birmaga.ru
добавить свой файл

1

Смолка Л.В. МОУ «СОШ №2 г.Строитель»


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МОУ «СОШ №2 г. СТРОИТЕЛЬ»
Урок математики в 3 классе по системе Л. В. Занкова
Тема урока : «Понятие о производительности труда. Зависимость между производительностью труда, временем и объемом выполненной работы»
УМК (Программа И. И. Аргинской,

Учебник: Аргинская И. И., Ивановская Е. И.

Математика, 3 класс, с. 114)

Подготовила

Учитель начальных классов

Смолка Л. В.

г. Строитель, 2008
Тема урока: Понятие о производительности труда. Зависимость между производительностью труда, временем и объемом выполнения работы.
Цель урока: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость понятия «производительность труда»; рассмотреть взаимосвязь величин: производительность, время и объем работы.
Задачи урока:

- содействовать развитию у школьников умений, выделять главное при определении понятия «производительность труда»;

- организовывать деятельность учащихся по закреплению понятий: координатный луч; действие одной и разных ступеней (повторить порядок действий);

- создать условия для реализации метода взаимообучения;

- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

- воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Оборудование: карточки с заданиями для групп, чистые листы для творческой работы.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала.
План урока.

№ п/п

Узловые моменты урока

Формы и методы работы


Время

I

Мотивация

Беседа с учащимися

2/

II

Актуализация субъективного опыта учащихся

Устный счет. Работы в группах 1 состава (не меняя места). Взаимопроверка.

7/

III

Организация восприятия (целеполагание)

Проблемно-поисковым метод. Постановка цели урока. Работа в группах 2 состава.

3/

IV

Организация осмысления

Самостоятельная работа учащихся в сочетании с методом беседы.

5/




Физминутка.




2/

V


Первичная проверка понимания

Устранение пробелов в понимании. «Пчелиный улей». Обмен мнениями

5/

VI

Организация первичного закрепления

Составление взаимообратных задач. Работа в группах

7/




Физминутка




2/

VII

Самоконтроль и контроль


Конструирование способов выполнения задания. Задания с противоречивыми данными

5/

VII

Информация о домашнем задании

Разноуровневое домашнее задание.

2/

IX

Анализ. Подведение итогов урока

Рефлексивная позиционная дискуссия

3/

X

Рефлексия

«Незаконченные предложения»

2/



Ход урока.

  1. Организация класса. Мотивация.

- Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок?

- Что для этого нужно сделать?

- Как вы предпочтете работать? (В группах, в парах)

- Почему? (Легче и интересней)

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Устный счет.

  1. Найдите значение выражений. Какая пара «лишняя»?



15*3=45 16*4=64 8*7=56 29*3=87

68-23=45 80-16=64 35+21=56 80-3=77

I II

I. так как табличное умножение и сложение

II. так как результаты отличаются на 10.

Молодцы.

Задача.

Дети делали елочные украшения. Дима сделал 18 игрушек, Максим – 6, а Юля – 9.

- на какие вопросы вы ответите, выполнив следующие действия.

Работа в группах I состава (не меняя рабочего места)

I гр. II гр. III гр. IV гр.

18:9 18-6 18:6 18+6

9-6 9+6 18+9+6 18-9

- Во сколько раз Дима сделал больше, чем Юля?


- На сколько Максим сделал меньше?

- На сколько Дима сделал больше Максима?

- Сколько игрушек сделали Максим и Юля?

- Сколько всего игрушек сделали дети?

- Сколько игрушек сделали Дима и Максим?

- На сколько игрушек Юля сделала меньше?

- Все ли вопросы подходят к этому тексту задачи? (Нет, так как при постановке некоторых вопросов появляются избыточные данные).
III. Организация восприятия. Постановка проблемы.

Я предлагаю распределиться в группы II состава со сменой рабочего места.

Прочитайте задачи и проанализируйте их.

I группа. В Книге 120 страниц. Дима прочитал её за 6 дней. Сколько страниц читал Дима каждый день?

II группа. Артем за 10 дней прочитал 120 страниц. Сколько страниц он читал каждый день?

III группа. За сколько дней Настя прочитала книгу 120 страниц, если в 1 день она читала по 4 страницы.

Она читала по 4 страницы.

IV группа Мама Артема напечатала 120 страниц доклада за 3 дня. Какова её производительность?

- Вы готовы к обсуждению?

- Зачитайте свои задачи. Чем они похожи?

(одинаковый математический сюжет).

- Чем они отличаются (I, II, и IV одинаковые вопросы, но сформулированы по-разному).

- III задача – неизвестно время прочтения.

- Какое слово было новым? (Производительность.)

Давайте определим тему и цель нашего урока:

- Сегодня мы узнаем, что обозначает выражение «производительность труда».
IV. Организация осмысления:

- Как вы думаете, что такое производительность труда?

- Где в жизни вам встречается этот термин? (чаще употребляют взрослые)

- Когда мы можем говорить о производительности?

- Что при этом важно учитывать? (время работы). Какие единицы времени чаще всего используют? ( час, день, ночь, сутки, минуты)

Вывод:

Производительность труда – это объем работы, выполненный за единицу времени.
Физкультминутка.

Гимнастика для глаз «Цветовые пятна».

Составим треугольник из бабочек любого цвета. На счет раз, два, три, по часовой стрелке, фокусируем взгляд.

