birmaga.ru
добавить свой файл

1
Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях.


Цели: познакомить учащихся с дефисным написанием наречий; формировать навык написания дефиса в наречиях; повторить дефисное написание существительных, прилагательных и местоимений; учить конструировать предложения по схемам.

Оборудование: таблица «Дефис в наречиях», таблица «Правила постановки дефиса в существительных, прилагательных, местоимениях»
Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Инценировка (по веселым урокам «Радионяни»).

Действующие лица: два ученика, учитель.

1-й ученик. Прилагательные , как и существительные, не упустили случая увеличить свои ряды за счет сложения основ. Кусочек от одного слова, кусочек от другого, смотришь – новое слово получилось, родилось, называется сложное.

2-й ученик. Почему сложное? Ведь сам способ несложный, вот только для учеников не очень приятный. Думаю, ты понял, почему – появляется новая орфограмма. Вот смотри:




Русско(?)немецкий, железно(?)дорожный.

1-й ученик. Ну и как писать? Все слитно? Или через дефис? Не тут-то было! Одни слова – так, другие – сяк!

Звонит колокольчик.

Учитель. Внимание! Урок начался.

Тема сегодняшнего урока – «Сложные слова»

1-й ученик. А раньше были простые?

Учитель. Все слова – сложные, пока не научишься их писать. Но в грамматике сложными называются такие слова, которые имеют несколько корней. Например, паровоз – везущий с помощью пара. Это сложное слово. А что у него внутри?

1-й ученик. Машинист.

Учитель. Я имею в виду – а или о?

1-й ученик. А машинист один или есть помощник?

Учитель. Есть помощник.

1-й ученик. Тогда а: паравоз.

Учитель: А если их трое, то троевоз? Нет, ты все напутал. В слове паровоз соединительная гласная о; а не бывает соединительной гласной.

2-й ученик. Только о?

Учитель. Нет, есть ещё е. какие слова ты знаешь на е?

2-й ученик. Синеглазка, большеголовый. А как пишется сине(?)голубой?

Учитель. Через дефис. Все сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис: ярко-красный, серо-синий, серо-буро-малиновый, сине-голубой.

1-й ученик. А синеглазый?

Учитель. Это не оттенок, это обозначение человека с синими глазами.

2-й ученик. А рыжеволосый?

Учитель. Так называют человека с рыжими волосами.

1-й ученик. А рыже-лысый?

Учитель. Я такого не встречала.

1-й ученик. А я встречал. Сначала человек был рыжий, а через несколько лет стал лысым.

Учитель. Возможно, но если бы и было такое слово, оно бы обозначало не оттенок цвета (например, бледнолицый), и писалось бы слитно. А что касается слов юго-запад, северо-восток – они тоже пишутся через дефис.

А теперь закрепим материал песенкой, музыку к которой подберем сами

(по желанию можно записать в тетрадь).

Двое учеников исполняют песенку.



Темно-русый паренек

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал,

Что лимонно-желтым стал.

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок.

В школе скажет педагог:

«Этот парень – голова,

Знает сложные слова!»


  1. Повторение правила постановки дефиса в существительных, прилагательных, местоимениях.


  1. слово учителя.

Спасибо, ребята. В нашем рассказе от «Радионяни» много забавного, но не все сказано. Боюсь, как бы и вы не стали лимонно-желтыми от того, что услышали столько правил сразу. Не могу не помочь.

Вывешивается таблица.

  1. Ученики самостоятельно просматривают таблицу.


Пиши слитно

Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний:



х

сельское хозяйство сельскохозяйственный




х

Древняя Русь древнерусский


Внимание!

Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву.


Пиши через дефис

Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний:

х х

русский и английский русско-английский

х х

лимонный и желтый лимонно-желтый
местоимения, образованные с помощью суффиксов: -то, -либо, -нибудь,

-таки, -ка и с помощью приставки кое-:
кое-кто

что-либо

какой – нибудь
Существительные с пол-:

пол-лимона


пол-Москвы

пол-апельсина



  1. Замени словосочетания прилагательными.

Продукция сельского хозяйства; вопросы медицины и биологии; поселок у северного моря; климат Северной Европы.

  1. Образуйте прилагательные от числительного два и существительного знак, лицо, смысл, год, лето, этаж.

  2. Орфографическая диктовка.

Пол-Европы, полуостров, кого-то, пол-ягоды, дикорастущий, школа-интернат.

Самопроверка.


  1. Объяснение новой темы.

На доске открывается таблица.

Дефис в наречиях

по-русски

по-заячьи

по-прежнему

по-моему

по-старому
во-первых

в-третьих

куда-то

где-либо

откуда-нибудь

кое-как
еле-еле

мало-помалу

крепко-накрепко

В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом –и-, -ому(-ему)


В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во-(в-) и суффиксов

ых(-их)
В наречиях после приставки кое-; перед суффиксами –то, -либо, -нибудь


В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов


(Первая часть таблицы сначала закрыта.)
- Сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение.

- Сравните свои доводы (открывается правая сторона таблицы), а теперь с материалом учебника (с.115, 116, 114).


  1. Закрепление темы.

  1. Работа у доски.

Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите.
Старый по- , -ему

чуть по-, -ому

мало в-, -ых

седьмой -нибудь

весенний по-, -и

где -чуть

немецкий -помалу


  1. Выполнение упражнения 251 (на доске и в тетрадях).

- Какой частью речи являются выделенные слова?

- Можно ли выделенные слова назвать омонимами?

- Разберите выделенные слова по составу. Как отличаются однозвучные слова-наречия и прилагательные?

- Первое предложение разобрать синтаксически.


  1. Цифровой диктант (наречие - 1, другие части речи – 2).

По-утиному; кое с кем; по-русски; видимо-невидимо; кисло-сладкий; певуче; волей-неволей; третий; по-товарищески; бережливо; дружеский; в-пятых; полуподвал; иссиня-чёрный; по-моему.


  1. Подведение итогов урока.

- Назовите условия дефисного написания наречий.


  1. Домашнее задание.

  1. выучить таблицу

  2. упр. 253