birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 3 4

ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:


  • оценивать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;

  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;

  • создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • использовать информацию для принятия решений;

  • при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно:

• с неполными исходными данными, требующих принятия решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий;требующих поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях;


  • в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;

  • в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;

  • в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации, задающими порядок относительного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т. д.), причем как минимум одним из этих способов он должен расположить информацию самостоятельно;

  • в которых требуется представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков функций), рисунок, схема в виде графа (т.е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками или без), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений;

  • в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками);

  • предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.

Кроме того, умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Представленная ниже информация составлена по материалам примерных программ, а также по материалам кружков и факультативов.

Оценивать потребность в дополнительной информации

Русский язык. Работа с текстом с избыточным/недостающим содержанием.

Определять возможные источники информации и способы ее поиска. Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. Получать информацию из наблюдений, при общении


Русский язык. Соблюдение правил речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать разные вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного.

Сравнение различных способов передачи информации (рисунки, пиктограммы, иероглифы, буквы и т.д.).

Понимание и сравнение текстов, написанных разным стилем.

Накопление опыта поиска информации, соответствующей замыслу текста, в книгах, Интернете, у взрослых.



Литературное чтение. Выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку), объяснение назначения каталожной карточки, пользование каталогом.

Окружающий мир. Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.

Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.). Экскурсия по своему району или городу (путь домой). Экскурсия по своему району или городу (безопасное поведение на улице). Экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Экскурсии на одно из предприятий родного края с целью ознакомления с трудом людей.

Беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Беседы учеников с родными о поколениях в семье, родословной семьи. Беседы со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, об известных людях, обычаях, праздниках народов, населяющих край. Беседа — актуализация сведений, полученных учеником из источников массовой информации о родной стране.

Значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Извлечение (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных сведений. Работа с иллюстративным материалом.


Окружающий мир. Внеурочная проектная деятельность. Поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в том числе из школьной библиотеки, на видеокассетах, в электронных энциклопедиях, из рассказов взрослых, на экскурсиях (в природу, музеи, на предприятия), в Интернете.

Технология. Внеурочная деятельность. Применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, специальных поисковых систем. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы)

Литературное чтение. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Математика. Описание явлений и событий с использованием величин.

Сбор, обобщение и представление данных в табличном виде и с помощью диаграмм. Самостоятельный выбор подходящего вида диаграмм для отображения имеющейся информации.

Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Атрибутирование. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов и выявление разных значений признаков. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Определение общих признаков предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значений признаков у разных предметов из этого класса. Заполнение таблицы признаков для предметов из одного класса (в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков для одного из нескольких предметов). Определение признаков, значения которых изменяются при выполнении указываемых действий.


Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Выявление состава и структуры. Определение составных частей предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д. Построение одно- и двухуровневой схемы состава. Описание местонахождения предмета с помощью перечисления объектов, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Определение действий, относящихся как к предмету в целом, так и к его составным частям.

Окружающий мир. Различение предметов и выделение их признаков. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям

Русский язык. Групповая работа с толковым словарем, поиск в словаре нужного слова. Составление собственных толковых словариков, куда вносятся слова, значения которых ранее были неизвестны.

Коллективное составление словаря устаревших слов по материалам работы со сказками.

Группировка слов по тематическому признаку (слова, называющие транспорт, одежду, посуду, мебель, домашних и диких животных и т. д.).

Составление в алфавитном порядке списков (учеников, слов, названий книг, их авторов). Применение знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.



Математика. Составление числовых последовательностей, группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу. Сравнение и упорядочение величин по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости.
Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях

Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Классификация. Выделение групп однородных предметов среди приведенных и формулирование названий этих групп. Соотнесение общих названий и отдельных предметов. Формулирование разных общих названий отдельного предмета. Построение одно- и двухуровневых схем родовидовых отношений. Поиск общего в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).


