birmaga.ru
добавить свой файл

1
Егорова Е.А.


учитель математики ГОУ СОШ №1192

Алексеева С.В.

учитель ИТ ГОУ СОШ № 1192

Интегрированный урок

по математике и информационной технологии

в 10 классе
Тема урока: «Касательная прямая»
Урок разработали учитель математики Егорова Е.А. и учитель информатики Алексеева С.В.
Технология: дифференцированная групповая работа, творческая деятельность.
Цель урока: решить математические задачи с помощью современных информационных технологий.


  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Касательная прямая».

  2. Закрепить навыки и умения работы учащихся в программах PowerPoint, Paint, Master Function.

  3. Развивать творческие способности учащихся.

  4. Воспитывать культуру общения учащихся при работе в группах.

  5. Формировать грамотную речь учащихся при ответе.

  6. Развивать аналитическое и критическое мышление.

  7. Развивать навыки трансляции имеющихся знаний в других областях.

  8. Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.


Задачи урока для учащихся:

  1. Обобщить изученный материал по теме – касательная прямая.

  2. Применить знания и умения работы на ПК для достижения поставленной задачи.

  3. Развивать умения групповой формы работы.

  4. Умение обосновывать и представлять выполненный материал.


Материалы и оборудование к уроку для учителя:

- раздаточный материал варианты заданий;

- мультимедийная презентация к уроку;

- электронная поддержка;

- ПК;

- мультимедийный проектор.

Материалы и оборудование к уроку для учащихся:

- раздаточный материал варианты заданий;

- электронная поддержка;

- задания и рекомендации в электронном виде;


- прикладные программы PowerPoint, Paint, Master Function;

- ПК;

- мультимедийный проектор.
Принцип формирования групп:

Дифференцированный подход на основе интересов учащихся 5-ть групп в каждой по 5-ть человек (формирование групп производится с учетом присутствия учащихся, наличия технического обеспечения, комфортности, дифференцированности и т.д. что характерно для каждого класса индивидуально).
Предварительная подготовка:

По математике (4 урока):


    1. Изучение темы «Касательная прямая» (определение, построение);

    2. Применение полученных знаний для решения дифференцированных заданий;

    3. Актуализация знаний по теме.

По информатике (4 урока):

1. Освоение среды программы Master Function и навыки работы в ней;

2. Закрепление навыков работы в программах Master Function, PowerPoint, Paint;

3. Актуализация навыков в подготовке и защите мультимедийных презентаций.

Технологическая карта урока




Этапы урока

Время

Форма работы

Электронная поддержка

Оборудование

1.

Орг.момент (приветствие, тема урока, цель урока, план урока)

3 мин




Мультимедийная презентация


ПК, мультимедийный проектор

с экраном

2.


Актуализация знаний:

по математике;

по ИТ.

13-15 мин

Фронтальный опрос

Мультимедийная презентация в виде слайдов по данной теме.

ПК, мультимедийный проектор

с экраном


3.

Практическая работа по индивидуальным заданиям

27-30 мин


Самостоятельная работа по группам

Задание в виде мультимедийной презентации, прикладные программы PowerPoint, Paint, Master Function.


ПК, раздаточный материал

4.

Перемена













5.

Оформление результатов работ в виде мультимедийных презентаций

10-15

мин

Самостоятельная работа по группам

Прикладные программы PowerPoint, Paint, Master Function.


ПК

6.

Представление и защита выполненной работы.

25-27 мин

Отчет групп

Мультимедийная презентация виде слайдов по данной теме.

ПК, мультимедийный проектор

с экраном


7.

Подведение итогов с выходом на рефлексию

3 мин

Оценка учителями деятельности учащихся

Прикладные программы PowerPoint, Paint, Word и пр.


ПК


ХОД УРОКА


  1. ОРГ. МОМЕНТ (учитель математики) (слайд № 1)



(учитель математики) Сообщение учащимся темы урока, цели, плана урока, которые показываются учителем информатики через мультимедийный проектор на экран (слайд № 2,3,4).



