная цитата не из стихотворения Брюсова, а из ответного

послания Белого "Встреча" (1909), опубликованного в его книге "Урна"; в

оригинале у Белого:

На посох бедный, костяной

Ты обменял свой жезл змеиный.

(Стихотворения и поэмы, с. 285.)

Образы посоха и жезла восходят к посланию Брюсова "Андрею Белому":

Тебе дарю я жезл змеиный, Беру твой посох костяной.

259 Цитата из стихотворения "Встреча" (Стихотворения и поэмы, с. 285).

260 См.: "Между двух революций", главка "Инцидент с "Петербургом".

261 Имеются в виду "Воспоминания о Блоке", опубликованные в "Эпопее" в

1922 - 1923 гг.

262 Белый жил в Коктебеле в доме Волошина с 1 июня по 12 сентября 1924

г., Брюсов провел в гостях у Волошина август того же года.

263 8 декабря 1924 г., уже после кончины Брюсова, Белый писал

Иванову-Разумнику: "Я очень благодарен Коктебелю хотя бы за то, что перед

смертью Валерия Яковлевича с ним встретился и мирно прожил, можно сказать,

под одним кровом 3 недели: мы примирились - без объяснений; и как бы

простилися <...>" (ЦГАЛИ, ф. 1782, оп. 1, ед. хр. 15).

264 Фирма Шарля Пате, в 1910-е годы занявшая ключевые позиции в деле

производства и проката кинофильмов во Франции и во многих других странах.

265 О пребывании Брюсова в Коктебеле см.: Гроссман Л. Борьба за стиль.

Очерки по критике и поэтике. М., 1927, с. 281 - 297 (очерк "Последний отдых

Брюсова"); Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки, т. 3. М.,

1974, с. 57-58, 66-70.

266 Брюсов умер 9 октября 1924 г.

267 Похороны Брюсова состоялись 12 октября, гроб сопровождало несколько

тысяч человек. См.: Валерий Брюсов в автобиографических записях, письмах,

воспоминаниях современников и отзывах критики. Сост. Н. Ашукин. М., 1929, с.


396 - 400. Ср. описание похорон в очерке Белого "Валерий Брюсов" (Россия,

1925, Љ 4(13), с. 280).

268 Цитата (с изменением деления на строки) из 7-й части стихотворной

"сюиты" Белого "Брюсов" (1929), входящей в его книгу "Зовы времен"

(Стихотворения и поэмы, с. 548).

269 Сокращенная цитата из раздела "Последние слова" в кн.: Добролюбов

А. Из книги Невидимой. М., 1905, с. 202.

270 Пересказ и сокращенные цитаты из статьи Блока "О современном

состоянии русского символизма" (1910). Ср.: Блок А. Собр. соч. в 8-ми томах,

т. 5, с. 429, 431, 433 - 436.

271 Контаминация неточных и сокращенных цитат (Белый Андрей. Рудольф

Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Ответ Эмилию Метнеру на его

первый том "Размышлений о Гете". М., 1917, с. 23 - 24, 26).

272 Цитата из стихотворения Белого "Успокоение" (Стихотворения и поэмы,

с. 243).

273 См.: Арабески, с. 24.

274 Там же.

275 См.: Белый Андрей. Луг зеленый, с. 48. Статья написана в 1908 г.

276 Сокращенная цитата из статьи-"манифеста" "На перевале. XVI.

Художники оскорбителям", впервые опубликованной в "Весах" (1907, Љ 1).

277 Неточная цитата из стихотворения Белого "В Летнем саду" (1906) из

книги "Пепел" (Стихотворения и поэмы, с. 238).

278 Цитата из стихотворения И.-В. Гете "Блаженное томление" ("Selige

Sehnsucht", 1814) из раздела "Моганни-наме. Книга певца" в

"Западно-восточном диване".

ПРИЛОЖЕНИЕ
В этом разделе впервые печатаются по авторизованной машинописи (ЦГАЛИ,

ф. 53, оп. 2, ед. хр. 8, л. 1 - 43) вступительные разделы к "кучинской"

редакции "Начала века" (см. о ней с. 557 наст, тома) - "Вместо предисловия"

и "Введение", - предшествовавшие главе 1-й и исключенные из окончательной

редакции текста воспоминаний. В публикуемых фрагментах Белым намечены


сокращения (зачеркивания сделаны, видимо, при попытке переработать текст для

печати), которые заключены нами в квадратные скобки.

