birmaga.ru
добавить свой файл

1
Модель урока

Солодилова Екатерина Анатольевна.

учитель географии МОУ «СОШ №103»

г. Саратов
Класс – 6

Тема:
Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе.
Цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения .
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию:


  1. Способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте воды в природе.

  2. Создать условия для развития умения работать с текстом учебной статьи, географической картой, с материалами мультимедийной презентации; составлять описание по плану.

  3. Способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Средства обучения:

  1. Герасимова, Т.П. Начальный курс гегорафии: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – стереотип. М.: Дрофа, 2010.

  2. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.: Атлас.– М.: Роскартография, 2012.

  3. Мультимедийная презентация «Гидросфера. Мировой круговорот воды в природе».



Ход урока
Организационный момент (
слайд 1)
Приветствует учащихся, настраивает на урок. Проверяет готовность к уроку.

Актуализация знаний (
слайд 2, 4)
- Какие оболочки Земли вы знаете? (Литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу.)

Демонстрируя первый слайд, учитель предлагает учащимся назвать оболочку, которую начинают изучать на уроке.
- Что такое гидросфера? (Гидросфера - водная оболочка Земли.)

- В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе? (В жидком, в твёрдом, в газообразном.)


- Может ли вода переходить из одного состояния в другое? (Да.)

- Установите соответствие:

1. Испарение.

2. Замерзание.

3. Конденсация.

4. Таяние.

А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

(1В, 2А, 3Б, 4Г)

Мотивация и целеполагание (слайд 3)
Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

Утверждения:


  1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.

  2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

  3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

  4. Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.

  5. Тихий океан омывает берега всех материков Земли.


- Поднимите руку те, кто согласен с первым утверждением, кто не согласен? И т.д.

Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя.
Изучение нового материала
Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

- Используя текст учебника на стр. 81-82, п. 1, § 23, дополните схему (
слайд 5, 6)
Состав гидросферы


……………… ……………… ………………

96,5%)
(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)
- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)
«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

Волги вода и в Байкале и в Ниле.

И в Танганьике, и в нашей квартире

И. Якимов (
слайд 7)
Вы внимательно слушали, а теперь ответим на вопрос: «Так ли это? Прав ли автор?»

- Что заставляет нас усомниться в достоверности услышанного?

Работа с картами атласа. Найдите все перечисленные объекты на географической карте. Сделайте вывод о ГП частей гидросферы.

- Они находятся на разных материках. И не соединяются нигде.

- Тогда каким образом вода могла попасть в эти водоёмы? Есть ли у вас какие-нибудь предположения?

-Она испарилась из Волги и пар поднялся в атмосферу. Потом выпали осадки над Нилом и Байкалом и попали в водоёмы.

- А как эти осадки оказались над Нилом или Байкалом?

- Тучи гнал ветер.

- А как вода Волги может попасть в квартиры жителей других городов и стран, например, жителей США? Ведь они тоже читали этот геостих.

Осадки выпадают везде и уходят в землю, где смешиваются с подземными водами. Человек берёт их и по водопроводу вода идёт в дома.

-Покажите, пожалуйста, движением рук какой путь совершила вода из Волги в нашу квартиру или Байкал, при этом проговаривая вслух действие воды. (Испаряется, переносится, выпадает, перемещается).

-Какое движение вы совершили руками?

-Круговое.

-Какое же открытие мы с вами сделали?

- Вода совершает круговорот в природе.

Давайте наше открытие сформулируем в виде правила, используя рисунок.
Используя слайд 8, учитель кратко рассказывает о Мировом круговороте воды в природе. А затем предлагает по схеме выполнить задания и ответить на вопросы:

- Чем малый круговорот воды отличается от большого?

- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.
- Итак, главной, самой большой частью гидросферы является Мировой океан (
слайд 9). Изучение водной оболочки Земли мы начнём именно с него. Океан занимает ¾ площади Земли (слайд 10), он един, то есть из любой его точки можно попасть в любую другую, не пересекая сушу, и Океан состоит из четырёх частей (океанов).

Учитель предлагает найти океаны на карте океанов в атласе и показать их на мировой карте (слайд 11).

Практическая работа
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов по плану (слайд 12). Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам. Оформить ответы можно в виде таблицы.


План

Тихий океан



1. Какое место занимает по площади?

Первое




2. С какими другими океанами связан?

с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым





3. Какие материки омывает?

Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку




4. Какова максимальная глубина?

11022 м






Проверка выполнения работы проходит у доски с использованием слайда 11, настенной карты.


Пункт

плана

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

1

второе

третье

четвертое

2

с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

с Тихим и Атлантическим

с Тихим и Атлантическим

3

Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду

Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку

Северную Америку, Евразию

4

8742 м

7729 м

5527 м


Рефлексия (слайд 12)
Учитель предлагает учащимся вернуться к игре «верю – не верю» и снова в тетради напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».

(1-, 2+, 3-, 4+, 5-)
Домашнее задание (слайд 13)
§ 23, 24 (п.2) читать, уметь отвечать на вопросы по изученному материалу.
Задание на выбор: № 7 после § 23 или

№ 1 после § 24