birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 13 14



GE.08-45025 (R) 260209 060309



ОРГАНИЗАЦИЯ
ОБЪЕДИНЕННЫХ
НАЦИЙ

CERD






1



МЕЖДУНАРОДНАЯ
КОНВЕНЦИЯ
О ЛИКВИДАЦИИ
ВСЕХ ФОРМ
РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ




Distr.


CERD/C/IRN/20

7 November 2008
RUSSIAN

Original: 




КОМИТЕТ ПО ЛИКВИДАЦИИ

РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ


ДОКЛАДЫ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 9 КОНВЕНЦИИ

Восемнадцатый и девятнадцатый периодические доклады государств-участников,
подлежащие представлению в 2006 году

Добавление
ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН
* **
[1 октября 2008 года]

СОДЕРЖАНИЕ
Пункты Стр.
I. Общие сведения 1 - 3 3
II. Статус Конвенции в правовой системе Исламской
Республики Иран 4 - 13 3
III. Информация в отношении статей 2-7 14 - 210 6
Статья 2 14 - 51 6
Статья 3 52 - 57 24
Статья 4 58 25
Статья 5 59 - 171 25
Статья 6 172 - 176 69
Статья 7 177 - 210 70
Во имя Всевышнего
Восемнадцатый и девятнадцатый периодические доклады

Исламской Республики Иран об осуществлении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации
I. Общие сведения

1. В Иране живут представители различных этнических групп, выступающих носителями самых разных культур. Сохраняя основные черты своей самобытности, эти этнические группы также придают уникальную самобытность стране в целом и обеспечивают единство и солидарность на иранской земле. Сближение и сосуществование этнических групп, населяющих эту землю, служит важнейшим преимуществом и особенностью Ирана в региональном масштабе.

2. Согласно исламскому учению, люди равны между собой перед Богом с точки зрения своей природы и существа, наличия талантов и способностей, возможности приобретения ценностей - будучи их носителями - и воздаяния за свои поступки независимо от своей расы, цвета кожи и этнического или национального происхождения. Животворная исламская религия отвергает и осуждает расовые границы и не признает никакой этнической или расовой дискриминации. Таким образом, этническая принадлежность, раса и т.д. отнюдь не обусловливают какое-либо превосходство или лучшую долю. Поэтому дискриминационный подход не оказывает никакого воздействия на законы, правила или нынешнюю практику разработки политики в стране, и ни в каких нормативных актах (включая Конституцию или законы Исламской Республики Иран) не прослеживается проявлений такого обращения с различными группами представителей общества, которое основывалась бы на их расовых, этнических или языковых отличиях.
3. Иранское общество, которое чтит религиозные убеждения, являет собой один из успешных примеров братского и дружественного сосуществования различных этнических групп. Поддержание и закрепление такого положения выступают первейшими принципами, которым правительство Исламской Республики Иран уделяет пристальное внимание, и в целях их претворения в жизнь принимаются многочисленные меры.
II. Статус Конвенции в правовой системе Исламской Республики Иран
4. В духе продолжения сотрудничества и международных усилий в целях более эффективной борьбы с расовой дискриминацией и расизмом и осуществления рекомендаций, вынесенных Комитетом по ликвидации расовой дискриминации в контексте рассмотрения предыдущего доклада Исламской Республики Иран, Меджлис (парламент) Исламской Республики Иран ратифицировал поправку к статье 8 международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

5. Соответственно 7 ноября 2005 года Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций было направлено письмо о признании вышеупомянутой поправки Исламской Республикой Иран. Генеральный секретарь выступил с заявлением о признании соответствующей поправки Исламской Республикой Иран.

6. Статья 9 Гражданского закона предусматривает, что положения договоров, заключенных на основании Конституции между Ираном и другими государствами, имеют силу закона.
Население
7. По данным последней проведенной переписи, демографический состав населения Ирана, где проживают самые разные народы, является следующим:
Таблица 1


Название провинции

Этническая группа

Западный Азербайджан

азербайджанцы-курды

Восточный Азербайджан

азербайджанцы

Ардебиль

азербайджанцы

Систан и Белуджистан

белуджи

Гулистан

туркмены

Северный Хорасан

курды-туркмены

Хузестан

арабы-луры

Чехармехаль и Бахтиария

луры

Кохгилуйе и Бойерахмед

луры

Лурестан

луры

Илам

луры и курды

Керманшах

курды

Курдистан

курды и азербайджанцы


Зенджан

азербайджанцы


8. Следует пояснить, что вышеприведенные данные о сосредоточении тех или иных этнических групп в соответствующих провинциях отнюдь не подразумевают отсутствия там других этнических групп или лиц, говорящих на фарси. На самом деле таблица призвана главным образом отразить, какие этнические группы преобладают в конкретных провинциях.
9. С учетом двух переписей племен, проведенных в 1998 и 1987 годах, численность племенного населения в Иране, возрастающая примерно на 1,13% в год, к концу 2004 года, согласно оценкам, составила 1 395 283 человека, проживающих в 213 911 семьях.
10. В Иране по прежнему находят приют значительное число беженцев. В последние годы положение в Ираке и Афганистане не было благоприятным и не несло в себе стимулов для возвращения беженцев в их страны. Согласно плану проведения мероприятий по установлению личности соответствующих лиц, осуществленному в 2002 году, в Иране было зарегистрировано 2 563 826 беженцев, в том числе 2 355 427 афганцев, 202 877 иракцев и 5 522 выходца из других стран.
Таблица 2
Статистическая информация и последние данные, касающиеся положения иностранных граждан и беженцев и Иране





