birmaga.ru
добавить свой файл

1
ЖИДКОСТИ ДЛЯ АКПП, ГУР и ДРУГИХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Общие сведения:

Масла для автоматических коробок передач (ATF) наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидроусилителей рулей, являются очень специфическими продуктами. Если из двигателя слить моторное масло, то он запустится и некоторое время будет даже работать, а если же из автоматической коробки передач (АКПП) удалить рабочую жидкость, то она моментально станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов. К ATF предъявляются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, антиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, чем к нефтепродуктам для других агрегатов. Поскольку автоматические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор, планетарные механизмы, фрикционы, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутящий момент и обеспечивает фрикционное сцепление. Средняя температура масла в картере автоматической коробки передач составляет 80-90 0С, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150 0С.

Все основные свойства ATF в принципе похожи, разница по видам в вязкостных свойствах и коэффициенте трения, именно эти свойства и влияют на применимость ATF в АКПП различных конструкций

История возникновения, общие сведения:

Масло для автоматических трансмиссий, в отличие от обычных трансмиссионных масел, должно выполнять роль рабочей жидкости в гидросистеме управления, а также смазывать и отводить тепло от фрикционных элементов. Эти масла часто называют жидкостями для автоматических трансмиссий (ATF- Automatic Transmission Fluid).

Масла для автоматической коробки передач используются, в первую очередь, для передачи усилий. Старейшая спецификация General Motors была выпущена в 1949 году и называлась "Жидкость для автоматической трансмиссии, тип А". В 1957 году эта спецификация была пересмотрена и получила дополнительно приложение "А". Проверенные и одобренные масла имели обозначение ATF-Type A, AQ Nr. (AQ - Armour Qualification - независимый исследовательский центр, Nr - номер разрешения). Хотя эта спецификация не действует в компании General Motors уже начиная с 1967 года, масла этого типа применяются и сегодня (например, в компании Mercedes-Benz это предписанные эксплуатационные материалы для механических коробок передач и других случаев применения согласно листу 236.2). Общее обозначение таких масел: ATF TASA (TASA - тип А, суффикс А).

        В 1967 году компания General Motors перешла на тип В, маркируемый как "Dexron". Масла, одобренные General Motors, имеют пятизначный номер (например, B-11499).
        В 1973 году компания General Motors заменила спецификацию Dexron B на Dexron II; буква в номере масла была заменена на "D" (напр., D-22144). Эти масла для автоматических коробок передач в настоящее время не содержат в качестве уменьшающей износ присадки спермацетовое масло, получаемое из туш животных. Спермацетовое масло более недоступно, поскольку его производство запрещено законом о защите животных - ранее оно вырабатывалось с использованием одной из желез китов. На сегодняшний день в General Motors действительна спецификация Dexron III с разными буквенными индексами и Dexron IV (принципиально новая низковязкая ATF), разработанный под самые современные АКПП мощных автомобилей с учетом сокращения расхода топлива. .
        До 1959 года у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и ею применялась спецификация ATF Type A Suffix A фирмы General Motors.
        Начиная с 1959 года в компании Ford действует спецификация M2C33-A/B. Требования этой спецификации время от времени меняются. С 1961 года действовала спецификация M2C33-C/D, с 1967 года M2C33-F и с 1972 года - M2C33-G. Основное различие между спецификациями компаний Ford и General Motors заключается в разных фрикционных характеристиках масла. В то время как компания General Motors требует как можно более плавного переключения, Ford ставит на первое место скорость переключения.
        С внедрением в 1978 году автоматической коробки передач C-6 вышла новая спецификация M2C138-CJ. Требования к фрикционным характеристикам масла в этой спецификации приблизились к требованиям компании General Motors. С 1980 года Ford разрешил долив в трансмиссию масла Dexron II D.

        В 1981 году компания Ford выпустила коробку передач C-5. Масло согласно спецификации M2C138-CJ для этой коробки не подходило, и была выпущена новая спецификация -M2C166-H.


В настоящее время, в связи с многочисленными различиями в конструкции автоматических коробок передач иных фирм, появляются специализированные продукты, так или иначе адаптированные к техническим нововведениям. Такие продукты обозначаются не так, как универсальный Dexron, а как спецпродукт с соответствющим допуском или фирменным названием, например: Mitsubishi Diamant SP II, Honda ATF Z1, Nissan J и многие другие.

Для европейских производителей АКПП и поныне базовыми требованиями к трансмиссионным жидкостям являются требования стандарта Dexron II. Например, МВ. С появлением систем электронного управления коробкой передач появились дополнительные требования к жидкости: электронный блок управления коробкой Mercedes Benz (ради компактности и удобства) размещается непосредственно внутри АКПП и находится в постоянном контакте с ATF. Кроме того, АКПП, в связи с трудоемкостью ремонта и тонкостями в обслуживании стали фактически неремонтопригодными, часто, не имеющими даже отверстий для контроля уровня рабочей жидкости, жидкость стала заливаться на весь срок службы АКПП. Особо современные модели АКПП МВ с электронным управлением даже учитывают изменения вязкости ATF в зависимости от срока службы.

Так появились требования по совместимости используемой ATF с материалами, используемыми в производстве электронных блоков управления и особые требования по долговечности ATF, выраженные в MB Blatt 236.10, 236.12 и новейшие 236.14.