birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 9 10


На правах рукописи

Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ"

_______________________________________________________________
Кафедра Автоматики и процессов управления

Д. Х. Имаев

СИНТЕЗ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СРЕДЕ MATLAB

Пособие

по выполнению курсового проектирования

по дисциплинам «Теория автоматического управления»,

«Основы теории управления»

Санкт-Петербург

2010


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …............................................................................................................ ………… 6



1. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ......................................................... …. 7

1.1. Задачи теории управления ....................................……………………………….. 7

1.2. Общая схема построения моделей объектов и систем

управления ........................................................................................................... 9

1.3. Формы представления линейных стационарных моделей ..................................11

1.3.1. Непрерывные модели ……………………………………………………… 11

1.3.2. Дискретные модели …………………………………………… … …………14

1.4. Классические методы синтеза систем управления …………………………….. 15

1.4.1. Операторный метод …………………………………………… ………….. 16

1.4.2. Частотные методы ………………………………………………………….. 18

1.5. Методы пространства состояний ……………………………………………… 21

1.5.1. Размещение собственных значений матриц ……………………………. 21

1.5.2. Аналитическое конструирование регуляторов .................................... .23

1.5.3. Синтез наблюдателя состояния ……… …. ……………….………………24


1.6. Синтез систем управления по нелинейным моделям …………………………. .25

1.6.1. Нелинейные модели объектов и систем управления …………………... 25

1.6.2. Синтез систем управления по линеаризованным моделям ..………… 26


2. МАЯТНИК НА КАРЕТКЕ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ............................................ 29


2.1. Перевернутый маятник на каретке ……………………………………………... 29

2.2. Математическая модель маятника на каретке как объекта управления ……... 30 2.3. Дифференциальные уравнения в форме Коши ………………………………... 31

2.4. Линеаризация дифференциальных уравнений ………………………………... 32

2.5. Передаточные функции объекта ………………………………………………... 34

2.6. Анализ устойчивости положений равновесия ………………………………… 34

2.7. Компьютерное моделирование маятника на каретке .......................................... 35

2.8. Линеаризация и анализ в среде MATLAB/Simulink ........................................... 37
3. СИНТЕЗ СИСТЕМ СТАБИЛИЗАЦИИ МАЯТНИКА НА КАРЕТКЕ ……. ………….. . 38

3.1. Синтез регулятора для маятника на каретке операторным методом ………... 39

3.2. Синтез систем стабилизации маятника на каретке методами

пространства состояний …………………………………………………….. . 43

3.2.1. Регулятор состояния ............................................................................. 44

3.2.2. Синтез регулятора методом размещения собственных значений .... 44

3.2.3. Анализ системы с динамическим регулятором .................................. 46

3.2.4. Аналитическое конструирование регуляторов ……………………… . 48

3.3. Синтез системы стабилизации частотным методом …………………………. 50
4. СИНТЕЗ СИСТЕМ С ЦИФРОВЫМИ УПРАВЛЯЮЩИМИ УСТРОЙСТВАМИ……. 58

4.1. Модели систем цифрового управления непрерывными объектами ………….. 58

4.2. Компьютерное моделирование систем с цифровыми управляющими устройствами …………………………………………………………………………… 60


4.3. Однородные модели цифровых систем управления …………………………. 61

4.3.1. Дискретные модели систем цифрового управления ………………… 61

4.3.2. Непрерывные модели цифровых систем управления ……………….. … 63

4.4. Способы синтеза алгоритмов цифрового управления ....................................... 65

4.4.1. Дискретизация аналогового регулятора .............................................. 65

4.4.2. Синтез дискретного регулятора по дискретной модели объекта.

Метод размещения собственных значений …………………………… 67

4.4.3. Аналитическое конструирование дискретных регуляторов ……… 67

4.5. Пример дискретизации аналогового регулятора, полученного

операторным методом ……………………………………………………………… 68

4.6. Дискретизация аналогового регулятора, полученного методом

пространства состояний…………………………………………………….. 69

4.7. Дискретизация аналоговых регуляторов, полученных частотным методом ...71

4.8. Синтез дискретного регулятора по дискретной модели объекта .................... 73
Список литературы ............................................................................................................... 77

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вузовские курсы теории автоматического управления завершаются изложением методов синтеза, интегрирующих знания студентов о принципах управления, математических моделях объектов и элементов систем, о качестве процессов управления и методах анализа. Задания на курсовое проектирование обычно ориентируются на синтез следящих систем или/и систем подавления возмущений. Вместе с тем, задачи стабилизации объектов, хотя исторически возникли первыми, и по сей день занимают исключительно важное место в теории и практике автоматического управления. Предлагаемое учебное пособие дает ряд примеров синтеза систем стабилизации неустойчивых объектов, как методами пространства состояний, так и традиционными методами.


