birmaga.ru
добавить свой файл

1


Домострой – энциклопедия жизни Древней Руси
Мельничук Лев Дмитриевич,

директор музея ГБОУ «СОШ №47 им. Д.С.Лихачева» г.Санкт-Петербург

Введение

Данная работа посвящена исследованию выдающегося памятника отечественной литературы и общественной мысли «Домострой». Велик круг вопросов, которые затрагиваются в этой книге, значительно её содержание. Мы же попытаемся рассмотреть его под таким углом - почему «Домострой» можно назвать энциклопедией жизни своего времени, каковы причины приведшие к созданию сочинения столь полно отразившего жизнь своего времени и в чём заключаются наиболее существенные, «корневые» черты жизни Руси своего времени по «Домострою». Ведь можно наверняка утверждать, что нет ни одной книги, которая столь полно как «Домострой» отразила бы самые существенные и разнообразны черты жизни своего времени. Поэтому не случайно и называют «Домострой» «поваренной книгой» русского быта».

В своё время эта книга был настольной книгой на Руси, её известность сейчас, хоть и не настолько, но тоже велика. Существует большая научная литература посвящённая ей, которая продолжает постоянно пополняться. Наша работа носит научно - обзорный характкр. Оригинальные тезисы здесь сочетаются с исследованиями ученых, затрагивавших данный вопрос и глубоко его изучивших.
Долгое время «Домострой» считался реакционным сочинением, но в двадцатом веке мнение ученых несколько изменилось. Крупейшие отечественные писатели и философы, посвятили взволнованные строки идеям, которые отстаиваются в «Домострое». Постепенно выявляется сколь много значительного и важного, созвучного нам содержится в этой книге. Сейчас «Домострой» часто переиздаётся и всё активнее входит в современную жизнь. В этом смысле, можно утверждать, что эта книга лишь отчасти устарела и продолжает нас волновать своими идеями и красивым, звучным языком.

Общее представление о «Домострое»

В этой части рассматриваются вопросы авторства и происхождения книги, её литературных протопипов и классифицируется содержание сочинения.



Авторство и происхождение


«ДОМОСТРОЙ» – анонимный памятник русской светской литературы эпохи позднего средневековья в котором затрагивается большой круг вопросов, связанный с религиозной и светской жизнью своего времени, определённый свод правил поведения зажиточного человека, которыми он должен был пользовааться в реальной жизни.

Точки зрения учёных по проблемам происхождения и авторства «Домостроя» расходятся.

Существует две полярных научных гипотезы. Так А.С.Орлов [ 10 ] считает, что текст Домостроя – результат коллективного творчества, начатого еще в пятнадцатом веке в Новгороде. А А. В. Михайлов [ 9 ] относит авторство Домостроя к сподвижнику Ивана Грозному, протопопу Благовещенского монастыря в Москве, выдающемуся религиозному и общественному деятелю шетснадцатого века Сильвестру.

Более новая редакция «Домостроя» была составлена игуменом Карионом (Истомином) в есмнадцатом веке. Эта редакция объединила несколько существовавших на тот момент вариантов «Домостроя».



Литературные прототипы

Жанр поучений или назиданий имеет огромную историю. Это и назидания и завещание воспитателей и отцов, правителей (византийских императоров Константина Багрянородного и Василия Первого. Сами по себе они носят очень различный характер. Можно привести очень много примеров и из европейских литератур. Так упомянем Поучение сыну отшельника в Бари (тринадцатый век), «Трактат об управлении князей» архиепископа Колонны (четырнадцатый век), «Рассуждение об управлении семьей» Пандольфини (пятнадцатый век); французское анонимное сочинение тринадцатого века «Совет отца своему сыну», наказ дочерям Жеффруа де Лату Ландри (четырнадцатый век), «Парижского хозяина» (пятнадцатый век) Существуют также «Книга учения христианского» Фомы Щитного (четырнадцатый век), «Совет отца сыну» Смиля Фляшки из Пардубиц (четырнадцатый век), «Краткое поучение молодому господину» Шимона Ломницкого (шестнадцатый век) чешского происхождения. Кроме того, у королей Испании была традиция создавать нравоучительные сочинения для своих детей. Их составили короли Дон - Санчо и инфант Дон - Хуан Мануэль. Кроме того и французский король Людовик Святой сделал назидание для своего сына. В своё время была известна Латинская книга Платины Кремонского», изданная во французском переводе в 1539 г. Но особенно богата «правилами жизни» итальянская литература шестнадцатого века. Такие книги составили Андреа Пикколомини, Андреа Вивис, Антонио делла Каза, Стефано Гвицци и Бальтазар Кастильоне.