Основные показатели

Учетные единицы

1999 базис-ный год

Годы, охватываемые третьим планом развития

Средне-годовой прирост

1999


2000

2001

2002

2003




1

Численность перемещенных лиц и беженцев, проживающих в Иране

Тыс. человек

2 000

1 820

1 640

1 360

1 280

1 100

11,3

2

Население, проживающее в принимающих городах
Отношение к общей численности беженцев

Тыс. человек
Процент

90

4,5

95

5,2

100

6

105

7,2

110

8,6

120

11

5,9

19,6

3

Количество муниципальных округов

Округа

283

287

291

295

299

303

1,4

4

Количество районов

Районы

742

752

763

773

784

795

1,4


5

Отношение штата экспертов к общей численности персонала, работающего в министерстве внутренних дел

Человек

Процент


4800

27

4190

29,9

4580

33,7

4970

45,5

60,53

38,2

5750

41

8,6

8,7


11. Несмотря на нехватку средств и ресурсов и тот факт, что Иран получает недостаточную международную помощь, правительство Ирана принимает необходимые меры в целях предоставления беженцам предметов первой необходимости и надлежащих условий жизни до тех пор, пока они на добровольной основе и в соответствующем порядке не возвратятся в свои страны. Некоторые из этих мер будут разъяснены в других частях настоящего доклада.
12. Иностранные граждане пользуются в Исламской Республике Иран всеми правами человека в рамках существующих законов. В последние годы с учетом присутствия в Иране многих тысяч афганских и иракских граждан были приняты соответствующие правовые нормы, подзаконные акты и различные постановления и был реализован целый ряд планов и программ в целях обеспечения упорядоченного проживания иностранных граждан и по возможности их репатриации в их страны.

13. Репатриация иностранных беженцев проводится в сотрудничестве с УВКБ и с использованием средств, предоставляемых правительством, а в процессе возвращения, построенного на собственном выборе, задействованы соответствующие государственные возможности. Как при недобровольной, так и при добровольной репатриации правительство оказывает необходимую помощь, включая выдачу выездных документов, содействие в урегулировании судебных дел, связанных с общей собственностью, и вывозу любых накопленных в иранской национальной валюте средств. Кроме того, в ходе поддерживаемой репатриации УВКБ покрывает расходы по перевозке людей и их имущества до границы и из пограничных пунктов в центральные районы соответствующих провинций. Добровольная и поддерживаемая репатриация афганских граждан осуществляется в соответствии с трехсторонним соглашением о возвращении (между правительствами Ирака и Афганистана и УВКБ), а в случае иракских граждан - в соответствии с двусторонним соглашением (между Ираном и УВКБ).

III. Информация в отношении статей 2 7
Статья 2
14. В тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом, шестнадцатом и семнадцатом докладах Исламской Республики Иран для Комитета по ликвидации расовой дискриминации были изложены принцип недискриминации, общие принципы, касающиеся обеспечения прав этнических групп, а также подробная информация о предпринимаемых усилиях в целях устранения дискриминации. В настоящем докладе описываются некоторые новые изменения в сфере законотворчества и соответствующие широкие планы в данной области.
15. 22 сентября 2004 года Высший совет культурной революции принял "Хартию прав и обязанностей женщин в Исламской Республике Иран", предусматривающую разъяснение на системной основе прав и обязанностей женщин в том, что касается прав личности, социальных и семейных прав.
16. В пункте 10 Женской хартии закрепляется "право иранских женщин носить национальную одежду, говорить на национальных диалектах и практиковать местные обычаи и традиции при том условии, что они не противоречат добрым нравам".
17. В пункте 121 Хартии закрепляется "право женщин, попросивших убежище в Иране, на безопасность, надлежащий уровень здоровья и получение возможности для возвращения в свою страну".
18. В Постановлении № 55/23 182/18871 от 6 января 2003 года, адресованном всем судьям в Иране, Председатель судебной власти Ирана вынес следующее распоряжение:
- С учетом принципов 12-14 Конституции и того, что все люди равны перед законом и что каждый человек пользуется равными правами и не имеет никаких преимуществ перед другими людьми, необходимо исключить какую-либо дискриминацию или различия между сторонами судебных дел и добиваться того, чтобы к ним проявлялось равное обращение.

