birmaga.ru
добавить свой файл

1
8 февраля 2012 г. заместитель Министра А.Е. Лихачев выступил на пленарном заседании международной конференции по страховой поддержке экспорта «Мировой опыт. Новые возможности» с докладом на тему «Государственная система поддержки экспорта в России - существующие и новые инструменты»

Тезисы выступления заместителя Министра А.Е. Лихачева

2012 год станет для нас ключевым этапом интеграции в мировую хозяйственную систему. Только что состоявшиеся присоединение России к ВТО и создание Единого экономического пространства, председательство России в АТЭС определяют новые горизонты внешнеэкономической деятельности, и одновременно предъявляют новые требования к качеству государственного регулирования и нашим институтам развития. И конечно, сейчас трудно переоценить значимость расширения российского экспорта. 

Одновременно должно измениться и качество экспорта. Наша ключевая задача в среднесрочной перспективе - диверсификация экономики, и важную роль здесь играет переход к приоритету экспорта высокотехнологичной продукции.

Во Внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 года определены приоритетные отрасли промышленности, в которых при поддержке со стороны государства реализуются крупные международные проекты. Речь идет об авиастроении, атомной энергетике, судостроении, ракетно-космической отрасли, ИКТ.

Значительные инвестиционные ресурсы вкладываются в развитие  российской медицины и фармацевтики, в сельхозмашиностроение, сельское хозяйство и пищевую промышленность, обладающие большим экспортным потенциалом.

Одновременно именно на рынках технически сложной и капиталоемкой продукции особенно усилилась международная конкуренция.

И реализация наших приоритетов, в том числе вхождение на рынки Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, успешное продвижение нашей продукции в странах Евросоюза напрямую зависит от того, способна ли наша система поддержки экспорта выдерживать конкуренцию с лучшими мировыми практиками.

Государственная поддержка экспорта в России прошла долгий путь развития, довольно успешно функционирует целый ряд инструментов. Я хотел бы остановиться на них, прежде чем перейти к разговору о том, почему и как было создано Экспортное Агентство России.

В России с 2003 года государственная поддержка экспорта реализуется с помощью традиционных финансовых инструментов:

Во-первых, это государственное гарантирование экспорта. На этот вид поддержки федеральным бюджетом ежегодно предусматривается до 3 млрд. долл. США.

Во-вторых, возмещение российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для производства продукции на экспорт (за период с 2009 по 2011 гг. государство возместило российским компаниям часть затрат по уплате процентов по кредитам на общую сумму 27 млрд. рублей).

В-третьих, долгосрочное экспортное кредитование (в рамках межправительственных соглашений Российской Федерацией предоставлены государственные экспортные кредиты для финансирования сооружения атомных электростанций в Республике Беларусь и во Вьетнаме, экспортных поставок российской строительной и сельскохозяйственной техники на Кубу).

В-четвертых, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) - за 7 лет из федерального бюджета было выделено 2,6 млрд. рублей на софинансирование  мероприятий. Новым направлением в 2010-2011 годах стало создание сети региональных центров поддержки начинающих внешнеэкономическую деятельность субъектов МСП. В настоящее время, с использованием средств федерального бюджета такие центры созданы в 25 субъектах Федерации.

Также ежегодно финансируются российские экспозиции на крупнейших зарубежных выставках и ярмарках.

Помимо финансовой помощи государство использует комплекс организационных инструментов и институтов содействия участникам внешнеэкономической деятельности.

Работают межправительственные комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с иностранными государствами (МПК), организуются бизнес-миссии в иностранных государствах, в которых активно участвует российский бизнес.

Мы серьезно трансформировали деятельность российских торговых представительств за рубежом. Мы переориентировали торгпредства на проектный подход. В 2010 году была введена система целевых показателей эффективности, и сейчас оцениваем их деятельность именно исходя из количества реализуемых проектов. 

Мы защищаем интересы российских производителей и через различные инструменты торгово-политического сотрудничества с иностранными государствами.

В результате проведенной в 2011 году работы по обеспечению свободного доступа российских товаров на внешние рынки, прекратили свое действие 35 дискриминационных мер, применявшихся иностранными государствами. По предварительным экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила порядка 700 млн. долл. США. 

Ратификация соглашений ВТО в 2012 году позволит перейти в торговых отношениях на современную многостороннюю договорную правовую базу со 153 членами организации.

Важной составляющей стимулирования развития экспортной деятельности является максимальное облегчение таможенных процедур при экспорте и импорте высокотехнологичной продукции.

Я имею в виду и Таможенный кодекс Таможенного союза, и Федеральный закон «О таможенном регулировании», которые создают условия для облегчения таможенных процедур. В два раза сокращено количество документов, предъявляемых при экспорте товаров, с 2 дней до 4 часов сокращены сроки их выпуска. Введены фиксированные таможенные сборы для несырьевого экспорта.

