birmaga.ru
добавить свой файл

1
Наибольший эффект от зачета можно получить, если выделить на него не 45, а 60 минут. Заранее все учащиеся оповещаются о сроке зачета и готовят зачетные листы, где отведены графы для всех станций и для отметки по каждой из них. На зачете у каждого консультанта на столе лежат карточки с цифрами- оценками «5», «4», «3» и учащиеся выбирают ту оценку, на которую они считают себя подготовленными на данном этапе, т.к. заранее знают минимум требований на данную оценку.

На каждом этапе учащиеся бывают 9-10 минут. Переход от одной станции к другой осуществляется по музыкальному сигналу, подаваемому учителем, что способствует большей организации учащихся и соблюдению порядка в классе. Учитель в процессе зачета выполняет роль арбитра при возникших трудностях в ходе зачета. В конце зачета консультанты вместе с учителем выставляют средний балл, который заносится в классный журнал. Номенклатура, используемая на зачете, соответствует нормативам школьной программы.

Опыт показал, что такие уроки-зачеты вызывают больший интерес у учеников и стремление показать хорошие знания перед своими сверстниками.

Учитель географии может воспользоваться предлагаемыми разработками или по аналогии составить свои.

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ГИДРОСФЕРА"

Весь класс делится на 5 групп, т.е. столько , сколько будет этапов-станций на уроке зачете.

Форма зачетного листа.


Станции

Состав гидросферы

Части Мирового океана

Воду суши

Найди «объект»

Занимательная

Этапы

I этап

II этап

IIIэтап

IVэтап

Vэтап

Отметка

















Подпись консульт.

















Замечания консультанта
















1 этап – станция «Состав гидросферы»

На «3»- начертать схему « Состав гидросферы».

На «4»- схема Мирового круговорота воды в природе и дать объяснение;

На «5»- выполнить все задания, вышеуказанные и дается определение Мирового круговорота воды в природе.

2 этап – станция «Части Мирового океана»

На «3»- дать определения: архипелаг, залив, пролив, море, полуостров, остров, материк.

На «4»- выполняется первое задание и дается характеристика любого океана, предложенного консультантом.

На «5»- выполняются первые два задания и дополнительно учащиеся дают план географического положения морей.

3 этап – станция «Воды суши»

На «3»- дают определения: подземные воды, грунтовая вода, минеральная вода, водоносный слой ( на примере схемы)

На «4»- выпоняется первое задание и учащиеся дают характеристику реке ( исток, устье, река, речной бассейн, водораздел, питание реки)

На «5»- выполняются первые два задания и дается характеристика озерных котловин.

4 этап – станция «Найди географический объект»

Работа проводится у карты полушарий. Учащиеся должны знать и уметь показывать по карте следующие объекты:

О.-Гренландия, о-ва Гавайские, Мадагаскар.

П-о. –Камчатка, Аравийский.

Все материки и океаны.

Море – Черное, Средиземное, Баренцево, Карское, Белое, Балтийское, Красное.

Залив - Бискайский, Бенгальский, Мексиканский, Фанди.

Пролив – Дрейка, Берингов, Гибралтайский.

Течения- Лабрадорское, Западных Ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое.

Желоб –Марианский.

Реки- Волга, Енисей, Обь, Амазонка, Нил, Лена, Конго, Рейн, Терех, Амударья, Сырдарья.

Водопад- Анхель, Ниагарский.

Озеро – Байкал , Каспийское.

Канал- Волго-Донской.

Оценки « 5» - свыше 10 объектов, «4»- 8-10 объектов, «3»- 7 объектов. Менее 6 объектов- разрешается пересдать индивидуально учителю через неделю.

5 этап – станция «Занимательная»

а) учащиеся предлагают кроссворды по теме зачета;

б) контуры озер, которые необходимо подписать и определить географические координаты;

в) топографические условные знаки по теме;

г) контуры островов: которые необходимо подписать и определить географические координаты.

Задания на этой станции выполняются по выбору консультанта, за правильный ответ выставляется дополнительный балл.

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«АТМОСФЕРА»

Организационный момент провожу аналогично предыдущему, только теперь работаю с другими консультантами, которых выбирают сами учащиеся класса. Зачетные листы соответствуют названиям станций.

1 этап – станция «Приборы»

На столах разложены следующие приборы: термометр, барометр, гигрометр, осадкометр ( при отсутствии того или иного прибора можно сделать их макет или рисунок), флюгер, спегомерная рейка, анемометр.