1 Подразумевается официальная репутация Н. В. Кукольника, сложившаяся

после премьеры и "высочайшего одобрения" его исторической драмы "Рука

всевышнего отечество спасла" (1834).

2 Данте монахом не был.

3 О Кампанелле и его утопии "Город Солнца" (1602) Белый писал

неоднократно; см. его статью "Утопия" (Записки мечтателей, Љ 2 - 3. Пб.,

1921, с. 139 - 144; подпись: Alter Ego) и фрагменты речи "Солнечный град"

(1920) (Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1978 год. Л., 1980,

с. 44-46).

4 С. Г. Гершельман был московским генерал-губернатором в 1906-1908 гг.

5 Контаминация сокращенных цитат из статьи "На перевале. XVIII. Люди с

"левым устремлением", впервые опубликованной в газете "Час" (1907, Љ 10, 24

августа).

6 Имеются в виду начальные фразы статьи С. М. Городецкого "На светлом

пути. Поэзия Федора Сологуба с точки зрения мистического анархизма": "Всякий

поэт должен быть анархистом. Потому что как же иначе? (...) Всякий поэт

должен быть мистиком-анархистом, потому что как же иначе? Неужели только то

изображу, что вижу, слышу и осязаю?" (Факелы, кн. 2. СПб., 1907, с. 193). Г.

В. Адамович, приводя эти слова и ошибочно приписывая их Г. Чулкову,

замечает, что они когда-то рассмешили "пол-России" (Адамович Г. Мои встречи

с Анной Ахматовой. - В кн.: Воздушные пути. Альманах V. Нью-Йорк, 1967, с.

100-101).

7 Сокращенные цитаты из статьи "Люди с "левым устремлением".

8 Подразумеваются литературная платформа акмеизма и идея "кларизма" в

литературном творчестве, выдвинутая М. Кузминым в статье "О прекрасной

ясности" (Аполлон, 1910, Љ 4).

9 П. Б. Струве и А. А. Кизеветтер упоминаются как руководители журнала


"Русская мысль".

10 В состоянии зарождения, возникновения (лат.).

11 Неточно цитируется первая строфа стихотворения Белого "Друзьям"

(1907) (Стихотворения и поэмы, с. 249).

12 Неточно цитируется заключительная строфа стихотворения Брюсова

"Лестница" (1902) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 270).

13 Неточно цитируются заключительные строки стихотворения "Сторожим у

входа в терем..." из цикла "Молитвы" (1904) (Блок А. Собр. соч. в 8-ми

томах, т. 1, с. 316).

14 Искаженно цитируется заключительная строфа стихотворения

"Одиночество" (1903) (Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 1, с. 319).

15 Цитата из стихотворения "3. Н. Гиппиус" (1901) (там ж е, с. 355).

16 Цитата из стихотворения "И ночи и дни примелькались..." (1896) (там

же, с. 121).

17 Статья "Маска" (1904); см.: Арабески, с. 130 - 137.

18 Статья Брюсова "Священная жертва" впервые была напечатана в "Весах"

в 1905 г. (Љ 1). См.: Брюсов В. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 6, с. 94 - 99.

19 Книга статей Вяч. Иванова "По звездам. Опыты философские,

эстетические и критические" (СПб., 1909).

20 Имеется в виду книга Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении

современности" (М., 1917).

21 Рецензия на "На рубеже двух столетий" Ж. Эльсберга (На литературном

посту, 1930, Љ 5 - 6, с. 117 - 118).

22 Обыгрываются строки из стихотворения Белого "На горах" (1903)

(Стихотворения и поэмы, с. 116).

23 Неточная цитата из статьи "Принцип формы в эстетике" (Символизм, с.

184), впервые опубликованной в "Золотом руне" в 1906 г. (Љ 11 - 12).

24 См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е, т. 18, с. 574; т. 22, с.

300; т. 31, с. 329.

20 Цифровые подстрочные примечания в последующих двух главках

принадлежат Белому. Свои статьи из "Символизма" и "Арабесок" Белый цитирует

с сокращениями, иногда произвольно контаминируя непосредственно не связанные

между собой фрагменты текста.



А. Белый. Начало века bdn-steiner.ru


<< предыдущая страница