Важно добавить, что непосредственным отечественным предшественником «Домостроя» было знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха.

Классификация содержания


В пятнадцатом - шестнадцатом веках просходил процесс становления централизованного русского госудаства. И задача «Домостроя» как раз и заключалась в том, чтобы способствовать созданию этой рационально - жёсткой системы управдения. Так выстраивалась эта значительная смысловая ось своего времени: Бог - Царь - Отец - Семья.

Поэтому и содержание этой книги можно разделить на религиозные, общественные, семейные и хозяйственные вопросы. В таком порядке мы и будем их расссматривать.

Итак, мы получили некоторое общее представление о «Домострое», его происхождении, авторстве. Также мы обратились к его непосредственным русским и европейским литературным предшественникам и структурировали содержание книги.

Религия

В религиозной и церковно-государственной сферах в это время происходили важнейшие сдвиги. Во - первых, только в шестнадцатом веке по - настоящему почти полностью на Руси исчезло язычество, оплотом которого были окраины Московского царства. Во - вторых, православие Руси впервые стало осознавать себя активной действующей силой. Наконец, тогда церковь теснее объединяется с государством: Иван Грозный был первым "помазанным" на правление великим князем.

И эти события запечатлелись в «Домострое», который, с другой стороны им и активно способствовал.

Огромное значение в «Домострое» занимают религиозные вопросы. Ими он и начинается.

Опираясь на традиционную православную веру, «Домострой» доводит основные церковные установления и обряды до ума каждого читателя. Сочинение начинается постулатами религиозного характера: как должен веровать христианин, каким образом принимать Святое Причастие и прикладываться к святыням, как почитать служителей культа, как совершать молитву, ходить в церковь, каким образом украшать дом иконами. Христианские догматы сочетаются с простыми советами, как обметать от пыли иконы, а рекомендации об обязательном соблюдении религиозных обрядов с требованиями определённого отношения к царю и «властителям».

«Домострой» начинается с описания наиважнейших догматов и установлений православия - упоминаются Христос, Богородица, Святая Троица. «Всякому христианину подобает знать, как по Боге жить в православной вере христианской. Прежде всего, всей душою, и всем помышлением, и всеми чувствами веруй искренней верой в Отца, и Сына, и Святого Духа — в Нераздельную Троицу.

В воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, веруй, родившую Его Мать Богородицей называй, и Кресту Христову с верой поклоняйся, ибо на нем всем людям спасение принес Господь. Иконам Христовым и Пречистой Его Матери, и Святых Небесных бесплотных Сил и всех святых честь с верой воздавай, как им самим, и с любовью в молитве все это выказывай, и поклоны клади, и к заступничеству их перед Богом призывай, а мощи святых благоговейно целуй и поклоняйся им.» [5]

Далее следовали многочисленные рекомендации по соблюдению церковного ритуала и религиозной жизни - как себя вести со служителями культа. «К святительскому чину всегда прибегай и должную честь воздавай им, и благословения и духовного поучения требуй от них, и припадай к ногам их, и во всем повинуйся им по Боге.» [ 5 ] Затем как себя вести в храме - «В церкви на службе стоять со страхом и в молчании молиться, а дома всегда петь повечерие, полунощницу и часы. А кто прибавит правила ради своего спасения, это в его воле, тогда и награда больше от Бога. А женам в церковь Божию ходить, когда могут, по желанию и советуясь с мужем. В церкви же никому ни с кем не беседовать, молча стоять и со вниманием слушать Божественное пение и чтение, не озираясь, ни к стене, ни к столпу не прислоняясь, и на посох не опираясь, с ноги на ногу не переступая; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечные горе». [ 5 ]

