birmaga.ru
добавить свой файл

1
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации


Филиал ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К. Д. Ушинского» в г. Угличе Ярославской области
«Утверждаю»

директор филиала

________Ю.Н. Ладнова

« __ » __________ 2011 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о выпускных квалификационных работах в филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»

в г. Угличе Ярославской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет требования к содержанию, структуре, объему выпускных квалификационных работ (ВКР), выполняемых выпускниками университета, на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России от 25.03.2003 г. № 1155, методических рекомендаций по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлениям (специальностям) подготовки высшего профессионального образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников университета, Положения о ВКР ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

1.2. Выполнение выпускной квалификационной работы (работы бакалавра, дипломной работы), далее ВКР, является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования. ВКР выполняется с целью:

- расширения, закрепления и систематизации теоретических знаний и приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной, технической, производственной, экономической или организационно-управленческой задачи;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в ВКР проблем;

- приобретение опыта обработки, анализа и систематизации результатов теоретических расчетов, экспериментальных исследований, в оценке их практической значимости и возможной области применения;

- развитие способностей студентов к педагогическому проектированию на основе системного подхода и апробирование этого проекта в своей деятельности;

- выяснение подготовленности студентов к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС высшего профессионального образования.



1.3. Выпускные квалификационные работы (ВКР) выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» – в форме дипломной работы.

1.4. Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающей кафедрой. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном выпускающей кафедрой, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

1.5. Тема и руководитель выпускной квалификационной работы утверждаются приказом директора филиала на основании докладной заместителя директора по научной работе по представлению выпускающей кафедры не позднее, чем за год до защиты. ВКР выполняется под научным руководством преподавателей ЯГПУ им. К.Д. Ушинского или его филиала в г. Угличе. Выступление по тематике ВКР может быть заявлено для участия в ежегодной научно-практической конференции студентов университета, а также в областных, региональных и иных научных и научно-практических конференциях.

Выпускная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, выполнявшейся в период обучения в филиале университета, или выпускной квалификационной работы, выносившейся на итоговую государственную аттестацию на предыдущей ступени непрерывного педагогического образования (в педагогическом колледже), идеи и выводы которых реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне.

ВКР должна иметь актуальность и практическую значимость и может выполняться по предложению образовательных учреждений и организаций.

Если выпускная квалификационная работа пишется на стыке двух наук, то могут быть назначены два научных руководителя в пределах часов, отведенных на руководство выпускной квалификационной работы.

В случае необходимости выпускающей кафедре предоставляется право приглашать консультанта по отдельным разделам ВКР. Консультантами по отдельным разделам ВКР могут назначаться профессора, доценты высших учебных заведений, докторанты, научные сотрудники и высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий. Консультанты подписывают соответствующую часть работы, выполненной студентом.

1.6. Количество выпускников, закрепленных за одним научным руководителем не должно превышать 8 (с учетом всех форм обучения).

1.7. Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать таким критериям, как:


  1. грамотность с литературной точки зрения;

  2. актуальность с позиций научной и практической значимости;

  3. четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);

  4. сочетание емкости и лаконичности формулировки;

  5. адекватность уровню подготовки выпускника по соответствующей специальности или направлению (недопустимы чрезмерная упрощенность и использование неадекватной, с научной точки зрения, терминологии).

Содержание ВКР должно включать методический аспект, позволяющий использовать ее в практической деятельности учителя соответствующей квалификации.

1.8. Обязательные требования к содержанию, структуре, формам представления и объемам выпускных квалификационных работ устанавливаются методическими рекомендациями по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний по направлениям (специальностям) подготовки высшего профессионального образования, которые разрабатываются выпускающими кафедрами университета.

1.9. За актуальность, соответствие тематики выпускной работы профилю направления подготовки (специальности), руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая кафедра и непосредственно руководитель работы.

