birmaga.ru
добавить свой файл

1
Внеклассное занятие. Путешествие по родному краю «Астрахань и мы!»

Автор воспитатель: Маньшина Оксана Викторовна. СКОШИ № 5
Цели:


  • Прививать чувство любви к «Малой родине».

  • Развивать у учащихся навыки познавательной, творческой деятельности.

  • Воспитывать уважение к достижениям прошлого, умение ценить и сохранять созданное трудом

  • многих поколений.

  • Воспитывать патриотизм, толерантность.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


Педагог: Широко раскинула свои просторы наша страна. От границ вечных морозов и студеных вод Северного Ледовитого океана до высочайших южных гор. Нет в мире равной её по площади, и по природным богатствам. Величайшие реки мира несут по ней свои воды. Огромные лесные массивы украшают её.

Ребята, сегодня наше занятие называется Астрахань и мы. Нише занятие является продолжением тому, что вы уже узнали со мной и с Ольгой Петрововной. На наших занятиях, мы с вами знакомились с разными национальностями, которые проживают в нашей области. Вы узнали много нового о них, их быт, узнали, где и как жили народы, познакомились с разными национальными блюдами, узнали и национальные праздниках, послушали песни разных народов, так же познакомились с народными костюмами.

Место, где мы живем, наша Астраханская область, является она маленькой частичкой Россией. И хоть невелика она, называют ее жемчужиной Каспия, за ее  удивительную природу, за несметные богатства, хранящиеся в недрах, за ее честных и трудолюбивых людей. Наша страна состоит из множества таких областей, и каждая по своему интересна и тоже является жемчужиной. И если собрать их все, то получится, что вся наша страна удивительна, интересна и прекрасна.
Ребёнок.

О Астрахань, звонят колокола!

Звон улетает в синие просторы.

Огнём горят собора купола,

И белых стен зубчатые узоры.

 

Педагог: В Астраханском крае проживают много национальностей и народов. Назовите не которые из них?

(русские, казахи, татары, украинцы, чеченцы, азербайджанцы, калмыки, армяне, ногайцы, цыгане, аварцы, лакцы, даргинцы, белорусы, туркмены, корейцы, чуваши, турки, узбеки, евреи и т.д.)

Педагог: Правильно ребята, так уж сложилось исторически, что Астраханская область стала самым многонациональным краем. На территории области проживают представители более 130 национальностей, что делает наш край одним из самых многонациональных в Российской Федерации.
Ребята, а теперь посмотрите друг на друга! Скажите вы все одной национальности? (Нет)

Какой ты Руслан национальности? Татарин

Какой ты Рассул национальности? Аварец

Какой ты Сергей национальности? Русский

Какой ты Дина национальности? Казашка

Какой ты Нелля национальности? Метиска. Русская с казашкой.


И мы с вами сегодня поговорим о некоторых национальностях, так как они дольше всего проживают на территории нашей области, и именно они сыграли важную роль в истории Астрахани.
В 1240 году Монголы создали огромное государство, получившее название Золотая Орда, центром которой стал наш край, и здесь стала выявляться новая народность. Казахи вели кочевой образ жизни. Жилищем им служили юрты (которые разбирались). Казахи в основном занимались разведением скота: овец, верблюдов, лошадей. Первое упоминание об Астрахани, тогда Хаджи-Тархане, оставил в 1333 году арабский путешественник Ибн Баттуди. Именно в 1333 году Хаджи-Тархан являлась резиденцией Золотой Орды, город считался крупным торговым центром. С 1456 Астрахань стала столицей Астраханства, весьма слабым государством с преимущественно кочевым татарским населением. В 1556 году Иван Грозный присоединил Астраханское ханство к Россией. Астраханская губерния основана указам Петра I от 22 ноября 1717 году. В 1888 году население Астрахани возросло до 74 тыс. человек.

55430 православных, 8801 мусульман, 6222 армяно - григореан.

Ребята, но это старая Астрахань, а в современной Астрахани в 1990 году создано Казахское общество «Жалдастык» - возрождение казахской национальной культуры.

2005 году в Володарской районе в селе Алтынжар произошло открытие культурного комплекса им. Курмангазы, ставший ещё одним памятником казахстанско-российской дружбы.

Ребёнок.

«Наш композитор – чародей

С аула Алтынжар

Оставил нам души своей

Тепло и песни дар…

Край астраханский – дружбы стан

Согласии исток.

Поют Россия, Казахстан

И Запад, и Восток».
2009 году на территории города Астрахани был воздвигнут памятник им.Курмангазы.

В Харабалинском районе в с.Селитренном открыт древний город Сарай – бату. Его называют город – музей под открытым небом.

Археологические раскопки ведутся до сих пор.
Ребёнок.

Если ты не любишь песен сроду,

От тебя шарахаются в страхе

Даже к человеческому роду

Не причисли ли б тебя татары.
2 ноября 2008 года на территории Астрахани был открыт Армянский памятник Хачкар. Место расположение памятника было выбрано не случайно. На этом месте в 1706 году возвышался первый каменный армянский храм Успения Пресвятой Богоматери, рядом, с которым находилось армянское кладбище.

В 2010 году благодаря президенту Азербайджана Ильхам Идиеву и губернатору Александру Жилкину открылся в Астрахани памятник Гейдару Алиеву. Церемония была приурочена к намеченным трёхсторонним переговорам президентов России, Азербайджана и Армении.


Ребёнок.

Мы дети могучих Кавказких гор

Но краем Астраханским горды

Мир и дружба нам милее всего

Всем народам мы счастья желаем.
Педагог. А сейчас, давайте посмотрим, где и как жили эти народы! (слайды Юрта, русская изба, татарская изба, дом народов востока)

На столе у меня лежит конверт с названиями жилищ! Ваша задача определить, какому народу принадлежит то или иное жилище.


