birmaga.ru
добавить свой файл

1
Интонация реализуется в высказывании, которое является основной единицей коммуникации...

Поскольку высказывание ситуативно, то может быть использован тaкoй прием, как его соответствие или несоответствие ситуации. В высказывании всегда представлены основные функции языка, такие, как денотативная, коммуникативная и экспрессивная...

Ведущая роль интонации реализуется в выражении отношении говорящего к высказываемому в актуальном членении предложения…

Выполняя функции выражения коммуникативного типа высказывания и его смыслового членения, интонация одновременно используется как связующее и разделяющее средство, т. е. расчленяет высказывание и связывает его части между собой...

Интонация участвует как в организации высказывания, так и в оформлении коммуникативного типа высказывания, однако, се при этом необязательно дифференцирующая, она может служить лишь для отождествления высказывания. В случае, когда интонация определяет коммуникативный тип высказывания, ее единицы обладают функциональной доминантой, и можно сказать, что они имеют коммуникативную функцию…

Экспрессивную функцию языка и, в частности, экспрессивную функцию интонации обычно отождествляют с эмоциональной функцией.

Языковым феноменом, воплощающим экспрессивную фукнцию, является смысловое членение высказывания...

Наиболее существенную роль в выражении степени важности играет интонация. При этом интонация может действовать совместно с лексическими и синтаксическими моментами; однако в равной мере возможен случай, когда интонация является единственным индикатором распределения степени важности отрезков высказывания... Степень эмоциональной насыщенности высказывания зависит от контекста, в который оно помещено, или шире — от речевой ситуации...

Говорящий является одним из компонентов ситуации, и его интонация должна быть адекватна данной ситуации.

Как и у всякой единицы языка, у интонационных единиц, помимо тех функций, которые можно отождествить с их лингвистическим значением, есть три аспекта функционирования: отождествление, различение и структурирование. Единицы интонации, помимо коммуникативной и экспрессивной функций одновременно и совместно с ними выполняют структурирующую функцию, т. е. отделяют отроки высказывания друг от друга и связывают части высказывания в единое целое…

Варианты интонационных единиц могут выполнять и выполняют фоностилистическую функцию, т. е. функцию различения и отождествления стиля.

Торсуева И. Г. Интонация и смысл высказывания. М., 1979.С. 5—7.

Компоненты интонации выполняют в русской речи следующие основные функции: коммуникативную, смыслоразличительную (фонологическую), кульминативную (выделительную), синтезирующую (объединительную), делимитативную (разграничительную) и эмоционально-экспрессивную.

Наиболее общей функцией является коммуникативная: интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, как относительно самостоятельную коммуникативную единицу — в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими (чаще всего — императивная, или «звательная», мелодика), поддержанию контакта (восходящий тональный контур) указывает на незавершенность, необходимость продвижения высказывания либо диалога), сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет информативный его центр и т.д. С коммуникативной функцией связаны (как частное с общим) все остальные функции интонации.

Важнейшая функция интонации — смыслоразличительная. Интонация используется для различения смысла — или оттенков смысла высказывания...

Со смыслоразличительной связана кульминативная функция интонации.

Интонация выполняет синтезирующую функцию: с помощью интонации слова объединяются в синтагму, синтагмы в предложение, а слитные предложения —«сверхфрaзовoe единство, нередко равное по объему абзацу. Наиболее важную связующую роль играют синтагматическое и фразовое ударения и мелодика. Мелодика объединяет слова и синтагмы в предложение. Каждое предложение — единый тональный контур, единая мелодическая кривая.

Делимитативная функция интонации проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, сверхфразовые единства. Основными срествами разграничения элементов речевого потока являют пауза и мелодика, служащие для выражения оттенков смысла и синтаксического членения речи. Интонация может быть использована для выражения эмоционального состояния говорящего, а также для выражения отношения говорящего к содержанию речи и ее адресату (одобрения, насмешки и т.п.). Интонационное выражение отношения говорящего к сообщаемому или к адресату речи представляет собой проявление эмоционально-экспрессивной функции интонации.

В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих иных социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» — о возрасте, поле, о родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего социальном положении, эмоционально-оценочном отношении к собеседнику и т.п...

Многообразные функции интонации взаимосвязаны и взаимодействуют...

Перечисленные компоненты и функции речевой интонации универсальны, но их предпочтительная значимость, способы акустического выражения и характер взаимосвязи со смыслом, синтаксическим строем и ритмической организацией высказывания весьма многоаспектно варьируются: от языка к языку, от стилю и даже от индивида к индивиду.



Черемисина Н. В. Русская интонация: поэзия,

проза, разговорная речь. М., 1983. С. 13—17.

На современном уровне знаний об интонации, вероятно, есть основание выделить три ее функции: семантическую, синтаксическую, стилистическую...

В теоретических системах, оперирующих понятием «семантика интонации», едва ли имеет смысл специально говорить о семантической функции интонации. В самом деле, если установлено, что интонация обладает значением, то из этого положения непосредственно следует вывод, что функция интонации состоит в выражении значения (так как не может быть языковой единицы, имеющей значение, но не выражающей его). Однако термин «семантическая единица» иногда удобно употреблять в контекстах, где речь идет о роли таких асемантических единиц, как фонема, словесное ударение и т.п., имеющих «асемантические функции»...

Семантическую функцию интонации будем рассматривать как первичную, основную. Остальные функции интонации — синтаксическую и стилистическую — будем считать вторичными. Эти функции непосредственно не вытекают из семантики, они возникают при использовании интонационных средств для общения или даже для лингвистического анализа высказываний...

Синтаксической функцией интонации мы назовем ее использование в роли признака синтаксических единиц. На наш взгляд, эта функция — лингвистическая, а не языковая. Вряд ли наивный носитель языка занимается таким синтаксическим анализом речевого сигнала, какой проводится в рамках лингвистики. Более вероятно, что при порождении и восприятии речевого сигнала происходит определение границ мыслей, выяснение соотношения мыслей, волевых и эмоциональных моментов. ...Идея о синтаксической функции интонации, как правило, основана на предположении, что интонация входит в синтаксическую структуру предложения как ее обязательный компонент и, следовательно, является одним из синтаксических средств...

Стилистической функцией интонации мы назовем ее участие в создании определенных стилей речи. В отличие от синтаксической, стилистическая функция является языковой, так как носители языка сравнительно ярко чувствуют стилистические нормы, регулирующие употребление языковых средств в тех или иных обстоятельствах.

Проблема стилистических свойств интонации в литературе лишь упоминается, ее нельзя считать решенной даже частично...

На наш взгляд, при решении проблемы стилистической функции интонации в настоящее время целесообразно использовать понятие функционального стиля, детально разработанное в стилистике и хорошо отражающее различия использования языковых средств в разных ситуациях и с разными целями. Поскольку эти стили имеют в виду использование слов, их грамматических форм, сочетаний слов, будем называть подобные стили вербальными в отличие от интонационных стилей. Вопрос о том, существуют ли в сфере стилистического использования интонации экспрессивные, а также аналитические и синтетические стили, мы оставим открытым.



Цеплитис Л. К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974.С. 204—210.