birmaga.ru
добавить свой файл

1




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

центр детско-юношеского туризма и экскурсий;

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 31

города Новочеркасска


КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЕТЕЙ

ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Искривление позвоночника.

Мониторинг искривления позвоночника школьников»

(направление исследовательской работы «Экология человека»)


Выполнила: Башук Евгения Андреевна

объединение «Greenland»

МОУ ДОД ЦДЮТ и Э,

учащаяся 8-а учащаяся 7-б класса, МОУ СОШ № 31

г. Новочеркасск, Ростовской обл.

дата рождения: 21.08.1995г.

адрес: 346413, г. Новочеркасск

ул. Визирова 14, кв. 38

телефон дом: (86352) 63514


Руководитель: Баштанник Наталья Евгеньевна,

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЦДЮТ и Э;

учитель биологии МОУ СОШ № 31

г. Новочеркасск



2008

АННОТАЦИЯ



Методика работы: Мониторинг искривления позвоночника, анкетирование. Главной целью моей работы являлось ознакомление с методами профилактики сколиоза. Задачи: познакомиться с медицинскими книгами по профилактике и лечению сколиоза у школьников, проанализировать причины нарушения осанки, формы и теории лечения этого распространённого заболевания.

Этапы работы: Наиболее полную информацию я нашла в книге «Сколиоз у детей», а дополнительную информацию и картинки в сети Интернет. В процессе работы над проектом я провела мониторинг учащихся школы № 31, проанализировала полученные данные, подготовила презентацию, а также разработала рекомендации по профилактике и реабилитации сколиоза. Выводы: По данным моего мониторинга улучшения состояния за 4 года не произошло; ухудшение наблюдается у троих и стабильное состояние у 10 учащихся. Итак, возможность реабилитировать ребят со сколиозом существует, но при соблюдении определенных правил:


Объем работы - 15 листов; в практической части – данные мониторинга; в списке используемой литературы указано 9 печатных источников и 4 ссылки на Интернет - страницы. В работе 1 приложение, в котором рассматриваются рекомендации по реабилитации сколиоза.

Содержание страница

I.1. Обоснование выбора.

3

I.2. Цель работы.

3

I.3. Задачи работы.

3

I.4. Этапы работы.

3

II.1. Введение.

3

II.2. Причины возникновения сколиозов.

4

II.3. Классификация сколиозов

6

II.4. Кифоз.

6

II.5. Лордоз.

7

III. Практическая часть.




III.1. Мониторинг сколиоза учащихся школы № 31.

7

III.2.Частота заболевания

8

III.3. Развитие болезни

8

III.4.Обследование

10

IV. Заключение.


11

V. Вывод.

12

VI. Используемая литература.

12

VII. Приложения.

13


I.1. Обоснование выбора

Я выбрала эту тему, потому что в школе на уроке анатомии мы изучали тему «Осанка». У моей сестры с рождения стоит диагноз «Врожденный поясничный сколиоз». Я решила узнать:

- Что такое осанка и каковы её нарушения?

- Как можно определить искривление позвоночника?

- Чем сколиоз опасен для человека?

- Какова профилактика сколиоза?

- Есть ли реабилитация сколиоза?

I.2. Цели работы

Познакомиться с методами профилактики сколиоза.



I.3. Задачи работы

  • Ознакомление с медицинскими книгами по профилактике и лечению сколиоза у школьников;

  • анализ и причины нарушения осанки, формы и теории лечения этого распространённого заболевания.

I.4. Этапы работы

  1. Я изучила медицинскую литературу.

  2. Проанализировала собранную информацию

  3. Проконсультировалась с учителем 3 класса Соломаха Еленой Валерьевной, учителем по физической культуре Мороз Еленой Алексеевной, с учителем анатомии, побеседовала с родителями.

  4. Выработала рекомендации на тему «Предупреждение искривления позвоночника» для учащихся и педагогов школы.



II.1. Введение

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки. При правильной осанке – спина прямая, голова слегка откинута назад, плечи расправлены, живот втянут.

Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к неравномерному распределению нагрузок на отдельные позвонки. В этом случае с возрастом развивается болезнь – сколиоз.

Сколиоз известен людям издавна. Но, несмотря на это, многое в его происхождении (этиологии) и развитии (патогенезе) еще остается неясным.

