birmaga.ru
добавить свой файл

1
Государственная публичная историческая библиотека: Старосадский переулок, дом 9, стр. 1. Телефон 625 6514; 628 0522. Сайт: http://www.shpl.ru/


Российская государственная библиотека («Ленинка»): Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5. Телефон: 202 5790. Сайт: http://www.rsl.ru

Для записи в библиотеки необходимы паспорт и студенческий билет (или зачетная книжка).
8.2. Наглядные, аудиовизуальные, технические средства обучения

В настоящее время основным техническим средством обучения студентов является Интернет. Сегодня Всемирная сеть стала неотъемлемой частью не только нашей жизни, но и образовательного процесса. Из малодоступной диковинки она превратилась в феномен российской культуры и стал полноценным источником информации для гуманитариев, в том числе и для историков. С другой стороны, специалисты указывают на такие негативные черты развития интернет-технологий, как порочность поисковых систем, подменяющих интуитивно-аналитическую форму поиска формально-логической (когда успех поиска ограничен количеством ключевых слов, известных данной поисковой системе); невысокое качество большинства ресурсов, доступных студентам; отсутствие в большинстве электронных публикаций указаний на реальные страницы; возможность исключения из открытого доступа комплексов документов при переводе их из традиционной в электронную форму и даже на угрозу забвения «докомпьютерной культуры». Можно добавить также нестабильность Интернета: нередко казалось бы солидные сайты бесследно исчезают или перестают обновляться без указания причин, оставляя пользователей в полном недоумении.

Кроме того, в ряде исследований отмечается негативное воздействие распространения электронного формата в целом на студентов. Приученные к работе с базами данных и электронными документами, они отказываются работать с «бумагой», даже если бумажная книга крайне необходима им по теме исследования, а качество электронного источника оставляет желать лучшего (это называется «эффект наименьшего усилия»). Низкое разрешение компьютерных экранов делает невозможным продолжительное чтение с экрана объемных текстов, а это способствует снижению способности молодого поколения концентрироваться при чтении и развитию фрагментарности мышления. Молодые люди, переключающиеся с чтения книг на бумаге на преимущественное использование электронных ресурсов, также теряют словарный запас и испытывают некоторые сложности с ясным формулированием мыслей по сравнению с их сверстниками 10-15 лет назад. Отмечается «тревожащий упадок» как в умении студентов излагать свои мысли в письменном виде, так и в способности высказывать оригинальные идеи в курсовых работах. Иногда студенты формируют мнение об авторитетности информационного ресурса в Интернете исходя не из его содержания, а на основании того «как выглядела веб-страничка». Исследователи соглашаются в том, что школьникам и студентам требуется больше помощи в использовании электронных информационных источников и умении самостоятельно оценивать их качество.


Приступая к работе с информационными ресурсами в Сети, следует осознать, что прежние навыки информационного поиска (по библиотечным каталогам) для подобной процедуры малопригодны. Алгоритм поиска включает три основных этапа. Прежде всего, необходимо постараться максимально четко сформулировать свой запрос. От того, как четко обозначен предмет поиска, зависит, насколько сократится время доступа к необходимой информации.

Во-вторых, выбирается информационно-поисковая система. В российском сегменте Интернета (так называемом Рунете) сегодня наиболее часто используются четыре такие системы: Google (http://www.google.ru), Яндекс (http://www.yandex.ru), Рамблер (http://www.ramber.ru) и Апорт (http://www.aport.ru). Все они имеют более или менее сходные принципы работы. Поиск в них проводится по запросу, составляемому пользователем, включающем набор ключевых слов или фраз (заключенных в кавычки). Они позволяют проводить поиск в найденных документах, причем можно уточнить запрос введением дополнительных терминов. Все поисковые системы производят морфологический анализ слов на русском языке, поэтому указанные пользователем слова в результатах поиска будут представлены в разных грамматических формах (если они не в кавычках). Кроме того, для поисковых систем нет разницы между прописными и строчными буквами.

По мнению специалистов, практика показывает, что некоторые поисковые машины дополняют друг друга – например, Google очень хорошо использовать для поиска значений терминов, определений, статей на определенную тему, специальных сайтов, а Яндекс – для поиска по фразе, отрывку текста и т.п. Яндекс также удобен тем, что в случае неудачи предлагает воспользоваться другими поисковыми системами.