В обязанности руководителя выпускной квалификационной работы входит:



  • оказание помощи студенту в разработке общего графика на период написания ВКР;

  • рекомендации в подборе необходимой литературы;

  • осуществление общего контроля деятельности студента и проведение регулярных консультаций по вопросам написания ВКР;

  • чтение представленного варианта ВКР (целиком или по главам);

  • написание подробного отзыва на готовый текст ВКР, подготовка студента к процедуре защиты работы.

1.10. Студент-выпускник обязан:
  • вести систематическую подготовительную работу с научной литературой;


  • поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы;

  • в установленные сроки отчитываться на кафедре о ходе подготовки ВКР;

  • в установленный срок представить на кафедру и рецензенту готовый вариант ВКР;

  • в назначенный срок явиться на защиту ВКР с подготовленным текстом выступления.

1.11. За все сведения, изложенные в выпускной квалификационной работе и за правильность всех данных, ответственность несет непосредственно студент – автор ВКР.

1.12. Выпускная квалификационная работа в окончательном варианте с отзывом научного руководителя представляется на выпускающую кафедру не позднее, чем за месяц до ее защиты. Кафедра принимает решение о направлении ВКР на рецензирование и о допуске работы к защите. В государственную аттестационную комиссию ВКР представляется не позднее, чем за одну неделю до защиты.

1.13. Выпускные квалификационные работы, выполняются по завершении основных образовательных программ подготовки бакалавров, специалистов и магистров в период преддипломной практики и подлежат рецензированию.

К рецензированию ВКР привлекаются преподаватели смежных кафедр, докторанты и аспиранты ЯГПУ, специалисты-практики других учреждений.

1.14. В отзыве научного руководителя на представленную выпускную квалификационную работу должны быть отражены:


  • актуальность работы;

  • научная и практическая ценность ВКР;

  • соответствие разрабатываемых вопросов теме исследования и полнота их освещения;

  • степень самостоятельности и инициативы, проявленные студентом-дипломником;

  • дополнительная информация для государственной аттестационной комиссии.

1.15. В рецензии на выпускную квалификационную работу отражаются:

  • актуальность и новизна исследования;
  • соответствие разрабатываемых вопросов теме исследования и полнота их освещения;


  • оценка содержания работы;

  • отличительные положительные стороны ВКР;

  • практическое значение работы и рекомендации по ее внедрению;

  • недостатки и замечания по работе;

  • рекомендуемая оценка.


2. Требования к содержанию выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа, как правило, состоит из следующих структурных элементов:

1) титульного листа (оформление см. в Приложении 1);

2) плана-оглавления;

3) вводной части, которая должна содержать:


  • обоснование выбора темы, определяемого ее актуальностью, теоретической и практической значимостью;

  • формулирование проблемы и круга вопросов, необходимых для ее решения;

  • определение цели работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы;

  • указание объекта и предмета исследования, используемых методов анализа;

  • краткий обзор источниковой базы, использованной литературы и прочих источников информации;

  • толкование ключевых для данной ВКР понятий.

4) основной части, состоящей из двух-трех главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа.

Содержание первой главы, как правило, носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием проведенного выпускником исследования.


Второй главе целесообразно придавать аналитический характер. В ней, как правило, дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая статистическую обработку данных. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна служить обоснованием для последующих методических (технологических) разработок. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность предлагаемых мероприятий.

Третья глава должна носить проектный, прикладной характер. В ней студент разрабатывает конкретные предложения и рекомендации, которые должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во второй главе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт. Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

5) заключения, в котором логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Содержание этой части должно отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования. Выводы и предложения целесообразно излагать тезисно (по пунктам).

6) списка литературы, который оформляется в алфавитной последовательности и в соответствии с требованиями (см. Приложение 4). В него вносится весь перечень изученных студентом в процессе выполнения ВКР монографий, статей и проч. Их общий объем не должен быть менее 30 наименований. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте использованной литературы).

7) приложений, к которым следует относить вспомогательный материал, который не включается в основную часть ВКР, так как загромождает текст, усложняет его восприятие. К вспомогательному материалу относятся промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера, заполненные формы отчетности и другие документы. Если приложений больше десяти, их следует объединить по видам: промежуточные математические расчеты, результаты испытаний и т.д.