К сожалению, нет единого взгляда на методы лечения. На этом фоне сколиоз поражает все новые и новые цели. Не случайно за ним закрепилась мрачная репутация «креста ортопедии».

Позвоночник – это «древо жизни», «стержень человеческого тела», хранилище спинного мозга. Нервные корешки, воспринимающие внешнюю и внутреннюю информацию, а также передающие команды от Центральной Нервной Системы к мышцам и железам, входят и выходят через отверстия, образуемыми двумя смежными позвонками. Становится понятным, что, если позвонки изменяют свое взаиморасположение, это влечет за собой изменение просвета вышеуказанного отверстия, а уже это, в свою очередь, ведет к передавливанию нервного корешка, выходящего через межпозвонковое отверстие.

Следует помнить, что каждый такой нервный корешок обеспечивает тот или иной орган, участок тела. Таким образом, простое изменение межпозвонковых взаимоотношений может вести к самой разнообразной патологии.

Не зря в древних китайских текстах говорится: «Когда болезней много – болезнь одна, это болезнь позвоночника». Авторитет в области ортопедии А. Гриценко является автором не менее важного изречения, получившего статус формулы: «Сколиоз – отец всех болезней».


II.2. Причины возникновения сколиозов

В разных учебных пособиях даются различные определения сколиозу. Однако, взяв самое важное у каждого из них, можно составить полное, развернутое определение:



Сколиоз – заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвонков (скручиванием их в процессе роста), обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и околопозвоночных тканях, т.е. костной, нервной, мышечной, соединительной, и ведущее к нарушениям функций органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам грудной клетки, а также к косметическим дефектам.

Наиболее часто встречаются: Врожденный сколиоз; Паралитический сколиоз; Диспластический сколиоз; Рахитический сколиоз; Идиопатический сколиоз.



Врожденный сколиоз – результат аномалий развития позвоночника. Выявляется на первом году жизни. Характерны медленное прогрессирование, образование искривлений на небольшом участке.

Паралитический сколиоз – развивается как последствие полиомиелита – инфекционного поражения спинного мозга и периферической нервной системы; миопатии, остеохондроза и других болезней, приводящих к функциональной несостоятельности мышц туловища. Появляется на первом году восстановительного периода после перенесенного заболевания. Прогрессирование быстрое.

Диспластический сколиоз – возникает в результате дисплазии пояснично-крестцового отдела позвоночника. Деформация обнаруживается у детей в 8 – 10 лет и имеет тенденцию к прогрессированию, вследствие чего происходит тяжелое обезображивание грудной клетки.

Рахитический сколиоз – боковая деформация позвоночника, наиболее распространен, составляет до 50% от всех сколиозов. Под влиянием нагрузки при рахите усиливается физиологическая кривизна грудного отдела позвоночника (кифоз) и поясничного (лордоз). Рахиту присуща мышечная слабость, что приводит при неправильном ортопедическом режиме (ношение тяжелого портфеля, неправильное сидение, неправильная осанка и т. д.). Чаще всего возникает искривление позвоночника с выпуклостью влево. Обнаруживается при рахите на втором – третьем году жизни ребенка и быстро прогрессирует.


Идиопатический сколиоз – искривление позвоночника вследствие невыясненных обстоятельств. Выражается в постепенном искривлении позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях и торсии. Развивается в возрасте 7 – 10 лет, чаще у девочек. Разделяется на 4 степени тяжести.

При 1 степени определяется слабость мышц спины, асимметрии надплечий и лопаток, боковое искривление позвоночника (преимущественно вправо в грудном отделе и влево – в поясничном).

При 2 и 3 степени углы лопаток расположены асимметрично, появляется выраженное боковое искривление позвоночника с наличием реберного горба. Обнаруживается асимметрия надплечий, причем плоскость их не совпадает с плоскостью таза. Рост позвоночника задерживается.

При 4 степени сколиоза рост туловища в длину прекращается. Все туловище смещается в сторону основной дуги искривления позвоночника, грудная клетка резко деформируется, что приводит к смещению внутренних органов.

В чем же причина возникновения сколиоза у детей? Почему одни дети страдают этим недугом, а другие – нет? Что влияет на предрасположенность к этому заболеванию?