Говоря о возможности уточнения запросов, учитель может обратить внимание учащихся на операторы и разные дополнительные функции, предлагаемые поисковыми системами и значительно сужающие область поиска (их подробное описание приводится в поисковых системах в рубриках «Расширенный поиск», «Помощь в поиске», «Все виды поиска» и т.п.).


Помимо глобальных информационно-поисковых систем есть системы, специализирующиеся на решении конкретных задач. Среди них хотелось бы особо отметить Книжную поисковую систему (http://www.ebdb.ru/) – поиск книг в электронных библиотеках. Задав в поисковой строке запрос «Карамзин "История государства Российского"» пользователь получает список адресов, по которым он может скачать эту книгу (полностью или частично) к себе на компьютер.

Существуют и платные поисковые системы, предлагающие решение самых разнообразных задач (например, Электронный архив русскоязычных документов по адресу http://el.integrum.ru/, с помощью которого можно выявить основные массивы информационных ресурсов по той или иной теме).

На третьем этапе проводится анализ найденных материалов. Его можно осуществить, внимательно изучив карту сайта и определив его главную идею; выявив основные понятия, факты, имена, даты, изобразительные и иные материалы, представленные на сайте; проанализировав аргументацию авторов материалов; сопоставив содержание сайта с имеющимися знаниями, а также с другими источниками; сформулировав обобщенные выводы о содержании сайта; представив анализ сайта в виде сообщения, ответа на вопрос, составления схемы, таблицы и т.п.

Иногда, оказавшись на странице сайта через поисковую систему, нет возможности прямо выйти на его главную страницу. Тогда можно попытаться в адресной строке «отрезать хвост» — убрать символы после кода зоны (.ru, .com и т.п.) и после этого нажать клавишу «Перейти». Бывают случаи, когда эту операцию приходится проделывать несколько раз.

На практике пользователь получив по запросу в поисковой системе, например, полтысячи ссылок, не просматривает их все подряд, а с помощью первых из них уточняет список ключевых слов, делает его более конкретным и точным, и затем повторяет попытку. Если тема достаточно разработана в Интернете, то он быстро «набредает» на страницу, где содержатся ссылки на необходимые ресурсы. Именно с этой страницей и имеет смысл продолжать работу, поскольку, переходя по указанным на ней ссылкам, пользователь находит новые ссылки. Наиболее важные страницы и ссылки необходимо сохранять (например, через кнопки «Файл» — «Сохранить как…»). В результате пользователь получает ни что иное, как интернет-библиографию по интересующей его теме.


Укажем на наиболее важные и полезные (с точки зрения автора УМК) ресурсы Интернета.

Среди универсальных энциклопедий и справочников в Рунете наибольшего внимания заслуживают «Кругосвет» и «вики-проекты» (Википедия, Викизнание и др.). Проект «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/) существует с 2000 г. Первоначально он назывался «Мир вокруг нас» и представлял собой публикацию переводных статей известной американской энциклопедии Collier’s. Однако русским редакторам Collier’s быстро стало ясно, что напрямую, без адаптации и редактуры, перенести содержание американской энциклопедии в Россию невозможно – в силу разницы культурных и национальных традиций и особенностей исторического развития России и США. Любопытно, что одной из первых потребовала полной переработки статья о второй мировой войне. С другой стороны, нельзя было использовать в готовом виде и статьи из советских энциклопедий – в силу устаревания и присущего им «классового подхода». «Кругосвет» пошел по пути создания оригинальных статей, которых теперь уже значительно больше половины, их авторами стали сотни российских ученых.

Статьи в «Кругосвете» написаны, как правило, не только на приличном научном уровне, но и хорошим литературным языком, в «доверительном» стиле. О доверии к содержанию энциклопедии свидетельствует тот факт, что с 2003 г. компания Microsoft включила «Кругосвет» в свою систему поисковых ресурсов приложения Microsoft Office. Минобрнауки рекомендовало школам и вузам использовать «Кругосвет» для углубленного изучения истории и многих других предметов.

