birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 10 11
Данное пособие представляет собой дополненный вариант печатного издания: Марченя П.П. Культурология: Учеб. пособие. М.: МФЮА, 2004 – 80 с.


Курс "Культурология" читался автором П.П. Марченя в Московской финансово-юридической академии в 2000-2006 гг. Авторский курс (программа и пособие) издавались в МФЮА в 2002, 2004 и последующих годах, инновационные авторские разработки по курсу зарегистрированы под наименованием "Культурология" (учебно-практическое пособие") в Отраслевом фонде алгоритмов и программ Государственного координационного центра информационных технологий Федерального агентства по образованию РФ (свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 5958 от 31 марта 2006 г.) и "Национального информационного фонда неопубликованных документов" (свидетельство о государственной регистрации № 50200600484 от 4 апреля 2006 г.)
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ АВТОРА:

E-mail: marchenyap@mail.ru

Профиль: http://www.google.com/profiles/marchenyap

П.П. Марченя

КУЛЬТУРОЛОГИЯ:


Учебно-практическое пособие

Москва 2007



Марченя П.П.


Культурология: Учебно-практическое пособие. М., 2007. – 168 с.
Учебно-практическое пособие представляет сжатое конспективное изложение авторской версии материала, минимально необходимого для сдачи зачета по курсу культурологии. Приведены примеры концентрированной постановки базовых для усвоения курса дискуссионных проблем и кратко сформулированы направления и варианты их возможного решения, позволяющие сформировать общее представление об основном содержании дисциплины. Содержит схемы и таблицы, помогающие существенно повысить плотность информации. По всем разделам курса подобраны примерные вопросы к тестированию. Для курсантов и слушателей системы МВД, студентов, преподавателей и всех интересующихся проблемами теории и истории культуры.

Рекомендовано к печати кафедрой философии Московского университета МВД России

Рецензенты:
В.Б. Козлов, доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры философии Московского университета МВД России;

Б.Н. Чикин, доктор философских наук, профессор,

профессор кафедры философии Московского университета МВД России;

Н.Ф. Медушевская, кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России
Сведения об авторе:
Павел Петрович Марченя, канд. истор. наук, доцент,

доцент кафедры философии Московского университета МВД России
© Марченя П.П.


СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие…………………………………………………………………………………4

I. Теоретический блок (краткий лекционный курс)………………………………….8

Раздел № 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

И КУЛЬТУРА КАК ЕЕ ПРЕДМЕТ………………………………………...8


Раздел № 2. ВОСТОК, ЗАПАД И РОССИЯ:

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В КУЛЬТУРЕ………………………………....19

Раздел № 3. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА...…………………………………………………30

Раздел № 4. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ:

ПОДХОДЫ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ………………………………………...41

Раздел № 5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА….……………………………….………..54

Раздел № 6. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ

В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ………………………………………………...65


Раздел № 7. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ...………...73

Раздел № 8. СПЕЦИФИКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТЕОРИИ

И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.………………………………………………..78

II
. Практический блок….………………………………………………………………..84

К разделу № 1………………………………………………………………………………84

К разделу № 2………………………………………………………………………………87

К разделу № 3……………………………………………………………………………....90

К разделу № 4………………………………………………………………………………95

К разделу № 5……………………………………………………………….……………...99

К разделу № 6..……………………………………………………………………………104

К разделу № 7……………………………………………………………………………..109


К разделу № 8……………………………………………………………….…………….113

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ……………………………………...116

МИНИМУМ ПРОБЛЕМНЫХ ТЕМ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО КУРСУ……...118

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕСТИРОВАНИЮ...…………………………………...120

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА……………………………………………………....151

ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМУ КУРСУ……………………………………………………156

Предисловие
Данное учебно-практическое пособие представляет собой сжатое до МИНИМУМА конспективное изложение АВТОРСКОЙ ВЕРСИИ материала, реально необходимого курсантам, слушателям, студентам (негуманитарных специальностей) для сдачи зачета по курсу культурологии, предусмотренному образовательным стандартом.