Составим ломаную из бабочек, на счет ведем глазками снизу – вверх и слева- направо. Закрыли глаза, открыли, посмотрели на улицу и сели.
V. Первичная проверка понимания «Пчелиный улей».

- В группах обсудите понятие «производительность труда», обменяйтесь мнениями и сформулируйте по 2 вопроса, которые вы бы хотели задать другой группе.

- Как влияет время на объем работы?

- как влияет производительность на объем работы?

- можно ли при определении производительности не учитывать объем работы?

Вывод:

Объем работы зависит от производительности труда и от времени работы.
VI. Организация первичного закрепления. Работа в парах.

Выполнение задания № 253.

- Прочитайте задачу.

- Что известно?

- Что требуется найти?

- Как удобно записать условие? (В таблице)





Производительность труда

Время работы

Объем работы

Автомат

? конфет на ? >

5 мин.

725 к.

Рабочий

? конфет

9 мин.

162 к.

Решение.


1). 725 : 5 = 145 (конф.) – производительность труда автомата.

2). 162 : 9 = 18 ( конф.) – производительность труда рабочего.

3). 145 – 18 = 127 (конф.) – больше производительность труда автомата.

Ответ: производительность труда автомата больше на 127 конфет.
Измените вопрос в задаче, и решите новые задачи.




Производительность труда

Время работы

Объем работы

Автомат

145

5 мин.

? к. на ? <

Рабочий

18

9 мин.

?к.


1). 145 * 5 = 725 (к.) – объем работы автомата.

2). 18 * 9 = 162 (к.)– объем работы рабочего.

3). 725– 162 = 563 (к.) – меньше объем работы рабочего.

Ответ: рабочий сделал на 563 конфеты меньше.





Производительность труда

Время работы

Объем работы

Автомат

145

? мин. на ? <

725

Рабочий

18

? мин.


162



1). 725 : 145 = 5 (мин) – работал автомат

2). 162 : 18 = 9 (мин) - работал рабочий

3). 9 – 5 = 4 (мин) – автомат работал меньше, чем рабочий.

Ответ: автомат работал на 4 минуты меньше
Вывод: чтобы найти производительность труда, нужно объем работы разделить на время.

Физкультминутка.

Точечный массаж ушей, лба, рук. Дыхательная гимнастика.

Напряжение мышц тела на 1, 2, 3, 4, 5, расслабление.

Спасибо, тихонечко сели на свои места.
VII. Самоконтроль и контроль.

Задание № 254

- Что такое «числовой луч»? Что он показывает? (наглядное изображение чисел относительно друг друга)

- Что такое единичный отрезок? (отрезок, длина которого принимается за единицу)

- Начертите числовой луч, с единичным отрезком 15 мм. Отметьте точки с координатами 4, 7, 5, 10, 3. обозначьте их латинскими буквами.

- Можно ли на данном луче отметить точки, соответствующие числам больше 10? Почему?

- Какой единичный отрезок должен быть? (5 мм, 1 см.)

- Начертите числовой луч с меркой 5 мм.

- Отметьте на нем точки, соответствующие числам больше 10, но меньше 20.
Задача.

Известно, что ТА больше ТУ, ТУ меньше ТЕ, ТЕ меньше ТА. Кто самый маленький?

- Как её лучше решить? (с помощью луча)

- Что должны помнить? (чем левее точка, тем меньше её значение)

0 ТУ ТЕ ТА
№ 255

- Сравните выражение, данные в п.1.

- Что у них общего? (это сложные выражения)

- Чем они отличаются?

- На какие группы можно разбить данные выражения?


I группа – сложные выражения с действиями первой ступени;

II группа – сложные выражения с действиями второй ступени.

- Какие правила выполнения арифметических действий вы знаете.

Выполняется решение примеров по рядам.

I, II и III. Первые решившие получают право проверки выставления оценок.

При одновременной результативность взаимопроверка.
VIII. Информация о домашнем задании.

№ 255 (П. 3, П. 4).

Составить выражения, в которых будут действия разных ступеней и решить их.

Придумать задачу для решения на числовом луче «Кто самый большой?».
IX. Анализ работы. Подведение итогов урока.

- Давайте подведем итог урока.

- Какие задачи мы ставили на сегодняшнем уроке? Достигли ли мы их?

- Как вы понимаете выражение «производительность труда»?

- С какими ещё величинами она связана? (объем и время работы)

- Что повторили? (числовой луч, действия I и II ступени).

- Как вы работали в группах?

- Какие моменты были наиболее интересны?

X. Рефлексия.

Закончите предложение:

Мне понравилось…

Мне бы хотелось…

Я чувствую…

Интересным было…

Трудным было…

Список используемой литературы:


  1. Аргинская И. И., Ивановская Е. И. Математика: Учебник для 3 класса. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература» - 2005 год.

  2. Аргринская И. И.

Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература» - 2005 год.

  1. Афонькин С. Ю.

Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. – СПб: Издательский дом «Литера», 2002 г.


  1. Т. М. Давыденко, Е. В. Танков.

Проектирование учебного занятия: Учебное пособие – Белгород. Издательство БЛГУ, 2002г.

5.Лавлинскова Е. Ю. Методика формирования навыка устного счета (По системе Л. В. Занкова) – Волгоград: «Панорама», 2006г.