Поиск на «Кругосвете» может осуществляться по алфавиту, по категориям (8 основных категорий, в том числе «История» и «Страны мира») и по ключевым словам (последнее – самый удобный вид поиска); внутри статей есть гиперссылки. Очень удобно, что поиск можно легко продолжить в поисковых системах Google, Яндекс и Апорт. К сожалению, категория «История» в «Кругосвете» не имеет внутреннего деления (дается просто набор имен, понятий и терминов по алфавиту).


Крупные статьи по истории имеют приложения – документы (например, статья «Петр I Алексеевич» сопровождается публикацией четырех документов, в том числе «Устава о наследии престола»). Важное достоинство – списки литературы в конце статей, но их качество очень различно (по Петру Великому приводится, например, всего три работы, хотя и очень важные, а некоторые другие, менее значительные фигуры, имеют куда более обширную библиографию).

К сожалению, в статьях «Кругосвета» мало историографических обзоров (вроде тех, что были в крупных статьях Советской исторической энциклопедии и играли для преподавателей важную ориентирующую роль). Нет даже отдельной статьи «Историография». Некоторые оценки и суждения, отражающие личную точку зрения авторов, приводятся как общепризнанные, хотя они могут расходиться даже с абсолютным большинством школьных учебников (например, в статье о Смутном времени годом начала Смуты назван 1591-й, в то время как учебники датируют ее начало обычно 1604-м). Иллюстраций очень мало, в основном это портреты. Совершенно нет ссылок на Интернет-ресурсы (очень существенный недостаток).

Википедия (англ. Wikipedia, адрес русской Википедии: http://ru.wikipedia.org) — многоязычная общедоступная свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Создается коллективным трудом добровольных авторов. С момента зарождения в начале 2001 г. и поныне Википедия неуклонно растет и набирает популярность у пользователей Сети. У Википедии нет оплачиваемых редакторов, весь материал безвозмездно добавляется и обновляется ее участниками. Википедия является также средой для обсуждения всевозможных тем и споров, возникающие среди авторов неясности и разногласия обсуждаются на специально отведенных для этого страницах.

Очень похож на русский раздел Википедии проект Викизнание (одно время он даже назывался «Русской Википедией»), но это самостоятельная энциклопедия, имеющая ряд существенных отличий (адрес: http://www.wikiznanie.ru/). В Викизнании отсутствует обязательное для Википедии требование при написании статей придерживаться нейтральной точки зрения, а, напротив, приветствуется предоставление читателю сравнения нескольких (полярных) точек зрения на предмет. Также допускаются оригинальные исследования (запрещенные в Википедии), хотя они и должны «по мере возможности» соответствовать методологии научных исследований. Сервер Викизнания находится в Москве, а сервер Википедии – во Флориде (США), что, по мнению создателей Викизнания, позволяет повысить скорость доступа для основной аудитории сайта — русскоязычных пользователей.


Количество статей в Википедии в несколько раз превышает количество статей в Викизнании. Оба проекта обросли проектами-сателлитами, число которых постепенно возрастает. Среди них заслуживают внимания Викитека («библиотека оригинальных текстов», содержащая некоторые интересные исторические документы, адрес: http://ru.wikisource.org/), Викисклад (хранилище аудио- и визуальных материалов) и некоторые другие проекты.

С момента своего возникновения Википедия и сходные с ней проекты подвергаются ожесточенной и в целом справедливой критике. И в Википедии, и в Викизнании значительная часть статей – это статьи из словарей Брокгауза и Эфрона начала ХХ в., дающие зачастую совершенно устаревшую информацию. Немалая часть новых статей написана непрофессионалами, склонными к графомании, или фанатичными приверженцами каких-либо одиозных течений и взглядов. Многие статьи подвергаются беспрерывным правкам, периодически вспыхивают так называемые «войны правок». Даже один из создателей Википедии Ларри Сэнгер высказал мнение, что в среде ее редакторов и сторонников распространен «антиэлитизм» — активное пренебрежение экспертизой, игнорирование профессионалов, грамотных экспертов, засилье дилетантов.