Далее показываются самые малейшие стороны православной религиозной жизни и обрядности. [ 5 ]

Итак, первостепенное, в прямом и переносном смыслах, значение в «Домострое» играют вопросы религиозной жизни. Всё более крепнущая православная религия выступает как основа основ всего строя жизни Древней Руси того времени.

Общественная жизнь

Не случайно между главами посвящёнными религии вклинивается глава в основном посвящённая власти царя.

«Царя бойся и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, и во всем повинуйся ему. Если земному царю правдой служишь и боишься его, научишься и Небесного Царя бояться: этот — временен, а Небесный — вечен и Судия нелицемерный, и воздаст каждому по делам его.» [ 5]

Переплетение власти Бога и царя имеет высокий смысл. Ведь именно в это время на Руси зарождается идея царя как «помазанника» Божьего. Особую дань отдал ей Иван Грозный.

Жёсткая иерархичность общества и регламентацмя поведения, которые отстаивает «Домострой» как раз и призваны структурировать всю жизнь крепнущего централизованного гоусдарства и укрепить мощь государственного механизма.

Итак, многие положения «Домостроя» и самый дух его призваны сособствовать укреплению молодого централизма русского государства. В том числе и ради этой цели создавался «Домострой».



Семья

Государство, церковь и семья образуют общность. Этому учит «Домострой». Государство строится на надежной основе — семье. Подобно тому и как во главе государства находится царь - государь, так и в семье государь – глава семьи — голова всему дому. Слово «государь» в обоих случаях употребляется в едином значении. На уровне семьи будто повторяется государственная монархическая система власти.

Глава дома, государь своего «семейного государства», призван думать не о себе одном, а обо всех членах семьи, даже о слугах дома. За них он ответственен перед Господом Богом и будет держать ответ в день Страшного суда. Обязанность и ответственность перед Богом, царём и всем обществом за устройство домашней жизни давали хозяину огромные права, он волен был наказывать, учить и карать.. Чтобы научить истинной жизни, он должен был держать всех домашних в строгой узде.

Именно высокая ответственность перед Богом за себя и свою семью даёт в первую очередь мужу и большие права среди родных и домочадцев. «Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по Боге ведет, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит, и он сам себя погубит в этом веке и в будущем, и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж о своем радеет спасении и жену и чад своих наставляет, также и слуг своих всякому страху Божию учит и законному христианскому жительству, как здесь написано, то он со всеми вместе в благоденствии и по-Божески жизнь свою проживет и милости Божией удостоится.» [ 5 ]

В случае неповиновения его воле глава семьи вправе был применить и физическое воздействие в отношении членов своей семьи. В этой связи очень важно отметить несколько моментов. Автор «Домостроя» неоднократно упоминает о физических наказаниях как вынужденной мере. Оно применяется, если не подействовало слово. Кроме того благ результат телесных мук - это душевное спасение - «человека страхом спасайте, поучая и наказывая, а то, рассудив, и телесно наказывайте». [ 5 ]

Жестокость отношений в семье о которой говорится в «Домострое», не выходила за рамки моральных норм средневековья и по - существу не отличалась от аналогичных назидательных сочинений европейских авторов.

«Любя же сына своего, учащай ему раны — и потом о нем возвеселишься. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди злых им похвалишься, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Не смейся, играя с ним в младенчестве его, при младенчестве его веселился, а вырастет — скорбеть будешь, и в будущем, как оскомина для души твоей. Так не дай ему воли в юности, но сокруши ему ребро, пока он растет, чтобы, возмужав, не провинился перед тобой и не стал тебе досаждением и болезнью души, и разорением дома, и погибелью имения, и укором соседей, и посмешищем перед врагами, и властям платежами, и злою досадой.» [ 5 ] Перед нами очень показательное для эпохи Средневековья понимание воспитания юного поколения, не знавшее понятия детства, когда на ребенка смотрели как на маленького взрослого и предъявляли к нему высокие требования, не делая скидок на возраст.