ПРЕДМЕТОМ курса является теория и история культуры как сложного противоречивого социально-исторического феномена, отличающегося одновременно динамизмом и устойчивостью, многообразием и единством, структурной неоднородностью и органической целостностью.

ЦЕЛЬ курса состоит в формировании общетеоретических представлений об основных этапах истории культуры и парадигмальных подходах и направлениях ее анализа.

ЗАДАЧИ курса заключаются в ознакомлении с наиболее значимыми парадигмами и концепциями культуры, с общими проблемами современной социокультурной ситуации и межкультурного диалога, с исторической типологией мировой культуры и с сущностными особенностями истории и теории культуры отечественной.

ТРЕБОВАНИЯ к уровню освоения содержания курса вытекают из его особенностей и соответствуют образовательному стандарту для конкретной специальности.

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- ЗНАТЬ основные термины и базовые элементы теории и истории культуры;

- УМЕТЬ творчески использовать эти знания в осмысленном диалоге по темам курса.

Основное назначение этого пособия – облегчить введение в проблемное поле культурологии, способствовать приобщению к миру культуры. Это некий «культурологический минимум», своеобразный «ликбез» по азам этой дисциплины.


В нем приведены примеры концентрированной постановки обязательных для усвоения учебного курса проблем и обобщены наиболее значимые направления и варианты их возможного решения.

При подготовке теоретических и практических материалов настоящего пособия, автор исходил из мнения, что по культурологии (как и по другим гуманитарным дисциплинам), не может существовать универсального стандартного учебника, предполагающего единственно правильные ответы на все вопросы.

Таким образом, содержание пособия следует рассматривать прежде всего как информацию к размышлению и приглашение к диалогу.

Для тех, кто этим приглашением заинтересуется, подобраны обширные СПИСКИ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ.

МЕСТО КУРСА «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» в профессиональной подготовке определяется его обязательностью для курсанта, слушателя, студента любой специальности. Данная дисциплина является одной из общепризнанных основ ообщегуманитарного высшего образования, важной составной частью эрудированности всякого грамотного человека, общечеловеческой и профессиональной культуры гражданина и специалиста.

Культурология включает в себя базовые знания, без которых не осуществимо получение качественного университетского образования как вообще любого (в том числе сугубо гражданского) специалиста, получающего общую подготовку в том или ином учебном заведении высшей школы, так и будущего офицера милиции, изучающего соответствующие дисциплины в ведомственном вузе системы МВД.

Так, знакомство будущего специалиста органов внутренних дел с достижениями и особенностями зарубежной и отечественной культурологической мысли способствует сознательному профессиональному освоению не только культурологии, но и целого ряда общегуманитарных и специальных учебных курсов: философии, социологии, политологии, теории и истории российского и зарубежного государства и права, истории политических и правовых учений и других дисциплин, предусмотренных, в частности, учебными планами Московского университета МВД России.


Для лучшего понимания современности и осмысленного ориентирования в вопросах, связанных с выбором пути, требуется вдумчивый анализ тех идей, которые повлияли и продолжают влиять как на историю человеческого общества в целом, так и на историю отдельных культур и цивилизаций.

Содержание настоящего пособия включает в себя 2 СТРУКТУРНЫЕ ЧАСТИ: общетеоретическую и дидактико-практическую.

Организационно курс состоит из 8 ПРОБЛЕМНЫХ РАЗДЕЛОВ, каждый из которых включает в себя как лекционные, так и семинарские занятия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК представляет предельно сокращенный конспект лекций по основам учебной дисциплины «Культурология», содержание которых призвано облегчить «негуманитариям» введение в фундаментальные темы курса и обеспечить начальное ориентирование при работе со специальной литературой.

Тексты снабжены СХЕМАМИ И ТАБЛИЦАМИ, которые помогают существенно повысить плотность усваиваемой информации.

При изучении материалов лекций, следует учесть, что все используемые термины и выводы необходимо уметь грамотно пояснить, аргументировать и проиллюстрировать конкретными примерами.

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК включает в себя подробные ПЛАНЫ каждой лекции, списки КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ, примерные ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ, примерные ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ и контрольные проблемные вопросы для подготовки к ТЕСТИРОВАНИЮ и ЗАЧЕТУ.