Все это, однако, не исключает и присутствие массива высокопрофессиональных статей (в том числе и по истории), созданных грамотными энтузиастами. Некоторой гарантией качества является включение статьи в число «хороших» или «избранных» в проекте Википедия — такова, например, превосходная статья «Берестяные грамоты» (с набором интернет-ссылок), которая составила бы честь любой специализированной энциклопедии.

Автор уделяет внимание «вики-проектам» по двум причинам. Во-первых, Википедия чрезвычайно популярна в Рунете, и при запросах через поисковые системы именно ссылка на нее зачастую оказывается на самом верху. Следовательно, велика вероятность того, что студент данной ссылкой и воспользуется в первую очередь. Поэтому хотелось бы предупредить о специфическом характере данного ресурса.


Во-вторых, «вики-проекты» интенсивно развиваются, а их качество постепенно улучшается и становится вполне сравнимым с профессиональными энциклопедиями (а то и превосходит их). Так, в Германии независимые эксперты, которым давали анонимные статьи из немецкой Википедии и онлайн-версии энциклопедии Брокгауза (считающейся лучшей из немецких энциклопедий), отдали предпочтение Википедии. Конечно, до немецкой (или английской) Википедии нам еще далеко, но, как говорится, все впереди…

Базу данных по электронным и традиционным энциклопедиям и словарям, ссылки на энциклопедии в Интернете можно найти на сайте «Мир энциклопедий» по адресу: http://www.encyclopedia.ru/. Заслуживает внимания проект «Рубрикон» (http://www.rubricon.com/), в рамках которого пользователь получает доступ к электронным версиям большого числа энциклопедий и словарей (ресурс является частично платным). К сожалению, до сих пор в электронном виде не представлено одно из самых фундаментальных отечественных исторических изданий энциклопедического характера – Советская историческая энциклопедия (1961-1976 гг.).

Интернет-библиотеки универсального характера — сегодня весьма распространенное в Рунете явление, причем даже те из них, которые ориентируются на массового читателя и предлагают преимущественно художественную и развлекательную литературу, публикуют также немало научных и научно-популярных работ по истории и даже первоисточников. Это можно сказать о таких популярных библиотеках, как Библиотека Максима Мошкова (http://lib.ru/), Электронная библиотека Альдебаран (http://www.aldebaran.ru/), Библиотека FictionBook.lib (http://www.fictionbook.ru/; вопреки своему названию, которое можно перевести как «Художественная литература», библиотека содержит много книг non-fiction). Среди других солидные исторические разделы имеют библиотеки «Магистр» (http://www.magister.msk.ru/library/library.htm), «Ихтика» (http://ihtik.lib.ru/lib_ru_history_21sept2007.html), «Гумер» (http://www.gumer.info/), Библиотека священника Якова Кротова (http://www.krotov.info/, тексты в основном по истории философии и религии, но хватает и других исторических материалов), «Военная литература» (http://militera.lib.ru/).


Есть много и иных универсальных электронных библиотек с историческими разделами. Даже в сравнительно небольших библиотеках в историческом разделе можно найти и бесплатно скачать весьма ценные книги (например, по адресу http://www.gumfak.ru/history.shtml опубликован ряд интересных учебников и словарей по истории).

В принципе сегодня в Сети (в универсальных электронных библиотеках) при умении и желании можно найти значительное число сочинений и первоисточников по любой (!) теме отечественной и всемирной истории. Весь вопрос – как искать? Чтобы не пролистывать все подряд электронные библиотеки в поисках нужных книг, можно воспользоваться уже упоминавшейся Книжной поисковой системой. Другой вариант — Открытая Русская Электронная библиотека (OREL, адрес: http://orel.rsl.ru/r1.html). Последняя также ценна тем, что в разделе «Другое. Официальные издания» дает ГОСТы по библиографическому описанию (в том числе и электронных ресурсов).

На момент написания данного УМК Книжная поисковая система являлась более эффективным инструментом — так, к примеру, по запросу «Скрынников» она выдала 11 ссылок на различные полнотекстовые книги и статьи Р.Г. Скрынникова в электронных библиотеках, а OREL — только 5. Однако обе эти системы не охватывают специализированные исторические сайты, которые также, как правило, содержат сочинения историков и первоисточники. Можно также воспользоваться поиском по научным сайтам на сайте «Элементы» по адресу http://elementy.ru/, который иногда дает выход на интересные ресурсы.