Существует несколько теорий на этот счет:



  1. нарушение роста позвоночника;

  2. наличие общего болезненного фона организма;

  3. статико-динамичекие нарушения функции позвоночника.

II.3. Классификация сколиозов

В зависимости от того, в какую сторону искривлен позвоночник, сколиозы подразделяются на: правосторонние, левосторонние, С-образные, S- образные.

От вида отклонения дуги сколиозы могут быть: простыми и сложными.

По протяженности сколиозы делятся на тотальные и частичные.

По уровню поражения позвоночника:

Верхнегрудной сколиоз – искривление на уровне 3 – 4 грудных позвонков;

Грудной сколиоз – искривление на уровне 8 – 9 грудных позвонков;

Грудопоясничный сколиоз – искривление на уровне 11 – 12 грудных и 1-го поясничного позвонков;


Комбинированный сколиоз – искривление одновременно на уровне 8 – 9 грудных и 2 – 3 поясничных позвонков.

Степень заболеваемости устанавливается на основании анализа рентгенограммы с определением угла искривления:



1 степень – угол искривления до 10 градусов, позвоночный столб напоминает букву С;

2 степень – угол искривления от 11 до 30 градусов, отличается появлением дуги искривления, позвоночный столб приобретает форму буквы S, выделяются реберные выпячивания, мышечный валик;

3 степень – угол искривления от 31 до 50 градусов, позвоночный столб имеет не менее двух искривлений, грудная клетка деформируется; со стороны внутренних органов наблюдаются различные нарушения и неврологические расстройства.

4 степень – угол искривления свыше 50 градусов, особо тяжелое заболевание, отчетливо выражены передний и задний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, клинические проявления функциональных нарушений органов грудной клетки и нервной системы, общим ухудшением состояния организма.

II.4. Кифотическая спина.

Кифоз- это искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью назад.

Значительно выражен изгиб грудного отдела позвоночника назад, в то время, как лордоз в шейном и поясничном отделах позвоночника остаётся нормальным или почти нормальным. Угол наклона таза остаётся в пределах нормы.



  1. Первичный - возникает в течение длительного времени в результате привычной порочной позы.

  2. Рахитический – как следствие перенесённого рахита.

  3. Юношеский - в возрасте 15-17 лет у ослабленных подростков, не занимающихся физкультурой.

  4. Травматический – вследствие травмы или при воспалительных и дистрофических заболеваний позвоночника.

Задачи:

При коррекции кифоза нужно использовать упражнения, направленные на растягивание грудных мышц, укреплении мышц спины и брюшного пресса, на улучшение обменных процессов в них, восстановление нарушений функции дыхания и кровообращения.


II.5. Лотдотическая спина.

Лордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперёд, по преимуществу в поясничном отделе, шейный лордоз встречается очень редко.

Характеризуется увеличенным против нормы изгибом поясничной части позвоночника вперёд, вследствие чего живот выпячивается вперёд, мышцы его растягиваются, а мышцы поясницы укорачиваются. При лордозах часто наблюдается опущение внутренних органов нарушение кровообращения малого таза.

Лордоз обычно возникает у физически ослабленных детей.

Задачи:

При коррекции лордоза нужно использовать упражнения, направленные на укрепление и укорочения мышц живота и задней поверхности бёдер, растяжение поясничных мышц и мышц передней поверхности бёдер.



III. Практическая часть.

III.1. Мониторинг сколиоза учащихся школы № 31.

Я провела исследования детсадовцев д/с №62.Они 90% идут обучаться в школу №31 и я провела мониторинг за 4 года.

Я обратилась за помощью к учителю 3 класса Соломахе Елене Валерьевне и попросила у неё данные об искривлении позвоночника, затем опросила всех детей, в каком детском саду они находились до школы?

47% воспитывались в д/с № 62. Я обратилась в детский сад № 62 – это детский сад для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - за информацией по этим детям в медицинский кабинет и узнала, что эти ребята были в двух группах, проанализировала карты здоровья этих групп.



  1. Левосторонний сколиоз- 7 человек.

  2. Правосторонний сколиоз- 1 человек.