На «5» - Необходимо назвать все приборы, их строение и назначение;

На «4»- назвать 5 приборов;

На «3» - назвать 4 прибора,

Менее чем 4 приборов, зачет на данной стадии пересдается.

2 этап – станция «Географические термины»

Учащимся необходимо дать определения: карточка 1- атмосфера, ее строение; карточка 2 – атмосферное давление; карточка 3- ветер и причины его возникновения; бризы; карточка 4 – относительная и абсолютная влажность; карточка 5 – атмосферные осадки и их виды; карточка 6 – погода и климат; карточка 7 – пояса и освещенности.

При проведении данного этапа задания записываются на карточках и предлагаются в конвертах с более конкретными требованиями к учащимся, например карточка 3:


Ветер и причины его возникновения; бризы.


  1. Дать определение ветра;

  2. Назвать причины его возникновения;

  3. Начертить схему дневного и ночного бризов.

3 этап – станция «Практические задания»

На этом этапе учащимся предлагается по своим календарям погоды или заранее сделанным карточкам построить:

а) график температуры воздуха за любой месяц;

б) диаграмму количества осадков или облачности;

в) розу ветров.

1. Например, построить диаграмму осадков по данным ( масштаб в 1 см- 10 мм)



Январь – 10 мм

Май – 30 мм

Сентябрь – 30 мм

Февраль – 15 мм

Июнь – 50 мм

Октябрь- 25 мм

Март – 20 мм

Июль – 80 мм

Ноябрь – 20 мм

Апрель- 25 мм

Август- 40 мм

Декабрь- 10 мм

2. Построить диаграмму облачности, если дни с облаками в году определены так : ( масштаб 1 см- 2 дня)

Январь – 16 дн.

Май – 8

Сентябрь – 20

Февраль – 12

Июнь – 8

Октябрь- 24

Март – 12

Июль – 12


Ноябрь – 20

Апрель-14

Август- 16

Декабрь- 20


3.Построить график температуры по данным:

Январь – -4°С

Май – +14°

Сентябрь – +20°

Февраль – -3°

Июнь – +20°

Октябрь-+14°

Март – +2°

Июль – +23°

Ноябрь – +6°

Апрель- +8 °

Август- +24°

Декабрь- -1°

4 этап – станция «Решение задач»

Учащимся, успешно прошедшим через 3 станции, предлагается дополнительное задание на 4 этапе станции «Решение задач».Задачи учитель может подобрать другие.

Например: 1. Вычислить среднюю суточную температуру воздуха, если термометр показал в 7 часов утра – 11°С, а в 13 часов -3°С, в 19 часов -4°С.

2. Какова высота горы, если у подножия +20°С, а на вершине – 16 °С?

3. Выпишите сначала виды осадков, выпадающих из облаков, а потом те, что выпадают из насыщенного воздуха: роса, иней, туман, град, снег, дождь, снежная крупа.

4. Объясните, в каком случае ветер будет сильнее, если атмосферное давление распределяется так:

а) 752 мм и 755 мм рт. ст.

б) 763 мм и 762 мм рт. ст.

5. Напишите , под какими цифрами даны признаки устойчивой ясной погоды, а под какими пасмурной:

а) Ласточки летают низко;

б) дым стелется по земле;

в) утром ясное небо, днем кучевые облака, а к вечеру- рассеиваются;

г)ночью и утром тихо, вечером обильная роса на траве;

д) дым столбом;

е) ветер к вечеру стихает;

ё) с утра парит- очень жарко и душно;

ж) вечером в низинах появляется туман, исчезающий с восходом Солнца.

5 этап – станция «Солнце- источник света и тепла»

На этом этапе проверяются знания учащихся по теме « Распределение солнечного света и тепла на Земле».

а) работа с атласом ( можно на к/картах), показать и дать определения: тропикам, полярным кругам, поясам освещенности;

б) как определяется тепло и свет на Земле ( проверяется таблица 10, данная в учебнике географии 6 кл. под редакцией Т.П.Герасимовой);

в) характеристика климата Чувашии ( по типовому плану), учебник географии 6 класса под редакцией Т.П. Герасимовой, стр. 151.

Оценки «5»- три задания;

«4»- два задания;

«3»- одно задание.

Методикой проведения данного зачета предусматривается подведение итогов на следующем уроке.

УРОК-ЗАЧЕТ ПО ТЕМЕ

«ЛИТОСФЕРА»

Подготовительный этап аналогичен предыдущим: работаю с консультантами, подбираем вопросы, решаем какие необходимо включить задачи, упражнения, изготавливаем наглядные пособия, обсуждаем критерий оценок на всех пяти этапах. Зачетные листы соответствуют названиям этапов-станций.

