birmaga.ru
добавить свой файл

1
Зеленый супермаркет


Утро, день, вечер, ночь… Наши дни пролетают друг за другом, и мы погружаемся в суету нашей жизни, порой не замечая самого главного. Мы не замечаем с кем мы ехали сейчас в транспорте, не заметили бегающих беспризорников, и еще много чего мы не замечаем. Мы превратились в эгоцентричное потребительское общество, во всех смыслах этого слова. Уже не заботит окружающая среда и ее состояние, столько мусора вокруг, свалки растут и растут, а ведь мы можем повлиять на сложившуюся ситуацию.

Вспомните, когда вы ходили в последний раз в супермаркет? А что вы с собой принесли оттуда? Доказано, что упаковка составляет до 70% объема бытового мусора. А ее основным источником в России являются предприятия розничной торговли. Зачастую внутренние стандарты магазинов не позволяют покупателям отказаться от излишней упаковки, что в конечном итоге приводит к росту свалок.

Российское отделение независимой международной природоохранной организации «Гринпис» реализует проект «Зеленый супермаркет». Его цель – добиться, чтобы крупные сети супермаркетов сократили излишнюю упаковку и внедрили систему переработки вторсырья.

Гринпис сравнивает крупнейшие в России предприятия розничной торговли с точки зрения их участия в решении проблемы отходов и объединяет их в рейтинг «Зеленый супермаркет». Количество баллов, полученных компанией в общем рейтинге, зависит от стремления сети уменьшить количество упаковки, передаваемой покупателю, и от возможности сдать обратно образовавшийся мусор.

Мы оцениваем каждый супермаркет по 20 различным критериям. В частности, мы учитываем: борется ли сеть с излишней упаковкой или пакует каждый лимончик в отдельный пакет; навязывает бесплатные пластиковые пакеты или приучает покупателей приносить с собой многоразовые сумки; принимает ли тару и упаковку на переработку; продает ли товары в экономичных упаковках большого объёма, и, наконец, дает ли покупателю возможность приносить свою тару для приобретения развесных товаров.


Каждый критерий имеет свое значение и приносит супермаркету определенное количество положительных или отрицательных баллов. Из совокупности баллов составляется общая оценка для каждой торговой сети.

Первая версия рейтинга была составлена на основе контрольных посещений магазинов торговых сетей сторонниками Гринпис. Для устранения возможных неточностей результаты проверки мы направили руководству сетей для комментариев. Вторая версия рейтинга составлена с помощью покупателей - люди по всей России отправились в супермаркеты и оценили их по критериям экологичности, которые составили эксперты Гринпис.

Составляя рейтинги «зеленых супермаркетов», Гринпис добивается, чтобы крупнейшие торговые сети страны разделили вместе со своими покупателями ответственность за рост городских свалок и сделали все возможное, чтобы снизить количество мусора, свозимого на полигоны.

Для этого торговым сетям предлагается стать «зеленым супермаркетом» и постепенно реализовать у себя в магазинах 20 рекомендаций. В том числе: отказаться от бесплатных пакетов, организовать в супермаркете раздельный сбор упаковки, отдавать предпочтение товарам без лишней обертки, поощрять покупателей, которые просят упаковать товары в свой пакет или контейнер, включить в ассортимент товары из вторсырья, продавать товары в упаковке большого объема.

К сожалению, государство устранилось от решения проблемы отходов. Чтобы не превратить страну в одну большую свалку, нужно, чтобы общество и бизнес объединились и взяли борьбу с мусором на себя.

«Сейчас супермаркеты — это место, где нам продают огромное количество отходов. А значит и начинать борьбу с мусором нужно именно с магазина. Мы считаем, что предприятия розничной торговли могут и должны не только сами участвовать в решении проблемы отходов, но также помогать нам, покупателям, бережнее относится к ресурсам планеты».

Мальцева Марина