birmaga.ru
добавить свой файл

1





Тамбовская средняя общеобразовательная школа


Исследовательская работа
ЭКСПОНАТЫ ШКОЛЬНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ


Выполнила: О.А.Морякина,

учитель истории

Тамбовка 2002

План.


I. Введение.

Актуальность выбора темы.

II. Музейные экспонаты «Образа»:


  1. История происхождения икон.

  2. Иконы на Руси.

  3. Иконы в русском быту, их значение в жизни православных.

  4. Иконы в жизни сельчан с. Тамбовки.

  5. Описание икон.

  1. Заключение.

Авторская позиция.



  1. Введение. Актуальность выбора темы.

В последние годы заметно снижение у людей интереса к истории вообще, а порой элементарное ее незнание. С этой целью создаются музеи. Музейные экспонаты воссоздают исторические образы, события, явления..., выясняется их ценность, устанавливается связь обыденного и духовного, откуда пришел экспонат. Он - знак человеческих действий. Он вернет человека в далекое прошлое, расскажет много интересного о времени, в котором нас не было.

Музей обладает эмоциональным воздействием. Здесь можно познать о системе ценностей людей любой эпохи. Это поможет воспитать человека- гражданином.

Необходимость моей темы: «Музейный экспонат: образа» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, нет иерархии ценностей. Существует непонимание значения исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Я считаю, что экспонаты могут играть роль в формировании исторического сознания, помогут найти ценностные ориентации.

II. Музейные экспонаты «Образа».

Экспозиция Тамбовской средней школы содержит интересны материал. Ее экспонаты о многом рассказывают. Среди экспонатов- образа. Они окунают нас в мир прошлого. Это живая память поколений, характеризующая своеобразную жизнь крестьян. Именно поэтому я хочу посвятить свою исследовательскую работу теме «ОБРАЗА». Их в нашей экспозиции- шесть. Все они разные, переданы в музей разными людьми. Объединяет их общий термин: «Образа» или «Иконы».

Смотришь на них и невольно представляешь себе, что их судьба связана с судьбами других людей.

Какова же предыстория «Икон»?

«Икона» - слово греческое, в переводе на русский означает «образ», «изображение». Кстати, на Руси иконы так и называли- «образа». Строго говоря, икона- это не произведение искусства. Изначально икона создавалась как предмет культа, поклонения. Поэтому подлинное место иконы в храме. В древности к иконе, как к предмету поклонения., относились с большим уважением. Выражение «купить икону» считалось кощунством. Говорили «выменять на деньги». Нельзя было по ветхости уничтожать иконы, но разрешалось их закапывать в землю или пускать по воде.

В старину иконы были не только в храме. В каждом доме на почетном месте - в Красном углу. Красный угол находился по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились богословные книги, горела лампада. Все крестьяне были верующими. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы - молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Чаще всего на иконах изображали святых, т. к. в жизни каждого человека, святые играли большую роль. При крещении ребенок получал имя в честь какого- либо святого. Считалось, что он покровительствует человеку на протяжении всей жизни. Обычно иконопись называют живописью на досках, т. к. иконы писали на досках. Первым приступал к ней плотник. Для изготовления икон брали липу - в ней меньше сучков. Но в дело шли и осина, и ель, и лиственница. Доску долго высушивали. Затем плотник выглаживал ее поверхность топором. Завершив свою часть работы, плотник передавал доску иконописцу. Тот наклеивал на лицевую сторону паволочку - холстину. Поверх нее накладывал грунт- левкас- из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу наносили на паволочку и полировали до блеска пемзой.


Иконы писали темперой - краской, замешанной на яичном желтке. Использовали цветные глины и минералы. Когда доска и краски были готовы, наступал момент - роспись икон. Настоящий иконописец должен быть праведником, иметь талант художника, знания богослова. Перед началом работы художник постился, ходил в баню, облачался в чистую рубаху, возносил молитву Богу, испрашивал у него благодати на труды свои.

Живопись покрывали олифой - конопляным маслом. После этого икону на несколько месяцев выставляли на свет, чтобы пленка полностью высохла.

Первые иконы на Руси появились с принятием христианства. Их привозили из Византии. Византийцы приезжали на Русь расписывать храмы, а русские шли к ним в подмастерья постигать секреты.

Мы не знаем авторов большинства икон, потому что не принято было афишировать свое авторство.

Главным украшением домов русских людей составляли образа: не было в доме покоя, где бы их ни висело несколько. Трудно определить, каких святых иконы встречались чаще. Но в каждом доме можно встретить несколько образов Божьей Матери в различных наименованиях. Часто встречается образ Николая Чудотворца. Из всех образов был один главный, стоял по средине угла, а все прочие ставились по важности своего содержания.

