birmaga.ru
добавить свой файл

1 2 ... 18 19


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_____________________________________________

Комиссия по межнациональным отношениям

и свободе совести

ТЕОЛОГИЯ

В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ

материалы общественных слушаний

Москва — 2008


Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. – М.: Изд. Общественной палаты Российской Федерации, 2008.

Книга содержит материалы общественных слушаний, состоявшихся 17 марта 2008 года в Общественной палате Российской Федерации на тему «Теология в системе научного знания и образования». В слушаниях приняли участие ученые, богословы, представители общественных и религиозных организаций, органов государственной власти. Также в книге опубликованы статьи экспертов, посвещенные проблемам религиозного образования в современной России.

Для специалистов научных учреждений, представителей общественных объединений и религиозных организаций, работников органов государственной власти и средств массовой информации.


Содержание:
Шевченко М.Л. ТЕОЛОГИЯ – НАУКА ИЛИ НЕ НАУКА? ……………..
Себенцов А.Е. О НАУЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ТЕОЛОГИИ…………………………………………………………………..
Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. ТЕОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………..
Протоиерей Владимир Воробьев. ТЕОЛОГИЯ КАК СИСТЕМА ЗНАНИЯ И ОТРАСЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК…………………………………….

Петрова Т.Э. ТЕОЛОГИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ……………………………………
Павленко А.Н. РЕЛИГИИ И ТЕОЛОГИЯ — ДОСТОЯНИЕ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА……………………………………………………………
Священник Владимир Шмалий. К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТЕ И СПЕЦИФИКЕ ТЕОЛОГИИ ……………………………………………….

Шохин В.К. О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ ТЕОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКИХ НАУК……………………………

Шахов М.О. ИЗБАВЛЯТЬ НАУКУ ОТ «ТЕОЛОГОФОБИИ» И ПРОЯВЛЯТЬ КРИТИЧНОСТЬ………………………………………………………………..
Мухаметшин Р.М. СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………..

Юрьев Е.Л. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЛИГИИ И

ТЕОЛОГИИ……………………………………………………………………..

Сладков Д.В. ЗНАНИЮ О ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ В РОССИИ НЕОБХОДИМ ПОЛНОЦЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ФОРМАТ……
Протоиерей Борис Михайлов. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ…………

Катасонов В.Н. РОЛЬ ТЕОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И В РАЗВИТИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ…………………………………………………………

Петракова Т.И. ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ………………………….
Лаза В.Д. ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТАНСТВЕ………………………………………………………………….

Человенко Т.Г. О «КОНФЛИКТЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ» В РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ……………………………………………………
Ситников А.В. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В 2008 ГОДУ……………………………………………………

Понкин И.В. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД……………………………….
Силантьев Р.А. ИСЛАМСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ……………….
Таланкина М.В. Развитие теологической науки и образования в Российской Федерации в постсоветский период………………………………………………………………………….

Метлик И.В. ТЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ……………………………………..


Теология – наука или не наука?

М.Л. Шевченко


член Общественной палаты Российской Федерации
Сегодня мы проводим общественные слушание на тему: «Теология в системе научного знания и образования».

Общественной палатой РФ выделяется площадка для широкой и свободной общественной дискуссии. Мы хотели бы выслушать здесь мнения всех, кому есть, что сказать по этой теме. Здесь собрались люди знающие, люди с огромным опытом, с хорошим образованием, люди разных взглядов.


Мы хотели выслушать все мнения по этой важнейшей проблеме. Почему она нам кажется важной? Некоторые считают, что теология — это что-то средневековое, что-то далекое от системы современного рационального научного знания. Является ли теология наукой? Или теология — это пережиток давнего прошлого от чего бы надо избавиться и что надо забыть?

Мне хотелось бы, чтобы мы высказывались сегодня свободно, аргументировано, продуктивно и как можно ближе к теме.

Первый вопрос, который я бы адресовал ко всем участникам: теология — это всё-таки наука или это не наука? Сегодня я с утра дал комментарий нескольким радиостанциям, и все задавали такой вопросы, типа — Ну как можно в наше время всерьез говорить о теологии? Как можно говорить о теологии в материалистическую эпоху? И какое это имеет отношение к системе образования?

Как бы кто к этому не относился, но всё-таки в России есть достаточно разветвленная сеть духовных школ. На мой взгляд, это учебные заведения, дающие высшие гуманитарное образование. Они отличаются от светских образовательных учреждений в том, что в них углубленно преподаются богословские дисциплины. В остальном преподавание в этих учебных заведений такое же, как и в светских учреждениях. А в чем-то может быть даже качественно лучше.

Обсуждать тему школьного образования мы сегодня не будем. Мне представляется, что это совсем иная тема, которая не имеет прямого отношения к теме сегодняшних общественных слушаний. Преподавать теологию в средней школе, на мой взгляд, невозможно. В старших классах, когда уже учащиеся школы будут готовы, можно лишь вводить термин «теология».

Напомню, что обсуждаемая нами сегодня тема была актуализирована в общественном пространстве так называемым письмом академиков летом 2007 года. Людей прямо скажем выдающихся, к мнению которых нельзя не прислушаться. Академик Гинсбург, например, лауреат Нобелевской премии. В письме было поставлено под сомнение само право теологии называться наукой, быть научной дисциплиной. Со стороны религиозных организаций и со стороны некоторых философов прозвучали иные точки зрения.


Сегодня мы хотели каким-то образом обобщить и систематизировать эти размышления. Мне кажется, что мы могли бы рассмотреть сегодня проблему в нескольких аспектах.

Во-первых, преподавание теологии, и ее изучение с точки зрения социальных, политических и нравственных и даже экономических последствий.

Во-вторых, необходимо рассматривать теологию в системе общего гуманитарного знания и теологию как часть научного знания.

Думаю, что правовые аспекты не требуют особого обсуждения — никаких нарушений принципа свободы совести в этой сфере нет. Напомню, что студенты распределяются по факультетам, по кафедрам и по дисциплинам по своему желанию, которое проявляется поступлением в тот или иной вуз, на тот или иной факультет и занимаясь теми или иными специализациями. Я, в бытность студентом, с удовольствием поступил бы на теологический факультет, если бы таковой был. Но теологических факультетов тогда не было, а поступить в Духовную академию было невозможно светскому человеку.

Мне кажется, ошибочно пытаться свести теологию только к культурологическому аспекту. Историю богословия и теологию нельзя рассматривать только в контексте культурологических дисциплин. Противники введения религиозной культуры в средних или в высших учебных заведениях говорят, что незачем вычленять религиозные дисциплины из истории, философии, литературы и т.п. Конечно, есть примеры преподавания в университете в советское время в рамках изучения греческого языка истории Евангелия, как это делал, например, профессор Козаржевский. Теологию, конечно, можно рассматривать в рамках философских дисциплин, и она близка с философским способом мышления. Мне представляется, что богословие — это не только наука о памятниках, о культурном и историческом контексте. В богословии имеется метафизическое измерение. Теология — это наука предельных вопросов.

Возникают и другие темы, связанные с присутствием теологии в светских вузах. Например, может ли теологию изучать человек, который не признает наличие Бога в той или иной форме? Это не вопрос образования и квалификации. Человек поступает на философский факультет и изучает философское знание, философию как науку. Точно также при поступлении на теологический факультет в светских вузах будет неправильным вопрос: верующий ли вы или неверующий, к какой конфессии принадлежите? Любой студент, абитуриент, желающий изучать теологию как основную дисциплину, имеет право получать такое образование.




следующая страница >>