birmaga.ru
добавить свой файл

1
О самостоятельных занятиях легкой атлетикой.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Обоснование эффективности легкой атлетики для совершенствования физической формы человека

2. Основные принципы организации самостоятельных занятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт – средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.

Основу физической активности человека составляют движения. Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой. Именно они способствуют положительному оздоровительному эффекту личности.

Заниматься легкой атлетикой может практически каждый. Для этого нужно иметь элементарные знания и представления о физических упражнениях. Однако недостаточные знания о порядке организации занятий, о режиме и безопасности могут привести к печальным последствиям и нанести организму непоправимый вред, травму.

Поэтому, целью нашей работы является изучение особенностей правильной организации самостоятельных занятий легкой атлетикой.

Объект исследования – процесс построения легкоатлетических занятий при самостоятельном изучении.

Предмет – комплекс занятий легкой атлетики.

Задачи:

- выявить особенности легкой атлетики как вида спорта;

- рассмотреть основные принципы организации самостоятельных занятий;

- сделать вывод об эффективности использования комплекса легкоатлетических занятий для совершенствования физической формы человека.


Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материал, использованный в ней, может быть применен как для дальнейшего изучения темы по легкой атлетике, так и для практического применения на занятиях по физической культуре.

1. Обоснование эффективности легкой атлетики для совершенствования физической формы человека

Все физические упражнения древние греки называли атлетикой и делили ее на «легкую» и «тяжелую». К легкой они относили бег, прыжки, метания, стрельбу из лука, плавание и некоторые другие упражнения, развивающие ловкость, быстроту, выносливость. Современная легкая атлетика раньше, чем в других странах, начала культивироваться в Англии[1].

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания. В то же время легкая атлетика является научно-педагогической дисциплиной. Она имеет свою теорию, рассматривающую вопросы техники, тактики, тренировки, обучения.

Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.

Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно-сосудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Легкая атлетика включает в себя 5 видов упражнений: ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборья. В каждом из этих видов имеются свои разновидности, варианты. Правилами соревнований определены дистанции и условия соревнований для мужчин, женщин, спортсменов различных возрастных групп. Основные легкоатлетические упражнения включаются в программу Олимпийских игр, национальных первенств, школьных спартакиад.[2]


Ходьба естественный способ передвижения человека. Спортивная ходьба отличается от обычной как большой скоростью, так и своеобразной техникой, обеспечивающей значительную быстроту и экономичность движений. При систематических занятиях спортивной ходьбой активизируется деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, вырабатывается выносливость, воспитываются такие ценные качества, как настойчивость, воля, упорство, умение переносить трудности, бороться с утомлением, неизбежно возникающим в процессе длительных соревнований.

Спортивная ходьба классифицируется в зависимости от места проведения соревнований (дорожка стадиона, дорога, шоссе). На стадионе скороходы соревнуются на дистанциях 3, 5, 10, 20, 50 км и в часовой ходьбе, а по шоссе на 15, 20, 25, 30, 50 км.[3]

Бег является основой, главным видом легкой атлетики. Обычно именно бег бывает центральной частью всех соревнований. Кроме того, бег входит составной частью во многие другие атлетические упражнения, такие, как прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья.

Бег, в зависимости от его характера, различно влияет на организм человека. Медленный длительный бег в парке или лесу (бег трусцой) имеет преимущественно гигиеническое, оздоровительное значение. Быстрый спринтерский бег способствует совершенствованию скоростно-силовых качеств, бег на средние и длинные дистанции – выносливости, барьерный бег – ловкости, способности к высокой координации движений.

Прыжки в легкой атлетике подразделяются по своему назначению – в длину и высоту. Они выполняются с места и с разбега. В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются преимущественно как средство тренировки и в качестве тестов для определения уровня физической подготовленности.

Прыжки способствуют развитию скоростно-силовых качеств, разностороннему физическому развитию человека. Они воспитывают ловкость и смелость, умение ориентироваться в пространстве и владеть своим телом.