Окружающий мир. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Сравнение и различение объектов живой и неживой природы. Сравнение погоды и климата. Сравнение хвойных и цветковых растений. Сравнение насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнение способов питания, размножения, обмена информацией животных. Сравнение и различение диких и домашних животных.

Установление связи между сменой дня и ночи, времен года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.


Создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)

Литературное чтение. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.

Определять тему своего будущего письменного высказывания, предъявлять проект замысла, определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотацию, сообщение).


Русский язык. Тренироваться в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накапливать опыт

уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.

Оценивать себя и товарищей в отношении правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

Соотносить текст и заголовок.

Писать письма, поздравительные открытки.

Составлять рассказ по теме или по сюжетным картинкам индивидуально, в паре или в группе.

Писать отзыв на увиденное, услышанное или прочитанное с интерпретацией и обобщением полученной информации или полученного впечатления.

Писать сочинения на заданную или самостоятельно выбранную тему с опорой и без опоры на данный план.

Создавать и оформлять «Сборник творческих работ» (собственных, группы, класса). Возможно ведение «Дневника впечатлений», издание классной газеты и пр.


Русский язык. Внеурочная деятельность. Факультатив. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников). Основной тон, смысловое ударение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной речи. Способы подготовки к устному высказыванию (в разных ситуациях общения).

Окружающий мир. Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов — одежда, макеты памятников архитектуры и др.

Подготовка небольших рассказов по иллюстрациям учебника, описание (реконструкция) важнейших изученных событий из истории Отечества.



Изобразительное искусство. Создание графических изображений на компьютере. Выполнение основных операций при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом.

Технология. Создание текстов и печатных публикаций на компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, простых схем, таблиц в публикации.

Технология. Внеурочная деятельность. Создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Выполнение основных операций при создании анимации. Прохождение этапов создания мультфильма.

Создание текстов и печатных публикаций на компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор

шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, схем, таблиц в публикации.

Создание электронных публикаций. Применение гиперссылок в публикациях. Использование звука, видео и анимации в электронных публикациях. Подготовка презентаций.

Использовать информацию для построения умозаключений

Литературное чтение. Внеурочная деятельность. Факультатив. Рассуждение, его смысловые части. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Несколько доказательств (аргументов в рассуждении). Цитата в рассуждении. Факты (научные, житейские, конкретные, обобщенные) в рассуждении. Вступление и заключение в рассуждении.

Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Высказывания. Логическая операция. Логический вывод. Построение сложных высказываний путем применения логических операций к более простым. Запись выводов в виде правил «если—то». Составление коротких цепочек правил «если — то» по заданной ситуации.
При работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий

Русский язык. Приобретение опыта клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сооб-щения).



Технология. Выполнение правил поведения в компьютерном классе. Знакомство с основными устройствами компьютера, компьютерными программами, рабочим столом. Работа с компьютерной мышью и клавиатурой. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Выполнение операций с файлами и папками (каталогами).

Создание рисунков на компьютере.

Создание текстов и печатных публикаций на компьютере.

Технология. Внеурочная деятельность. Создание рисунков на компьютере. Создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Создание текстов и печатных публикаций на компьютере.

Создание электронных публикаций. Применение гиперссылок в публикациях. Использование звука, видео и анимации в электронных публикациях. Подготовка презентаций.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Внеклассная проектная деятельность


Основные термины и принципы организации работы над проектами

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:


  1. направлены на достижение конкретных целей;

  2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  3. имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

  4. в определенной степени неповторимы и уникальны.


Цель работы над проектами в начальной школе : Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:


  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.

  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:


  1. Знакомство класса с темой.

  2. Выбор подтем (областей знания).

  3. Сбор информации.

  4. Выбор проектов.

Б. Работа над проектами.

б. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.



Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

•результатом:



  • поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т.д.);

  • мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

•числом детей:


  • индивидуальная деятельность (получаемый продукт —результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

  • работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т.д.);

  • коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т.д.);

  • продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

  • числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

  • набором и иерархией ролей;

  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

  • необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.



Примеры проектов в рамках курса «Математика»


следующая страница >>