birmaga.ru
добавить свой файл

1


Начальник департамента транспорта и портов

министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
Михин Олег Юрьевич

Доклад
«Модернизация инфраструктуры и увеличение грузооборота порта Оля в рамках развития международного транспортного коридора «Север-Юг»»

Тема выступления посвящена модернизации инфраструктуры и увеличению грузооборота порта Оля в рамках развития международного транспортного коридора «Север-Юг».

Межправительственное Соглашение о создании МТК «Север-Юг» было подписано 10 лет назад Россией, Ираном и Индией на второй Международной евроазиатской конференции по транспорту. Позже к соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Султанат Оман, Армения, Азербайджан и Сирия.

Пополнить состав участников Соглашения в скором времени могут Турция и Украина, заинтересованность в присоединении к Соглашению проявляют Армения, Литва и Швеция. Перспективными кандидатами на участие в Соглашении являются Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Шри-Ланка, Малайзия и другие страны, в том числе и европейские.

МТК «Север-Юг» был задуман как магистраль для осуществления интермодальных перевозок из Индии до Финляндии и других стран Европы и обратно транзитом через Иран и Россию.

Весной 2000 года совместная российско-иранская компания ИРСОТР осуществила прогон пробной партии пяти сорокафутовых контейнеров от Бомбея до Москвы. Пробный прогон партии контейнеров показал главное преимущество коридора «Север - Юг» по сравнению с традиционным морским путем через Суэцкий канал - это сокращение времени перевозки грузов с 35 суток до 21.

Однако ряд возникших организационно-технических трудностей и, в частности, отсутствие в тот период, на всём протяжении маршрута транспортной инфраструктуры, обладающей достаточным уровнем сервиса и пропускной способностью, не позволило организовать постоянную рабочую линию.

На сегодняшний день ситуация изменилась. Прикаспийские государства ускоренными темпами осуществляют строительство и модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры, а также наращивают портовые мощности.

Суммарная пропускная способность иностранных портов Каспийского моря в настоящее время составляет порядка 60 млн. тонн. При этом в разной стадии реализации находятся инфраструктурные проекты позволяющие увеличить суммарную пропускную способность иностранных портов до 90 млн. тонн к 2020 году.

Оценочно грузооборот портов Каспийского бассейна в 2009 году составил около 54 млн. тонн. Из них переработано российскими портами (Астрахань, Оля и Махачкала) порядка 11 млн. тонн, что составляет лишь 20% от общего грузооборота.

Если не развивать российские порты то их доля в общем объеме грузопотоков Каспийского моря к 2020 году уменьшится до 12%, что будет означать потерю влияния нашей страны на формирование грузопотока на Каспии и как следствие большие экономические потери в виде недополученных доходов.

Существующая сегодня программа развития российских портов на Каспии позволит лишь сохранить долю России в распределении грузопотоков на Каспии, но не позволит двигаться опережающими темпами.

Таким образом, сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры Астраханской области является главным направлением развития экономики региона, отвечающее не только возможностям производственного потенциала области, но и стратегическим интересам России на Каспии.

В этом направлении идёт большая работа, направленная на рост грузовых и пассажирских перевозок, строительство и реконструкцию ключевых объектов инфраструктуры. За последние годы заметно улучшилось состояние федеральных и внутриобластных дорог, проведена реконструкция Астраханского аэропорта, построен новый автовокзал, введены новые мостовые переходы. Всё это положительно сказалось на объёме грузооборота, скорости продвижения грузов через Астраханский транспортный узел.

В целях развития инфраструктуры по увеличению грузооборота по МТК «Север-Юг» на основе механизма государственно-частного партнёрства реализуется инвестиционный проект «Морской торговый порт Оля».

Морской торговый порт Оля расположен в 100 км южнее города Астрахани на 67 км Волго-Каспийского канала в районе села Оля и рассматривается как универсальный для перевалки генеральных, контейнерных и автопаромных грузов.