Метания – это упражнения скоростно-силового характера, целью которых является перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние. Метания характеризуются мощными, кратковременными («взрывными») усилиями. Занятия метаниями развивают, прежде всего, силу, совершенствуют качества быстроты, ловкости, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот, вес, мяч с петлей. Со скачка проводится толкание ядра, камня, с разбега – копья, гранаты, мяча.

Многоборья состоят из нескольких видов легкой атлетики. Называют многоборья по количеству входящих в него видов (троеборье, пятиборье и т. д.). Обычно в многоборья входят и бег, и прыжки, и метания. Этим определяется то разностороннее влияние, которое оказывают занятия многоборьями на спортсмена.

Как мы видим, легкоатлетические упражнения несложны и доступны для каждого. Таким образом, самостоятельные занятия легкой атлетикой должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни любого человека. Они восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.

2. Основные принципы организации самостоятельных занятий

Самостоятельные занятия легкой атлетикой могут проводиться в любых условиях, в разное время и включать задания преподавателя-тренера или проводиться по самостоятельно составленной программе, индивидуальному плану. Установка на обязательное выполнение задания, развитие инициативы, самонаблюдения и анализа своей деятельности активизирует занимающихся.

Правила организации и гигиены самостоятельных занятий легкой атлетикой включают в себя, прежде всего, здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека. Рекомендуется также уметь пользоваться некоторыми восстанавливающими средствами, такими, как парная баня и массаж или самомассаж.


Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, на таких занятиях являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда и спортивный инвентарь должны соответствовать возможностям и возрасту занимающихся, а также погодным условиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.[4]

Рекомендуется занятия легкоатлетическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания - солнце, свежий воздух.

В целях безопасности самостоятельные занятия по легкой атлетике следует проводить с соблюдением следующих требований[5]:

- бег на стадионе проводить только в направлении против часовой стрелки;

- в качестве финишной ленточки использовать только легко рвущиеся ткани, шерстяные нитки. Использование капроновых, нейлоновых тканей и ниток запрещено;

- при групповом старте на короткие дистанции бежать следует только по своей дорожке. Дорожка должна выходить не менее чем на 15 м за финишную отметку;

- во избежание столкновений исключить резкие остановки во время бега;

- не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки;

- перед выполнением метания посмотреть, нет ли людей в секторе для метания;

- не оставлять без присмотра снаряды для метания;


- не стоять справа от метающего (при метании левой рукой – слева);

- не находиться в зоне броска;

- не подавать друг другу снаряд для метания броском;

- запрещается проводить одновременно занятия несовместимыми видами спорта (например, футбол и метание, футбол и бег).

Во всех видах легкой атлетики чаще всего встречаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочного аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, головки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного отдела позвоночника).

Прежде чем приступить к самостоятельным занятиям, необходимо выполнить следующие условия:

· тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

· правильно спланировать ход занятия и физические нагрузки;

· проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

· в жаркое время резино-битумные и синтетические дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить; в случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

· перед выполнением прыжков в длину необходимо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать причиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);

· надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с нескользкой подошвой;

· провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иногда наблюдается гравитационный шок – кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки после интенсивного бега.

Соблюдая несложные и необходимы правила при организации самостоятельных занятий, удастся избежать негативных последствий и травм, а значит повысить эффективность оздоровительного эффекта от легкоатлетических упражнений, то есть, приблизить к основной цели – совершенствование физической формы человека.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания.

Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.

Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.

Можно считать, что комплексные занятия по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.

Правила организации и гигиены самостоятельных занятий легкой атлетикой включают в себя прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998

2. Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002

3. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999.

4. Учебник тренера по легкой атлетике / Под ред. Л.С. Хоменкова. – Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1998.


5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.


[1] Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. О.В.Колодий, Б.М. Лутковский, В.В. Ухов. 1999. С. 15.
[2] Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 39.
[3] Там же. С. 40.
[4] Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998. С. 151.

[5] Легкая атлетика, Учебник для институтов физической культуры, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, 2 изд., М., 2002. С. 119.