birmaga.ru
добавить свой файл

1
РУБРИКА: «ИНТЕРЕСНО»

Тема: «В ДАЛЬ СМОТРЯЩАЯ»
При современном уровне межкультурных коммуникаций люди, работающие в разных отраслях промышленности, в сфере науки и производства, культуры и искусства, политики и образования, одним словом, во всех областях общественной жизни, стремятся к всемерному обогащению универсальными знаниями, в том числе к освоению знаний в сфере управления, организационных процессов, масс – медийных технологий, психологии общения и т.п. В образовательной стратегии ХХ1 века в качестве основного не стоит вопрос «Учиться или не учиться?» Ответ очевиден: «Учиться!» Вопросы заключаются в другом: « Где учиться? Чему именно? У кого?»

Таким образом, основной образовательной компетенцией современного человека становится желание и умение учиться на протяжении всей жизни. То есть, на первый план для человечества выходит необходимость развития способностей к здравой самооценке и самообразованию.

О том, как в современных условиях повысить качество и эффективность работы общеобразовательной школы мы поговорим сегодня с Директором Московской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением иностранных языков № 1354 – Постниковой Анной Львовной – кандидатом педагогических наук, лауреатом общероссийского конкурса «Лидер в образовании», почетным работником общего образования, победителем конкурса лучших учителей РФ в рамках ПНПО в 2008 году, членом – корреспондентом Международной академии наук педагогического образования, кавалером многочисленных наград, мамой четверых детей, жизнерадостным человеком и просто умной и красивой женщиной.

- Анна Львовна, какой, с Вашей точки зрения, должна быть современная школа? Что главное в создании образовательного пространства?

- Прогрессивное, поступательное развитие общества требует от современной школы подготовки людей не столько имеющих определенную сумму знаний, сколько обладающих гибким мышлением, способных находить нестандартные решения в различных ситуациях и воплощать их на практике. А самое главное, человек должен вырасти порядочным, трудолюбивым, честным и доброжелательным.


Это требует от школы создания образовательного пространства, психологически комфортного для каждого ребенка, способствующего эффективному обучению и воспитанию, сохраняющего психофизическое здоровье учащегося и формирование необходимых условий для социальной адаптации личности.

Одна из основных задач школы: сохранить и развить индивидуальность каждого ребенка и, создавая стиль отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества учителей, учащихся и родителей, сформировать коллектив единомышленников.

Обучение, развитие и воспитание – равнозначные стороны одного процесса образования, в результате которого должен быть получен образ «Я» – ЧЕЛОВЕК со своим взглядом на себя и окружающий мир и со своим отношением к миру. Другими словами, школа создает условия для разносторонней деятельности ребенка и учит, как стать успешным (а, значит счастливым, а, значит, добрым и самодостаточным) в жизни.

И, обязательно, современная отечественная общеобразовательная школа должна быть доступной, т.е. финансирование процессов образования и воспитания должно осуществляться в первую очередь государством.

- Какие основные задачи ставит перед собой Средняя общеобразовательная школа № 1354? На первый взгляд обычная школа, расположенная на окраине города. А если вглядеться?

- Учитывая современные образовательные тенденции в части качественного выполнения социального заказа, наша школа поставила перед собой три стратегические цели: Классическую – создание условий для развития свободной и ответственной личности; Функциональную – приобретение ребенком полезных жизненных навыков и умений, достижение определенной профессиональной и социальной карьеры, получения достойного места в жизни; Социальную – создание условий, при которых может сформироваться человек ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие с окружающим его миром.

- Анна Львовна, что, с Вашей точки зрения, является самым важным условием для формирования и развития современной социально-адаптированной личности?


- Важнейшим условием развития личности человека в современном мире является включение его в соответствующую активную деятельность. Вся система работы школы № 1354 направлена на то, чтобы ребенок из объекта воспитания стал субъектом сотрудничества. В нашей школе действует уникальная воспитательная методика, основанная на содружестве и доверии друг другу учителей, детей и родителей.