Предполагается, что на семинарах (практических занятиях) выносятся на публичное обсуждение аудитории (группы) заранее подготовленные доклады по выбранным из числа предусмотренных данным пособием, учебным планом и программой контрольных тем. Таким образом, в течение учебного семестра все основные проблемы, усвоение которых необходимо для успешной сдачи зачета, последовательно обсуждаются не только на лекционных, но и на семинарских занятиях. (По согласованию с преподавателем и учитывая интересы докладчика, в отдельных случаях доклад может быть сделан по теме, которая не входит в перечень обязательных (контрольных) вопросов, приведенных в пособии).


ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ АТТЕСТАЦИИ по культурологии является не количество запомненного материала, а способность творчески использовать его в диалоге на уровне высшего образования, самостоятельно строить причинно-следственные связи и их теоретические модели и КОНЦЕПЦИИ (системы взглядов, выражающие определенное понимание явлений; способы понимания, трактовки каких-либо явлений; основные точки зрения, руководящие идеи для их освещения; определяющие (ведущие) замыслы в исследовании), выявлять смысл тех или иных ПАРАДИГМ (концептуальных моделей, служащих образцом постановки и решения научно-исследовательских проблем; неких исходных базовых схем; совокупностей убеждений, ценностей и средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции).

Автор настоящего пособия, исходя из практического опыта преподавания данной дисциплины, пытался подобрать приведенные ниже материалы таким образом, чтобы отобранный МИНИМУМ мог бы МАКСИМАЛЬНО помочь студентам, курсантам и слушателям в усвоении соответствующей информации на лекционных, семинарских и практических занятиях, а также при самостоятельном изучении курса.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

(Краткий лекционный курс)
Раздел № 1

Тема: «КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

И КУЛЬТУРА КАК ЕЕ ПРЕДМЕТ»
Изучение курса «Культурология» предусмотрено образовательным стандартом в общегуманитарном блоке дисциплин на первой ступени высшего образования. Содержание курса включает в себя теоретическую и эмпирическую части, которые тесно взаимосвязаны.

Теоретическая часть предполагает ознакомление с наиболее известными концепциями культуры, школами, подходами, направлениями, течениями, базовыми терминами и соответствующими именами.

Эмпирическая часть представлена историей мировой и отечественной культуры.

Очевидно, что такое подразделение носит во многом условный характер, так как изучение истории культуры невозможно вне ее теоретического осмысления, а сама теория культуры неизбежно становится составной частью ее истории.


При этом необходимо иметь в виду, что культурология не относится к числу строгих, точных наук, подобно математике, где дважды два всегда четыре. Культурология - это прежде всего РЕФЛЕКСИЯ (т.е. форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и их закономерностей), это рефлексия представителей культуры о самой культуре.

Такая рефлексия не может быть единственной, одной на всех. Рефлексии разных мыслителей различны, фактически можно даже констатировать, что, сколько культурологов, столько и культурологий.

Причем само понимание места и роли культурологии в гуманитарном знании далеко не однозначно. Для кого-то это лишь частный раздел философии, для кого-то - одна самостоятельная дисциплина, для кого-то - целый комплекс дисциплин, образующих систему знаний о культуре.

Само слово «культурология» произведено от латинского «cultura» и греческого «logos».

Словом «культура» (лат. cultura) еще в Древнем Риме, в зависимости от контекста, обозначали:


  • «возделывание»,

  • «обрабатывание»,

  • «выращивание»,

  • «разведение»,

  • «уход»,

  • «воспитание»

  • «образование»,

  • «развитие»,

  • «почитание»...

В литературе встречаются и попытки интерпретировать этимологию (происхождение слова) «культура» как «культ УРА» - древнешумерское «почитание СВЕТА» (Рерихи и др.).