Следует сказать и еще об одном типе универсальных ресурсов — сверхпопулярных и многочисленных коллекциях и банках рефератов. Хотелось бы предупредить, что преподаватель может легко самостоятельно проверить сданную ему работу в Интернете на предмет плагиата и обладает для этого необходимыми техническими возможностями.


Как известно, Интернет является в придачу ко всему еще и гигантским супермаркетом. В этом отношении учителя истории может привлечь такой универсальный ресурс, как крупнейший в Рунете книжный магазин Озон (http://www.ozon.ru/). Магазин этот хорош не только превосходно сделанным каталогом, но и своим вниманием к исторической тематике. Можно посмотреть обложки книг, прочитать их краткие аннотации, у некоторых книг – даже просмотреть оглавление. Ресурс незаменим для ознакомления с новинками книжного рынка, хотя сами книги из экономии можно купить и где-нибудь в другом месте.

Специализированные исторические ресурсы условно можно разделить на два типа: 1) копирующие в цифровом формате бумажные издания; 2) концептуальные. К первому типу относятся исторические библиотеки, содержащие материалы историографического характера и исторические источники. Второй тип более сложен. Наполнение концептуальных ресурсов, как правило, обусловлено целями авторов Интернет-проектов. Многие из них претендуют на самый широкий охват и содержат очень разноплановые материалы (в том числе околонаучные и антинаучные). При этом свобода сетевого пространства полностью перекладывает груз ответственности за подбор материалов и их качество на владельца сайта.

Среди ресурсов, сделавших ставку на опубликование исторических первоисточников, особого внимания заслуживают два проекта. Это, во-первых, Историческая библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html), которая предлагает не только большой набор текстов (причем весьма удобно структурированных по курсам истории), но и совершенно замечательный набор ссылок на первоисточники на других сайтах. Второй ресурс — проект «Восточная литература» (http://www.vostlit.info/). Вопреки своему названию он содержит колоссальное количество первоисточников не только по истории Востока, но и Запада, и — правда, в значительно меньшей степени — по истории России. Возможно несколько вариантов поиска материалов: по хронологии, по странам и регионам, по алфавитному указателю. Помимо источников сайт содержит исторические карты и набор доступных для скачивания библиографических указателей.


Некоторые авторы сайтов не ставят перед собой глобальных всеохватывающих задач, а «вывешивают» у себя литературу и/или первоисточники по определенной теме. Таков, например, проект «Русский город» (http://www.russiancity.ru/). Здесь в разделе «Библиотека» представлены как классические работы по данной тематике (например, «Древнерусские города» М.Н. Тихомирова), так и более узконаправленные исследования («Очертание арок во Владимиро-Суздальском зодчестве XII века» Г. Котова и т.п.). На сайте Института русской литературы РАН «Пушкинского дома» по адресу http://lib.pushkinskijdom.ru/ опубликована потрясающе полная Библиотека литературы Древней Руси, причем тексты можно посмотреть в оригинале, переводе и параллельно (это касается и текстов берестяных грамот). Русской литературе и фольклору вообще посвящено несколько очень хороших ресурсов, среди которых хотелось бы отметить Фундаментальную электронную библиотеку «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru/) с очень удобной поисковой системой, проект «Рукописные памятники Древней Руси» (http://www.lrc-lib.ru/) и Антологию древнерусской литературы (http://old-rus.narod.ru/).

Концептуальные исторические ресурсы также делятся на «всеохватывающие» и тематические. Яркий пример первого типа — портал ХРОНОС (http://www.hrono.ru/). Стержнем сайта выступают детализированные хронологические таблицы по отечественной и всемирной истории с гиперссылками на тематические статьи, биографии, документы и пр. Ресурс содержит обширный корпус биографических очерков, причем биографии особенно выдающихся исторических деятелей нередко предоставлены в нескольких вариантах. Сайт имеет библиотеку, набор исторических источников, генеалогические таблицы, ряд словарей (например, «Латинские религиозные термины»), методические разработки и авторские статьи. Поиск нужных материалов довольно удобен благодаря наличию двух указателей: биографического и предметного. Портал имеет несколько дочерних проектов.