Задача стабилизации верхнего неустойчивого положения равновесия маятника относится к числу классических задач механики и теории управления. Многозвенные перевернутые маятники служат примерами шагающих роботов, ракет на старте, нескольких барж, которых толкает буксир и т. д. и т. п. Невозможно перечислить работы, посвященные этой тематике (см., например, [3, 9, 12, 13, 16, 18, 24, 25, 26, 32, 33, 34, 36, 39, 42, 43, 44]). Особый интерес представляют те из них, в которых число управляющих воздействий меньше числа степеней свободы [49]. Популярность механических объектов связана с их наглядностью и относительной простотой построения математических моделей на базе законов движения Ньютона и формализма Лагранжа.

Динамические модели перевернутых маятников используются при сравнении методов синтеза алгоритмов автоматической стабилизации. Приводятся примеры синтеза систем стабилизации подобными объектами как классическими, так и современными методами, а также способы стабилизации, когда алгоритмы принятия решений реализуются на базе нейронных сетей (см., например, [29, 30, 32, 34, 35, 40, 46]) или являются экспертными, основанными на нечетких множествах [31, 35, 41, 44]. Ряд фирм предлагает лабораторные макеты систем компьютерного управления механическими объектами упомянутого выше типа.

Огромное количество публикаций посвящено анализу, компьютерному моделированию и синтезу систем управления механическими объектами в программной среде MATLAB фирмы The MathWorks, Inc. [34, 41, 51].

В методических указаниях даны краткие сведения по классическим и современным методам синтеза систем автоматической стабилизации, а также приводятся примеры анализа и синтеза в программной среде MATLAB/Simulink.

Предполагается, что Читатель знаком с основами теории управления, а также имеет начальную практику работы в среде MATLAB.

Материал методических указаний основан на многолетнем опыте проведения занятий по курсовому проектированию на кафедре Автоматики и процессов управления СПбГЭТУ “ЛЭТИ” и в Институте Автоматики и информатики Политехники г. Ополе (Польша).


Предлагаемое учебное пособие может быть полезным преподавателям при составлении заданий на курсовое проектирование по дисциплинам “Теория автоматического управления”, “Основы теории управления”, а также студентам как помощь при их выполнении.

1. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Задачи теории управления

Основными задачами теории являются анализ и синтез систем управления с целью выявления и формирования свойств поведения: устойчивости движений, инвариантности к возмущениям и робастности (грубости, малой чувствительности) к изменениям свойств элементов.

Анализ имеет целью констатацию и количественную оценку свойств систем. В общем случае к задаче анализа относится объяснение, почему система, образованная элементами с известными характеристики и данным способом их взаимосвязи, обладает именно такими свойствами.

Синтез означает формирование желаемого (заданного, оптимального) поведения систем управления. Синтез включает выбор множества элементов, их характеристик и параметров, а также структуры взаимодействия элементов. Синтез является задачей, обратной по отношению к анализу.

Построение моделей сигналов, объектов и систем управления также относится к задачам теории управления и смежных с ней дисциплин. Решение задач анализа и синтеза на реальных объектах возможно в редких случаях. Как правило, это требует много времени, дорого, опасно и не всегда осуществимо. Действительно, управляемый процесс может быть очень длительным (печи и другие тепловые объекты), эксперименты — дорогими (запуск космических ракет) и опасными (ядерные реакторы). Кроме того, современные объекты управления, как правило, проектируются вместе с системами управления.

Теория управления имеет дело с математическими (символьными) моделями. Математические модели позволяют решать задачи анализа и синтеза аналитически (расчетным путем), а также являются основным этапом построения компьютерных моделей для численного решения задач, в частности, для имитации поведения систем управления.


Более общей по сравнению с синтезом является задача проектирования систем управления. Хотя требования к поведению систем управления являются доминирующими, при проектировании необходимо удовлетворять и другим условиям и ограничениям, содержащимся в технических заданиях. Это требования надежности систем, их приемлемой стоимости, условия энергетического характера, ограничения, связанные с типом сигналов, массой и габаритами систем, компоновкой элементов и трассировкой связей и т.д. Для расчетов систем по таким требованиям привлекаются соответствующие модели и методы, отличные от рассматриваемых в традиционных курсах теории управления.

Для решения задач анализа — проверки соответствия поведения системы требованиям — необходимо иметь описание системы , среды и требований . Если система не удовлетворяет требованиям, то принимается решение о необходимости синтеза. Анализ условно иллюстрируется на рис. 1.1, а, где блок Y затемнен, что означает необходимость выяснения того, удовлетворены ли требования к процессам достижения цели системы.



Рис. 1.1. Иллюстрация задач теории управления: анализ (а); синтез управлений (б);

синтез системы (в)
Целью синтеза является построение математической модели системы управления, удовлетворяющей требованиям к поведению: ковариантности с заданием, инвариантности к возмущениям, устойчивости и грубости (робастности).

Синтез управлений означает поиск воздействий на систему с известными свойствами из условия получения заданных характеристик ее реакции (см. рис.1.1, б). Постановка задачи синтеза должна содержать описание требований к поведению, т. е. задания модели среды на выходе системы .