- Анна Львовна, на что направлена система работы Вашей школы?

- Вся система работы нашей школы направлена на испытание каждым учащимся чувства успеха. Позитивные чувства формируют позитивное образовательное пространство. Поэтому в циклограмме работы школы мероприятия подобраны так, чтобы каждый ребенок в течение года хотя бы раз испытал чувство успеха, победы над самим собой. Для лидеров – День рождения школы, для продвинутых в учебе – олимпиада «Успех», для спортсменов – Игры Доброй Воли, доля рукодельных – фестиваль школьного творчества, для добросовестных и трудолюбивых – Трудовая Вахта и так далее. И получается, ребенок съездил на экскурсию, посмотрел видеофильм о средневековой Италии, принял участие в постановке пьесы на английском языке, написал проект о музыкальной культуре Африки, написал статью в школьную газету, посадил цветы на школьной клумбе, а в результате - получил несколько витков развития гражданского самосознания. Потому что все, что происходит в школе, сверяется с ее этическим кодексом – Декларацией согласия. Так, изо дня в день формируется в сознании маленького человека «что такое хорошо и что такое плохо».

- Анна Львовна, расскажите пожалуйста о наиболее ярких достижениях школы в рамках участия в городских и международных проектах

- С июля 2001 года согласно Приказа МКО № 606 от 27.07.01 г. школа стала участницей городского эксперимента «Инновационная площадка по языковому образованию» с использованием в своей работе учебных пособий издательства Oxford University Press. Целью этой экспериментальной работы стал переход на третью модель языкового образования, которая предполагает получение учащимися высокого уровня языкового знания. Согласно приказа № 121 от 01.09.04 г. школа является городской экспериментальной площадкой Департамента образования города Москвы и окружным ресурсным центром языкового образования «Оксфордское качество».


Школа является также городской экспериментальной площадкой по программе «Лидер 21 века». В 2003-2004 учебном году школа перешла на второй этап эксперимента «Позитивное образовательное пространство – фундамент для гражданского становления личности». Школа участвует в программах ЮНЕСКО «Десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты 2001-2010» и «Сеть школ мира», является участником проекта Ассоциированных школ ЮНЕСКО. В школе создан Музей Любви и добра. Идея музея – идея всего уклада жизни школы: мировоззрению нельзя научить, его нельзя навязать, в нем нельзя убедить, можно только заинтересовать и найти общий язык.

- Анна Львовна, в чем Вы видите основную задачу отечественной педагогики и как пытаетесь решить ее на практике?

- Сейчас идет переход от массово-авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества и максимальной индивидуализации. Несмотря на кажущуюся разумность и простоту, это тяжелый процесс, так как должно измениться сознание абсолютно всех участвующих в процессе образования сторон: дети должны захотеть (!) учиться и получать от процесса удовольствие, и как минимум, научиться учиться. Ничего себе задачка?! Тем более, что научить их этому мало кто может, так как собственного подобного опыта не имеет. Учителя должны перейти на принципиально другую личностно-профессиональную позицию, а ее далеко не все принимают. Родители должны заново учиться доверять школе с одной стороны, и учиться разбираться в программах и методиках (чтобы грамотно сделать социальный заказ) с другой стороны. Это не просто, более того, это чудовищно тяжело. Поэтому надо просто начать что-то делать вместе, внедрять принцип добровольного сотрудничества во все образовательные сферы. Тогда, я надеюсь, люди заинтересуются, и… в спорах родится истина. Для этого сейчас в нашей школе нарабатываются проектные методики и технологии. Проекты могут быть самыми разными: индивидуальными и групповыми, узко предметными и широко социальными... Отличительным принципом нового в этой работе является то, что дети и взрослые переходят из взаимной позиции "ниже - выше" в позицию "наравне". При этом все прекрасно помнят, кто есть кто, но совместная деятельность гораздо привлекательнее, чем работа из-под палки. То же происходит и управления школой. Реально действующий Совет нашей школы способен принимать и реализовывать проекты, затрагивающие интересы всех, но, при этом, участники процесса будут активнее, так как у них спросили их мнение, и учли его при принятии окончательного решения.