При всех достоинствах проекта ХРОНОС качество его хронологических таблиц, к сожалению, не очень высокое: нередко датировка событий приводится однозначно (в то время как в научной среде она вызывает споры), при перенасыщенности таблиц малозначительными событиями иногда отсутствуют упоминания о действительно важном. Например, в хронике «Русь в XIV веке» не упоминаются княжеский съезд в Дмитрове в 1301 г., присоединение к Москве Переяславля-Залесского, начало княжения Дмитрия Ивановича в Московском княжестве и пр.

Конкуренцию ХРОНОСу составляют еще несколько проектов по всемирной и отечественной истории: «Российская история» (http://rushistory.stsland.ru/), «Всемирная история» (http://www.historic.ru/), «История России. Всемирная, мировая история» (http://www.istorya.ru/) и др. Они, как правило, включают наборы хронологических таблиц, разнообразных документов, книг и статей по истории, биографий и других материалов.

Еще более разнообразны тематические сайты, в которых материал группируется вокруг какой-либо определенной темы. Классическим примером здесь может послужить замечательный проект «1812 год» (http://www.museum.ru/museum/1812/index.html). Центральной темой ресурса является Отечественная война 1812 года, но он охватывает и предшествующие, и последующие события. Сайт содержит библиотеку, набор изобразительных материалов, биографий, хронологическую таблицу военных действий кампании 1812–1815 гг. В «Библиотеке проекта» представлены историографические материалы, исторические источники (в т.ч. архивные документы), два библиографических указателя и художественная литература. Биографии государственных и военных деятелей даны очень полно (как для России, так и для Франции). Ресурс содержит великолепный иллюстративный ряд («Галерея художников-баталистов», портреты в биографиях и т.д.).


Другим примером может послужить виртуальный «Музей декабристов» (http://decemb.hobby.ru/). Здесь интересны высокодетализированные биографии участников декабристского движения, набор источников («Архив», «Мемуары»), раздел «Наследие», содержащий некоторые литературные труды декабристов. В «Галерее» представлены портреты декабристов, жанровые картины, а также работы самих декабристов. Историографические материалы («Статьи») представлены, напротив, довольно скудно (так, среди списка статей мы всего один раз встречаем фамилию М.В. Нечкиной).

Тематические исторические сайты могут быть посвящены не только какому-либо событию, но и определенной сфере, например, истории железнодорожного транспорта (сайт «История создания железных дорог России» http://www.rrh.agava.ru/). Принцип наполнения их содержанием при этом остается одним и тем же – максимальное количество материалов, более или менее релевантных заявленной тематике.

Серьезной проблемой является поиск качественных исторических ресурсов по определенной теме. Универсальные поисковые машины далеко не всегда выводят их на первые места, а специализированные поисковики (вроде Книжной поисковой системы) такие ресурсы не охватывают. В Интернете существуют специальные подборки ссылок на различные ресурсы по истории, созданные энтузиастами и отражающие их предпочтения (см. например: http://www.lants.tellur.ru/history/). Однако лучше всего, по нашему мнению, воспользоваться Каталогом образовательных ресурсов сети Интернет по адресу http://catalog.iot.ru/. В разделе «Ресурсы по предметам образовательной программы» есть подраздел «История», а в нем — категории «История Отечества» и «Всемирная история» (плюс ряд ресурсов, преимущественно методического характера, не поместились в эти категории и даны самостоятельно). Деление по категориям условно, но сам каталог содержит ссылки на большинство лучших исторических ресурсов Рунета (хотя и не все). Один из старейших Каталогов исторических научно-образовательных ресурсов есть по адресу http://www.ab.ru/%7Ekleio/internet/, но многие ссылки не работают.