Теперь об Экспортном агентстве России.

Понятно, что необходимость совершенствования инструментов поддержки экспорта продиктовано, с одной стороны, усилением международной конкуренции, а с другой стороны, усложнением внешнеэкономической деятельности, новой реальностью ВТО, Таможенного союза и в перспективе ОЭСР. Мы сделали выбор в пользу создания нового для нашей страны института – кредитно-экспортного агентства ровно потому, что он наилучшим образом отвечает на вызовы мировой экономической системы.

Этот инструмент широко апробирован, он применяется во всех развитых и уже во многих развивающихся странах. Можно сказать, что это самый востребованный в мире механизм поддержки экспорта.

Так, объем застрахованных экспортных кредитов в странах Бернского союза в настоящее время превысил 1,4 триллиона долларов.

Многие виды продукции (наиболее яркий пример -  авиатехника) поставляются на развивающиеся рынки только благодаря поддержке экспортно-кредитных агентств.

Особенно важно, что эффективность страхования экспорта была также подтверждена во время мирового экономического кризиса, который значительно повысил спрос даже на краткосрочное финансирование со стороны ЭКА, в то время как возможности частных финансовых институтов на фоне кризиса были существенно сокращены. При этом ЭКА быстро нарастили объемы краткосрочного страхования торговли, в том числе за счет разработки новых страховых продуктов, восполняя дефицит финансовых ресурсов в частном секторе.

Государства «большой восьмерки» (кроме России) в кризисном 2009 г., компенсируя нехватку частного финансирования, увеличили объемы финансовой поддержки экспорта в 1,5 раза по сравнению с 2008 г. и средним уровнем 2005-2008 гг. В результате произошло дальнейшее усиление роли ЭКА, как институтов развития в современной глобальной экономике.

И это во многом определило необходимость создания аналогичного института поддержки экспорта в России.

Минэкономразвития России, совместно  с Внешэкономбанком, Минфином России, Минпромторгом России, ФСФР России, ФТС России, в течение трех лет проводило работу по созданию нового института - Российского агентства по страхованию экспортных кредитов от предпринимательских и политических рисков и законодательному обеспечению его деятельности.

Это потребовало внесения существенных изменений в российское законодательство, и именно эта составляющая работы задерживала создание Агентства.

Подписанный Президентом Российской Федерации в июле 2011 года специальный федеральный закон фактически вывел деятельность Агентства из-под действия национального страхового законодательства, что позволяет агентству работать в соответствии с международными нормами и правилами. Деятельность Агентства осуществляется в специальном порядке, который был утвержден Правительством Российской Федерации в ноябре 2011 года.

Для обеспечения необходимой финансовой устойчивости государство в лице Внешэкономбанка профинансировало уставный капитал Агентства в размере 30 млрд. рублей. Работу в данном направлении мы продолжаем и сейчас – это касается обеспечения обязательств Агентства государственными гарантиями.

Агентство должно было соответствовать лучшим международным практикам, мы тщательно прорабатывали все аспекты его будущего функционирования. Тесно работали с бизнесом, изучали передовой иностранный опыт, в частности, Германии, Франции, Италии.

По нашей оценке, стоимостные объемы экспорта товаров и услуг, обеспеченные страховой поддержкой Агентства, должны составить в 2012 году не менее 5 млрд. долларов США. И мы, конечно, возлагаем огромные надежды на то, что деятельность Агентства уже в ближайшие годы окажет положительное влияние на изменение структуры российского экспорта.

Эти надежды в определенной мере уже начали оправдываться. Уже в декабре 2011 года Советом директоров Агентства приняты решения по страховой поддержке 3-х проектов по поставке российского оборудования в Индию, Вьетнам и Китай.

Надо отметить, что в преддверии ратификации соглашений ВТО и вступления в ОЭСР мы осознаем будущие вызовы, в том числе, совершенно новые для нас международные требования, например, в части антикоррупционности и экологии.

ВТО потребует и корректировки действующих механизмов предоставления экспортных гарантий и трансформирования существующей системы субсидирования экспортеров. В этой связи очень важно, что созданное Агентство уже учитывает текущие и возможные международные обязательства России и соответствующие международные нормы.

И это дает нам уверенность в том, что мы готовы к новым реалиям и новым вызовам.



В завершение выступления, хочу поздравить Петра Михайловича Фрадкова и всех сотрудников Агентства по страхованию экспортных кредитов с «выходом на проектную мощность», с началом работы Агентства в полную силу! Со своей стороны гарантирую, что взаимодействие Минэкономразвития и Агентства будет осуществляться на постоянной основе – и, уверен, будет всемерно способствовать диверсификации российского экспорта и увеличения в нем высокотехнологичной составляющей.