  1. Актуализация знаний (слайд № 5):



- по математике (слайд № 6) (учитель математики): прежде чем приступить к работе, необходимо вспомнить важные моменты, которые помогут вам выполнить практическую работу.



Учитель задает вопросы, дети отвечают на них при необходимости поясняют спорные вопросы. Затем правильный ответ учитель информатики выводит на экран при помощи мультимедийного проектора. Дети еще раз перечитывают самостоятельно правильный ответ на экране.

Что называется секущей прямой? Секущей к графику функции называется прямая, проходящая через две любые точки графика функции (слайд № 7).


Что называется касательной прямой? Касательная есть предельное положение секущей при (слайд № 7)



Чему равен угловой коэффициент k касательной?

(слайд № 8)


Как вычислить значение tga? Требуется рассмотреть прямоугольный треугольник. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника есть отношение противолежащего катета к прилежащему катету (слайд № 9).



Как определить знак углового коэффициента касательной, проведенной к графику функции? Знак углового коэффициента касательной зависит от градусной меры угла, образованного этой касательной прямой с осью абсцисс: если угол острый, то k>0; если угол тупой, то k<0; если угол равен нулю, то k = 0 (слайд № 10).



Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? , где a и b – катеты прямоугольного треугольника (слайд № 11).


Как вычислить площадь равнобедренного треугольника? , где а – основание треугольника, h – высота треугольника ( слайд № 12).




- по информационным технологиям (слайд № 13) (учитель информатики): как мы с вами уже знаем математики и информатика тесно связаны между собой. А предмет информационные технологии помогает нам при изучении любого предмета.



Какая из прикладных программ поможет нам сегодня в решении для достижения цели урока? Программа Master Function.(учитель математики выводит на экран при помощи мультимедийного проектора программу Master Function).

Как осуществить запуск программы Master Function? Открыть «Мои документы», папку «Алексеева С.В.», программу Master Function, папку «Касательная прямая» и выбрать нужный вариант (слайд №14).



Хочу обратить ваше внимание на содержание вашей папки, помимо заданий там находятся рекомендации для их выполнения, т.е. алгоритм выполнения каждого задания. Так же есть заготовка для оформления результатов выполненной работы в виде презентации. (слайд №15)



Следующий и немаловажный этап – ввод формул. Как правильно вводить математические выражения? Выражения записываются в скобках, знаки квадратного корня и модуля имеют свои обозначения (слайд №16).


Как обработать результаты выполненной работы? Нужно выполнить следующую цепочку действий: файл – сохранить изображение – внести необходимые дополнения и пояснения – создание презентации в РР (слайд №17).




Основные требования к презентации (слайд №18 с пояснениями).



Требования к защите (слайд №19 с пояснениями).



Желаем удачи (слайд №20 ).



  1. Выполнение практической работы (по мере необходимости помощь учителей).

  2. Защита выполненной работы

Учащиеся по очереди (своими мини-группами) представляют выполненные работы, оформленные в виде презентаций оформленные в редакторе PowerPoint, комментируя ход решения, с обоснованием выводов по работе

(защита проходит во время демонстрации презентации). Остальные учащиеся оценивают качество выполненной работы, как по математике, так и в сфере информационных технологий. При мере необходимости учителя задают наводящие вопросы.
Например:

Вариант 1

1. Представление группы.


2. Постановка вопроса, ход решения, комментарии и выводы по каждому заданию.














  1. Подведение итогов

Учителя математики и информационных технологий оценивают работы. Учащимся предоставлена возможность высказать свое мнение к работе каждой группы.

Рефлексия: используя любую прикладную программу выразите, пожалуйста, свое отношение к уроку и оцените свою деятельность.










Что касается этого урока, то он был просто великолепный! Все ребята старались и мы думаем, что сегодня урок прошёл на УРА!