birmaga.ru
добавить свой файл

1



Греческая экономика: факторы развития


ЕСТЬ ТАКОЕ МНЕНИЕ

_____________________________________________________________________


Леонид ХОДОВ


ГРЕЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА:

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Если на карте Европы описать круг радиусом в 300 км с центром в городе Страсбург, то окажется, что в этом круге сосредоточено около 2/3 промышленных мощностей Европейского Союза, около 70% банковского капитала и почти 80% научно-исследовательских центров. Греция расположена далеко от этого круга. Она не имеет границ ни с одной страной-участницей объединённой Европы. У неё нет многовекового опыта разделения труда, специализации и кооперирования с соседними хозяйственными пространствами, так называемой частной экономической интеграции с соседями, как у многих других европейских стран, таких как Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия, Австрия, Венгрия. Греция присоединилась к Европейскому экономическому сообществу в 1981 году.

Это была одна из самых бедных стран континента, которая вместе с Португалией замыкала список участниц интегрированного блока по производству ВВП на душу населения. В греческих средствах массовой информации господствовал оптимизм по поводу присоединения к объединённой Европе, однако обосновать этот оптимизм политики и журналисты не могли, так как в стране не было конкурентоспособной промышленности и сельского хозяйства, полезных ископаемых, внутренний рынок был ограничен, структура национальной экономики несовременной.

Было бы неправильным считать, что ресурсов для экономического развития у Греции не было вообще. Исключительно благоприятное географическое положение, климат, условия для морского судоходства и рыболовства, обеспечившие два с половиной тысячелетия назад расцвет первой европейской цивилизации, так же как исторические и культурные памятники, накопленный опыт


________________________________________________________________________

© Ходов Леонид Григорьевич – профессор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

в мореплавании, судостроении, строительстве и торговле – всё это важные составные части национального богатства страны. И всё-таки эти ресурсы могли быть реализованы только при наличии достаточных капиталов, рынка внешнего и внутреннего, квалифицированной и мотивированной (добавлю ещё недорогой и дисциплинированной) рабочей силы.

Если перечисленные факторы оказываются в благоприятной среде компетентной, ответственной и патриотической государственной хозяйственной политики и благоприятной внешнеэкономической ситуации, то недостаток природных ресурсов перестаёт быть тормозом развития. Мировая практика со всей очевидностью доказала справедливость этого суждения на примерах Швейцарии, Японии, Тайваня, Австрии, Южной Кореи и ряда других стран.

В настоящее время Греция является одним из четырёх государств - членов ЕС с самыми высокими темпами роста ВВП. В течение последних пяти лет – с 2001 по 2005 годы – ВВП увеличивается в среднем почти на 4% в год, а в период подготовки к Олимпиаде эта цифра достигла 4,7%1. Рассмотрим, за счёт чего произошло такое оживление экономики, в том числе какую роль в нём сыграли подготовка и проведение олимпийских игр в 2004 году.

Интеграция в ЕС

Одним из важнейших внешних источников финансирования экономического развития Греции наряду с частными иностранными инвестициями с момента вступления страны в ЕС было финансирование из европейских интеграционных фондов в целях сокращения различий в хозяйственных показателях стран-участниц объединения. В рамках действующей с 2002 года “Программы поддержания роста III” для менее развитых стран Греция может получить до конца 2008 года на выполнение обоснованных и согласованных с ЕС программ и при условии долевого участия в их финансировании 27 млрд евро. До конца 2004 года Греция использовала 32% этой суммы2. Использование этого источника чрезвычайно важно для экономики Греции, но оно ограничено недостатком обоснованных инвестиционных проектов, сулящих неоспоримый экономический эффект, и обязательным долевым участием Греции в финансировании проектов. В условиях очень высокого и устойчивого бюджетного дефицита и под угрозой санкций со стороны европейских валютных органов, греческое правительство с осторожностью относится к увеличению расходов.

Успешное экономическое развитие Греции в течение последних лет сыграло парадоксальную роль в получении помощи на развитие от ЕС. В районе Аттики, вокруг Афин, где проживает примерно 40% населения страны, годовой доход на одного жителя превзошёл 75% среднедушевого дохода Европейского Союза, а это значит, что с 2006 года, наиболее развитая часть Греции не имеет права получать “помощь для преодоления отставания”. Остальные районы Греции ещё не достигли этого уровня. Профессор Афинского университета Л. Теокалис считает, что по четвёртой программе помощи на следующие 6 лет Греция может получить ещё 20 млрд евро до того, как она будет исключена из числа получателей помощи и превратится в чистого плательщика взносов1.