- Анна Львовна, что с Вашей точки зрения нужно сделать взрослым, чтобы дети ходили в школу с удовольствием, учились с желанием, нестандартно мыслили, интенсивно развивались и т.д.?

- Школа станет общим домом, если мы все захотим этого, если и учителя, и ученики, и родители вместе будут решать, какой школе быть, как построить жизнь школы. Ведь школа может функционировать нормально и продуктивно только в том случае, когда решения будут приниматься, учитывая интересы и администрации, и учителей, и родителей, и, конечно, самих учащихся. Поэтому мы и пришли к системе школьного соуправления.

Под этим термином мы понимаем наличие свободного выбора целей и задач, а также достижение этих целей посредством равноправного участия, вовлечения и взаимодействия между различными участниками жизни школы. Школьное соуправление предполагает справедливое распределение власти в принятии решений между различными группами в школе. Участвуя в деятельности органов соуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного соуправления дети получают возможность влиять на жизнь в школе, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней. И только изменив соотношение «ученик - учитель», ставя ребёнка во все более активную позицию, делегируя ему часть прав, а, вместе с ними и обязанностей можно выстроить гармонию СО и САМО, что бы СОтрудничество, СОзидание, СОуправление, СОгласие, способствовали САМОобразованию, САМОвыражению, САМОутверждению и САМОреализации личности.

Школа – это маленькая модель большого мира. В ней сосредоточены его противоречия, чаяния и надежды. Какой будет школа сегодня, таким станет мир завтра. В школе не учатся, в ней живут. Постигают добро и зло, плачут и смеются, учатся верить и надеяться. Узнают, чтобы задуматься. Строят свои храмы науки и надежды, каждый в соответствии со своим ростом и фантазией. В школе не работают, в ней или творят или мучаются. Школа любит и принимает всех. Пусть сегодня станет она храмом любви, уважения и сотрудничества. Чтобы завтра люди жили на мирной, свободной планете.


Обучение в школе должно быть не самоцелью, а средством выработки определенных личностных качеств и нравственных устоев. Каждый учится в меру своих сил и талантов, но каждый из нас обязан быть человеком честным, воспитанным, толерантным, словом, приятным и надежным.

Не случайно символом нашей школы является журавль – птица мечты и высокого полета. Наши малыши гордо зовут себя журавлятами, а старшеклассники поместили его (журавля) на форму членов Совета школы.

Все мы внуки своего детства, а это значит: то, что закладываем мы сегодня, вернется сторицей завтра. Мне очень хочется, чтобы мои дети хорошо знали и любили математику, но еще больше мне хочется, чтобы они состоялись в жизни как мамы и папы, как руководители и подчиненные, как профессионалы и любители. Одним словом, стали настоящими людьми. Чтобы они получали удовольствие от жизни, а жизнь получала удовольствие от них.

- Анна Львовна, в этом году школе № 1354 исполняется 10 лет. С какими мыслями приближаетесь к юбилею, каких ждете подарков, в чьей помощи нуждаетесь, о чем мечтаете?

- Десятилетие школы отмечаем решением о реорганизации школы в современную многопрофильную гимназию. Это серьезное решение, которое было бы невозможно, если бы школа не прошла огромный серьезный путь как в языковом образовании (наша школа имеет статус Оксфордской, является окружным ресурсным центром программы "оксфордское качество", учителя школы на 50% - слушатели и выпускники oxford teachers ACADEMY), так и в создании уникальных методик воспитания, в том числе развития гражданского самосознания всех участников учебного процесса.