  3. S- образный сколиоз- 3 человека.

  4. Сколиоз грудного отдела- 2 человека.

III.2. Частота заболевания.

Насколько же велика вероятность возникновения сколиоза?

Во-первых, опасность заболевания сколиоза существует;

Во-вторых, она довольно велика.

По разным данным сколиозом страдают дети от 5 до15% в возрасте до 15 лет.

Чаще болеют девочки (соотношение с мальчиками 6 : 1), что объясняется их недостаточным физическим развитием в связи с меньшей двигательной активностью.

Наиболее часто сколиотическая болезнь впервые проявляется в возрасте 7 – 11 лет.

III.3. Развитие болезни

Следует отметить, что наибольшая уязвимость позвоночного столба наблюдается в период вторичного вытяжения (предпубертатный период) в возрасте 11 – 15 лет. Именно в это время происходит интенсивный рост скелета, усиленное окостенение позвонков. Развитие мышечной системы при этом несколько запаздывает. При таком несоответствии изменяются условия статической нагрузки на зоны роста позвонков и дисков. Нарушается обмен веществ в соединительной ткани опорно-двигательного аппарата.

Необходимо постоянно помнить, что боковое искривление позвоночника при сколиозе сопровождается поворотом позвонков вокруг вертикальной оси и клиновидной деформацией их тел, а также дисков.

По мере прогрессирования заболевания и увеличении бокового искривления позвоночника происходит искривление его и в переднезаднем направлении, т.е. формируется кифосколиоз или лордосколиоз. При этом параллельно деформируются грудная клетка и ребра, что, в свою очередь, вызывает изменение мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища.

Участие мышц в развитии (патогенезе) сколиоза очень серьезное. Как известно, простая ходьба сопровождается сложными движениями позвоночника в переднезаднем и боковых направлениях, а также вращением относительно таза до 3 градусов. При этом задействуются большое количество мышц спины, ягодиц, живота и боковых поверхностей туловища. Нормальное состояние организма предусматривает симметричное участие мышц. Даже при небольшой ассиметрии в напряжении мышц, связанной с удержанием тяжести в одной руке, вынужденном положении тела при нерациональном освещении или использование мебели, несоответствующей росту ребенка, отмечается напряженность мышц на выпуклой стороне искривления. Это приводит к их перерастяжению и ослаблению, а на вогнутой стороне – к их спазмированию и укорочению. Все эти изменения ведут к тяжелым анатомическим и функциональным нарушениям внутренних органов целых систем организма ребенка. Развивается сколиотическая болезнь.

Каково же будет течение сколиоза? Быстро или медленно он будет прогрессировать? Что влияет на скорость его течения?

Итак:


  • Прогноз течения сколиоза тем хуже, чем раньше по возрасту он появился.
  • Наиболее худший прогноз у верхнегрудного, грудного комбинированного сколиоза.


  • Самый опасный возраст для течения сколиоза – подростковый (пубертатный) период, отличающийся бурным ростом скелета.

Чтобы это продемонстрировать, приведу наглядные цифры: при отсутствии лечения и ортопедического режима скорость прогрессирования сколиоза увеличивается в 4 – 5 раз. Абсолютная величина роста ребенка на течение сколиоза не оказывает, решающую роль имеет скорость роста. С окончанием роста позвоночника прогрессирование сколиоза прекращается.

Завершение окостенения можно определить на рентгенограмме.

Выявленный в грудном возрасте сколиоз при правильном лечении может полностью исчезнуть к 12 годам.

Также неблагоприятно влияют на течение сколиоза частые заболевания, ведущие к ослаблению организма.

Опасность сколиоза проявляется в его осложнениях.

Самое главное из них – это косметический дефект, который виден невооруженным глазом. В 3 – 4 стадии даже одетый человек выглядит ассиметрично. Одно надплечье у него выше. Рука на стороне вогнутости кажется длиннее. Туловище отклонено сторону. Шея искривлена. Этот дефект является мощным психотравмирующим фактором.

Из внутренних органов в первую очередь страдает функция дыхательной системы, а затем и сердечно-сосудистой системы. Не менее серьезные анатомо-физиологические нарушения возникают в органах пищеварительной и мочевыводящей систем.