Точность этого прогноза проблематична, во-первых, из-за неопределённости показателей роста среднедушевых доходов в ЕС и в самой Греции, а во-вторых, из-за вступления в ЕС Болгарии, Румынии, и возможно, Турции, экономические показатели которых существенно ниже, чем у Греции. Тогда нынешние по европейским масштабам бедные районы Греции окажутся богатыми по среднедушевым показателям, а следовательно потоки помощи будут переориентированы на новые бедные страны – члены ЕС, и Греции придётся принимать участие в финансировании этой помощи.

Менеджер крупнейшего банка в стране, Национального банка Греции, П. Милонас, смотрит на будущее с оптимизмом и считает, что “...в ближайшие годы приток средств от ЕС будет сокращаться, но окончательно не иссякнет”2.

Одна из главных тем, обсуждаемых общественностью страны –необходимость повышения эффективности использования средств, поступающих из фондов ЕС. Многие считают, что, получив примерно такую же по размерам помощь, как Греция, Ирландия добилась заметно больших успехов, создав новейшие производства в области высоких технологий, исследовательскую базу и проведя реорганизацию высшего и среднего специального образования. В Греции же значительная часть средств, полученных от ЕС, пошла на реконструкцию и создание новой инфраструктуры.

Министр экономики и финансов Г. Алогоскуфис доказывает, что такая экономическая политика является единственно правильной, потому что территория страны в значительной части – это острова, и развитие хозяйственной территории невозможно без надёжных систем транспорта и связи, энерго- и водоснабжения. Инфраструктура является также главной предпосылкой для двух основных отраслей экономики страны: судоходства и туризма. Благодаря подготовке к олимпиаде была создана современная инфраструктура в обширном районе вокруг Афин. Теперь надо сделать тоже самое в Северной Греции и на островах.
Развитие туризма

Значение олимпийских игр для экономики Греции невозможно оценить в стоимостных показателях, так как игры были всего лишь одним из многих факторов хозяйственного развития. Однако положительная роль олимпиады в притоке иностранных туристов совершенно очевидна. Начиная с 2000 года число иностранных туристов, ежегодно приезжающих в Грецию, в течение трёх лет ежегодно снижалось. Сказывались более низкие цены в отелях Болгарии, Туниса и особенно Турции. С 2004 года приток иностранных туристов в Грецию начал возрастать. По прогнозам экспертов в 2005 году число приехавших иностранцев достигнет 13,5 млн, то есть заметно превысит 10,5 миллионное население страны1. Министр по делам туризма Д. Аврамопулос ожидает увеличение притока туристов и в следующем году. Особенность современного подъёма туризма состоит в том, что общие доходы от него растут медленнее, чем увеличение числа приезжающих. Это объясняется тремя причинами.

Во-первых, иностранцы практически не покупают в Греции промышленные товары. Эти товары, в значительной степени импортные и поэтому они дороже, чем в Италии или Германии. Исключением является массовая покупка шуб отдыхающими из России. Высокий уровень косвенных налогов, в первую очередь НДС, (а источников бюджетных доходов в Греции немного) привел к тому, что цены на известные греческие деликатесы и напитки внутри страны зачастую выше, чем в других странах ЕС.

Во-вторых, появление новых авиакомпаний, предлагающих низкие тарифы на перелёты по Европе, позволяет жителям западноевропейских городов летать в Грецию на короткие сроки. Реклама двух германских авиакомпаний летом 2005 года предлагала полёты в Грецию из 8 крупнейших городов ФРГ по 29 евро в один конец. Это примерно столько же, во сколько обходится 2-хчасовая поездка по территории Германии на поезде. В результате растёт доля так называемых “краткосрочных туристов” в общем числе приезжающих, то есть сокращается средний срок пребывания иностранцев.

Доходы от дешёвых авиаперелётов достаются немецким, английским и ирландским авиаперевозчикам, так как обе греческие национальные компании низких транспортных тарифов предложить не могут.

В-третьих, основная часть иностранцев, прибывающих в Грецию, являются жителями Германии и Италии, экономическое положение которых не самое хорошее. Налицо многомиллионная безработица, сокращение заработков, пенсий и пособий. Психология этих туристов, по словам греческого министра по делам туризма, “разумная бережливость”. Конечно, немецкий, голландский, шведский, австрийский пенсионер по-прежнему может позволить себе слетать на 2 недели на Крит, Корфу или в Халкидики не в ущерб своим повседневным потребностям, но деньги он теперь расходует более осмотрительно. Труднее, чем 4–5 лет тому назад, стало сдавать западноевропейцам в аренду дорогие вилы, яхты. В пик курортного сезона 2005 года оказались незаполненными примерно 50% номеров в пятизвездочных гостиницах.