ВКР может включать графический материал, который должен быть органически увязан с содержанием работы и в наглядной форме иллюстрировать основные положения анализа и проектирования. Необходимое количество, состав и содержание графического материала в каждом конкретном случае определяется руководителем ВКР. Графический материал, выносимый на защиту ВКР, должен быть выполнен на листах ватмана стандартного формата, или представлен в малом формате как раздаточный материал для членов ГАК и присутствующих на ее заседании, или представлен в форме компьютерной презентации.

3. Оформление выпускной квалификационной работы

3.1. ВКР должна быть напечатана компьютерным способом или четко написана от руки чернилами одного цвета и представлена в сброшюрованном виде.

3.2. Оформление ВКР производится в следующем порядке: титульный лист; содержание; введение; основная часть, разбитая на главы и параграфы; заключение; список литературы; приложения. Каждая часть начинается с новой страницы. К ВКР прикладываются отзыв научного руководителя и рецензия (см. Приложения 2, 3).

3.3. Текст ВКР оформляется на одной стороне формата А4 (210 х 297 мм) с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм (для подшивки и заметок); правое –1,5 мм; нижнее – 20 мм; верхнее – 20 мм.

3.4. Таблицы, схемы, графики, имеющиеся в тексте, а также в приложениях, выполняются в черном цвете и нумеруются каждое в отдельности. Они должны иметь название и ссылки на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы.

3.5. Опечатки и графические неточности, обнаруженные при оформлении работы, должны быть исправлены чернилами соответствующего цвета после аккуратной подчистки или закрашивания штрихом.

3.6. Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами в середине верхней строки без точки в конце, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется.

3.7. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключение общепринятых аббревиатур).


4. Защита выпускной квалификационной работы

4.1. Защита ВКР проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии (с участием не менее двух третей ее состава) после успешного прохождения студентом всех других видов итоговых аттестационных испытаний. На защиту отводится до 30 минут.

4.2. Процедура защиты состоит из следующих этапов:

  1. выступления студента с докладом по теме ВКР, составленным в соответствии с Приложениями 5, 6;


  2. ознакомления комиссии с отзывом научного руководителя и рецензией;

  3. ответов студента на вопросы, поставленные членами экзаменационной комиссии или другими лицами, присутствующими на защите, в пределах темы ВКР;

  4. обсуждения выступления студента и выставления оценки с учетом доклада выпускника, ответов на вопросы, оценки рецензента, отзыва научного руководителя.

После обмена мнениями, в котором могут принять участие все желающие, автору работы предоставляется возможность ответить на сделанные замечания, дать необходимые справки и т. д.

Присутствие научного руководителя, рецензента и консультанта на защите необязательно.

Ход заседания государственной аттестационной комиссии протоколируется. В протоколе фиксируются: итоговая оценка ВКР, вопросы и особые мнения членов комиссии. Протоколы заседаний, а также лист с записью о решении государственной аттестационной комиссии подписываются председателем, заместителем председателя, членами комиссии и ответственным секретарем.

Оценка объявляется студенту с мотивировкой ее выставления.

4.3. Студенты, выполнившие ВКР, но получившие при защите оценку «неудовлетворительно», имеют право на повторную защиту. Решение о признании целесообразным повторной защиты студентом той же темы ВКР либо о закреплении за ним новой темы ВКР, а также об определении сроков повторной защиты (но не ранее, чем через год) находится в компетенции выпускающей кафедры и директора филиала ЯГПУ им. К.Д. Ушинского в г. Угличе.

Студенту, получившему оценку «неудовлетворительно» на защите ВКР, выдается академическая справка установленного образца, которая обменивается на диплом в соответствии с решением государственной аттестационной комиссии после успешной защиты студентом ВКР.

4.4. Выпускная квалификационная работа после защиты хранится на соответствующей кафедре в течение 5 лет. При необходимости передачи ВКР для внедрения другим организациям с нее снимается копия, оригинал остается на кафедре.