При сколиозе 4 степени рост туловища в длину прекращается. Все туловище смещается в сторону искривления позвоночника. Грудная клетка резко деформируется, что приводит к смещению внутренних органов.

При тяжелых формах кифосколиоза в патологический процесс вовлекается спинной мозг вследствие спинальных нарушений.

Таким образом, сколиоз – это не локальное искривление позвоночника, а общее тяжелое заболевание, вовлекающее в патологический процесс важнейшие системы и органы человеческого организма.


III. 4. Обследование

При исследовании позвоночника осмотр человека проводится спереди, сбоку, стоя и лежа на спине и животе. Осматриваемый человек должен быть максимально раздет. В помещении для этого должно быть тепло для исключения мышечного напряжения от холода.

При осмотре спереди в случае сколиоза отмечается ассиметрии сосков молочных желез, смещение пупка от средней линии. Костные выступы подвздошных костей располагаются на разных уровнях. Заметен неодинаковый уровень надплечий и различная длина их и ключиц. Кончики пальцев свободно опущенных рук находятся на разных уровнях по отношению к горизонтальной плоскости.

При осмотре сбоку определяют степень выраженности лордозов и кифозов.

Наибольшую информацию о состоянии позвоночника дает его осмотр сзади. Для больного сколиозом характерен небольшой наклон головы в сторону выпуклости дуги позвоночника в грудном отделе, таз смещен в противоположную сторону. Определяется различный уровень надплечий, ассиметричное расположение лопаток и отхождения одной из них от туловища («крыловидная лопатка»). Определяют ассиметрии треугольников талии, образованных линией ее и внутренней поверхностью свободно опущенной руки человека вдоль туловища. На стороне искривления треугольник талии глубже и выражен отчетливее. Отвес, опущенный от VII шейного позвонка (самого выступающего), может проходить над средней линией крестца или вне ее. В первом случае говорят о компенсированном сколиозе, во втором – о декомпенсированном. Для этого выступающие остистые отростки помечают цветным фломастером, чтобы легче определить их положение по отношению к средней линии спины. Место сколиоза определяют по вершине дуги (грудной, грудо-поясничный, поясничный), а направление – по стороне выпуклости (левосторонний, правосторонний). Выявление искривления позвоночника еще не является основанием для постановки сколиоза. Это можно определить при наличии торсии (скручивания позвоночного столба). Торсия позвоночника определяется при медленном наклоне туловища исследуемого с выпрямленными в суставах ногами на одном уровне и опущенными вниз расслабленными руками. При грудном сколиозе 2 – 3 степени определяется реберный горб. При грудо-поясничном и поясничном типах сколиоза определяется мышечный валик в поясничной области на стороне искривления около позвоночника.

В положении лежа на животе определяют степени коррекции первичных и компенсаторных дуг искривления.


Рентгенологические изменения.

Рентгенограмма позвоночника ребенка со сколиозом представляет интерес в первую очередь для врача. Однако и мне хочется иметь хотя бы приблизительное представление об основных изменениях, характерных для сколиоза и видимых на рентгенограмме.



Рентгенограмма позвоночника производится лежа и стоя. При проведении рентгенограммы позвоночника стоя надо строго следить за тем, чтобы упор ног был равномерным, чтобы результат исследования не был искажен. Рентгенограмма должна захватывать весь грудной и поясничный отделы. Рентгенологический контроль за эффективностью лечения не должен быть частым. Второе контрольное исследование проводится через год после первого установочного. Технические условия обследования должны быть одинаковыми. Соблюдение этого правила обязательны.

На прямой рентгенограмме тела позвонков, дужки и отростки видны в полубоковой или боковой проекции, тела имеют клиновидную форму. Высота тел позвонков на при этом меньше на вогнутой стороне сколиоза, чем на выпуклой. Для определения угла искривления используют методики Кобба и Фюргессона.


IV.Заключение

Итак, есть возможность реабилитировать ребят со сколиозом. Каким должно быть лечение? Будет лечение эффективно? Какова эффективность лечения?