- Судебные должностные лица и работники должны не только избегать действий, которые могут препятствовать должному выполнению ими своих обязанностей, но и воздерживаться от использования насмешливых или оскорбительных слов, выражений или любых мер, которые могут привести к оскорблению чувств и достоинства подследственных в ходе проведения расследований или допросов.

- Когда существует различие в религии между супругами или же когда суды рассматривают вопросы, касающиеся различных вероисповеданий, религиозные или культовые наклонности не должны подвергаться осмеянию.
- Судебное учреждение, расположенное в любом районе страны, может отстаивать интересы единства и осуществлять исламское правосудие, предотвращать упадничество и вспышки возможных беспорядков, а также информировать жителей соответствующего района о наличии беспристрастной и транспарентной системы правосудия независимо от существующих различий в их этническом происхождении, культурной принадлежности и взглядах посредством вынесения справедливых и объективных решений без каких-либо предрассудков в целях практического обеспечения прав жертв.
19. В законе, на основании которого в 2004 году был введен в действие Четвертый план развития, указывалось, что правительство обязано вносить поправки в национальные правила и положения, чтобы адаптировать их к международным и консульским стандартам и соглашениям в разрезе происходящих в мире изменений в трудовой сфере и устранения дискриминации во всех социальных областях, в том числе в области труда и занятий.
20. Кроме того, с учетом вышеупомянутого плана судебная власть должна добиваться того, чтобы соответствующие органы ратифицировали различные законопроекты, касающиеся, в частности, следующих мер:
а) быстрого, четкого и решительного создания легкодоступной для населения, необременительной по сопряженным затратам и справедливой судебной системы, функционирование которой может быть предусмотрено в законодательном порядке;
b) обеспечения и гарантирования осуществления основных прав частной и духовной собственности в рамках судебного механизма;
с) устранения всякой этнической и групповой дискриминации в законодательной и судебной областях.

21. Парламент принял проект закона о гражданских правах. В этом законе было акцентировано внимание на ряде случаев дискриминации. Эти случаи охватывают следующие моменты:

а) каждый человек должен пользоваться равными правами, чтобы его/ее права и свободы как личности гарантировались и осуществлялись безотносительно этнического происхождения, ухудшения положения или других признаков дискриминации, таких, как раса, цвет кожи, пол и т.д. Любое исключение или предпочтение, которое ставит под угрозу это право, будет приводить к дискриминации.
b) Позитивные меры, принимаемые в интересах конкретных групп с целью устранения возникшего в прошлом неравенства, не считаются дискриминацией.
с) Никто не может:
i) пропагандировать, распространять или обнародовать среди населения какие-либо взгляды, знаки или символы, подразумевающие дискриминацию;
ii) включать в правовой акт положения, влекущие за собой дискриминацию;
iii) лишать других людей доступа к публичным услугам или пользоваться всеми такими услугами вследствие дискриминации;
iv) осуществлять дискриминацию в отношении других людей по признаку труда или занятий.
d) Случаи дискриминации, изъятия, исключения или предпочтения должны быть оправданы и должны обусловливаться наличием соответствующей компетенции или квалификации, необходимой для получения конкретной работы, или же основываться на соображениях гуманитарного или образовательного характера, учитываемых некоммерческими институтами исключительно в интересах благополучия определенной группы.

22. В целях осуществления этих прав и обеспечения того, чтобы все люди имели доступ к социальной справедливости, а также для устранения дискриминации, продуман механизм, в рамках которого был создан Комитет по ликвидации дискриминации. В состав этого Комитета входят представители трех ветвей власти, групп меньшинств и женщин. В том случае, если правительство пренебрегает рекомендациями Комитета, последний может действовать в порядке своей правосубъектности и вправе обратиться в суд, который выносит решения в этой связи. Кроме того, правительство может обязать подотчетные ему органы и учреждения подготовить план для устранения существующего неравенства в установленные сроки.

23. В указе Верховного лидера Ирана от 2 апреля 2001 года, касающемся создания Главного управления по борьбе с экономической и финансовой коррупцией и подготовки плана по борьбе с коррупцией, предусматривается следующее:
"В процессе борьбы с коррупцией не должно проявляться никакой дискриминации. Никто, никакое учреждение и никакая организация не являются исключением в этой связи. Ни один человек и ни одна организация не может, ссылаясь в своих действиях на меня или другие власти страны, считать, что закон на них не распространяется. Коррупции, независимо от того, в каком бы месте и в какой бы форме она ни проявлялась, следует противодействовать в равной степени".

24. Заместитель Председателя судебной власти Ирана по вопросам образования использует различные методы и пути для поощрения информированности и грамотности населения в различных правовых областях. В последние годы были созданы центры правовой помощи, сотрудники которых по телефону отвечают на правовые вопросы населения. Кроме того, на вебсайте заместителя Председателя судебной власти по вопросам образования пользователи могут скачать 350 различных видов формуляров обращений и заполнить их, не прибегая к консультации адвоката. Вплоть до настоящего времени среди населения было распространено свыше 150 различных видов общих брошюр по правовой проблематике, и вскоре будет издано еще несколько.


следующая страница >>