Ребята, а какие вы знаете национальные праздники?

Татары – Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, кА и сам народ. Кульминация праздника мандан – состязание в беге, прыжках, национальной борьбе – корэш, и конечно же конные скачки.

Русские – Масленица. Самый разгульный праздник. Праздник длиться целую неделю. Всю неделю люди ходят друг к другу в гости, кушают блины и другие угощения. А кульминацией праздника, бывает в последний день, когда народ собирается на площади, и сжигают масленицу. Тем самым дают дорогу Весне.


Казахи – Науры-с. Праздник равноденствия. Встреча весны с зимою. В домах пекутся пироги и сладости. Приглашаются гости. Это массовое гуляние, которое проходит на природе. Молодые ребята соревнуются в силе, ловкости.

Народы востокаКурбан – байран. В каждом доме рано утром режут барана. Этого барана раздают бедным. Дети ходят по домам и им дают сладости, а взрослым носовые Плотки и носки.

Ребята, на столе у меня лежат карточки с названиями праздников! Ваша задача определить, какому народу принадлежит тот или иной праздник.

Педагог: А сейчас, поиграем в игру: «Отгадай по первым ноткам». Ребятам предлагаются куплеты из разных песен, они должны отгадать, какой национальности они относятся.
Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним национальные блюда?

Татары – чак - чак

Русские – блины

Казахи – бешбармак

Народы востока – пахлава

Ребята, у меня лежат карточки с названиями национальных блюд! Какому народу принадлежит национальное блюдо.



Педагог: Ребята давайте посмотрим и рассмотрим национальные костюмы! (Слайды)
Ребята давайте посмотрим и рассмотрим национальные костюмы! (Слайды)

Татарский костюм – Для одежды татар характерен традиционный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений. Издавна Татры ценили мех диких зверей – черно-бурой лисицы, куницы, соболя, бобра. Наиболее древним видом обуви у татар были кожаные сапоги и туфли без ранта, напоминающие современные тапочки, причём обязательно с загнутыми вверх носами.

В женской одежде используются шерстяные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, женский головной убор в древности, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательнице. Девушки носили мягкие белые колпачки, а женщины по старше платки.


Русский костюм – используется с древних времён и до наших дней. Основная мужская одежда была сорочка или нижняя рубашка. Рубахи шили из хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Наличие ворота предполагает разрез посередине груди или с лево (косоворотка), с пуговицами или с завязками. Цвета рубах разные. Косоворотки подпоясывались льняным поясом.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой. Иногда расшивали жемчугом. Рубахи подпоясывались. Женщины поверх белой или красной рубашки одевали сарафан. Замужние женщины должны были всегда носить платок, а при выезде надевали кокошники. Девушки носили на голове венчик.


Костюм народов Кавказа – по его отделки и покрою можно определить, к какому народу принадлежит человек. Главным мужским нарядом была черкеска. Черкеска шилась из домотканого сукна. Она была не яркой. В основном это был естественный цвет шерсти – белый, чёрный, серый. Форма костюма подчёркивала атлетичность тела и подразумевала прямую осанку. Черкеску носили всегда за стёгнутой и подпоясана узким ременным поясом, на котором висел кинжал, иногда пистолет и шашка.

Казахский народный костюм – Комплекс мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – «кейлек» и безрукавка – «женциз камзол». Для изготовление женской одежды использовались хлопчато – бумажные, шёлковые ткани и бархат.

Мужской и женский головной убор отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный головной убор – «клпак» из тонкого войлока. Весной и осенью казахи насилии шапки – «борик», круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом.


Ребята, обратите внимание, на манекенах у вас весят несколько костюмов.

Каким народам принадлежат эти костюмы?

На столе у меня лежат карточки с названиями головных уборов! Ваша задача определить, какому народу принадлежит тот или иной головной убор.

Педагог: А какие национальные инструменты вы знаете? Давайте их рассмотрим на экране!

А теперь определите, какой национальности относиться тот или оной инструмент?
Проводиться игра: учащимся предлагаются карточки с названиями элементов национального быта – русского, казахского, татарского и народы востока.

Казахские – домбра и борик.

Русские – балалайка, кокошник.

Татарские - «Сабантуй», тюбетейка.

Народ востока – папаха, черкеска.

Условие игры: вызванные дети на доске выбирают карточки с элементами быта одной определённой национальности.


Педагог: А теперь ребята, с доски я уберу все названия, и мы с вами сделаем совместный плакат подсказку о том, что мы сегодня узнали на занятие.
Педагог: Ребята, мы с вами разной национальности, но живём в маленьком коллективе города Астрахани школы – интернат № 5

А как мы должны относиться с вами друг к другу?



Ответы детей. Внимательные, терпеливыми друг к другу, не обижать никого.

Педагог: А теперь обратите внимание на нашу книжную выставку. На ней собранны книги о разных национальностях населяющих нашу область. Вы можете из них узнать много нового, или то о чём мы сегодня ещё не сказали.
Детям предлагается анкета.


  1. Есть ли у тебя в классе друзья? Назови?

  2. Почему они тебе нравятся?

  3. Какой национальности они?

  4. Если в школе обидят твоего друга, как ты поступишь?

  5. Как ты будешь относиться к людям другой национальности7


Педагог: Так же посмотрите на нашу выставку национальных блюд. Здесь вы видите и чак – чак, бублики, похвалу и бешбармак. Давайте, мы с вами накроем чайный стол и дружной большой семьёй попьём чай и пригласим к столу наших гостей.
Всем приятного аппетита.