Синтез системы, взаимодействующей со средой, предполагает выбор элементов и связей таким образом, чтобы система требуемым образом реагировала на известное воздействие (см. рис. 1.1, в). Средствами решения задачи синтеза являются: выбор структур систем, т. е. элементов и топологии причинно-следственных связей между ними, структур операторов элементов, в частности, алгоритмов управляющих устройств и значений их параметров.

Заметим, что задача идентификации объектов и синтеза системы имеют подобную иллюстрацию.

Удовлетворению требований к поведению систем обычно препятствуют динамические свойства объектов управления и других элементов неизменяемой части, недоступность полной априорной информации о свойствах элементов системы и среды, невозможность получения всей текущей информации о состоянии объекта и возмущениях, ограничения на переменные системы и управляющие воздействия.
1.2. Общая схема построения моделей

объектов и систем управления
Попытки формализации исследований и систематизации знаний о вновь создаваемых объектах и системах относятся к этапу системного анализа. Исследование объектов и систем управления начинается с их обособления, выделения из окружающей среды, что, вообще говоря, приводит к искажению изучаемых процессов, так как в природе все явления в той или иной степени взаимосвязаны и взаимообусловлены. На рис. 1.2 иллюстрируется упрощенная схема построения моделей объектов управления.


Рис. 1.2. Схема построения моделей систем управления

Рассмотрение взаимодействия системы со средой начинается с выделения собственно системы S , а также ее связей со средой, т. е. определения переменных входа f и выхода y (рис. 1.3, а). Следующий этап заключается в разрывании предположительно слабых обратных связей с выхода системы на ее вход.


Система оказывается звеном в искусственно разорванной цепи причинно-следственных отношений “среда-система-среда”. В результате среда разделяется на две части — “источник” и “приемник” сигналов.

В теории и расчетной практике объектами исследований оказываются модели собственно систем , модели систем со связями со средой и модели расширенных систем (см. рис. 1.3, б) [7, 8]. Модели содержат информацию о свойствах свободных движений систем, — о свойствах каналов передач от входов к выходам, а модели привлекаются для изучения вынужденных движений переменных выхода y(t) при адекватных моделях воздействий f(t).

Рис. 1.3. Взаимодействие системы со средой

Анализ собственно систем (автономных систем с неизменными во времени свойствами, т. е. систем, не испытывающих воздействия среды) проводится при заданном начальном состоянии. Начальное состояние автономной системы является следствием исчезнувших воздействий среды. Сигналы на выходах автономных систем (источников или генераторов сигналов) являются результатом процессов, происходящих в них в силу накопленной ранее энергии (ресурсов).


При анализе системы и расширенной системы (см. рис. 1.3, б) определяют качественные и количественные характеристики каналов передач воздействий и реакции выхода на конкретные сигналы входа .

В зависимости от характера и объема априорной информации об объекте исследования выделяют два способа построения моделей систем управления в формах, принятых в теории управления: 1 — аналитический; 2 — экспериментальный.

Аналитический способ применяется для построения моделей объектов хорошо изученной природы. В этом случае имеется вся необходимая информация о свойствах объекта, но она представлена в другой форме. В результате идеализации физических объектов появляются структурные модели в виде схем с сосредоточенными компонентами (см. рис. 1.2). Типичными представителями физических систем, допускающих такое представление, являются электрические и механические объекты. Подобные схемы являются символьными моделями, в которых информация об интересующих свойствах объекта представлена с использованием графических образов, отражающих физическую природу явлений, устройство и параметры объектов.

Методы теории управления абстрагируются от конкретной природы объектов и оперируют еще более общими — математическими (также символьными) моделями.

Аналитический способ моделирования складывается из этапа построения схемы объекта и ее дальнейшего преобразования в математическое описание требуемой формы (см. рис. 1.2). При этом принципиальные проблемы моделирования решаются на первом — неформальном этапе. Второй этап при этом оказывается процедурой преобразования форм представления моделей. Это позволяет разработать различные компьютерные программы, позволяющие автоматизировать составление уравнений по схемам.


Если свойства объекта познаны в недостаточной степени, либо происходящие явления слишком сложны для аналитического описания, для построения математических моделей реально существующих объектов применяется экспериментальный способ. Этот способ заключается в активных экспериментах над объектом или в пассивной регистрации его поведения в режиме нормальной эксплуатации. В результате обработки данных наблюдений получают модели в требуемой форме (см. рис. 1.2). Совокупность этих операций объединяется термином идентификация объекта.

Особенностью математических моделей систем управления является то, что они не только содержат априорную информацию о динамических свойствах, необходимую для изучения поведения системы в целом, но также отражают процессы получения и обработки текущей информации о цели системы, состоянии объекта и воздействиях среды для принятия решения по оказанию на объект надлежащего управляющего воздействия. При построении моделей систем управления и выборе форм их представления учитываются не только динамические, но и информационные, а также алгоритмические аспекты проблемы. Поскольку модели элементов и систем являются основным материалом в задачах анализа и синтеза (исходными данными и результатами), то им и алгоритмам их преобразования в теории управления отводят важное место.


следующая страница >>