Другая проблема, актуальная для тех студентов, которые хотят быть в курсе современных тенденций развития исторической науки, исторических и археологических открытий — слабая представленность таких сюжетов в Рунете (в целостном и систематизированном виде). Это касается, в первую очередь, представительства в Сети отечественных академических исторических журналов, которое пока носит отрывочный и случайный характер. Ценная подборка самых разных (в том числе и недавних) статей из журналов по истории опубликована по адресу http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/VV_HI_W.HTM. Электронный журнал «Мир истории» (http://www.historia.ru/) публикует интересные новые статьи историков, но навигация по сайту крайне неудобная (однако на этом сайте есть неплохая коллекция ссылок на исторические интернет-ресурсы). Отметим также сайты исторического иллюстрированного журнала «Родина» (http://www.istrodina.com/) и «Нового исторического вестника» (http://www.nivestnik.ru/, журнал посвящен в основном российской истории XIX-XX вв.).

Хорошая подборка свежих исторических новостей есть по адресу http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/history/. Новости науки (в том числе истории) можно отслеживать в «Газете» (http://www.gazeta.ru/science/), на «Мембране» (http://www.membrana.ru/lenta/), «Ленте» (http://lenta.ru/science/), CyberSecurity (http://www.cybersecurity.ru/).

Что касается наглядности, то лучший на сегодня способ решения данной проблемы с помощью Интернета — это поиск картинок через какую-либо информационно-поисковую систему, предлагающую данную услугу (например, Google или «Яндекс»). Поиск можно вести по фамилии автора картины и/или по ключевому слову в названии. Вместе с тем есть и специальные сайты, способные оказать учителю существенную помощь в вопросах наглядности.


Если говорить об исторической живописи, то, в первую очередь, следует, конечно, назвать Картинную галерею Александра Петрова (http://art-rus.narod.ru/gallery.html). Качество большинства изображений приемлемое, они легко копируются и переносятся. Однако галерея имеет огромный недостаток — отсутствие поисковой системы. Картины сгруппированы в основном по художникам (причем одному художнику может быть посвящено несколько «залов»), но есть «залы», которые называются «Картины художников XIX века», «Картины разных художников» и т.п. Даже зная имя автора картины, ее не сразу найдешь в галерее, а уж если автор неизвестен, то эта задача максимально усложняется.

Более удобно сделан раздел сайта Саратовского государственного университета «Русская история в зеркале изобразительного искусства» (http://www.sgu.ru/rus_hist/). Здесь предлагается целых пять рубрикаторов: по времени (отраженном на картине), событиям, героям, авторам картин, жанрам. Но, к сожалению, и количество изображений, и их качество на этом сайте не может сравниться с Картинной галереей Петрова.

Много полезных изображений можно найти в Коллекции «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала (http://historydoc.edu.ru/), причем предусмотрены различные виды поиска.

Немалое число ресурсов специализируется по отдельным видам наглядности. Очевидную ценность представляют ресурсы, содержащие исторические карты (коллекции карт и ссылок на картографические ресурсы): http://www.lants.tellur.ru/history/maps/index.htm, http://abuss.narod.ru/Biblio/maps1.htm, http://boyez.narod.ru/rim/maps/index.htm, http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm.


На сайте «Электоральная география» (http://www.electoralgeography.com) есть большая коллекция карт по выборам, в том числе и исторических (в частности, итоги выборов в I-IV Государственные думы в России по губерниям). Также имеется замечательная коллекция ссылок на электоральные ресурсы, с помощью которой пользователь при желании может выявить итоги любых когда-либо произошедших выборов, посмотреть карты.

Разнообразную государственную символику, а также дворянские гербы можно найти на сайте «Геральдика.ру» (http://geraldika.ru, крупнейший русскоязычный ресурс о геральдике).

В заключение необходимо отметить, что Интернет может выступать для студента в качестве гигантской справочной при планировании экскурсий и т.п. мероприятий. Незаменимым помощником здесь является сайт «Музеи России» (http://museum.ru/). Этот крупнейший в Рунете специализированный портал объединил сайты реально действующих и виртуальных музеев России. В базе данных портала находятся ссылки на сайты более чем 3 тыс. музеев и многое другое. К сожалению, большинство страниц отечественных музеев дает лишь краткое обобщенное описание фондов, коллекций и экспозиции музея, но не каталоги. Немногие сайты содержат описание коллекций и даже виртуальные выставки, но их число возрастает.