Предки вставали рано. Вставая, искали глазами образа, чтобы перекреститься и взглянуть на них. Если был праздник, тогда шли к заутрене. В простой день богослужение делали в доме по книге всей семьей.

Русские люди слагали пословицы:

Бог весть, что нам есть.

Бог даст росток, так даст и кусок........
Жители села Тамбовки, были людьми глубоко верующими, почитали Богородицу, ангелов, святых. Перед иконами они молились. Через молитву предки выражали свою веру, надежду и любовь к Богу. Тамбовчане иногда посещают храм. Они ездят в с. Русаново или с. Питим.

Теперь расскажем об экспонатах нашей экспозиции. Первыми экспонатами стали две иконы: «Благословенье детей» и икона Божией Матери «Скоропослушница». В ноябре 1993 г., когда была построено здание новой школы , состоялось освещение его настоятелем Введенской церкви с. Русаново Протереем В. С. Пустовитом. Он подарил нашей школе данные иконы и Библию.


Икона Божией Матери «Скоропослушница» - особую помощь от нее получают пребывающие в неизлечимых недугах, а также молящиеся о благополучных родах и рождении здоровых детей.

Об иконе «Благословенье детей» я не обнаружила ни каких данных. Понятно и то, что школа и дети - неотделимое понятие. Поэтому и подарены были именно эти иконы от священнослужителя.
Следующей в нашей экспозиции стала деревянная икона Богородицы.

Принесла ее Новикова Елена в 2000 г., а передала икону ее бабушка Новикова Анна Егоровна, истинного происхождения ее мы не узнали, эта икона находилась в доме, когда она его купила у бывшего хозяина Безрукова Валентина. Много сил я потратила на то, чтобы определить название образа и пришла к выводу, что более всего она похожа на ИВЕРСКУЮ икону Божией Матери.
Иверская икона Божией Матери - великая святыня всего православного мира была прославлена в IX в., когда в Византии правили иконоборцы, не признававшие святых икон, уничтожали их. У одной благочестивой вдовы воины обнаружили обнаружили образ Божией Матери, один воин ударил по нему копьем, из пораженного места потекла настоящая кровь. Женщина уберегла святыню, явившую столь чудесное знамение, от поругания: она пустила икону в море, и икона, сопровождаемая огненным столпом, приплыла по волнам к Иверскому монастырю на Святой горе Афон. Там, в Иверском монастыре, она находится сейчас. Празднование совершается 25 февраля; во вторник Светлой седмицы; 26 октября.

Еще две иконы передала в музей директор школы Комарова Н. А. Это одни из самых почитаемых образов у крестьян - Николай Чудотворец и Богородица Владимирская. Наталия Александровна рассказала следующее: « Эти образа достались мне от бабушки Степановой Е. Г. А она купила их в церкви. В детстве я часто жила у бабушки и видела эти иконы. Они висели в переднем углу комнаты. Каждый день утром и перед сном бабушка крестилась перед иконами, читала молитвы: «Отче наш», «Богородицу» и др. Мне было интересно, как она разговаривает с Богом. Я ее спрашивала:


- Зачем ты это делаешь?

- Это мы благодарим Бога за Его милость к нам, просим прощение, если кого огорчили или обидели, - отвечала она.

Бабушка учила меня, как правильно креститься во время молитвы:

- Сложи три пальчика, приложи их ко лбу, потом к животу, а затем к правому и левому плечу. Это означает, что во время молитвы мы изображаем на себе правой рукой знамение креста - крестимся.

Прикладывая пальчики ко лбу - освещаем ум, к животу- внутренние органы. А затем по очереди к правому и левому плечу - освещаем наши силы.

Молясь, она верила, что Бог ее слышит и видит. Часто, в праздники, в доме зажигали лампаду. На окно ставился стакан с водой, сверху клали кусочек черного хлеба, посыпанного солью. Когда бабушка молилась, лицо ее светлело, становилось спокойным и мне казалось, что вокруг стало теплее и уютнее».

Образ Богоматери Владимирской - старинный. Он написан красками. О нем есть предание: считается, что икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым обедали Иисус Христос со своей матерью и Иосифом обручником. Написана при земной жизни Богоматери.

В 450 г. при императоре Федосии - младшем икона перенесена из Иерусалима в Константинополь, в начале ХII века - Киев: патриарх Лука Хризоверх прислал ее князю Ю. Долгорукому. Князь А. Юрьевич решил взять ее в Суздаль. По дороге в 10-ти верстах от Владимира, вниз по течению реки Клязьмы, лошади, везшие икону, вдруг остановились, не пошли дальше; впрягли других лошадей, но и те не трогались с места. После усердной молитвы перед иконой, «князь получил от Богоматери повеление поставить икону во Владимире». Князь построил во Владимире в1160 году Успенский храм, поместил туда икону. С тех пор она называется Владимирской.