Большое место уделяет «Домострой» жене - подлинной хозяйке дома.

Особое место в иерархии семьи занимала государыня, жена домохозяина. Она должна была жить в страхе перед мужем, покоряться ему во всем, советоваться с ним. Но не следует абсолютизировать все рекомендации Домостроя, касающиеся супруги. Иначе может создаться мнение, что женщина не говорила ничего, кроме того, что ей велел муж, не выходила к гостям, не видела других людей, бывая в церкви или отдавая распоряжения по хозяйству, не веселилась, справляя праздники и или наблюдая скоморохов. На самом деле истинное положение жены это положение домоправительницы и опоры мужа в доме. Сферы деятельности хозяина и хозяйки различались: он создавал, она сберегала, на ее плечах лежала организация хранения припасов, работы и обучения слуг. Высоко мнение автора «Домостроя» о достойной жене. «Жена добрая — награда мужу, и благая милость тому, кто боится Бога. Ибо жена прибавляет чести мужу: первое, Божию заповедь сохранив, благословлена будет, а второе, хвалят ее и люди. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец мужу своему, если обрел муж жену свою добрую — только благо выносит из дома своего. Блажен такой жены муж, и лета свои исполняют они в добром мире. За жену добрую хвала мужу и честь.» [ 5 ]

Вместе с тем, нельзя понимать взаимоотношения мужа и семьи в эпоху Средневековья как отношения его однозначного доминирования. Ещё Жак Ле Гофф писал, что «индивид в средние века в первую очередь принадлежал семье. Большой семье, патриархальной или племенной. Под руководством своего главы она подавляла индивида, предписывала ему и собственность, и ответственность, и коллективные действия». [ 8, 262 ] Итак, власть мужа в семье неотделима от его зависимости и ответственности перед семьёй.

Подводя итоги главы, скажем что вопросы семьи занимали исключительное место в «Домострое». Благоустроенная семья связывалось с правильно устроенным обществом. Муж являлся и её главой с большими полномочиями, но он же нёс и большую ответственность перед Богом и государством за обустройство семьи. Общеизвестное право физического воздействия главы семьи по отношению к своим домочадцам вводилось «Домостроем» в определённые рамки. Оно лишь средство духовного спасения членов семьи. Кроме того, мужу предписывалось не злоупотреблять своими правами в семье.

Хозяйственные вопросы


Домострой содержит многочисленные советы о том, как следует вести домашнее хозяйство. Бытовая повседневность предстает в нем очень детализированной, с мельчайшими подробностями. Сквозь хозяйственные разговоры выявляются деловые и житейские советы, характеризующие личностные постулаты общества определённого времени. Так каждый человек должен жить по своим доходам. «Всякому человеку, богатому и бедному, знатному и незнатному, надо в хозяйстве все считать и учитывать: и в промысле, и в прибыли, и во всем имении. Служивому человеку жить, рассчитав и учтя государево жалованье и доход от поместья и от вотчины, и по доходам себе дом держать и все хозяйство с припасами. По тому расчету и слуг держать, и хозяйство, по промыслу и по доходу глядя, по нему и есть, и пить, и одеваться, и государю служить, и слуг содержать, и с добрыми людьми общаться» [ 5 ] Иы видим, что сословно-статусный подход здесь вполне сочетается с нормами поведения общими для всего феодального общества. Достойный хозяин, независимо от его статуса, а руководствуясь, в первую очередь, своими доходами; заранее делает запасы впрок, чтобы в случае неурожая или по иной причине не оказаться в невыгодном положении.