И здесь исключением являются российские туристы. Они приезжают не менее чем на две недели и тратят много.

Во всяком случае доходы от туризма растут, а эта отрасль одна из основных в экономике Греции. В 2004 году доля туризма в созданном ВВП составила 16%. От туризма существенным образом зависят развитие инфраструктуры, строительства отелей и занятость в обслуживании иностранцев. Если прогнозы об увеличении числа приезжающих подтвердятся, то наметится оживление в строительстве туристских объектов на Севере Греции и на островах, возрастут доходы гостиниц и ресторанов.


Олимпиада и её последствия

В течение трёх лет подготовки к олимпийским играм одним из стимулов развития экономики были расходы на строительство спортивных объектов, инфраструктуры и реконструкцию городов. Эти расходы ежегодно составляли 2% ВВП. Строительный бум обеспечил дополнительную занятость, доля безработных в стране сократилась с 10,5% в 2001 году до 8,6% в 2004 году. Возрос импорт машин, оборудования, электронного оснащения объектов. Больше всего увеличился импорт из ФРГ, главного торгового партнёра Греции. В 2002 году он составлял 5 млрд евро, а в 2004 году приблизился к 6,5 млрд1.

Строительный бум, связанный с развитием туризма и подготовкой к олимпиаде, имел ещё одно далеко идущее последствие – рост цен на недвижимость. Устойчивое подорожание земли и построек повысило кредитоспособность греческих юридических и физических лиц и позволило им привлекать заёмные средства под залог недвижимости. 31 марта 2005 года сумма предоставленных кредитов возросла по сравнению с 31 марта 2004 года на 34%. Основная часть этого прироста (увеличение на 28%)2 произошло за счёт иммобильных кредитов.

Эта форма мобилизации свободных капиталов для финансирования инвестиций и потребления широко применяется во всем мире. Сумма задолженности домашних хозяйств в ЕС составляет в среднем 50% ВВП, в США – ещё выше, 80%3. В Греции иммобильное и потребительское кредитование не было распространено по двум причинам: из-за высокой процентной ставки и из-за низкой цены недвижимости, то есть из-за абсолютной недостаточности обеспечения кредитов. Снижение процентных ставок и подорожание недвижимости дало старт иммобильному кредитованию, вероятно, с перспективой на ближайшие 10–12 лет, так как недвижимость дешеветь не будет, а суммарная задолженность греков едва достигла в середине 2005 года размеров равных 30% ВВП4.

Наряду с положительным воздействием на экономику олимпиада привела к её определенному перенапряжению. Дефицит платёжного баланса возрос с 9,9 млрд евро в 2003 году до 10,6 млрд в 2004 году. Дефицит бюджета в 2004 году составил 6,1% ВВП, что более чем в 2 раза превышает показатель, допустимый для стран-участниц зоны евро. Прирост капиталовложений составил в 2005 году, по оценкам второго по размерам баланса банка Греции – Альфабанка, 2,4%, вдвое меньше, чем в олимпийском году. Оценки прироста ВВП на 2005 год разнятся от 2,8% (ОЭСД) до 3,4% (Альфабанк)1. Однако и эти показатели по сравнению с прогнозами развития других стран ЕС выглядят относительно благоприятными.

Правительство поставило своей целью улучшить платёжный баланс и сократить дефицит государственного бюджета до 3,5% ВВП, что, вероятно, возможно, потому что не будет больше расходов на подготовку и проведение олимпиады, хотя это и недостаточно с точки зрения зоны евро.



Экономические проблемы

Главной экономической проблемой Греции является дефицит государственного бюджета и значительная государственная задолженность. Предполагаемые расходы на подготовку и проведение олимпиады оказались перевыполненными почти в два раза. Вместо 4,6 млрд евро2 правительству небольшой страны пришлось израсходовать более 9 млрд. Из-за этого ему пришлось прибегать к займам. Государственная задолженность достигла к концу 2004 олимпийского года 110,5% ВВП3. На бюджет, который и так является дефицитным, легла дополнительная нагрузка по обслуживанию и выплате долга. Дефицит бюджета, как уже отмечалось, составил в 2004 году 6,1%. К тому же в ноябре 2004 года выяснилось, что и до 2004 года греческий бюджет был сильно дефицитным, правительство просто подавало в Брюссель приукрашенные сведения о состоянии государственных финансов, чтобы страну приняли в зону евро.