Принято на заседании кафедры
Протокол № 3 от « 16 » ноября 2011 г.

Приложение 1

Образец титульной страницы выпускной квалификационной работы

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского»

в г. Угличе Ярославской области
Кафедра ______________________
Специальность (направление) _____________________

(шифр, наименование)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

или

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ)

РАБОТА

На тему: « ________________________________ »


Работа выполнена студентом

_____________________________

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель

_____________________________

(Должность, уч. звание, фамилия, имя, отчество)

Допустить к защите


Зав. кафедрой ___________________________

(Должность, уч.звание, фамилия, имя, отчество)


« ___ » _________ 200 __ г.

Углич


200 __ г.

Приложение 2


Образец отзыва научного руководителя

Филиал ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского» в г.Угличе Ярославской области

Кафедра ______________________________________________



ОТЗЫВ

научного руководителя
На выпускную квалификационную работу студента (ки) _______________________,

(Ф.И.О)


выполненную на тему ___________________________________________

В отзыве указывается:



  • актуальность работы;
  • научная и практическая ценность ВКР;


  • соответствие разрабатываемых вопросов теме исследования и полнота их освещения;

  • степень самостоятельности и инициативы, проявленные студентом-дипломником;

дополнительная информация для государственной аттестационной комиссии.

Научный руководитель ______________ ____________________

(подпись) (ФИО, ученая степень)

______________________________

звание, должность, место работы
_______________

Дата выдачи


Приложение 3


Образец рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

На выпускную квалификационную работу студента (ки)

_________________________________________________________

(ФИО студента)

специальности ___________________________________________

филиала ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет

им. К.Д. Ушинского» в г.Угличе Ярославской области,

выполненную на тему _____________________________________

В рецензии указывается:




  • актуальность и новизна исследования;

  • соответствие разрабатываемых вопросов теме исследования и полнота их освещения;

  • оценка содержания работы;

  • отличительные положительные стороны ВКР;

  • практическое значение работы и рекомендации по ее внедрению;

  • недостатки и замечания по работе;

  • рекомендуемая оценка.

Рецензент ______________ ____________________

(подпись) (ФИО, ученая степень)

______________________________

звание, должность, место работы
_______________

Дата выдачи

Приложение 4
Рекомендации по оформлению библиографического списка и внутритекстовых

сносок к выпускной квалификационной работе

  1. Требования к оформлению списка литературы

1.1. Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. В этом случае каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы.

1.2. Наиболее удобным является расположение материала без разделения на части по видовому признаку (например: книги, статьи).

1.3. При наличии у издания одного или нескольких авторов рекомендуется оформлять библиографическую запись следующим образом:

а) если у издания есть автор, то описание начинается с фамилии, после которой перед инициалами ставится запятая;

б) если у издания два автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой «/» после заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй автор;

в) если у издания три автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой «/» после заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй и третий авторы;

г) если у издания четыре автора и более, то описание начинается с заглавия. За косой чертой «/» указываются все авторы.

1.4. После основного заглавия в квадратных скобках с большой буквы дается общее обозначение материала. Это могут быть такие материалы, как видеозапись, звукозапись, изоматериал, карты, кинофильм, ноты, текст, электронный ресурс.

1.5. Список составляется по алфавиту:

а) по фамилиям авторов (при этом инициалы ставятся после фамилий), если авторов не более трех;

б) по названиям книг, если они написаны коллективом авторов из четырех и более человек;

в) в случае совпадения первых букв фамилий или названий учитываются их вторые буквы, при совпадении вторых – третьи и т.д.; если имеются авторы-однофамильцы, то книга ставится в списке по инициалам, какие идут раньше по алфавиту; если однофамильцы мужчина и женщина и их фамилии различаются, то сначала записывается мужчина с более короткой фамилией, а потом автор-женщина с дополнительной буквой в фамилии; когда книги записываются по названиям и первые слова названий совпадают, учитываются алфавитные различия по вторым словам и т.д. Например: Аристов И. Н... Аркин М. Л...; Белов И. П... Белов С. И...; Воронов А. Б... Воронова А. И...; Проблема воспитания младших школьников... Проблемы формирования личности школьника...

г) произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему);

д) при наличии в списке источников на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд. При этом библиографические записи на иностранных европейских языках объединяются в один ряд.

1.6. Когда источник помещается в список литературы по названию и у него есть научный, ответственный редактор или составитель, то они указываются после названия источника; при этом ставится одинарная косая черта «/», пишется с маленькой буквы под ред. или сост., и инициалы ставятся перед фамилией. Например: Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского... Педагогический поиск / сост. И. Н. Баженова...

1.7. Бывают двойные названия источников, когда после первой части ставится двоеточие и после него вторая часть названия пишется с маленькой буквы. Например: Новиков, В. В. Социальная психология: феномен и наука...

1.8. Если после названия источника указывается вид издания (монография, сборник научных статей, учебник и др.), то в этом случае после двоеточия название вида издания пишется с маленькой буквы. Например: Проблемы обучения и воспитания младших школьников: сб. науч. тр...

1.9. В списке литературы все названия принято писать без кавычек (названия книг, статей, издательств, сборников, журналов).

1.10. При записи библиографии используется целый ряд сокращений, которым нужно следовать. Например: ред. (редактор), сост. (составитель), сб. (сборник), тез. (тезисы), докл. (доклады), конф. (конференция), соч. (сочинения); М. (Москва), Л. (Лениград), СПб. (Санкт-Петербург) – названия других городов пишутся полностью; т. (том), с. (страница); Просв. (Просвещение), Нар. обр. (Народное образование – журнал) и др.



  1. Образцы оформления библиографических записей


2.1. Книга
Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) [Общее обозначение материала] / сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (инф-ция о переиздании, номер издания). – Место издания, Год издания. – Объем. – (Серия).
Примеры:

Лейбин, В.М. Психоанализ [Текст]: учебник. СПб., 2002. 576 с. (Учебник нового века).

Ашервуд, Б. Азбука общения [Текст] / пер. с англ. И.Ю. Багровой и Р.З. Пановой, науч. ред. Л.М. Инькова. М., 1995. 173 с.

Гиляревский, Р.С. Современная информатика: наука, технология, деятельность [Текст] / Р.С. Гиляревский, Г.З. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова; под ред. Ю.М. Арского. М., 1997. 211 с.

Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. – 680 с. – (Коррекционная педагогика).

Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача [Текст]: в 3 ч. Ч. 2: Детские болезни. – М., 2002. – 503 с.



2.2. Неопубликованные документы
а) Диссертация
Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) [Общее обозначение материала]: шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

Примеры:

Белозеров, И. В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII–XIV вв. [Текст]: дис. … канд. ист. наук : 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02. – М., 2002. – 215 с.

Тевлина, В.В. Исторический опыт подготовки специалистов в области социальной работы в России. Вторая половина XIX-XX вв. [Текст]: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02: защищена 04.10.04 / Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2004. – 409 с.

б) Автореферат диссертации

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) [Общее обозначение материала]: шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

Примечание. В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве автореферата диссертации на соискание ученой степени. Сведения приводят в сокращенном виде, например: автореф. дис. ... канд. физ. наук автореф. дис. ... д-ра пед. наук.
Примеры:
Бесстрашнова, Я. К. Модели и методы управления надежностью коммерческого кредитования [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.13: защищена 30.10.03 / СПбГПУ. – СПб., 2003. – 20 с.

Столярова, Е.В. Коммуникативная направленность текстов политической рекламы [Текст]: автореф. дис. ... канд. филолог. наук: 10.02.01: защищена 16.12.05/ Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – Архангельск, 2005. – 22 с.


2.3. Электронные ресурсы
а) Электронный ресурс локального доступа (CD)
Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. дан.» и/или «электрон. прогр»). – Место издания: Издательство, Год издания. – Обозначение материала и количество физических единиц. – (Серия).

Примечания:

  1. Описание электронного ресурса в области «Автор» и «Сведения об ответственности» осуществляется по правилам описания книжного издания.