Домострой говорит о бережливости. Это выражается в подробных советах о том, как мыть, подсчитывать и убирать посуду, шить навырост одежду, чистить её, чинять и сохранять поношенные вещи.Подобная бережливость, граничащая иногда со скупостью, может удивить нас. Но важно помнить, что человек того времени иначе относился к вещам. Их было меньше, они более ценились, передавались по наследству. Кроме того, трудно не признать правильности и актуальности некоторых советов: не выбрасывать старых вещей, а сохранить их, чтобы при необходимости вновь использовать их, предусмотреть заранее, что и в каком объёме нужно к зиме, сделав необходимые заготовки осенью когда больше выбор и дешевле цены, очень важно и резкое осуждение пьянства.

«Домострой» говорит о быте и хозяйстве зажиточного горожанина, купца или ремесленника. Его двор не был таким уж замкнутым, отгороженным от всего мира. Он было связано с рынком в плане экономики, а в плане человеческого общения — с соседями. В «Домострое» предусматривалась помощь друг другу на правах ссуды.

Итак, «Домострой» активно освещает хозяйственные воросы и даёт практические рекомендации на самые разные случаи жизни.


Заключение

В «Домострое» отразилась вся жизнь Руси пятнадцатого - шестнадцатого веков со своими особенностями и противоречиями. Религия и быт, взаимоотношения между мужем и женой, воспитание детей, структура русского общества, разнообразные бытовые вещи - всё это и многие другие вопросы затрагиваются в нём.

В целом «Домострой» есть попытка создать определённый свод нравственных правил своего времени и дать практичкские советы по их претворению в жизнь.

По разному оценивается «Домострой». Общеизвестны отрицательные отзывы о нём философов - позитивистов и идеологоа революционного народничкства. Но на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков намечается новая струя в оценке этой книги. "Сильвестр сделал попытку, значение которой не вполне осознано до сих пор. "Домострой" есть попытка создания грандиозного религиозно-нравственного кодекса, который должен был установить и внедрить в жизнь именно идеалы мировой, семейной, общественной нравственности. Задача колоссальная: ее масштабы сопоставимы с тем, что осуществил для своего народа Конфуций..." . Так считал извнситный философ и писатель Д. Андреев. [ 2, 143 ]

Крупные отечественные писатели двадцатого века - Б. Абрамов в романах «Братья и сёстры» и «Дом», В. Распутин в произведениях «Живи и поини» и «Прощание с Матёрой» запачатлели неприкаянность и одиночество человека своего времени, оторванного от корней своей культуры. В этом смысле идеи соборности и гармонии индивида и обшества предстают перед нами как глубоко благие и спасительные.


Литература

1. Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Л. Наука. 1988. 244 с.

2. Андреев Д. А. Роза мира, М.: Прометей. 1991. 240 с.

3. Буслаев Ф. И. О литературе. Исследования, статьи. М.: Художественная литература, 1990. 512 с.

4. Дмитриев Л. А., Лихачев Д. С., Лурье Я. С. и др. История русской литературы X - XVII вв. М.: Просвещение, 1979. 462 с.

5. Домострой. Сайт http://www.wco.ru/biblio/books/domostroy/Main.htm.

6.Иваницкий В. А. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность, 1995, № 3. С. 161 - 172.

7. Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: ЭКСМО, 2006. 1024 с.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация cредневекового Запада М., Республика. 1992. 390 с.

9. Михайлов А. В. К вопросу о редакциях Домостроя, его составе и происхождении // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб.: Министерство Народного Просвещения, 1889. Ч. 261. № 2. С. 294—324.

10. Орлов А. С. Домострой по Коншинскому списку и подобным // Чтения Общества истории и древностей. М.: Московский университет, 1908. Кн. 2. С. 1—104.

11. Орлов А. С. Домострой // История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 1. Литература 1220— 1580 годов. М.- Л.: АН СССР, 1945. С. 441 — 445.

12. Самохин Ю. Домострой XVI века. Краеведческие уроки для современной школы // Народное образование. 2000. № 10. С. 25 - 29.