10 лет для школы – это целая жизнь. Давно ли работали в 2 смены и мечтали, чтобы в классах были телевизоры и магнитофоны?! А сейчас никого не удивляет компьютер в каждом классе, свободный доступ в Интернет, электронные микроскопы, интерактивные доски, мультимедийные проекторы и многое другое. И хорошо, что не удивляет: значит, современное оборудование стало привычным, значит, используется и детьми и взрослыми. Тем более, что современность школы не только в ее оснащении, оно лишь средство достижения цели. Современность школы в ее содержании, в том неповторимом духе творчества и исканий, который в ней царит.


Когда 10 лет назад в программе развития школы мы прописывали создание многопрофильного социально-образовательного центра, где ведущими методиками будут методики самообразования, где главной ценностью будет ценность человеческой личности, все это казалось далекой мечтой. Но мы верили в эту мечту, работали ради нее, и у школы стало появляться множество друзей и соратников, помогающих реализовывать наши проекты и предлагающих к воплощению свои интересные планы. Сегодня это и Московский городской педагогический университет, и Российская академия образования, и Московский архитектурный институт, и Российско-Китайский центр торгово-экономического сотрудничества, Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры, и Центр комплексного развития и социальной адаптации детей и подростков, и… даже Оксфордский университет и многие другие.

За десять лет упорного труда многое получилось: в нашей школе учителей высшей и первой квалификационной категории более 70%, школа многократно стала победителем в ПНПО ( победа 27 учителей за 4 года в ПНПО – это 97% успешного участия, из 29 заявок 27 побед, это высший % по Юго-Западному округу Москвы), 1 место по России в конкурсе "Воспитательные системы", 3 место по городу в конкурсе моделей СОуправления школой, ежегодно школа выпускает от 15 до 45% медалистов. В нашей школе не просто учатся и работают, в ней живут полноценной интересной жизнью. Перечисление ежегодных мероприятий, проводимых в нашей школе, может занять не одну страницу.

В планах школах продолжить совершенствование общественного соуправления, дооборудовать кабинеты современной техникой (в школе 15 интерактивных досок, прошли целевые курсы повышения квалификации педагогов, имеем еще 11 заявок на спецоборудование кабинетов от учителей), создать естественные лаборатории ( в кабинетах биологии и химии уже созданы, на очереди кабинет физики), переоборудовать спортивные и актовый залы, изменить интерьеры школы, продолжить развитие совместных детско-взрослых проектов (например, проводим в некоторых классах родительские собрания совместно с детьми, где ставим общие (!) задачи и потом публично отчитываемся о полученных результатах). Очень хочется модернизировать помещения и территорию школы с учетом современных образовательных и социальных тенденций, расширить сотрудничество с высшими учебными заведениями страны, а также продолжить процесс профессиональной переподготовки учителей нашей школы.


В этом году в программу обучения в нашей школе введен китайский язык. Поэтому хочется наладить более тесные связи с Российско - Китайским Центром торгово-экономического сотрудничества, оснастить кабинет современным лингофонным оборудованием, расширить методический материал, наладить обмен между учащимися нашей школы и Китая.

Одним словом, мечтаем о непрерывном развитии, надеемся на понимание, желаем всем здоровья и удачи.

- Анна Львовна, большое Вам спасибо за интересную беседу, за Ваш ответственный подход к выполняемой работе, за Вашу любовь к подрастающему поколению и просто - за то, что Вы такая! Пусть все задуманное Вами обязательно исполнится!

Беседу вела Председатель Правления

НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры»

Баяхчян Елена Валерьевна

Опубликовано:

-
« Какой будет школа сегодня - таким станет мир завтра» Журнал «Управление образованием» № 6/2009;

- «Маленькая модель большого мира» Газета «Торгово-Промышленные Ведомости» октябрь 2009г. № 20 (420);

- «В стиле сотрудничества учителей, учеников и родителей» Газета «Московская Правда» 12.10.2009г. № 218 (26380).