  2. Обозначение материала приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [Электронный ресурс].


Примеры:

Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880 – 1882 гг. – Электрон. дан. – М.: ACT, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).

Александр и Наполеон [Электронный ресурс]: история двух императоров / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. – Электрон. дан. – М.: Интерсофт, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

б) Электронный ресурс удаленного доступа (Интернет)
Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. текст. дан.»). – Место издания: Издательство, Дата публикации в сети (если ее возможно установить). – Режим доступа: URL. – Примечания («Электрон. версия печ. публикации»). (Дата обращения к документу)

Примечания:


  1. Описание электронного ресурса в области «Автор» и «Сведения об ответственности» осуществляется по правилам описания книжного издания.

  2. Обозначение материала приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [Электронный ресурс].

  3. Если описывается сайт в целом, то область «Дата издания» будет выглядеть следующим образом: Год начала издания – год окончания издания. Если работа над сайтом продолжается в текущий момент, то приводят год начала издания.


Примеры:
Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) [Электронный ресурс]: [библиогр. указ.: тр. и материалы о жизни и деятельности] / сост. Сергей Канн; Отд-ние ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2004. – http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/index.ssi – (31.01.2005).

Российская аудитория Интернета преодолела порог в 5 млн. человек [Электронный ресурс] // Гильдия издателей периодической печати: [web-сайт]. 5.02.2003. – http://www.gipp.ru/print.php?id=511 – (01.02.2005).

Щавелев, А. С. Теория С. М. Соловьева о «родовой власти» в древней Руси [Электронный ресурс]: (возможности актуализации) // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-99»: [тез. докл.] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Ист. фак. – – (18.01.2005).
2.4. Составные части документов (статьи из сборников, энциклопедий, журналов, продолжающихся изданий)

Общая схема описания:

Сведения о статье // Сведения об источнике статьи. – Сведение о местоположении статьи в документе.

Примеры:

Двинянинова, Г. С. Комплимент: коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] // Социальная власть языка: сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук. – Воронеж, 2001. – С. 101-106.

Воронцова, М.В. Федеральный и региональный компоненты содержания экологического образования [Текст] // XV международные Ломоносовские чтения: сб. научных трудов / ПГУ. – Архангельск: Изд-во ПГУ, 2003. – С. 476-477.

Ладынин, И. А. Дафны в библейской и египетско-христианской традиции о финале царствования Априя: конец 570-х - начало 560-х годов до н. э. [Текст] // Вестник древней истории. – 2004. – N 3. – С. 3-13.

Боголюбов, А. Н. О вещественных резонансах в волноводе с неоднород-ным заполнением [Текст] / А. Н. Боголюбов, А. Л. Делицын, M. Д. Малых // Вестник Моск. ун-та. Сер. 3, Физика. Астрономия. – 2001. – № 5. – С. 23-25.

3. Оформление внутритекстовых библиографических ссылок


    1. Размещаются непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Оформляются в скобках с указанием номера в списке литературы, например, [31]. Ссылки на несколько конкретных работ автора могут быть даны, например, в форме [12-17, 19].

    2. При цитировании, а также в случаях, требующих указания конкретной страницы источника, в скобках дополнительно указывается страница [12, c. 7] или страницы «от – до» [19, c. 7-9].

Приложение 5


Требования к выступлению по выпускной квалификационной работе
1. Содержание выступления должно включать:

  • обоснование актуальности темы;

  • изложение поставленных в ней целей и задач, объекта, предмета исследования, методов его проведения;

  • краткий обзор изученных источников и использованной литературы;

  • описание структуры основной части;

  • конкретные предложения по решению проблемы, заявленной в работе;

  • сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах;


  • продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется).

Выступление ограничивается во времени – до 15 минут.

Содержание выступления не должно включать излишне подробное изложение теоретических положений, заимствованных из литературных и нормативных документов в ущерб собственным разработкам автора.