Не раз она спасала Русь от врагов. В первый раз это произошло в 1395 году во время нашествия Тамерлана. Второй раз - в 1480 году во время нашествия хана Ахмата. Третий раз - в 1521 году от полчищ хана Махмет- Гирея. Поэтому ее называют Заступницей. Дни Ее празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября.


Мало кто знает из нас, но в 1993 году, в период октябрьских событий, она сыграла свою роль. В те дни икона была перенесена из Третьяковки в Патриарший Богоявленский Собор, и перед нею был совершен молебен об усмирении вражды. Чудо состояло в том, что трагедия не переросла в гражданскую войну.
Икона « Николай Чудотворец» - особо почитаема крестьянами. Ее и ныне можно встретить в каждом доме.

Предки рассказывали житие о нем, примерно так: родился он около 280 года в г. Патаре. Его родители Феофан и Нона. Очень рано полюбил молиться и читать священные книги. Юношей посвящен в сан пресвитера. Через год избран архиепископом в г. Миры. Пережил в жизни гонения, тюрьму, богатство раздал бедным. Он был заступником всех обиженных, обвиненных. Он спасал утопающих в море, помогал нуждающимся и скорбящим. В 345- 351годы - его кончина, святые мощи сохранились нетленными и источали чудесное миро.
У русских своя легенда удвоенного уважения святого, о том как он помог мужику вытащить воз из грязи, за это Бог повелел праздновать ему дважды в год. Он для народа - второй после Бога заступник. Говорили: «Попроси Николу, а он Спаса попросит». Много рассказов сложено о доброте святого Николая к мужику. Народ верил, что на свой день Николай спускается с небес на землю, обходит заснеженные поля, гонит с них всю нечесть и злых духов.

С 19 февраля устанавливались морозы - никольские. Устраивали братчину всей деревней - за общий счет варили пиво и все его выпивали. Пекли пироги, освящали в церкви жаренных петухов, баранов, караваи хлеба. Справляли народный праздник широко.

В русской жизни везде встречаемся со святым Николаем. Его кротость, всеединство добродетелей, всепобеждающая благодать созвучны русской душе. «Нет за нас поборника окромя Николы» - так точно выражается православный люд.

Одной из последних икон в нашей экспозиции стал образ Богоматери «Троеручицы». Принесла ее Мерзликина Лена, когда- то она принадлежала ее прабабушке Химе Ивановне. Икона в виде фото, наклеенного на деревянную доску. Образ очень ветхий. Он редко встречается в быту крестьян. Данный образ люди использовали для лечения увечий или болезни рук.


Преданье образа таково: преподобный Иоанн Дамаскин со слезами молился перед иконою Божией Матери, чтобы рука его, отсеченная по повелению правителя г. Дамаска за клевету на святого, вновь приросла к суставу.

В минуты сна он был удостоин явления Божией Матери, а после пробуждения увидел свою руку невредимой. Из чувства благодарности к Пресвятой Богородице преподобный Иоанн привесил к Ее иконе изображение своей руки из серебра; поэтому этот святой образ и именуется «Троеручица». Дни празднования: 11 июля, 25 июля.
Хотелось бы, чтобы количество экземпляров - образов постоянно пополнялось. Но сельчане не охотно расстаются с предметами старины, дорожат памятью о потомках. Дай Бог, чтобы и наше поколение так же свято чтили память о предках и чутко относились бы к их верованиям, быту, поверьям, традициям...
III. Заключение.

Авторская позиция.

Всего шесть образов было рассмотрено и исследовано, изучены их предания и происхождение .Но сколько нового для себя открыла, насколько обогатила я свой разум познанием из жизни святых людей и святых образов, с которыми православные мои предки общались с рождения и не мыслили своей жизни без них.

Сколько духовной чистоты, нравственности было в их поступках! Сколько придется нам и другим поколениям у них учиться! А учиться необходимо, ибо этого требует время, так как поколения духовно стали беднее и оттого не чувствуют себя счастливыми от материального благополучия. Поэтому следует обратиться к православию.

«Православие - это религия, в основе которой лежит любовь и победа над смертью. Посему христианин каждый день и год открывает новые возможности служения Богу и ближним с открытой душой и молящим сердцем», - говорил Алексий II.
Литература:


  1. Православные молитвы. - Кострома, 2001.

  2. Православие для всех. - Кострома, 2001.

  3. Православный календарь. - 1966 г.
  4. Иванова Л. Музей боевой славы «Память» как воспитательный центр. // «Воспитание школьников», N 10, 2001.

  5. Костомаров Н. И. О жизни, быте и нравах русского народа. - Москва: Просвещение, 1996.

  6. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. - Москва: «Владос», 1995.

  7. Русские пословицы и поговорки.

  8. Воспоминания Комаровой Н.А., Черноносовой Г.Н., Черноносовой А.Ф.