Но все же большинство специалистов полагает, что слово «культура» следует считать латинским, и первоначально оно использовалось в основном в «агротехническом» контексте, для обозначения «возделывания земли» как процесса преобразования «дикого» в «культурное», «дочеловеческого» в «очеловеченное»…


Термин «Logos» был одним из основных понятий древнегреческой философии. Этимологически он обозначал у греков:


  • «Слово» («предложение», «высказывание», «речь»…)

  • «Смысл» («понятие», «суждение», «учение», «основание», «мера»…)

  • «Разум»…

  • В античной философии это понятие было введено Гераклитом как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня, некая «собирающе-раскрывающая» сила…

  • Позже, в стоицизме, «Логосом» именовалась эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи…

  • В христианском богословии «Логос» стал отождествляться со 2-м лицом Троицы

(т.е. это понятие, обозначающее разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына как Посредника между Богом-Отцом и миром…)

Соответственно, «...логия» - давно прижившееся в русском языке окончание (а, точнее, вторая составная часть сложных слов), обозначающее, как правило, некоторую область знаний, науку, дисциплину.

Таким образом, буквально «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» есть

  • «Слово о КУЛЬТУРЕ»,

  • «Смысл КУЛЬТУРЫ»,

  • «учение о культуре»,

  • «область знания» о «культуре».

Но бесконечная сложность и многообразие культуры в ее исторической действительности предопределяет существенную неоднозначность предмета культурологии.

Существует огромное количество (около 2 тысяч) различных дефиниций (определений) понятия «культура».

Так, например, еще со времен античности термин «культура» противопоставлялся термину «натура» (природа). То есть, под культурой можно понимать:

  • МИР человеческий (в отличие от МИРА природного),
  • искусственную (рукотворную и мыслетворную) среду обитания людей,


  • мир предметов, имеющих следы человеческой деятельности.

В советской науке (да и зачастую до сих пор) понятие культуры, как правило, сводится к следующему:

  • это совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития человеческого общества (т.е. некий «склад истории»…).

Одно из базовых отечественных определений, переходящее из словаря в словарь, исходит из того, что культура есть:

  • исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в способах (типах, формах) организации жизни и деятельности людей и в создаваемых ими ценностях.

Под культурой можно также подразумевать:

  • смысловой мир человека;

  • универсальный способ его творческой самореализации;

  • особое «пятое измерение»;

  • «почитание Света»;

  • процесс, уровень и результат развития человека и общества;

  • систему знаков;

  • систему образцов, норм, эталонов, стандартов, регулирующих человеческую жизнь;

  • систему надындивидуального интеллекта, сверхиндивидуального единства человечества, его антиэнтропийный механизм;

  • механизм трансляции человеческого опыта;

  • способ социализации личности;

  • технологию человеческого бытия, специфически человеческой деятельности;

  • сложный функциональный комплекс средств и механизмов взаимопонимания и взаимосогласования людей;

  • форму исторической общности людей;

  • духовное измерение любой деятельности (или духовный компонент производства)

и т.д., и т.п.

Слово «культура» может употребляется также и для:

  • оценки личностно-атрибутивных свойств человека

(например, «культура студента», «культура преподавателя»…);

  • описания определенных исторических эпох

(«античная культура», «средневековая культура»…);


  • характеристики конкретных обществ и общностей, народов, наций

(«культура ацтеков», «эфиопская культура»…);

  • для обозначения специфических сфер жизни и деятельности

(«культура быта», «художественная культура»…)

Кроме того, необходимо различать понятия:

  • «культуры духовной» и «культуры материальной»,

  • «культуры мировой» и «культуры локальной» (местной).

При этом нужно учитывать многофункциональность культуры.

Как правило, выделяют следующие основные функции культуры:

  • Функция «ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ», ЧЕЛОВЕКО-ТВОРЧЕСКАЯ

Культура служит способом, средством и результатом человеческой самореализации (иногда выделяют особо ГЕНЕРАТИВНУЮ функцию культуры как средства, обеспечивающего (технологиями, нормами, ценностями, критериями оценки) КРЕАТИВНУЮ (творческую) деятельность человека, производство и воспроизводство культурных объектов);

  • Функция КОММУНИКАТИВНО-ТРАНСЛЯЦИОННАЯ

Культура обеспечивает (посредством языковых и знаковых средств, технологий, норм) коммуникацию (связь) и трансляцию (передачу) соответствующего («культурного») опыта. Культура служит «социальной («небиологической») памятью» общества, так называемым «культурным наследием».