Да! Но при соблюдении определенных правил:


  • начинать лечение сразу же, как только установлены первые признаки сколиоза или нарушения осанки;

  • лечение должно быть систематичным – ежедневные занятия нельзя заменить только лекарствами и уколами;

  • индивидуальный подход – есть одинаковые болезни, но нет одинаковых больных;

  • комплексность – включает в себя ортопедический режим, лечебную физкультуру, массаж, плавание и, если это необходимо, ношение корсета, в некоторых случаях оперативное вмешательство.
  • активное участие в лечении самого больного ребенка для предупреждения прогрессирования сколиоза; необходима постоянная волевая коррекция правильной осанки при стоянии и ходьбе;


  • наиболее эффективно консервативное лечение, проводимое в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом или в специально созданных группах лечебной физкультуры при обязательном участии инструктора ЛФК, массажиста и врача-ортопеда.

Эффективность лечения определяется по методике Станьяра, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для лиц с окончанием усиленного роста скелета. При этом определяют следующее:

Отсутствие прогрессирования деформации;

Прогрессирование;

Улучшение.

Например, по данным нашей школы (я исследовала 55 учащихся), при изучении результатов лечения сколиоза у 13 детей выявлено:

уменьшение искривления дуги позвоночника у 0 %;

стабилизация процесса у 10 детей;

прогрессирование у 3 детей.


V. Вывод

Работа над проектом принесла мне огромное удовольствие, хотя и огорчают некоторые факты, что в связи интенсивной нагрузкой в процессе учебы, а также с отсутствием в школе ЛФК, массажа ребята не получают должной реабилитации и их состояние только ухудшается.

Поэтому в ближайшее время хотела бы выпустить листовки. Большую часть разместить в кабинетах начальной школы. Хочу провести отдельные беседы с классными руководителями младших классов, а также рассказать детям о сколиозе. Я планирую выступить с докладом на одном из собраний учителей. Хочу разместить работу на сайте объединения Гринленд.
VI. Список используемой литературы:


  1. «Сколиоз у детей» (Ю.А.Чалов);

  2. Рентгенодиагностика заболеваний позвоночника. (И.Л. Тагер)- «Медицина»;

  3. Хирургическое обследование. (Ю. Хеггелин) - «Медицина»;

  4. Остеохондрозы позвоночника. (Г.С. Юмашев) - «Медицина»;

  5. Детская ортопедия. (М.В. Волков, В.Д. Дедова) - «Медицина»;
  6. Лечебная физическая культура у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. (И.Д. Ловейко) - «Медицина»


  7. Этюды о неудачниках //Журнал «Диалог», №4 2003г. (В. Смык);

  8. Лечите позвоночник… // «Вечерний Ростов» №32 2004г.

  9. «Физкультура и спорт».(С.Н. Попова).

Сайты:


  1. http://healthy-back.livejournal.com

  2. http://www.fiziolog.isu.ru/page_DSYS.htm
    http://www.anatomix.ru/anat/anat178.htm
    http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/imagepages/19072.htm

  3. http://community.livejournal.com

  4. http://www.skoliose-info-forum.

Приложение № 1


Рекомендации по реабилитации сколиоза.

При лечении необходимо главное:

- начинать лечение сразу же, как только установлены первые признаки сколиоза или нарушения осанки;

- лечение должно быть систематичным – ежедневные занятия нельзя заменить только лекарствами и уколами;

- индивидуальный подход – есть одинаковые болезни, но нет одинаковых больных;

- комплексность – включает в себя ортопедический режим, лечебную физкультуру, массаж, плавание и, если это необходимо, но­шение корсета, в некоторых случаях оперативное вмешательство.

- активное участие в лечении самого больного ребен­ка для предупреждения прогрессирования сколиоза; необходима постоянная волевая коррекция правиль­ной осанки при стоянии и ходьбе: плечи расправлены, слегка отведены назад, мышцы межлопаточной области напряжены, голова слегка откинута назад, живот под­тянут; несколько раз в день необходимо проверять осанку в исходном положении: ноги вместе, носки стоп слегка разведены, руки опущены, голова – прямо; выступающие точки пяток, икроножных мышц, яго­диц, лопаток и затылка должны лежать на одной вер­тикальной прямой, что проверяется путем стояния у ровной вертикальной стены с касанием ее вышеука­занными точками.