Дефицит государственного бюджета и высокая задолженность порождают также и другие проблемы. Серьёзнейшая из них – отсутствие необходимых средств, чтобы превратить олимпийские объекты, обошедшиеся стране в миллиарды евро, в источники государственных доходов. Из всех олимпийских объектов только два стадиона используются по назначению. Комплекс для гребли на каноэ и каяках, сооружённый на месте бывшего аэропорта Хеленикон, может быть превращён в гигантский парк, зал для бадминтона подходит, по мнению специалистов, для перестройки в каток с искусственным льдом. В олимпийской деревне, обошедшейся казне в 350 млн евро, должно быть создано 3200 квартир для малообеспеченных семей. Но реализация этих возможностей зависит от государственного финансирования, которого совершенно недостаточно. Попытки продать или сдать некоторые олимпийские объекты в аренду частным фирмам не увенчались успехом.

Олимпийские объекты, даже если их не перестраивать в коммерческих целях, надо хотя бы поддерживать, иначе они будут приходить в негодность.

Дефицитность государственного бюджета заставляет правительство проводить политику жёсткой экономии под угрозой санкций со стороны ЕС. Тяжёлым грузом для бюджета является необходимость выплаты процентов и погашения долгов, сделанных во время подготовки к олимпиаде. Правительство возлагало большие надежды на получение значительных сумм от приватизации государственной собственности. Самой крупной государственной компанией, предназначенной на продажу, была крупнейшая авиационная фирма “Олимпийские авиалинии”. Однако, эти надежды оказались под угрозой.

Комиссия Европейского Союза установила, что “Олимпийские авиалинии” не выплатили греческому государству 350 млн евро налогов и страховых взносов, получили из бюджета 130 млн евро субсидий, и государство оплатило из казны 60 млн евро долга авиакомпании. В декабре 2002 года Комиссия уже рассматривала вопрос о недопустимом с точки зрения поддержания конкуренции в ЕС финансировании “Олимпийских авиалиний” со стороны греческого правительства и предложила авиакомпании вернуть в бюджет 160 млн евро1. Деньги до сих пор государству не возвращены. Председатель Комиссии Ж.М. Баррозо потребовал возврата названных сумм совершенно категорически, угрожая передать дело в Европейский суд. Ситуация приобрела критический характер. Компания не может выплатить 160 млн евро, ей придется прибегнуть к заимствованию средств под залог имущества и гарантии греческого правительства на мировых финансовых рынках. Но в этом случае придётся отказаться от приватизации, так как отягощённая такими долгами компания интереса для потенциальных покупателей не представляет.

Финансовые тиски, в которых оказалось греческое правительство, заставляют его ослабить государственную поддержку экономики и в соответствии с неолиберальной концепцией исходить из того, что развитие промышленности, сферы услуг, туризма и судоходства должны происходить за счёт частного капитала. Достаточный частный капитал накоплен в таких отраслях как судостроение, морской транспорт, банковские услуги, торговля, производство кожи, мехов и изделий из них.

Однако, значительная часть греческой экономики представлена малыми и средними предприятиями, у которых совершенно недостаточно капитала, чтобы финансировать реконструкцию и повышение конкурентоспособности до западноевропейского уровня. В высокой степени это относится к сельскому хозяйству.

Задача государства – создать благоприятные рамочные условия для экономики, совершенствовать рыночный механизм и поощрять вложение в экономику отечественного и иностранного капитала. Эта задача стоит перед многими государствами. Но в Греции проблема государственной поддержки малого и среднего бизнеса стоит особенно остро. Недостаток финансирования может привести к снижению темпов роста экономики. Осознавая это, греческое правительство приняло закон о поощрении инвестиций, в котором предусмотрены льготы малым и средним предприятиям. Но на обеспечение этих льгот средств в бюджете очень мало.

Правительство принимает меры по привлечению частного иностранного капитала в экономику, однако эти меры дают ограниченный эффект. Ежегодный чистый приток иностранных инвестиций составляет примерно 700 млн евро, что существенно меньше, чем в страны Восточной Европы.