  • Функция ЦЕННОСТНО-РЕГУЛЯТИВНАЯ

Культура обеспечивает регуляцию социального взаимодействия путем его организации, нормирования, а также выделения ценностей, определения критериев, условий и возможностей оценочной деятельности. Иногда рассматривают отдельно регулятивную (НОРМАТИВНУЮ) функцию культуры и ценностную (АКСИОЛОГИЧЕСКУЮ).

  • Функция СОЦИАЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Культура является главным средством обеспечения существования и воспроизводства социума, его внутренней дифференциации, социокультурной идентификации и самоидентификации членов общества.


Функция ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ)

Культура является средством обеспечения познавательной деятельности человека, получения и упорядочения информации.

Функция КОМПЕНСАТОРНАЯ

Культуру можно также рассматривать как средство обеспечения деятельности человека по восстановлению энергетических затрат (отдых, развлечение...)

• Можно особо выделить ИГРОВУЮ функцию культуры

(в качестве средства обеспечения игровой деятельности людей как особого опосредованного целедостижения).


  • Иногда отдельно рассматривают СЕМИОТИЧЕСКУЮ или ЗНАКОВУЮ функцию культуры

Культура предполагает создание знаков и знаковых систем и пользование ими, само понятие культуры в содержательном смысле может быть сведено к сложной системе знаков и символов…
Некоторые варианты осмысления категории «культура» можно привести в виде следующей (разумеется, неполной и упрощенной) таблицы:


Условное наименование ПОДХОДА

Направление понимания термина

«КУЛЬТУРА»


СВЕТСКО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

возделывание, обрабатывание, уход, выращивание, разведение, воспитание, образование, развитие…

РЕЛИГИОЗНО-ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ

почитание (культ) Бога, света, святынь; утверждение жизни и отрицание смерти


АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ (ЦЕННОСТНЫЙ)

система ценностей, иерархия человеческих идеалов и смыслов (позитивных)

НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ (РЕГУЛЯТИВНЫЙ)


совокупность всех социальных норм, принципов, образцов, универсальный регулятор и критерий общественной жизни

ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНЫЙ

совокупность ценностей как продуктов человеческого труда, сокровищница результатов человеческого творчества, накопленных в ходе исторического развития

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ)

способ, механизм, технология человеческой деятельности; специфически человеческий способ бытия

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ

процесс развития человека, его сущностных сил, способностей в ходе сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению ценностей

СТАДИАЛЬНЫЙ

уровень (ступень, стадия) развития творческих сил, способностей, способов организации жизни и деятельности людей

ЗНАКОВЫЙ (СЕМИОТИЧЕСКИЙ, СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ)

совокупность специфических знаков и знаковых систем (языки, символика) человеческого общества (обществ)

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ), ИНФОРМАЦИОННЫЙ

форма познания (познавания) человеком мира, способ приобретения, передачи и преобразования социального опыта

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ,

ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКИЙ,


КРЕАТИВНЫЙ

мера человека, реализация творчества и свободы, универсальный способ самореализации личностей и межличностного общения, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом всего сущего


АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

искусственная среда обитания человека, мир вещей, носящих отпечаток человеческой деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЙ

способ человеческого общения, коммуникации

РЕАЛИСТСКИЙ


особая объективная надындивидуальная реальность (область мироздания)

НОМИНАЛИСТСКИЙ

реальность личностного субъективного характера (производная от человека)

ЛИЧНОСТНО-АТРИБУТИВНЫЙ

свойство человека в сфере социального поведения (например, воспитанность, образованность и т.п.)

ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ

совокупность событий (фактов и факторов)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

особый социальный институт (совокупность социальных институтов и процедур); подсистема или сверхсистема общества; функция общества, социальная память; способ социализации личности

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ

(ФРЕЙДИСТСКИЙ, НЕОФРЕЙДИСТСКИЙ)

система требований и ограничений, обуздывающих инстинкты; оформление коллективного бессознательного, архетипов


АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ

комплекс памятников старины, материальных свидетельств жизни того или иного конкретного общества

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ

специфическое единство этноса (рода, племени, народа, народности, нации…)





следующая страница >>