2. Выступление оценивается на основе таких критериев, как:


  1. соблюдение структуры выступления,

  2. соблюдение регламента,

  3. умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления,

  4. адекватность громкости и темпа,

  5. адекватность языка и стиля,

  6. уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать таким требованиям, как:

  1. адекватность содержания ответов,

  2. корректность,

  3. краткость и аргументированность,

  4. адекватность громкости и темпа, адекватность языка и стиля.

4. Выступление на защите ВКР рекомендуется иллюстрировать. Например:

  1. Цель и задачи исследования (дерево целей исследования);

  2. Алгоритм исследования;

  3. Динамика основных показателей деятельности;

  4. Методика исследования;

  5. Количественная оценка основных показателей (таблицы, диаграммы, графики, формулы) – 2-3 плаката (слайда);

  6. Результаты анализа проблемы и основные выводы;

  7. Оценка эффективности решений, предложенных в ВКР;

  8. Внедрение: методические рекомендации и выходные документы.

Приложение 6



Рекомендации по составлению компьютерной презентации для защиты выпускной квалификационной работы

Использование КП во время защиты выпускной квалификационной работы дает ряд преимуществ перед обычной бумажно-плакатной презентацией. С одной стороны, она позволяет студенту структурировать выступление, сделать его наглядным, с другой, дает возможность членам Государственной аттестационной комиссии одновременно изучать квалификационную работу и контролировать выступление студента-выпускника.

КП в электронном виде, созданная с помощью программы Microsoft Office PowerPoint или Open Office, сдается вместе с печатным текстом выпускной квалификационной работы.



Основными характеристиками КП являются лаконичность, ясность, уместность, наглядность, запоминаемость. Они лежат в основе следующих требований.

  1. КП помогает сделать доклад, но она не должна его заменять. Если выступающий только читает текст со слайдов, то это является для комиссии сигналом о том, что докладчик не ориентируется в содержании.

  2. Количество слайдов составляет ≈15-20.

  3. Необходимо начать КП с заголовочного слайда, на котором должны быть сведения о теме работы, авторе, научном руководителе и консультантах (если последние есть), учебном заведении и дате защиты.

  4. Рекомендуется дать краткое название презентации и поместить его на все слайды в колонтитулах, а также сделать нумерацию слайдов.

  5. Каждый слайд должен иметь заголовок.

  6. На одном слайде не следует размещать много текстовой информации (не более 2-х определений или не более 5-7 тезисных положений – всего не более 40 слов).
  7. Каждый слайд должен иметь единообразное оформление, которого можно добиться при использовании шаблонов дизайна. Не стоит увлекаться яркими шаблонами, так как информация на слайде должна быть контрастна фону, а фон не должен затенять содержание слайда. Следует подобрать 2-3 различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон на случай плохой проекции (например, если в аудитории будет очень светло, то визуально лучше будут восприниматься слайды с белым фоном).


  8. Не стоит злоупотреблять эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является возникновение в первую очередь заголовка слайда, а затем – текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок слайда должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления демонстрируется трансформирование одной логической структуры или схемы в другую. Настройка анимации, при которой происходит появление текста по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию со стороны членов комиссии, которые одновременно должны выполнять три различных дела: слушать выступление, бегло изучать текст работы и вникать в тонкости визуального оформления КП. Следует помнить также, что восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд.

  9. Текстовый материал должен быть написан достаточно крупным шрифтом (не менее 24 размера). При выборе шрифта следует учитывать, что прописные буквы тяжелее воспринимаются, чем строчные; курсив затрудняет зрительное восприятие текста.

  10. Слайд должен содержать не более 2-х графических объектов (рисунок, фотография, диаграмма, схема, видео, анимация), при этом каждый из них должен быть подписан.

  11. При использовании GIF- и Flash-анимации следует помнить, что любой постоянно движущийся объект понижает восприятие, отвлекает и нарушает динамику внимания.

  12. Если выступление предполагает демонстрацию других электронных материалов, то на соответствующих слайдах следует сделать гиперссылки на другие файлы.

  13. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала для Государственной аттестационной комиссии.