Летом 2005 года выяснилось, что во время подготовки к олимпиаде в Центральной Греции было построено столько новых гостиниц, что после окончания спортивного праздника степень их заполнения снизилась. В 2004 году среднегодовая заполняемость гостиниц в Афинах была 56,5%, а в 2005 году – только 54%. Число приезжающих туристов возросло, хотя и не достигло рекордного уровня 2002 года – 14,9 млн человек1. Греческие туристические фирмы предоставляют дорогие услуги, и часть отдыхающих предпочла более дешёвые соседние курорты Турции, Болгарии и Хорватии. К тому же в Греции во время олимпиады резко возросли цены, а после окончания игр они, как это обычно происходит, не опускаются.

Греция по-прежнему интересна и привлекательна для туристов. Однако, вероятно, стране придётся ждать оживления хозяйственной конъюнктуры в Европе и массового приезда платёжеспособных отдыхающих.

Определённым стимулом хозяйственного развития может стать вступление в ЕС соседей – Болгарии и, вероятно, Турции. Отмена таможенных пошлин в торговле с соседями может благоприятно отразиться на экономике страны. В тоже время расширение ЕС на юго-восток может активизировать приток мигрантов из вновь вступивших стран (Болгарии, Румынии, Турции), где уровень оплаты труда заметно ниже, чем в Греции.

Специфическая греческая проблема – отношения с соседней Турцией. Экономическая сторона этой проблемы – положение островов в Эгейском море и приграничных северо-восточных районов. К сожалению, очередная разрядка напряжённости периодически сменяется ухудшением отношений из-за проблемы Северного Кипра или по какой-нибудь другой причине. Приграничные острова и территории в результате становятся периферийными, менее привлекательными для инвестиций, транзитной торговли, туризма.

Отношения с Турцией по поводу Республики Кипр (греческой) имеют для Греции серьёзные экономические последствия. Кипр (греческий) является одним из мировых центров регистрации судов. В кипрском морском реестре зарегистрировано по налоговым соображениям более половины всех греческих кораблей (значительное число российских тоже). Турция не признаёт греческой Республики Кипр и не позволяет заходить в турецкие порты кораблям под кипрским флагом или под каким-либо другим флагом, если собственник или один из собственников судоходной компании, которой принадлежит корабль, является кипрским юридическим или физическим лицом. Естественно, это наносит ущерб греческому судоходству, как и интересам российских судовладельцев, чьи корабли зарегистрированы в Республике Кипр.

Доля судоходства в ВВП Греции составляет 10%2. После быстрого роста морских транспортных перевозок в течение последнего десятилетия, вызванного экономическим подъёмом в Китае, Индии и некоторых латиноамериканских странах, рост морского грузооборота замедлился. Однако все 750 греческих пароходств достаточно загружены. Валовая выручка от морского судоходства составила в 2004 году 13,2 млрд евро – больше, чем поступления от туризма и от экспорта товаров1. Не менее 15% прироста экономики Греции происходит за счёт развития судоходства.

Основная часть морских транспортных услуг – это перевозка грузов; но и пассажирский транспорт играет существенную роль. В 2004 году Морской пассажирский флот перевёз только между греческими портами 15 млн пассажиров. Вслед за внутренними перевозками пассажиров по размерам выручки идут паромные линии между Грецией и Турцией, Республикой Кипр, Италией. Греческие пароходства располагают круизными судами, на которых иностранные путешественники посещают достопримечательности средиземноморских стран, Западной Европы, острова Атлантического океана.

В стране достаточно других серьёзных экономических проблем самого разного типа. Тяжело отражается на судоходстве и на судостроении рост цен на горючее и металлы. Резкие изменения курсов евро и доллара, ограничивали приток иностранных туристов. Незначительный прирост населения и выезд молодёжи на заработки за границу (меньший, чем 20–25 лет тому назад) ведут к старению населения и наращиванию затрат на пенсионное и медицинское обеспечение без достаточного прироста социальных поступлений со стороны работающих по найму и предпринимателей. Считается, что после 2015 года по этой причине может наступить кризис системы социального обеспечения. Однако подобные проблемы есть у многих стран.



Перспективы

Наряду с перечисленными проблемами следует отметить и наличие очевидных перспектив у греческой экономики.

Во-первых, они заключаются в географическом положении страны, благоприятствующем развитию судоходства и туризма. Отсутствие у Греции собственных источников топлива и сырья отчасти компенсируется близостью и дешевизной морских перевозок нефти из средиземноморских портов нефтедобывающих стран, чёрных металлов из портов Украины. Намечающееся строительство газопровода для перекачки газа в Европу облегчит проблему обеспечения её этим видом топлива и сырья.