На сегодняшний день усилия государства, Правительства Астраханской области и частных инвесторов сосредоточены на завершении работ по строительству первого грузового района порта Оля, суммарная мощность которого согласно генеральной схеме составляет 7,7 млн. тонн в год при условии завершения строительства 14 причалов.

Общий объем государственных инвестиций составляет 1,7 млрд. рублей, в том числе профинансировано 1,6 млрд. рублей.

Общий объем частных инвестиций составляет 12,7 млрд. рублей. На 1.06.2010 освоено 4,7 млрд.

В настоящее время в порту Оля работают три причала максимальной пропускной способностью 900 тыс. тон в год. Фактический грузооборот в течение последних 3-х лет стабилизировался на отметке 850 тыс. тон в год.

Технические возможности по увеличению грузооборота на имеющихся мощностях практически исчерпаны. Для обеспечения роста грузооборота до отметки в 7 млн. тон в год, предусмотренные генеральной схемой развития порта, необходимо форсировать строительство причалов. Грузовая база для обеспечения соответствующего роста грузопотока активно реализуется.

Росту грузооборота также будет содействовать перевод портовой деятельности в 2014 году из г. Астрахани в порт Оля, с объёмом грузооборота в размере 6 млн. тонн.

Частные инвесторы, в рамках заключенных с Росморречфлотом соглашений, профинансируют в 2010 году строительство объектов порта в объеме 800 млн. рублей, полностью выполнив взятые на себя обязательства. Вместе с тем, государством запланированы на 2010 год только 227,4 млн. рублей, что явно не достаточно для существенного движения строительства федеральной части перегрузочных комплексов.

Программа развития морского торгового порта Оля предусматривает строительство II грузового района. Инвестиционный проект строительства II грузового района включает в себя расширение портовых сооружений порта Оля для приема и обработки контейнерных и генеральных грузов открытого и закрытого хранения, зерногрузов, лесных грузов, навалочных грузов, наливных грузов и сжиженных газов. Портовый комплекс состоит из трех терминалов, общей мощностью 26 млн. тонн, общее количество причалов 46, длина причальной линии 7700 м, в том числе


  1. Сухогрузный терминал, грузооборотом 10,0 млн. тонн/год, количество причалов – 25 ед., длина причального фронта – 3800 м.

  2. Паромный терминал со спецпричалами, грузооборотом 4,0 млн. тонн/год, количество причалов – 6 ед., длина причального фронта – 900 м.

  3. Нефтеналивной терминал, грузооборотом 12,0 млн. тонн/год, количество причалов 15 ед., длина причального фронта 3000м.

Сроки проектирования 2014-2015 гг., срок начала строительства - 2015г. Общая сумма инвестиций составляет 3425 млн. руб., в том числе из федерального бюджета - 625 млн. рублей, внебюджетных источников - 2800 млн. рублей.

Интеграция порта Оля в коридор «Север-Юг» позволит сделать его главным элементом Астраханского транспортного узла, в состав которого также входят судоремонтные заводы, железнодорожная составляющая, а также авиа и автотранспорт.

Сбалансированное развитие всех элементов Астраханского транспортного узла, как ключевого звена МТК «Север Юг» позволит получить максимальный экономический эффект всем его участникам.

Соотношение государственных и частных средств 1 к 7,5 при строительстве порта Оля, свидетельствует о достаточно высоком экономическом интересе инвесторов к этому объекту.

Основная задача государственного заказчика сегодня состоит в завершении строительства объектов Первого грузового района морского торгового порта Оля (причалы с 1 по 14), а также завершении проекта реконструкции взлётно-посадочной полосы Астраханского аэропорта в 2011 году.

Функционирование этих объектов в виде, предусмотренном проектом строительства, обеспечит окупаемость вложенных средств и позволит достигнуть высоких эксплуатационных характеристик объектов.



В целом будет сделан крупный шаг вперёд в дальнейшее развитие экономического сотрудничества государств Прикаспийского региона.