Оперативные методы лечения сколиоза у детей раз­работаны с участием многих авторитетных ученых, таких как Чаклин В. Д., Казьмин А. И., Цивьян Я. Л., Шулубко Л. И., Закревский Л. К. и другие. Одна­ко ни один из предложенных, методов оперативного лечения сколиоза не исправляет полностью деформа­ций и рассчитан лишь на уменьшение угла искривле­ния, а также на остановку прогрессироваиия деформаций. Поэтому организация служб по профилактике и проведению консервативных методов лечения ско­лиоза у детей различных возрастных групп приобрета­ет социальное значение.

Наиболее эффективно консервативное лечение, про­водимое в специальных школах-интернатах для детей со сколиозом или в специально созданных группах лечебной физкультуры при обязательном участии ин­структора ЛФК, массажиста и врача-ортопеда.


ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Больному сколиозом ребенку необходимо соблю­дать ортопедический режим. Други­ми словами, не травмируя психику ребенка, не изоли­руя его от детского коллектива, необходимо в то же время создать ему особые условия жизни, направлен­ные на предотвращение прогрессирования заболевания. Надо учитывать, что статическими моментами, спо­собствующими неравномерной нагрузке на позвоноч­ник на фоне ослабленной мускулатуры, является дли­тельное сидение за партой или пианино. При слабой мускулатуре ребенку трудно удержать правильную осанку, он облегчает сидение наклоном в одну сторо­ну, а это ведет к неравномерной нагрузке грудных и поясничных позвонков. Таким образом, вырабатыва­ется неправильная привычка (стереотип) удерживать тело и развивается сколиоз. Больной сколиозом ребенок не должен носить порт­фель в одной и той же руке, особенно на стороне во­гнутости. Еще лучше обеспечить его заплечным школь­ным ранцем.

Необходимо правильное освещение его рабочего места.

Выбор места для ребенка, в классе также должен производиться с учетом искривления его позвоночника. В расчет берется высота парты и расположение ее по отношению к классной доске.

При нарушении остроты зрения, его коррекция яв­ляется обязательным мероприятием.

Постель у больного должна быть ровной и доста­точно жесткой.

Выбирая вид спорта, следует иметь в виду, что детям, больным сколиозом, противопоказаны прыж­ки, чрезмерно увеличивающие гибкость упражнения (акробатика, художественная гимнастика), а так­же упражнения с выраженным силовым напряжени­ем (тяжелая атлетика), чистый вис, чрезмерно рас­тягивающий позвоночник. Рекомендуются: зимой - ходьба на лыжах по ровной местности, а летом - игра с мячом (элементы волейбола, баскетбола). Необходи­ма общеукрепляющая гимнастика. Бесспорно, полез­но плавание брассом, о чем мы подробно расскажем в дальнейшем.

ГИМНАСТИКА

Лечебная физкультура занимает ведущее место в комплексном лечении сколиоза. Дело в том, что физические упражнения оказывают многоплановое воздействие на больной организм. Они оказывают ста­билизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиваться корригиру­ющего воздействия на деформацию, улучшить осан­ку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляю­щий эффект.

Однако, лечебную физкультуру следует назначать очень осторожно и строго индивидуально.


ПЛАВАНИЕ

В качестве одного из составляющих элементов комплексного лечения сколиоза применяют лечебное плавание. Плавание показано всем детям независимо от типа и степени сколиоза. Относительным противо­показанием является выраженная степень нестабиль­ности позвоночника. Лечебное плавание обеспечивает ес­тественную разгрузку позвоночника, тренирует мыш­цы, устраняет асимметричную работу мышц, создает условия для нормального роста тел позвонков, воспи­тывает правильную осанку.

Однако необходимо помнить, что не всякий вид плавания обладает лечебным воздействием на по­звоночник при сколиозе. Детям с этим заболевани­ем предпочтительным стилем плавания является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения. Та­кие стили как кроль или баттерфляй увеличивают мобильность, т. е. подвижность позвоночника и скру­чивание позвонков.

МАССАЖ

Говоря о роли массажа в лечении сколиоза, необходимо отметить следующие основные моменты:



Лечебный массаж показан детям при сколиозе всех типов и степеней.

Массаж применяется только в комплексе с други­ми методами лечения, ибо сам по себе он недостаточ­но эффективен. Лечебный массаж сочетают, по край­ней мере, с лечебной физкультурой.