Во-вторых, страна обладает значительными ресурсами квалифицированной рабочей силы, дисциплинированной, обладающей значительным опытом и по западноевропейским масштабам недорогой. По данным ЕС, 18,3% населения Греции в возрасте от 25 до 64 лет имеет высшее образование, – это больше, чем в Австрии, Чехии, Венгрии, Польше. Особенно много лиц с высшим образованием в возрасте от 25 до 34 лет – 24,1%2. Греки много работают. За год они отрабатывают в среднем 1848 часов. Больше них в ЕС работают по времени только в республиках Прибалтики.

Рабочий час в обрабатывающей промышленности обходится предпринимателям примерно в 11 евро. Таких низких затрат на оплату труда нет ни в одной развитой стране. Ниже они только в восточноевропейских странах1.

Итак, предложение квалифицированной и недорогой рабочей силы достаточное. Оно дополняется положительным балансом международной миграции населения. Ежегодно за счёт разницы между уезжающими из страны навсегда и переселяющимися в неё греками и иностранцами население увеличивается примерно на 25–28 тыс. человек.

В-третьих, в стране накоплен значительный овеществлённый капитал в виде инфраструктуры, производственных мощностей, туристических объектов. Значительный национальный капитал накоплен в судоходстве, туризме, торговле.

Одним из препятствий, тормозящих развитие морского судоходства, является исключительно жёсткое государственное регулирование греческого судоходства. ЕС в начале 2004 года предупредило правительство страны о необходимости либерализации судоходства по образцу других стран-участниц европейского интеграционного объединения. Затем последовало ещё одно предупреждение. От Греции требуют, чтобы она отказалась от государственного установления транспортных тарифов, численности команд и срока эксплуатации судов и перешла к поощрению конкуренции и более тщательной экспертизе надёжности кораблей. Пришедшее более 2 лет тому назад к власти правительство намерено последовать этим рекомендациям. “Мы должны исправить ошибки прошлого и либерализировать рынок судоходных услуг”, – заявил министр морского транспорта М. Кефалоянис2.

Проверка качества судов и списание устаревшего тоннажа увеличит спрос на новые суда и повысит конкурентоспособность греческого флота.

Изменения, происходящие в мировой экономике, могут отразиться на структуре греческой экономики. Так, возникший длительный спрос на танкеры для перевозки сжиженного газа может дать импульс греческому судостроению. Спрос внутри страны на аппаратуру, преображающую энергию солнца и ветра в электрическую, и первые шаги в производстве этой аппаратуры по немецкой технологии могут послужить развитию новой отрасли промышленности в Греции – производству оборудования для альтернативной энергетики – и содействовать ослаблению её зависимости от иностранных энергоносителей.

* * *
Важно отметить, что Греция перестала быть одной из самых экономически отсталых стран Европы. В ней успешно развиваются судоходство, туризм, строительство, промышленность, растёт валовый внутренний продукт на душу населения. Большую роль в экономическом росте Греции сыграли не столько Олимпийские игры сами по себе, сколько разумное использование имеющегося потенциала страны, целенаправленные вложения в инфраструктуру и поддержку малого и среднего бизнеса.

Новый этап в качественном развитии греческой экономики начнётся в недалёком будущем в связи со строительством газопроводов на территории Греции и превращением страны в важный транзитный узел снабжения Южной и Юго-Восточной Европы эффективным и экологически чистым топливом. Доступ к российскому и каспийскому газу вместе с поступлением платежей за его транзит создаст предпосылки для развития некоторых видов производств и облегчит финансирование капиталовложений.



____________________________________________

1 Deutsch-griechisches Industrie und Handleskammer. Informationsblatt № 4, Athen, 2005.

2 Информация FAZ – Institut, 2005.

1 Frankfuhrter allgemeine Zeitung, 18.07.2005.

2 Там же.

1 Tourismus in EG. Brussel. 2005.

1 Berichte des deutsch-griechishen Industrie-und HandelsJCammer № 3, 2005.

2 Frankfurter allgemeine Zeitung, 18.07.2005.

3 Данные Eurostat 2005.

4 Там же.

1 Там же.

2 Welt am Sonntag. 7 Aug. 2005.

3 Там же.

1 Financial Times (D), 15.09.2005.


1 Tourismus in EG. Brussel. 2005.

2 Uberseheverkehr. Bericht 2005. Bremen 2005.

1 Там же.

2 EC im internationalen Vergleich. 2005. Koeln.

1 Там же.

2 Handelsblatt. 7 august 2005.