birmaga.ru
добавить свой файл

1
Классификация образовательных программ

Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен чётко определить её вид.

Наиболее распространена в дополнительном образовании классификация, которая подразделяет образовательные программы на следующие виды:

- типовые (примерные);

- модифицированные (адаптированные);

- экспериментальные;

- авторские.
Типовая (примерная) программа должна в обязательном порядке утверждаться государственным органом управления образованием и рекомендоваться в качестве примерной в той или иной образовательной области или по какому-либо направлению деятельности.

До 1992 года типовые программы для внешкольных учреждений утверждались Министреством просвещения РФ, были рассчитаны на получение строго фиксированного результата (комплекса ЗУН), предполагали использование традиционных форм контроля и оценки (зачёты, экзамены и др.)

В настоящее время с введением принципа вариативности в доп.образовании, расширением рамок свободы творчества педагогов, понятие «типовая программа» может рассматриваться как отправной пункт для творчества педагога (создания собственной программы).

Н.В.Клёнова и Л.Н.Буйлова выделяют следующие требования к типовым примерным) программам:

- программа устанавливает базовый образовательный минимум по конкретному направлению деятельности в рамках той или иной направленности (от этого минимума и следует отталкиваться педагогам при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать, но не опускаться ниже его при отборе содержания программы);

- программа должна быть технологична в аспекте реализации (то есть должна включать пакет методических приложений, позволяющих работать по программе без предварительной доработки, модификации).

Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Модифицированная (адаптированная) программа. В её основу положена типовая (примерная) либо авторская программа. Модифицированной её делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей и т.п. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например, отчётные концерты, выставки, выступления на НПК и т.д. Внесённые коррективы не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.


Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.

Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определённых трудностей в образовательном процессе или неудовлетворенности педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения. Вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. По мере апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.

На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной, полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной, но обязательно требует документального доказательства новизны и авторства. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, являются обязательным исходным моментом в создании авторских разработок.

Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам авторских программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдаётся сертификат (свидетельство), подтверждающий авторский характер программы.

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности можно выделить следующие виды программ:
Комплексные – представляют собой определённое соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся следующие:


  1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественных, спортивных, музыкальных) либо групп развития дошкольников, существующих сегодня при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.

  2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-то деятельности или профессии.

  3. Программы творческих групп педагогов, объединённых одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих при этом по разным образовательным направлениям.

Интегрированные программы объединяют отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки глубины содержания. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.

Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав какое-либо основание для этого, а затем составить карту-схему, в рамках которой компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Сами модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.

Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача в такой программе – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учётом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки их физического состояния и т.п.