1 этап – станция «Горные породы»

На столе разложены коллекции горных пород и минералов ( гранит, кварцит, соль поваренная, гипс, соль калийная, галька, щебень, гравий, глина, песок, мрамор, бурый и каменный уголь, слюда, руды металлов и т.д.).

Учащимся предлагается по 5 видов горных пород, ребята их квалифицируют по внешним свойствам и признакам, данные записываются в таблицу, шаблон которой предлагается ( стр. 52 учебника географии 6 кл. под редакцией Т.П. Герасимовой).

На «5»- вся таблица заполнена правильно;

На «4»- одна ошибка в таблице;

На «3»- две ошибки в таблице.

2 этап – станция «Найди объект».

Этот этап проводится у физической карты полушарий. Учащимся необходимо показать географические объекты, предлагаемые консультантами.

На «5»- свыше 10 объектов;

На «4»- 8-10 объектов;

На «3»- 7 объектов.

Если учащийся называет менее 7 объектов, то ему предлагается передать номенклатуру учителю.

Горы: Кавказские, Уральские, Ключевская Сопка, Скандинавские, Памир, Гималаи, Аиды и др.

Равнины: Восточно-Европейская, Валдайская возвышенность, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье, Амазонская низменность.

Хребты: Ломоносова, Срединно-Атлантический.

3 этап – станция «Географические термины».

Учащимся необходимо дать определения следующих терминов: литосфера, внутреннее строение Земли(начертить), гребень, горст, магма, горы, равнины, сейсмограф, гейзер, террикон, эхолот, желоб.

На «5»- 10 терминов;

На «4»- 9 терминов;

На «3»- 7-8 терминов.

В случае 6 правильных ответов учащимся предлагается пересдать зачет этапа учителю.

4 этап – станция «Макеты рельефа Земли».

Заранее готовятся макеты: вулкана, очага и эпицентра землетрясения, гор суши, равнин суши, разрез дна океана, оврага.

Учащиеся дают полную характеристику той форме рельефа, макет которой предлагает консультант.

Например, макет «Холмистая равнина». Учащиеся должны дать определение равнины, как различаются по абсолютной высоте и по рельефу, привести примеры.

Макет « Строение вулкана». Учащиеся должны показать его части, дать им определение, привести действующих вулканов в примеры.

5 этап – станция «Решение задач».

На этой станции учащиеся должны выполнить практические задания на карточках. Задания могут быть самые разные. Если ребята за 9-10 минут решают не одну задачу, то в зачетном листе консультант выставляет дополнительный балл.


  1. Обозначить цифрами признаки форм поверхности (цифры могут повторяться).

Признаки

Формы поверхности

Ответы( для консультанта)

  1. Представляют выпуклую форму поверхности



  1. Имеют: а)подошву

б) склон

в) вершину



  1. Относительная высота не превышает 200 м



  1. Относительная высота более 200 м




Холмы

Горы


1, 2а, 3, 2б, 2в

1,2а,2б,2в,4





  1. Чем отличаются глыбовые горы от складчатых? (делайте схематический рисунок)

  2. 3. На основе карты сделайте по плану описание гор: (Кавказа, Кордильер, Аид) по выбору.

  • В каком полушарии находятся горы?

  • На каком материке?

  • Как расположены по отношению к центру материка?

  • Направление?

  • Преобладающие высоты?

  • Высшая точка, ее название, высота, координаты?

  • Какие реки берут начало с гор?

  1. Опишите, используя физическую карту полушарий Западно-Сибирскую равнину по плану:

На каком материке находится?

  • Как расположена по отношению к центру материка?

  • Протяженность (в км) с севера на юг по меридиану 80° в.д.

  • Что ограничивает: с севера, с запада, с востока, с юга?

  • В каком направлении понижается?

  • Какие реки протекают?
  1. Надпишите цифры географических объектов у соответствующих форм рельефа:


Объекты

Формы рельефа

Ответы( для консультанта)

  1. Уральские

  2. Прикаспийская

  3. Среднерусская

  4. Западно-Сибирская

  5. Аравийское

  6. Среднесибирское

  7. Миссисипская

  8. Кавказские

  9. Месопатамская

  10. Кордильеры

Равнины: низменные,

возвышенные,

плоскогорные

Горы



2,4,7,9

3

5,6



1,8,10

Итоги зачета подводятся на следующем уроке учителем и консультантами.